Рабочая программа курса внеурочной деятельности Я познаю мир 3Б класс

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы курса окружающий мир (развитие устной речи
на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности) для учащихся специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – автор В. В. Воронкова) из сборника
«Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы.» под редакцией В. В. Воронковой - М.:
«Просвещение», 2023
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых
школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников
в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому
учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью
является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной
деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении
другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно
окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их
чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные
выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует
развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей
действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины,
наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается
различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном
и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе
непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при
организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Разговорная устная
речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы
и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с
предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во
время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося
опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и
сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой
деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на
определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои
впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся
закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о
виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на
предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся
анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой
и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают
внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют
развитию речи и мышления учащихся.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей
к рациональному постижению мира.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
1. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта
сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни — с развитой
инфраструктурой, с разнообразными источниками информации.
2. Последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности
ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить
обобщение; специальных умений — работы с научно-популярной, справочной литературой.
3. Проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений.
4. Изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и
общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего
ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дис-циплин.
5. Воспитание у школьников бережного отношения к объектам Природы и результатам труда людей,
сознательного отношения к здоровому образу жизни
6.Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей, формирование элементарной
экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту,
обществе.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой
они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаѐт множество
неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации
может быть полезна целостная система знаний, а ещѐ в большей степени – сформированное умение
постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и
отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даѐт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать
явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий
мир» создаѐт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии,
географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий
картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на
различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаѐтся решать проблемы,
например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребѐнком состоит в том, что его опыт необычайно
широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путѐм непосредственного общения
с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего
телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счѐт широкого
распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным
«окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям
виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и
организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий
мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет
должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещѐ и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без
которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также
помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения
к этому миру.
Цели программы обучения:
Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной
деятельности.
Повышение уровня познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и
явлениями окружающей действительности.
Задачи программы обучения:
 формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным
предметам;
 расширять и обогащать представление об окружающем мире;
 обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные
выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые
способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
 обогащать словарный запас учащихся;
 научить учащихся участвовать в учебном диалоге;
 способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как
величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью
природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего
бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства
красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию,
важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих:
физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и
милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума,
понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной
среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к
поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния
нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы,
естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей
социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами
справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви
к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для
существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к
многообразию их культур.
Результаты изучения курса «Окружающий мир»
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются
условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты.
Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события
с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация
в социальных ролях и межличностных отношениях
Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в
результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
 мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой
деятельности;
 ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее
ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и
на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
 базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя
гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны
событиях и видеть свое место в них);
 любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в
желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
 базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к
культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
 учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам
постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям,
выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа
оценки успешности учения.

Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль,
коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника
на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы,
инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность
научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить
простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков,
составлять таблицы;
* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой
и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное
оборудование и измерительные приборы следовать инструкциям и правилам при проведении
экспериментов, делать
выводы на основании полученных результатов;
* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план,
иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки
опытов или выполнения задания;
* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений,
объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для
объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести
ответственность за еѐ сохранение);
* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих
отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила
экологического поведения в быту);
* Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и
укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при
несложных несчастных случаях;
* Работать с картой;
* Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать
достопримечательности городов и своего края;
* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами,
конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;

* Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни,
обычаям и верованиям наших предков;
* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный
коллектив, семья, общество);
* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость
здорового образа жизни;
* Воспитывать приоритет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;
* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорѐнности и правила;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом
по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей,
партнѐров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям
относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие,
управление коммуникацией.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего
образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:
* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений,
характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими
школьниками);
* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира,
выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события
культуры, истории общества, религии;
* сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст,
рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема);
* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях;
* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их
условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных
явлений;
* способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов,
самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования
необходимой
информации в быту.
* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и
взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе
не совпадающей с его собственной точкой зрения;
* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего.

