Адаптированная рабочая программа по биологии 9Б класс (УО) (1)

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по биологии в 9 классе разработана с учетом
нормативных документов, регламентирующих составление и реализацию рабочих
программ для детей, обучающихся по адаптированным программам:-Закон РФ «Об
образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего
образования (утвержден 05.03.2004 г. № 1089); ФБУП (утвержден 09.03.2004 г. № 1312 с
изменениями от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. №1994, от
01.02.2012 г. №74);
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах;
-Постановлением Правительства РФ от 10.03. 2000 г. №212., 23.12.2002 г.;
-Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей
с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.;
-Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся
с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
-Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения Марининской
средней общеобразовательной школы №16;
-Календарного учебного графика МБОУ Марининской СОШ №16 на 2021-2022 учебный
год;
-Учебного плана МБОУ Марининской СОШ №16на 2021-2022 учебный год









Цели учебного предмета:
обучить детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из
них нужную информацию;
развивать логическое мышления, умение выполнять такие мыслительные операции, как
абстрагирование, сравнение, анализ, обобщение.
Задачи предмета:
освоение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы; представлений о
взаимосвязи между миром живой и неживой природы; между деятельностью человека и
изменениями в окружающей среде; обеспечивающих дальнейшее изучение
систематических курсов биологии, географии, физики, химии;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет,
опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие способностей учеников взаимодействовать с миром природы, желания познать
природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами
поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
Коррекционные задачи:

Развивать интерес учащихся к природе.

Воспитывать целенаправленность; умение довести начатое дело до конца;
самостоятельность; самоконтроль; чувство коллективизма.

Развивать мышление и мелкую моторику; способность к пространственному
анализу; речи; внимание; памяти.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных

учреждений РФ, на изучение курса природоведения выделено 68 часов (2 часа в неделю).

Цели, задачи, методы обучения, формы организации учебной
деятельности:




























I.Урок изучения нового материала
Виды уроков:
урок-путешествие;
урок-исследование;
урок-экскурсия;
мультимедиа- урок;
II. Урок закрепления знаний, умений и навыков
Виды уроков:
Урок - лабораторная работа
Урок практических работ
Урок - экскурсия
III. Урок применения знаний на практике
Виды уроков:
практикумы;
уроки защиты проектов;
путешествие;
IV.Урок обобщения и систематизации знаний
Виды уроков:
заключительная экскурсия;
урок-беседа.
V.Уроки проверки, оценки и коррекции знаний
Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)
письменная проверка (тестирование).
практические и лабораторные работы.
Методы обучения: наблюдения, измерения, опыты, эксперимент; проведение
лабораторных и практических работ и описание их результатов; объяснительноиллюстративная беседа; работа с учебником; демонстрация фильма; репродуктивный
рассказ; работа с гербариями;
Требования к уровню подготовки учащихся к концу учебного года:
Должен знать:
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
отдельных методах изучения природы:
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические
проблемы своей местности и пути их решения.
Должен уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая
редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием
атласа определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений
растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям
среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы
по его содержанию; выделять его главную мысль;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.







Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
определение сторон горизонта с помощью Полярной звезды и местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с
возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов
и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в
природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими
культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травм.

Структура курса
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема (глава)
Введение
Общий обзор организма человека
Опора тела и движение
Кровь и кровообращение
Дыхание
Пищеварение
Почки
Кожа
Нервная система
Органы чувств
Охрана здоровья человека в Российской Федерации

Кол-во часов
2
4
12
10
7
10
2
3
6
7
5
Итого: 68 часов

Содержание тем учебного курса
Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных.
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток
организма. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки.
Краткие сведения о строении тканей организма.
Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная,
выделительная, дыхательная, нервная, органы чувств).
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека.
Скелет головы. Скелет человека. Скелет туловища. Скелет человека. Скелет конечностей.
Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах,
растяжениях связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц
человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного
формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития
плоскостопия. Повторение темы «Опорно-двигательная система» Значение крови и
кровообращения. Состав крови. Лабораторная работа: «Микроскопическое строение
крови» Органы кровообращения сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа.
Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам.
Пульс. Лабораторная работа«Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда
физических упражнений». Первая помощь при кровотечениях. Предупреждение сердечно
- сосудистых заболеваний. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и
сосуды. Повторение темы «Кровеносная система». Значение дыхания. Органы дыхания,
строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Строение легких.
Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни, передающиеся через воздух.
Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Гигиена органов дыхания. Охрана
воздушной среды Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины.

Пищевые продукты. Лабораторная работа «Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле»
Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Строение и значение зубов.
Пищеварение в ротовой полости, пищеварительные железы. Лабораторная работа
«Действие слюны на крахмал» Пищеварение в желудке. Демонстрация опыта «Действие
желудочного сока на белок» Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных
веществ в кровь. Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний,
пищевых отравлений и глистных заражений. Органы мочевыделительной системы, их
значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме.
Предупреждение почечных заболеваний. Кожа человека и её значение как органа защиты
организма, осязания, выделения и терморегуляции. Закаливание организма.
Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и
обморожении. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде.
Строение и значение нервной системы. Строение и значение нервной системы. Спинной
мозг, его строение и значение. Строение и значение нервной системы. Головной мозг, его
строение и значение. Гигиена умственного труда. Особенности ВНД человека.
Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа
слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса. Кожное и мышечное
чувство. Повторительно-обобщающий урок по теме «Органы чувств». Система
здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране
по охране труда.
Организация отдыха. Медицинская помощь. Здоровье человека и современное общество
(окружающая среда).
Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ – инфекция. Меры профилактики.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Организация текущего и промежуточного контроля знаний
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Тема
Контрольные работы
К.Р. №1 «Опорно-двигательная система»
К.Р.№ 2 «Кровеносная система».
К.Р.№ 3 «Дыхание. Пищеварение»
К.Р. № 4 «Нервная система»
Итоговая контрольная работа.
Промежуточная аттестация.

