ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Основы коммуникации» разработана на
основе нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с
умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант 6.4;
Учебный план МОУ "Вербенская СШ"
Коррекционный курс «Основы коммуникации» является элементом коррекционноразвивающей области и реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме
специально организованных занятий, с учетом актуального состояния здоровья
обучающихся и социального заказа родителей.
Содержание программы составлено с учетом рекомендаций ЦПМПК, результатов
логопедического обследования обучающихся.
Категория обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
неоднородная по составу группа школьников. Отклонения в развитии у детей с такой
патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени
выраженности.
Для составления программы, соответствующей требованиям ФГОС НОО ОВЗ
учитывалась типология группы обучающихся с двигательными нарушениями и
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также имеющиеся
дизартрические нарушения и системное недоразвитие речи.
В статусе детей с НОДА и умственной отсталостью наблюдается ряд
характерных признаков: конкретность мышления, торпидность, трудность переключения
с одного задания на другое, доступность выполнения только наиболее простых
заданий; безразличие, слабость волевых усилий и мотивации; недостаточность не только
звукопроизносительной
стороны
речи, но, преимущественно,
фразовой
и
смысловой ее составляющей.
Специфика коммуникативной деятельности данной категории детей проявляется в
задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве
между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании речи
собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой
интенсивности мимики, жестикуляции. У детей с НОДА наблюдается недостаточное
развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это
обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения.
Таким образом, учет особенностей и возможностей обучающихся с НОДА и
умственной отсталостью, на занятиях должен реализовываться через образовательные
условия (совокупность специальных упражнений, направленных на развитие
артикуляторного праксиса; активные методы воздействия на изменение состояния мышц
периферического речевого аппарата). Наряду с индивидуализацией обучения на
логопедических занятиях, необходимо обеспечить особую пространственную и
временную организацию образовательной среды.
Основной целью курса «Основы коммуникации» является активизация навыков
вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их
подготовка к жизни в современном обществе.
В ходе реализации программы по формированию основ коммуникации решаются
следующие взаимосвязанные задачи:
формирование коммуникативной мотивации;
формирование невербальных и вербальных средств коммуникации;
формирование интенциональной направленности речи;
формирование умения «выступать» в различных
коммуникативных ролях:
«говорящего» и «слушающего»;
закрепление коммуникативных навыков в повседневных ситуациях.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с НОДА
навыки элементарной устной коммуникации.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития
обучающихся. Компенсация особенностей развития достигается путем организации
обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов детей, в
соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального
подхода, эмоционально-благополучного климата на занятиях, разнообразных форм
деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности,
использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности,
использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов,
большого количества наглядности.
Содержание коррекционного курса «Основы коммуникации» на I этапе обучения
(дополнительный первый класс, 1 – 4 классы) представлено следующими разделами:
формирование умений выражать просьбы/требования; формирование социальной
ответной реакции; формирование умений называть, комментировать и описывать
предметы, людей, действия, события; формирование умений привлекать внимание и
задавать вопросы; формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них;
формирование социального поведения; формирование диалоговых навыков.
Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и,
в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для
успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для
подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном
обществе.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 5 лет обучения.
Место учебного предмета в учебном плане
Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с НОДА в
структуру учебного плана введен коррекционный курс «Основы коммуникации»,
способствующий формированию коммуникативных навыков. На изучение данного курса
в дополнительном первом классе, 1 – 4 классах отводится по 1 часу в неделю, курс
дополнительного первого и 1 класса рассчитан на 33 часа, 2 – 4 – на 34 часа с учетом
стартовой, промежуточной и итоговой диагностики.
Форма и режим коррекционно-образовательной деятельности
С целью достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся
с НОДА используются:
- формы организации учебного процесса: работа индивидуально, дидактические
игры, дифференциация процесса.
- методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительнорепродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.
Основные виды деятельности, применяемые на занятиях: игры, упражнения,
беседа и прочее.
Отдельные занятия проводятся на материале актуальных и значимых для
обучающихся тем, впечатлений, связанных с конкретными социальными ситуациями.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями педагога.
