Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу Логопедические занятия 9Б класса

Пояснительная записка:
Данная адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу
"Логопедические занятия" разработана для учащихся 9 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (8 вид, 2 вариант) в
соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Программа
направлена на коррекцию речевых нарушений, формирование правильного
звукопроизношения, развитие связной речи, обогащение словарного запаса,
развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза,
необходимых для социальной адаптации и успешного обучения. Программа
учитывает специфику психофизического развития обучающихся и
предполагает индивидуальный подход к каждому ученику.
Цели программы:
•
•
•
•
•
•
•

Коррекция нарушений звукопроизношения.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса.
Формирование и развитие грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Развитие речевого общения.
Подготовка к дальнейшему обучению и социальной адаптации.

Задачи программы:
•
•
•
•
•
•
•
•

Постановка, автоматизация и дифференциация звуков, отсутствующих
или искажённых в речи учащихся.
Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Увеличение
словарного
запаса
(предметного,
глагольного,
признакового).
Формирование грамматически правильной речи (согласование слов в
роде, числе, падеже; правильное употребление предлогов).
Обучение составлению предложений различной структуры.
Развитие умения составлять рассказы по картинкам, пересказывать
тексты.
Развитие навыков общения и коммуникации.
Формирование навыков самоконтроля за собственной речью.

Общая характеристика учебного предмета:
Программа предполагает индивидуальный и дифференцированный подход к
учащимся, с учетом их речевых особенностей и уровня развития. Занятия
проводятся индивидуально или в подгруппах (2-3 человека). Используются
различные методы и приемы: артикуляционная гимнастика, упражнения на
развитие фонематического слуха, игры и упражнения на расширение

словарного запаса, составление предложений, пересказ текстов, развитие
связной речи. Широко используются наглядные пособия, дидактические игры,
индивидуальные карточки.
Место предмета в учебном плане:
Коррекционный курс "Логопедические занятия" входит в часть, формируемую
участниками образовательных отношений, и рассчитан на 68 часов в год (2
часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
•

•

Личностные:
o Положительное отношение к логопедическим занятиям.
o Стремление к улучшению своей речи.
o Умение слышать и понимать обращённую речь.
o Проявление интереса к играм и упражнениям на развитие речи.
o Соблюдение правил поведения на занятиях.
Предметные:
o Правильное произношение поставленных звуков.
o Умение различать звуки, близкие по звучанию.
o Увеличение словарного запаса.
o Умение правильно строить предложения.
o Умение пересказывать небольшие тексты.
o Умение составлять рассказы по картинкам.
o Умение использовать речь для общения.
o Навыки самоконтроля за речью.

Содержание учебного предмета:
Раздел

Количество
Содержание
часов

Диагностика
и
коррекция
10
звукопроизношения

Планируемые
результаты
(умения)

Обследование
состояния
звукопроизношения. Правильное
Постановка,
произношение
автоматизация
и поставленных
дифференциация
звуков.
Умение
звуков, вызывающих выполнять
затруднения
(в артикуляционные
соответствии
с упражнения.
индивидуальным
планом коррекции).

Раздел

Развитие
фонематического
восприятия

Количество
Содержание
часов

10

Обогащение
и
14
уточнение словаря

Формирование
грамматического
строя речи

14

Планируемые
результаты
(умения)

Артикуляционная
гимнастика.
Развитие слухового Различать
внимания. Различение неречевые звуки.
неречевых
звуков. Различать гласные
Различение гласных и и согласные звуки.
согласных
звуков. Различать звуки,
Различение
звуков, близкие
по
близких по звучанию звучанию.
(с-ш, з-ж, с-ц, р-л и Определять
др.).
Определение наличие звука в
наличия звука в слове. слове. Выделять
Выделение звука из звук из слога,
слога, слова.
слова.
Расширение
и
уточнение
предметного словаря
(названия предметов, Называть
игрушек,
одежды, предметы,
мебели,
посуды, действия,
продуктов питания и признаки.
т.д.).
Расширение Подбирать
глагольного словаря синонимы
и
(названия действий). антонимы.
Расширение словаря Пользоваться
признаков. Работа с обобщающими
синонимами,
понятиями.
антонимами. Работа с
обобщающими
понятиями.
Упражнения
на Согласовывать
согласование
слова
в
роде,
существительных и числе,
падеже.
прилагательных
в Употреблять
роде, числе, падеже. предлоги.
Упражнения
на Составлять
употребление
простые
и
предлогов.
сложные
Составление простых предложения.
и
сложных Избегать
предложений.
грамматических

Раздел

Развитие
речи

связной

Развитие
общения

речевого

Итоговое
повторение
обобщение

Итого:

Планируемые
результаты
(умения)
Исправление
ошибок.
грамматических
Правильно
ошибок. Работа над задавать вопросы и
правильным
отвечать на них.
построением вопросов
и ответов.
Составление
рассказов по серии
Составлять
картинок,
по
рассказы
по
сюжетной картинке,
картинкам,
по вопросам. Пересказ
пересказывать
прочитанных текстов
тексты. Составлять
(подробный, краткий).
небольшие
Составление
рассказы
на
небольших рассказов
заданную
тему,
на заданную тему.
описательные
Составление
рассказы.
описательных
рассказов.
Обучение вежливому Вежливо
общению.
Умение общаться.
начинать,
Начинать,
поддерживать
и поддерживать
и
заканчивать разговор. заканчивать
Умение обращаться с разговор.
просьбой,
задавать Обращаться
с
вопросы и отвечать на просьбой, задавать
них. Использование вопросы
и
речи в различных отвечать на них.
жизненных ситуациях Использовать речь
(в
магазине,
вв
различных
транспорте и т.д.). жизненных
Ролевые игры.
ситуациях.
Закрепление
пройденного
Закрепить знания,
материала.
умения и навыки,
Обобщение знаний и полученные
в
умений. Определение течение учебного
динамики
речевого года.
развития.