Требования к уровню выпускников.
Планируемые результаты изучения курса «Я познаю мир» 3 класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 3 – м классе является формирование следующих умений:
 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые
поступки можно оценить как хорошие или плохие.
 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
 В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой
поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является
формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
 Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с
помощью учителя.
 В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна
для решения учебной задачи в один шаг.
 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных
учителем словарей, энциклопедий, справочников.
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.).
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений, событий.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде
текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
 Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом
своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
 Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать,
приводя аргументы.
 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку
зрения.
 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать
будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от
известного; выделять главное; составлять план.
 Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы (задачи).
 Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является
формирование следующих умений:
 называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать
общие и отличительные свойства;
 участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
 связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно
используя формы знакомых слов;
 ухаживать за одеждой и обувью;
 поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
 соблюдать правила личной гигиены;
 соблюдать правила уличного движения;
 знать правила дорожного движения.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Данная программа предусматривает обучение в 3 классе из расчёта 1 ч в неделю, 34 ч/год.

Содержание тем учебного курса (1 ч в неделю)
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным
свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать
вопросы, дополнять высказывания товарищей.
Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и
беседы.
Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и
животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных
отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
Примерная тематика
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег).
Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод,
грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на
деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы:
короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны:
удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход,
первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза.
Детские игры в разные времена года.
Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение
названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на
зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье,
хранение).
Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание
сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение
различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка
щеткой, использование кремов для обуви).
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана
капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание
семян гороха или бобов.
Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу,
запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске,
форме, вкусу.

Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви,
листья. Семена дуба, тополя.
Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение
частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными
растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие.
Наблюдения за появлением первых цветов.
Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело.
Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече
птиц весной.
Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы
(назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы
слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как
пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
Повторение пройденного.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в
природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и
труда по месяцам.
Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для
ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по
посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.

Перечень учебно- методических средств обучения.

Программа 0 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида В.В.
Воронкова.- М.: Просвещение, 2023.

Календарно – тематическое планирование.
№ п/п

Тема урока

1

Погода

2

Признаки лета

3

Признаки осени

КолПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Дата
во
(в соответствии с ФГОС)
час Предметные
Метапредметные результаты
результаты
(УУД)
Сезонные изменения в природе.
Ясно, пасмурно,
Л. внутренняя позиция школьника
1
сильный дождь,
на уровне положительного
небольшой дождь,
отношения к школе;
снег
П. осознанно и произвольно строить
Солнечные, жаркие
1
сообщения в устной и письменной
дни, теплые дожди,
форме
зеленые листья,
цветение трав, сбор
Р. проявлять познавательную
ягод, грибов
инициативу в учебном
сотрудничестве

1

4

Экскурсия в парк

1

5

Сезонная работа на
огороде, в саду.

1

6

Детские игры летом
и осенью

1

Пасмурные дни,
холодные дожди,
туманы, изменение
окраски листьев на
деревьях и
кустарни-ках,
листопад, увядание
трав, наступление
холодов, отлет птиц

Деревья, лес, парк,
живая и неживая
природа
Сад, огород,
инструменты.
Правила техники
безопасности при
работе на огороде

Игры и развлечения
детей

К. Уметь участвовать в беседе
Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного
отношения к школе;
П. осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной
форме
Р. преобразовывать практическую
задачу в познавательную.
К. Уметь участвовать в беседе
Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного
отношения к школе;
П. строить рассуждения в форме
связи простых суждений об объекте,
его строении свойствах и связях
Р. преобразовывать практическую
задачу в познавательную.
К. -задавать вопросы для
организации собственной
деятельности
Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного
отношения к школе;
П. осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной
форме
Р. преобразовывать практическую

задачу в познавательную.

7

Экскурсия Улица, на 1
которой рас-положена
школа.До-ма, тротуары, скверы

Улица, название
улицы, жители,
соседи.
Дома, тротуары,
мостовая, скверы.

К. -задавать вопросы для
организации собственной
деятельности
Улица, транспорт
Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного
отношения к школе;
П. осуществлять запись об
окружающем мире;
Р. определять, формулировать
учебную задачу на уроке в диалоге с
учителем

8

Обозначе-ние названий улиц и номеров
домов. Экскурсия

1

Номер дома,
табличка, четные и
нечетные номера
домов.

К. Уметь участвовать в беседе
Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного
отношения к школе;
П. осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной
форме
Р. в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;

9

Школьный и домашний адрес

1

Адрес, почта,
почтальон, письмо,
конверт

Практ.зан «Адрес
на конверте»

К. Уметь участвовать в беседе
Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного
отношения к школе;
П. осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной
форме
Р. в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;

10

Виды транс-порта:
трам-вай, авто-бус,
трол-лейбус.

