ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана
рабочая
программа:
Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон),
представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми
и множественными нарушениями развития (вариант 2)
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.:
Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)
Программа рассчитана на 33 ч в год (1 ч. в неделю) 33 учебные недели.
Цели образовательно-коррекционной работы
Для обучающихся с НОДА с тяжелым множественным нарушением развития (ТМНР) (вариант 6.4 ФГОС НОО (ОВЗ))
изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного
поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
В программе выделяются следующие основные задачи:
-
формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
-
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
-
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на
уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
-
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
-
воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового,
трудового опыта;
-
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами
коммуникативных высказываний);
-
знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
-
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
-
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения,
питание);
-
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и
на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
-
закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Предметные результаты
Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других
графических изображений), неспецифических жестов.
Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства
коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения
соответствующих возрасту житейских задач.
Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом.
Использование доступных жестов для передачи сообщения.
Понимание
слов, обозначающие
объекты
и
явления
природы,
объекты рукотворного мира и деятельность
человека.
Умение использовать усвоенный словарный и
фразовый
материал
в коммуникативных ситуациях.
Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.
Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка
к
нахождению и
обучению
в
среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному
взаимодействию с группой обучающихся:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; цветной бумаги; пластилина, карандаша;
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету,
коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с
расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Тематический план
№ п/п
Содержание учебного материала
Количество часов
1
Золотая осень!
4
2
Природа осенью.
6
3
«Здравствуй, Зимушка – Зима!»
9
4
Природа и человек.
2
5
Весна пришла!
6
6
Повторение.
6
Итого
33
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Тема
Количество Дата
часов
план
Золотая осень. (4 ч)
1
2
3
Человек и природа
«Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин
Одежда и обувь человека осенью. Выбор нужного предмета,
1
05.09.
1
12.09.
1
19.09.
Дата
факт
4
картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку)
«Что нам осень принесла?» Овощи. Фрукты. Грибы.
1
26.09.
Какие бывают растения? Части дерева (лист)
(рисование, аппликации)
Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)
1
03.10.
1
17.10.
1
24.10.
8
А кто такие птички? (домашние и дикие)
Перелетные и зимующие птицы.
Занятия и труд людей осенью
1
31.10.
9
Обобщающий урок "В гости к осени"
1
07.11.
10
В мире животных.
1
14.11.
Природа осенью (6 ч)
5
6
7
"Здравствуй, зимушка-зима!" (9 ч)
11
Одежда и обувь человека зимой
1
28.11.
12
1
05.12.
13
Зимние явления природы (снег, метель, лед).
Зимние забавы
Что делают растения зимой? Елка
1
12.12.
14
Новый год. Изготовление украшений на елку.
1
19.12.
15
Животные и птицы зимой
1
26.12.
16
Дикие животные. Заяц, волк.
1
16.01.
17
Домашние животные. Кошка и собака. Уход.
1
23.01.
18
Комнатные растения. Уход.
1
30.01.
19
Обобщающий урок "Зима". Что бывает зимой?
1
13.02.
1
20.02.
Природа и человек (2 ч)
20
Природа и рукотворный мир. Из чего что сделано? Дерево. Ткань.
21
Резина
Воздух и вода. Значение для человека и животных.
1
06.03.
Весна пришла! (6 ч)
22
Явления природы: солнце, ветер.
1
13.03.
23
Оживает все кругом! (весна). Одежда и обувь весной
1
20.03.
24
Растения весной. Части растений (лист, ветки)
1
27.03.
25
1
03.04.
26
Животные весной
В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые).
Труд людей весной. В саду и в огороде
1
10.04.
27
Обобщающий урок "Весна пришла!"
1
24.04.
Повторение (6 ч)
28
Части суток. День- ночь
1
08.05.
29
Закрепление по теме "Животные"
1
15.05.
30
Закрепление по теме "Птицы"
1
22.05.
31
Закрепление по теме "Растения"
1
29.05.
32
Закрепление по теме "Явления природы"
1
29.05.
33
Скоро лето!
1
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Предмет: Развитие речи и окружающий природный мир
№
Дата
Характеристика
Реквизиты документа, которым
Подпись
п/
п
внесения
изменений
изменения
закреплено изменение
сотрудника,
внесшего
изменение