Адаптированная рабочая программа по предмету Общение и чтение (вариант 6.4) для 1 доп класса (pdf.io) (pdf.io)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету "Общение" АООП НОО
(вариант 6.4) составлена на основе требований к результатам освоения
АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ,
федеральной программы воспитания.
Рабочая программа для обучающихся с НОДА с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
ТМНР, по учебному предмету «Общение (общение и чтение)» (предметная
область «Язык и речевая практика») включает пояснительную записку,
содержание обучения, возможные планируемые результаты освоения
программы по предмету «Общение (общение и чтение)». Пояснительная
записка отражает общие цели и задачи изучения данного предмета, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам с учетом особенностей обучающихся с НОДА с
умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР.
Содержание учебного предмета, его цели и практические задачи
должны определяться с учетом индивидуальных возможностей и особых
образовательных потребностей обучающихся. Содержание должно
обеспечивать возможность достижения планируемых в СИПР результатов.
Планируемые результаты освоения программы по предмету
«Общение (общение и чтение)» включают возможные личностные и
предметные результаты за период обучения, а также возможные
предметные достижения обучающегося с НОДА с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
ТМНР, на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕНИЕ (ОБЩЕНИЕ И ЧТЕНИЕ)»
Учебный предмет «Общение и чтение» относится к предметной
области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью
учебного плана.
Чтение – неотъемлемая составляющая социальной жизни
человека. Для обучающихся, получающих образование по варианту 6.4
адаптированной основной образовательной программы, характерна
умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени,
которая может сочетаться с нарушениями зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и
эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и
сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются
текущие психические и соматические заболевания, которые
значительно осложняют их развитие и обучение.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют
конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий
значительно затруднено или невозможно.

Ограниченно формируется понимание и использование речи,
которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами.
Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе
слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые
средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем
использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации
позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным
недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Физическая недостаточность обучающихся с НОДА с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), ТМНР, ограничивает формирование экспрессивных
движений
(мимика, указательные жесты
и
др.),
работу
артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки
и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с
аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, в
умении читать, имеются трудности выбора и использования форм
общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность
речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями
интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций:
коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с
умеренной и тяжёлой умственной отсталостью устная (звучащая) речь
отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими
сильно затруднено, либо невозможно. Всё это значительно затрудняет,
а иногда делает невозможным формирование у данной категории
обучающихся навыка чтения.
В связи с этим, обучение детей общению должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них
потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а
также на обучение использованию альтернативных средств общения и
чтения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕНИЕ (ОБЩЕНИЕ И ЧТЕНИЕ)»
Основная цель реализации программы - сформировать у детей с
НОДА с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР,
коммуникативные и речевые навыки, с использованием средств
вербальной и альтернативной коммуникации.
Смыслом обучения чтению является индивидуальное поэтапное
планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для ребенка пределах и
элементарных навыков чтения.
Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, используются
альтернативные средства коммуникации. Например, обучение
выражению согласия может происходить с использованием жеста
и/или пиктограммы.

Ребенок с НОДА с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР,
не
владеющий вербальной речью, становится непонятным окружающим,
что затрудняет полноценное общение с ним. Выходом из этой ситуации
является обучение ребенка использованию альтернативных средств
коммуникации и чтения. Альтернативные средства общения и чтения
могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная,
смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия).
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
· развитие речи как средства общения в контексте познания
окружающего мира и личного опыта ребенка;
· понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других
графических изображений), неспецифических жестов;
· овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его,
используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства
коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
· доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских
задач;
· умение использование предметов для выражения путем на них жестом,
взглядом;
· использование доступных жестов для передачи сообщения;
· понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты
· рукотворного мира и деятельность человека;
· умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях;
· обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
· формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;
копирование с образца отдельных букв.
Приоритетной задачей курса является обучение детей
альтернативной коммуникации и альтернативному чтению
как средству общения с окружающими ребенка людьми.
Программа обучения и главная обучающая задача выбирается в
зависимости от возможностей ребенка, исходя из этого подхода
подбираются средства обучения для реализации поставленных задач.
·
Усвоение программы строго индивидуально, согласно уровню
подготовки и развития обучающихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕНИЕ (ОБЩЕНИЕ И
ЧТЕНИЕ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом рабочая программа по
учебному предмету «Общение и чтение» реализуется в рамках