- Наблюдение за поведением одноклассников.
- Анализ проблемных ситуаций (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Работа с раздаточным материалом (с помощью педагога, тьютора, другого
ученика).
Формы учебной деятельности, применяемые на занятии: индивидуальная работа,
ролевые игры.
Особенности речевого развития обучающихся
Речь у детей не сформирована, используется механически, они не становятся
инициаторами беседы, затрудняются в том, чтобы поддержать даже простой диалог.
Накопленный словарь используется механически, неосмысленно. Дети не
понимают смысла отдельных слов, не могут ответить на вопросы, не понимают
содержания беседы. Успешно повторяя слова и короткие предложения, односложно
отвечают, заимствуя слова из вопроса, и не могут задать встречный вопрос, составить
элементарный рассказ о себе.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса в соответствии с ФГОС
Первый класс (дополнительный)
С учётом
психофизических
особенностей
обучающихся
личностные
результаты включают:
- овладение принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой
формой поведения, его социальным рисунком);
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми в различных социальных и
коммуникативных ситуациях.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения
включают освоение обучающимися специфических умений, знаний и навыков для данной
предметной области.
Минимальный уровень:
- умение
выражать просьбы/требования, отказ, согласие;
- реагирование на свое имя;
- умение отвечать на приветствие.
Достаточный уровень:
- умение
выражать просьбы/требования, отказ, согласие;
- реагирование на свое имя;
- умение отвечать на приветствие;
- умения узнавать
знакомых людей (по имени).
Первый класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС
Личностные результаты включают:
- овладение принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми в различных социальных и
коммуникативных ситуациях;
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения
включают освоение обучающимися специфических умений, знаний и навыков для данной
предметной области.
Минимальный уровень:
- умение
выражать просьбы/требования, отказ, согласие;
- реагирование на свое имя;
- умение отвечать на приветствие.
Достаточный уровень:
- умение
выражать просьбы/требования, отказ, согласие;
- реагирование на свое имя;
- умение отвечать на приветствие.
- умения узнавать
знакомых людей (по имени);
- определять принадлежность собственных вещей.
Второй класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС
С учётом
психофизических
особенностей
обучающихся
личностные
результаты включают:
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных и коммуникативных ситуациях;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения
включают освоение обучающимися специфических умений, знаний и навыков для данной
предметной области.
Минимальный уровень:
- умение выражать просьбы/требования, отказ, согласие («ДА», «НЕТ», НЕ
БУДУ»; «НЕ ХОЧУ» «ДАЙ»;
- называние своего имени;
- умение отвечать на простые вопросы «Кто?, «Что?, «Что делает?»;
- умение привлекать внимание окружающих людей, адекватно выражать
собственные эмоции (с помощью мимики и жестов).
Достаточный уровень:
- умения называть
различные предметы, знакомых людей (по имени);
- умения называть действия;
- умения определять принадлежность собственных вещей;
- умение отвечать на простые вопросы: «Что?», «Кто?», «Что делает?»;
- умение адекватно выражать собственные эмоции.
Третий класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС
С учётом
психофизических
особенностей
обучающихся
личностные
результаты включают:
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных и коммуникативных ситуациях;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения
включают освоение обучающимися специфических умений, знаний и навыков для данной
предметной области.
Минимальный уровень:
- умение выражать просьбы/требования, отказ, согласие;
- называние своего имени;
- умение отвечать на приветствия и простые вопросы;
- умение привлекать внимание окружающих людей, адекватно выражать
собственные эмоции (с помощью мимики и жестов).
Достаточный уровень:
- умения называть различные предметы, знакомых людей (по имени);
- описывать действия и местонахождение предметов;
- определять принадлежность собственных вещей;
- отвечать и задавать простые вопросы: «Что?», «Кто?», «Что делает?», «Где?»;
- адекватно выражать собственные эмоции.
Четвертый класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные
результаты включают:
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения
включают освоение обучающимися специфических умений, знаний и навыков для данной
предметной области.