Дата

№п/п

Календарно — тематическое планирование.
тема
Кол-во
часов

1
Введение.
Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных.
2
Общий обзор организма человека (4 часа)
3
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении
клеток организма.
4
Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки.
5
Краткие сведения о строении тканей организма.
6
Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная, органы чувств).
Опора тела и движение (12 часов)
7
Значение опорно-двигательной системы.
8
Состав и строение костей.
9
Скелет человека. Скелет головы.
10
Скелет человека. Скелет туловища.
11
Скелет человека. Скелет конечностей.
12
Соединения костей (подвижное и неподвижное).
13
Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов и
переломах костей.
14
Основные группы мышц человеческого тела.
15
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и
мышц.
16
Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
17
Повторение темы «Опорно-двигательная система»
18
Контрольная работа № 1 по теме: «Опорно-двигательная система»
Кровь и кровообращение (10 часов)
19
Значение крови и кровообращения. Состав крови. Лабораторная работа:
«Микроскопическое строение крови»
20
Органы кровообращения сердце и сосуды.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
по
плану

Дата по
факту

примечание

Сердце, его строение и работа.
Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам.
Пульс. Лабораторная работа«Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии
и после ряда физических упражнений».
24
Первая помощь при кровотечениях.
25
Предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний.
26
Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды.
27
Повторение темы «Кровеносная система».
28
Контрольная работа № 2 по теме: «Кровеносная система».
Дыхание (7 часов)
29
Значение дыхания. Органы дыхания, строение и функции.
30
Голосовой аппарат.
31
Газообмен в легких и тканях. Строение легких.
32
Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
33
Болезни, передающиеся через воздух.
34
Отрицательное влияние никотина на органы дыхания.
35
Гигиена органов дыхания. Охрана воздушной среды.
Пищеварение (11 часов)
36
Значение пищеварения.
37
Питательные вещества и витамины.
38
Пищевые продукты. Лабораторная работа «Обнаружение крахмала в хлебе и
картофеле»
39
Органы пищеварения.
40
Пищеварение в ротовой полости. Строение и значение зубов.
41
Пищеварение в ротовой полости, пищеварительные железы.
Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»
42
Пищеварение в желудке. Демонстрация опыта «Действие желудочного сока
на белок»
43
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь.
Гигиена питания.
44
Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и
глистных заражений.
21
22
23

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Повторение темы
« Пищеварение».
46
Контрольная работа № 3 по теме: «Дыхание. Пищеварение»
Почки (2 часа)
47
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и
их расположение в организме.
48
Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа (3 часа)
49
Кожа человека и её значение как органа защиты организма, осязания,
выделения и терморегуляции.
50
Закаливание организма.
Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и
обморожении.
51
Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде.
45

Нервная система (6 часов)
52
Строение и значение нервной системы. Спинной мозг, его строение и
значение.
53
Строение и значение нервной системы. Головной мозг, его строение и
значение.
54
Гигиена умственного труда. Особенности ВНД человека.
55
Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.
56
Сон и его значение.
57
Контрольная работа № 4 по теме: «Нервная система»
Органы чувств (7 часов)
58
Значение органов чувств.
59
Строение, функции, гигиена органа зрения.
60
Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха.
61
Промежуточная аттестация
62
Органы обоняния и вкуса.
63
Кожное и мышечное чувство.

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

64
Повторительно-обобщающий урок по теме «Органы чувств».
Охрана здоровья человека в Российской Федерации (4 часа)
65
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия,
осуществляемые в нашей стране по охране труда.
66
Организация отдыха. Медицинская помощь. Здоровье человека и
современное общество (окружающая среда).
67
Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ – инфекция. Меры
профилактики. Итоговое повторение.
68
Итоговое повторение.

1
1
1
1
1

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей
программы
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в
образовательном процессе
1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
8 вида. Биология. Человек. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос,
2012г
2. «Биология. Человек» для 9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIIIвида/ Авт.-сост.И.В.Романов, И.Б.Агафонова– М. Дрофа 2014
3.Рабочая тетрадь: И.В.Романов, И.Б.Агафонова Биология. Человек.9 класс – М. Дрофа
2010
Оборудование и приборы
1.Мультимедийный проектор
2.Компьютер
3.Экран
Дидактический материал
Цифровые образовательные ресурсы
Презентации по изучаемым темам курса.
Слайд – альбом «Человек»
Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru/
интернет портал «Pro школу.ru», http://www.proshkolu.ru
интернет портал завуч.инфо,http://www.zavuch.ru
Литература, рекомендованная для учащихся
1. «Биология. Человек» для 9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIIIвида/ Авт.-сост.И.В.Романов, И.Б.Агафонова– М. Дрофа 2009
2.Рабочая тетрадь: И.В.Романов, И.Б.Агафонова Биология. Человек.9 класс – М. Дрофа
2010
Литература, использованная при подготовке программы
1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
8 вида. Биология. Человек. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос,
2012г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».