1

Виды транспорта:
трамвай, автобус,
троллейбус.
Различие видов
транспорта

К. -задавать вопросы для
организации собственной
деятельности
Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного
отношения к школе;
П. осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной
форме
Р. в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;
К. Уметь участвовать в беседе

11

ПДД: пере-ход
улицы

1

Практ зан

Светофор, сигналы
светофора,
пешеходный
переход

Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного
отношения к школе;
П. осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной
форме
Р. в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;

12

Посуда: чашка, стакан, кружка,
Различение

1

К. Уметь участвовать в беседе
Бытовые предметы
Чашка, стакан,
Л. внутренняя позиция школьника
кружка, Различение на уровне положительного
и назначение
отношения к школе;
Уход за посудой
(мытье, хранение).

П. осуществлять запись об
окружающем мире;
Р. определять, формулировать
учебную задачу на уроке в диалоге с
учителем

13

Мебель. Стол, стул,
диван, кро-вать,
крес-ло, шкаф.
Назначение

1

Стол, стул, диван,
Назначение.
Кровать, кресло,
шкаф. Назначение.

К. Уметь участвовать в беседе
Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного
отношения к школе;
П. осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной
форме
Р. проявлять познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве

14

15

Прак зан. Уход за
мебелью

1

Одежда:шап-ка, шляпа, 1
берет, шкаф.
Назначение
варежки,пер-чатки,
чул-ки, носки,
гольфы.Уход за
одеждой

Протирание мебели
сухой и влажной
тряпкой
Назначение и
различение
головных уборов
Назначение и
различение одежды
для рук и ног

Чистка одежды
щеткой, стирка,

К. Уметь участвовать в беседе
Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного
отношения к школе;
П. осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной
форме
Р. проявлять познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве
К. учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию
Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного

сушка, складывание
и хранение

отношения к школе;
П. строить рассуждения в форме
связи простых суждений об объекте,
его строении свойствах и связях
Р. преобразовывать практическую
задачу в познавательную.

16

Обувь.Виды обуви

1

Практ зан. Уход за
обувью

17

Овощи. Кар-тофель,
ка-пуста, свек-ла,
горох или бобы.

Виды обуви для
разных сезонов
Мытье,
просушивание,
чистка щеткой
обуви,
использование
кремов для обуви

1

Вкус ово-щей.Хранение овощей зимой.
Употребление
овощей

Внешний вид
клубня картофеля,
кочана капусты,
корня свеклы.
Кислый, сладкий.
Горький. Соленый
вкус
Способы хранения
овощей. Блюда из
овощей.

18

опыт«Проращивание 1
семян горо-ха,
бобов».

Опыт. Наблюдение
за результатами
опыта

К. -задавать вопросы для
организации собственной
деятельности
Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного
отношения к школе;
П. осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной
форме
Р. определять, формулировать
учебную задачу на уроке в диалоге с
учителем
К. учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию
Растения
Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного
отношения к школе;
П. осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной
форме
Р. определять, формулировать
учебную задачу на уроке в диалоге с
учителем
К. учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию
Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного
отношения к школе;
П. осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной
форме
Р. преобразовывать практическую
задачу в познавательную.
К. -задавать вопросы для
организации собственной

деятельности
19

Бахчевые
1
культуры. Различение
по цвету, величине,фор-ме, вкусу,
запаху

Семена культур.
Хранение.
Подкормка птиц.

Укладка на хранение
семян для подкормки
птиц зимой.

20

Ягоды.

Арбуз, дыня. Цвет,
величина, форма,
вкус, запах этих
культур.

Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного
отношения к школе;
П. осуществлять запись об
окружающем мире;
Р. преобразовывать практическую
задачу в познавательную.

1

Сравнение ягод по
ок-раске, фор-ме,
вкусу.

Рябина, калина,
клюква, брусника
или другие местные
ягоды Отличие ягод.
Виды ягод.
Окраска, вкус,
форма ягод

К. учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию
Л. способность к самооценке на
основе критериев успешности
учебной деят-ти.
П. сравнивать и группировать
предметы, их образы по заданным и
самостоятельно выбранным
основаниям.
Р. оценивать правильность
выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной
оценки.

21

Деревья

1

Части дере-ва.Сравнение дуба, тополя по
окраске,форме,размеру.