Минимальный уровень:
- применять элементарные правила речевого общения с помощью педагога
(выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- знать и применять элементарные правила речевого общения;
- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить
элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес)
Достаточный уровень:
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
- выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на
образец речи или анализ речевой ситуации;
- использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
Содержание коррекционного курса
№
Название раздела
1 Формирование
умений выражать
просьбы/требования
2
3
Содержание раздела
- Просьба о повторении действия.
- Умение попросить предмет в
ситуации выбора.
Просьба поесть/попить.
- Требование предмета/игрушки.
- Требование любимой деятельности.
- Просьба о помощи.
- Отклик на свое имя.
Формирование
социальной ответной - Отказ от предложенного
предмета /деятельности .
реакции
- Ответ на приветствия других
людей.
- Выражение согласия.
- Ответы на личные вопросы.
Формирование
- Комментарии в ответ на неожиданное
умений называть,
событие.
комментировать
- Умение называть различные предметы.
и описывать
- Умение называть различных персонажей из
предметы, людей,
книг, мультфильмов.
действия, события
- Определение принадлежности
собственных вещей.
- Умение называть знакомых людей по
имени.
- Комментирование действий, сообщение
информации о действиях.
- Описание местонахождения
предметов, людей.
Описание свойств
предметов.
- Описание прошедших событий.
Описание будущих событий.
- Умение привлекать внимание.
Формирование
умений привлекать
- Умение задавать вопросы о предмете
внимание и задавать («Что ____?»).
вопросы
- Умение задавать вопросы о другом
человеке («Кто ____»).
- Умение задавать вопросы о действиях
(«Что делает _____?»).
- Умение задавать общие вопросы,
требующие ответа да/нет.
- Умение задавать вопросы о
местонахождении пред мета («Где
__?»).
- Умение задавать вопросы, связанные с
понятием врем ени («Когда _____?»).
Формы контроля
Учет личных
достижений
обучающихся в процессе
диагностического
обследования; оценка
личностных результатов
по результатам
продвижения ребенка в
овладении социальными
(жизненными)
компетенциями
Формирование
умений выражать
эмоции, чувства;
сообщать о них
Формирование
социального
поведения
Формирование
диалоговых
навыков
- Выражение радости .
- Выражение грусти.
- Выражение страха.
- Выражение гнева.
- Сообщение о боли.
- Сообщение об усталости.
- Выражение удовольствия/недовольства.
- Просьба повторить социальную игру .
- Просьба поиграть вместе.
- Вежливость.
- Умение поделиться чем-либо с
другим человеком.
Выражение чувства
привязанности.
- Оказание помощи.
- Умение утешить другого человека.
- Умение инициировать диалог, обращаясь
к человеку по имени.
- Умение инициировать диалог, используя
стандартные
фразы.
- Завершение диалога с использованием
стандартной
фразы.
- Умение поддержать диалог, делясь
информацией с собеседником.
- Умение поддержать диалог,
организованный собе седником.
- Умение поддержать диалог на
определенную тему.
- Умение поддерживать диалог в различных
социальных ситуациях.