учебного плана в части предметной области «Язык и речевая практика»
в количестве:
в подготовительном классе рассчитана на 33 учебные недели и
составляет 132 часа в год (4 часа в неделю); в 1 классе рассчитана на 33
учебные недели и составляет 132 часа в год (4 часа в неделю); во 2
классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4
часа в неделю); в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 136 часов в год (4 часа в неделю); в 4 классе рассчитана на
34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
ВОЗМОЖНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕНИЕ (ОБЩЕНИЕ И
ЧТЕНИЕ)» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЗМОЖНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье,

Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия
культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
нравственная оценка своих и чужих поступков, явлений окружающей
жизни.
- потребность в коммуникации.
-умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила
общения;
-осознание себя, как «Я»;
-осознание своей принадлежности к определенному полу;
-социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
-развитие адекватных представлений о социальном мире, овладение
социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни
дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу,
включаться в школьные дела и др.;
-понимание собственных возможностей и ограничений, умение
сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми
нормами взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения;
-развитие самостоятельности;
-овладение общепринятыми правилами поведения;
-наличие интереса к практической деятельности.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 Овладение доступными средствами коммуникации и общения
-вербальными и невербальными:

способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных
невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм,
графических изображений), неспецифических жестов;
умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:
воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы,
персональные компьютеры), коммуникативными тетрадями, жестом,
взглядом;
 Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для
решения соответствующих возрасту житейских задач;
умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила
общения;
умение использовать средства альтернативной коммуникации в
процессе общения: использование предметов для выражения
потребностей путем указания на них жестом, взглядом; пользование
индивидуальными коммуникативными тетрадями с графическими
изображениями объектов и действий путем указательного жеста;
использование доступных жестов для передачи сообщений; общение с
помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор,
планшет);
 Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием
окружающего мира, личным опытом обучающегося:
понимание слов, обозначающих объекты, явления природы,
рукотворного мира;
умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях;
различение и узнавание напечатанных слов, обозначающих имена
людей, названия хорошо известных предметов и действий;
чтение в доступных обучающемуся пределах, понимание смысла
узнаваемого слова.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Коммуникация.
Установление зрительного контакта с взрослым.
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника.
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами,
изображениями, речью.
Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении
инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с
использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова.
Обращение с просьбой о помощи.
Выражение согласия и несогласия.
Выражение благодарности.

Соблюдение очередности в разговоре.
Ответы на вопросы.
Задавание вопросов.
Соблюдение дистанции в разговоре.
Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния.
Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты
(предметы, материалы, люди, животные и т.д.).
Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов
и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства
(признаки)объектов и субъектов.
Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки)
действий.
Понимание
слов,
обозначающих
количество
объектов/субъектов.
Понимание
слов,
обозначающих
места
расположения
объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и
т.д.).
Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой,
мой,это и т.д.).
Понимание словосочетаний, простых и сложных предложений.
Понимание обобщающих понятий.
Экспрессивная
речь.
Употребление
отдельных
звуков,
звукоподражаний,
звуковых комплексов.
Употребление
слов, обозначающих функциональное назначение объектов и
субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства
(признаки) объектов и субъектов.
Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки)
действий.
Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов.
Употребление
слов,
обозначающих
места
расположения
объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и
т.д.).
Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой,
мой, это и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных
предложений.
Употребление обобщающих понятий.
Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста.
Определение последовательности событий.
Договаривание слов в предложении.
Составление описательного рассказа.
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям.