Дуб, тополь или
другие. Узнавание и
называние.
Части дерева:
корень, ствол, ветви,
листья.
Форма, окраска
дуба, тополя

22

Растения на клумбах.Узна-вание и
называние цветущих
растений
Различение частей
рас-тений: ко-рень,

1

Астры, бархатцы,
ноготки или другие
Гербарий. Внешние
и отличительные
признаки растений:

К. учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию
Л. способность к самооценке на
основе критериев успешности
учебной деятельности.
П. сравнивать и группировать
предметы, их образы по заданным и
самостоятельно выбранным
основаниям.
Р. оценивать правильность
выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной
оценки.
К. учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию
Л. способность к самооценке на
основе критериев успешности
учебной деятельности.
П. сравнивать и группировать
предметы, их образы по заданным и

сте-бель, лис-тья,
цветки

23

Комнатные
1
растения. Различение
комнатных растений

запах, цвет, форма
цветка и листьев.

самостоятельно выбранным
основаниям.

Части растения:
корень, стебель,
листья, цветки

Р. оценивать правильность
выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной
оценки.

Традесканция,
герань или другие.
Мытье цветочных
горшков, поддонов,
правильная
расстановка
растений в классе

Уход за комнатными растениями

К. учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию
Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного
отношения к школе;
П. сравнивать и группировать
предметы, их образы по заданным и
самостоятельно выбранным
основаниям.
Р. проявлять познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве

24

25

Раннецветущие расте- 1
ния.Наблю-дения за
появлением цветов
комнатных растений.
Обобщение
«Растения»

1

Гусиный лук,
ветреница,
подснежник,
тюльпан или другие
Первоцветы
Обобщающий урок
по теме «Растения»

К. учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию
Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного
отношения к школе;
П. осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной
форме
Р. преобразовывать практическую
задачу в познавательную.
К. .:-задавать вопросы для
организации собственной
деятельности

26

Экскурсия в зимний
парк
Зарисовки

1

Сезонные изменения в природе
Признаки зимы:
Л. способность к самооценке на
короткие дни,
основе критериев успешности
длинные ночи,
учебной деятельности.
морозы, иней,

снегопады, метели,
оттепели

П. сравнивать и группировать
предметы, их образы по заданным и
самостоятельно выбранным
основаниям.
Р. оценивать правильность
выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной
оценки.

27

Домашние
животные.

1

28

Дикие животные

1

29

Птицы.

1

30
.

Сравнение птиц. Под- 1
кормка птиц зимой.
Кормушки
ЭкскурсияПтицы нашего парка

Коза, овца.
Основные части
тела, питание.
Польза, приносимая
людям.
Еж, медведь.
Внешний вид, пища,
повадки. Как
зимуют
Снегирь, синица,
грач, скворец.
Польза, приносимая
людям.

Величина птиц.
Части тела птиц.
Чем покрыто тело.
Различение этих
птиц. Кормушка,
корм, скворечник,
синичник. Гнездо.
Птицы перелетные и
зимующие, на
примере
наблюдения за
птицами данной
местности

31

Домашние птицы.

1

32

Насекомые.

1

Курица, утка.
Основные части
тела, питание. Уход
за курами и утками
Муравей, муха,
божья коровка,
стрекоза. Название.
Внешний вид. Где
живут

К. учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию
Животные
Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного
отношения к школе;
П. сравнивать и группировать
предметы, их образы по заданным и
самостоятельно выбранным
основаниям.
Р. проявлять познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве
К. учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию
Л. способность к самооценке на
основе критериев успешности
учебной деятельности.
П. сравнивать и группировать
предметы, их образы по заданным и
самостоятельно выбранным
основаниям.
Р. оценивать правильность
выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной
оценки.
К. учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию
Л. способность к самооценке на
основе критериев успешности
учебной деятельности.
П. сравнивать и группировать
предметы, их образы по заданным и
самостоятельно выбранным
основаниям.

33

Животные.
Обобщение

1

Звери, птицы, рыбы,
насекомые.
Различение по
внешнему виду

Р. оценивать правильность
выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной
оценки.
К. учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию

Экскурсия в
весенний парк
Признаки весны
34

1

Удлинение дня,
увеличение
количества
солнечных дней,
потепление, таяние
снега и льда,
ледоход, первые
весенние цветы,
набухание почек на
деревьях, появление
листьев, прилет
птиц, первая гроза

задавать вопросы для организации
собственной деятельности
Л. внутренняя позиция школьника
на уровне положительного
отношения к школе;
П. осуществлять запись об
окружающем мире;
Р. преобразовывать практическую
задачу в познавательную.
К. учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».