- Соблюдение правил разговора.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый (дополнительный) класс
№
занятия
1
Тема
Стартовая диагностика
Кол-во
часов
6
Формирование умений выражать просьбы/требования
2
1
4
«Установление эмоционального контакта. Формирование первичного навыка
взаимодействия, партнёрских взаимоотношений со взрослым»
«Развитие навыка сонаправленного внимания и предвосхищения действий
взрослого. Развитие понимания интонации»
«Развитие протодиалога в игре»
5
«Развитие умения слушать обращенную речь»
1
6
«Развитие понимания обращенной речи»
1
3
1
1
7
«Просьба о повторении действия»
1
8
«Умение попросить предмет в ситуации выбора»
1
9
«Просьба поесть»
1
10
«Просьба попить»
1
11
«Требование предмета/игрушки»
1
12
Промежуточная диагностика
4
13
«Требование любимой деятельности»
1
14
«Просьба о помощи»
1
Формирование социальной ответной реакции
15
«Отклик на свое имя»
1
16
«Отказ от предложенного предмета/деятельности»
1
17
«Ответ на приветствие других людей»
1
18
«Выражение согласия»
1
Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы
19
«Умение привлекать внимание»
1
20
Формирование умений выражать эмоции, чувства;
сообщать о них
«Сообщение о боли»
1
21
«Сообщение об усталости»
1
22
Итоговая диагностика
4
Итого: 33 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый класс
№
занятия
1
Тема
Стартовая диагностика
Кол-во
часов
6
Формирование умений выражать просьбы/требования
2
«Развитие протодиалога в игре» (на материале русских народных сказок)
1
3
«Развитие понимания интонации» (сказка «Три медведя»)
1
4
1
5
«Развитие умения слушать обращенную речь» (выполнение простых
инструкций)
«Развитие понимания обращенной речи» (на материале лексических тем)
6
«Просьба о повторении действия» (невербально/вербально по возможности)
1
7
«Умение попросить предмет в ситуации выбора» (выбор из 2х, 3х предметов)
1
1
8
«Требование предмета/игрушки» (использования жеста и слова «Дай»)
1
9
«Требование любимой деятельности» (использование жеста и слова «Еще»)
1
10
«Просьба о помощи» (использование слова «Помоги» и жеста)
1
Формирование социальной ответной реакции
11
Промежуточная диагностика
4
12
1
13
«Отказ от предложенного предмета/деятельности» (использование жеста и
слова «Нет»)
«Выражение согласия» (использование жеста и слова «Да»)
14
«Ответы на личные вопросы: «Как тебя зовут?»
1
Формирование умений называть, комментировать и
действия, события
1
описывать предметы, людей,
15
«Умение называть различные предметы»
1
16
«Определение принадлежности собственных вещей»
1
17
«Умение называть знакомых людей по имени»
1
Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы
18
«Умение привлекать внимание»
1
19
Формирование умений выражать эмоции, чувства;
сообщать о них
«Выражение радости». Повторение
1
20
«Выражение гнева». Повторение
1
21
«Сообщение о боли». Повторение
1
22
Итоговая диагностика
4
Итого: 33 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Второй класс
№
занятия
1
Тема
Стартовая диагностика
Кол-во
часов
4
Формирование умений выражать просьбы/требования
2
«Умение попросить предмет в ситуации выбора» (3 – 4 предмета)
1
3
«Просьба о помощи». Повторение
1
Формирование социальной ответной реакции
4
«Ответы на личные вопросы.
1
Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей,
действия, события
5
«Умение называть различные предметы» (на материале лексических тем)
1
6
«Умение называть различных персонажей из книг,
1
7
«Определение принадлежности собственных вещей» (мой, моя)
1
8
«Умение называть знакомых людей по имени». Повторение
1
9
«Комментирование действий»:
- комментирование собственных действий
«Сообщение информации о действиях»
- сообщение информации о собственных действиях
«Сообщение информации о действиях»
- сообщение информации о действиях окру жающих людей
Промежуточная диагностика
2
«Сообщение информации о действиях»
- сообщение информации о действиях животных
«Сообщение информации о действиях, изобра женных на картинках»
1
10
11
12
13
14
мультфильмов»
2
2
4
2
Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы
15
«Умение привлекать внимание»
1
Формирование умений выражать эмоции, чувства;
сообщать о них
16
«Выражение удовольствия/недовольства». Повторение
1
17
«Просьба повторить социальную игру»
1
18
«Просьба поиграть вместе»
1
19
«Вежливость»
1
20
«Умение поделиться чем-либо с другим человеком»
1
21
Итоговая диагностика
4
Итого: 34 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Третий класс
№
занятия
1
Тема
Стартовая диагностика
Кол-во
часов
4
Формирование умений называть,
комментировать и описывать предметы, людей, действия, события
2
«Комментарии в ответ на неожиданное событие»
1
3
«Умение называть различные предметы» (на материале лексических тем)
1
4
1
7
«Сообщение информации о действиях»
- сообщение информации о действиях окру жающих людей («Мой класс»)
«Сообщение информации о действиях»
- сообщение информации о действиях предметов (на материале лексических
тем)
«Комментирование действий, изображенных на картинках»
(пособие «Фразовая речь»)
«Сообщение информации о действиях, изобра женных на картинках»
8
«Описание местонахождения предметов»
1
9
«Описание местонахождения людей»
1
10
«Описание свойств предметов»
1
11
«Описание прошедших событий»
1
12
«Описание будущих событий»
1
5
6
1
1
1
Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы
13
«Умение задавать вопросы о предмете («Что ______?»)»