Составление рассказа о себе. Составление рассказа по серии сюжетных
картинок.
Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие).
Узнавание и различение
букв, чтение слогов, слов, простых
предложений.
Освоение и использование средств невербальной коммуникации:
взгляда, мимики,
жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы,
таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как
средства коммуникации, коммуникативных таблиц и коммуникативных
тетрадей.
Освоение и использование технических коммуникативных устройств,
например, записывающих устройств.
Подготовка к усвоению грамоты.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Элементарный звуковой анализ.
Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование
первоначальных «речеведческих» понятий: «слово», «предложение»,
часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и
согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых
звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Речевое развитие.
Понимание обращенной речи.
Выполнение несложных словесных инструкций.
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для
вербального общения.
Формирование
элементарных
коммуникативных
навыков
диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие
личному опыту, на основе предметно-практической деятельности,
наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и
конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного
намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на
вопросы педагога и товарищей класса.
Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по
объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный
материал.
Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных
картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова.
Отчетливое произнесение.
Определение места звука в слове.

Определение последовательности звуков в несложных по структуре
словах.
Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном
произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы.
Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из
одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых
трѐхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со
стечениями согласных в начале или в конце слова).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.
Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного
чтения на материале предложений и небольших текстов(после
предварительной отработки с учителем).
Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Важно! Содержание учебного предмета, его цели и практические
задачи должны определяться с учетом индивидуальных возможностей
и особых образовательных потребностей обучающихся. Содержание
должно обеспечивать возможность достижения планируемых в СИПР
результатов.
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Подготовительный класс 132 ч.
Тема урока

Введение в предмет.

Кол-во
часов
2

Характеристика деятельности
учащихся
Наблюдать за изменениями в
природе.

Время года - осень.( 25 ч.)

Различать времена года.

Осень, природные изменения.

3

Деревья осенью.

4

Грибы.

3

Ягоды.

3

Огород.

3

Участвовать в беседе о сезонных

Овощи.

3

изменениях в природе, о

Выращивание овощей .

3

Понимать речь учителя и
одноклассника в ходе общения с
ним.
Отвечать на вопросы по теме.

растениях, животных и жизни

Сбор и заготовка овощей.

2

Овощи в питании человека.

1

Вербально

Сад.

3

реагировать

Фрукты.

3

Фрукты в питании человека.

1

Уход за растениями сада и огорода.

2

Труд людей осенью.

3

Экскурсия в осенний парк

1

людей в разные времена года.
и
на

невербально
услышанное

и

увиденное.
Наблюдать
природы.

объекты

неживой

Узнавать

объекты

неживой природы.

Понимать разговорную речь,
отвечать на вопросы.

Дикие животные 9 ч.
Дикие животные.

3

Понимать обращенную речь,

Хищники.

2

понимать смысл доступных жестов

Медведь и его повадки.

2

Рысь.

1

Заяц.

2

Лиса.

2

Волк.

2

и графических изображений:
рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических
знаков.

Использовать

средства

альтернативной коммуникации в

Время года – зима 9 ч.

процессе общения :использование

Зима. Изменения в природе.

3

предметов

Животные зимой.

3

потребностей путем указания на

Зимующие птицы.

3

Труд людей зимой.

2

Экскурсия в зимний парк.

1

Домашние животные.

10 ч

Домашние животные.

3

Кошка.

2

для

ни жестом, взглядом;

выражения

Собака.

2

Корова.

2

Лошадь.

1

Коза.

1

Свинья.

1

Уход за домашними животными.

3

Человек. 15 ч
Гигиена человека.

2

Тело человека.

2

Руки. Уход за руками.

1

Одежда. Уход за одеждой.

2

Обувь. Уход за обувью.

2

Охрана здоровья.

2

Безопасное поведение.

2

Безопасное поведение на улице.

2

Профилактика простудных заболеваний.

1

Время года – весна. 25 ч
Весна в природе.

3

Растения весной.

3

Животные весной.

3

Птицы весной

3

Труд людей весной.

2

Жизнь растений.

2

Вода и её роль для растений.

2

Уход за комнатными растениями.

2

Рыбы. Названия и внешний вид.

2

Рыбы наших водоёмов.

3

Обитатели аквариумов.

2

Время года – лето. 4 ч.
Лето в природе.

3

Погода летом.

2

Цветы.

3

Для реализации программного содержания используются следующие
учебники и учебные пособия:
1.

2.
3.

Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург.: Речь, 2004г.
-354 с.
Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация
детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и
множественными
нарушениями
развития:
программно-методические
материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».