1
14
«Умение задавать
1
15
«Умение задавать вопросы о действиях («Что дела ет _____?»)»
1
16
«Умение задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет»
1
17
«Умение задавать вопросы о местонахождении предмета («Где ____?»)»
1
18
«Умение задавать вопросы, связанные с
(«Когда ______ ?»)»
1
вопросы
о
другом
человеке («Кто ___?»)»
понятием времени
Формирование умений выражать эмоции, чувства;
сообщать о них
19
«Выражение грусти».
1
20
«Выражение страха».
1
Формирование социального поведения
21
«Выражение чувства привязанности». Повторение
1
22
«Оказание помощи»
1
23
«Умение утешить другого человека»
1
24
Итоговая диагностика
4
Итого: 34 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Четвертый класс
№
занятия
Тема
Кол-во
часов
1
Стартовая диагностика
4
Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей,
действия, события
2
«Комментарии в ответ на неожиданное событие»
1
3
«Описание местонахождения предметов» (работа с предлогами)
1
4
«Описание местонахождения людей» («Моя школа. Помещения»)
1
5
1
6
«Описание свойств предметов» (цвет, форма, величина, из чего сделано, как
использовать)
«Описание прошедших событий» (на материале темы «Мой класс»)
7
«Описание будущих событий» (планирование деятельности)
1
1
Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы
8
9
10
11
12
«Умение задавать вопросы о предмете, другом человеке
(«Что ______?» («Кто _______?»)» («Овощи, фрукты)
«Умение задавать вопросы о действиях («Что дела ет _____?»)»
(фразовый конструктор ч.3)
«Умение задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет». Повторение
1
«Умение задавать вопросы о местонахождении предмета («Где ____?»)»
(употребление предлогов)
«Умение задавать вопросы, связанные с
понятием времени
(«Когда ______ ?»)» («Времена года»)
1
1
1
1
Формирование социального поведения
13
14
15
16
«Вежливость» (использование слов «Спасибо», «Пожалуйста», «Правила
этикета»)
Промежуточная диагностика
1
«Умение поделиться чем-либо с другим человеком» (практическая
деятельность)
«Умение утешить другого человека»
1
4
1
Формирование диалоговых навыков
17
Умение инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени
1
18
Умение инициировать диалог, используя стандартные
1
19
Завершение диалога с использованием стандартной
20
Умение поддержать диалог, делясь информацией с собеседником
1
21
Умение поддержать диалог, организованный собеседником
1
22
Умение поддержать диалог на определенную тему
1
23
Умение поддерживать диалог в различных социальных ситуациях
1
24
Соблюдение правил разговора
1
25
Итоговая диагностика
4
фразы
фразы
1
Итого: 34 часа
Материально – технической обеспечение образовательного процесса
- Плакаты, картины с изображениями животных и их детёнышами, разными видами
транспорта, природы, цветов, различных ситуаций, героями сказок;
- фотографии с изображением различных эмоциональных состояний;
- подборка игр на эмоционально-волевое развитие, на развитие коммуникативных
навыков, терапевтических сказок;
- карточки с изображением эмоций;
- разрезные картинки; - аудиозаписи спокойной музыки, звуков природы;
- доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;
- CD- проигрыватель с USB-выходом;
- компьютер с программным обеспечением;
- магнитная доска;
- наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки;
- пальчиковый театр «Теремок», «Колобок»;
- плоскостные игрушки;
- настольные игры.