Количество
Содержание
часов

10

10

и0

68

Тематическое планирование:
(В таблице представлено примерное распределение часов по темам. Учитель
может вносить коррективы в соответствии с индивидуальными особенностями
учащихся и уровнем усвоения материала.)
КолДата Дата
во
Примечание
(план.) (факт.)
часов
Работа
ведётся
Раздел 1. Диагностика
индивидуально,
в
и
коррекция 10
соответствии с речевыми
звукопроизношения
особенностями
учащихся.
Обследование
Определение дефектных
состояния
1
звуков.
звукопроизношения.
Подготовка
Артикуляционная
артикуляционного
1
гимнастика.
аппарата к постановке
звуков.
Работа над постановкой
Постановка,
звуков,
их
автоматизация
и
автоматизацией в слогах,
дифференциация
6
словах, предложениях.
звуков
Дифференциация звуков
(индивидуально).
(при наличии).
Игры на закрепление
Закрепление.
1
правильного
Дидактические игры.
произношения.
Проверка
Итоговое занятие.
1
звукопроизношения.
Раздел 2. Развитие
фонематического
10
восприятия
Упражнения
на
Развитие
слухового
1
различение
неречевых
внимания.
звуков.
Различение гласных и
1
согласных звуков.
Различение
звуков,
близких по звучанию 1
(с-ш).

№
Тема
п/п

1

2

3-8

9
10

11
12
13

№
Тема
п/п
14

15

16
17
18
19

Различение
звуков,
близких по звучанию 1
(з-ж).
Различение
звуков,
близких по звучанию 1
(с-ц).
Различение
звуков,
близких по звучанию 1
(р-л).
Определение наличия
1
звука в слове.
Выделение звука из
1
слога.
Выделение звука из
1
слова.

20 Дидактическая игра.

21
22
23
24
25
26

27
28
29
30

КолДата Дата
во
Примечание
(план.) (факт.)
часов

1

Раздел 3. Обогащение
14
и уточнение словаря
Названия
предметов
1
(игрушки, одежда).
Названия
предметов
1
(мебель, посуда).
Названия
предметов
1
(продукты питания).
Названия
действий
1
(утро, день).
Названия
действий
1
(вечер, ночь).
Слова, обозначающие
признаки
предметов 1
(цвет).
Слова, обозначающие
признаки
предметов 1
(форма, размер).
Работа с синонимами. 1
Работа с антонимами. 1
Обобщающие понятия. 1

Игра на
материала.

закрепление

Увеличение
запаса.

словарного

Расширение глагольного
словаря.

Расширение
признаков.

словаря

№
Тема
п/п

КолДата Дата
во
Примечание
(план.) (факт.)
часов

Закрепление.
Игра
1
"Один-много".
Закрепление. Игра "Что
32
1
лишнее?".
31

33 Дидактическая игра.
34

35

36

37

38

39
40
41

42

1

Итоговое занятие по
1
теме.
Раздел
4.
Формирование
14
грамматического
строя речи
Согласование
существительных
и1
прилагательных в роде.
Согласование
существительных
и
1
прилагательных
в
числе.
Согласование
существительных
и
1
прилагательных
в
падеже (И.п.).
Согласование
существительных
и
1
прилагательных
в
падеже (Р.п.).
Употребление
1
предлогов (в, на).
Употребление
1
предлогов (под, над).
Составление простых
предложений
по 1
картинке.
Составление простых
предложений
по 1
вопросам.

Игра на закрепление
изученного материала.
Проверка
словарного
запаса.

№
Тема
п/п
43

44

45
46
47

Составление сложных
предложений (с союзом 1
"и").
Составление сложных
предложений (с союзом 1
"но").
Исправление
грамматических
1
ошибок.
Составление вопросов. 1
Ответы на вопросы.
1

48 Дидактическая игра.

49
50
51
52
53
54
55

56

1

Раздел 5. Развитие
10
связной речи
Составление рассказа
1
по серии картинок.
Составление рассказа
1
по сюжетной картинке.
Пересказ текста (с
1
помощью учителя).
Пересказ текста (с
1
помощью учителя).
Составление рассказа
1
по теме "Мой день".
Составление рассказа
1
по теме "Моя семья".
Составление
описательного рассказа 1
о предмете.
Закрепление.
Игра
"Угадай,
что
я1
задумал".

57 Дидактическая игра.
58

КолДата Дата
во
Примечание
(план.) (факт.)
часов

1

Итоговое занятие по
1
теме.

Игра на закрепление
грамматических
конструкций.

Подробный пересказ.
Краткий пересказ.

Развитие
умения
описывать предметы.
Игра на развитие связной
речи.
Проверка
навыков
связной речи.

№
Тема
п/п

КолДата Дата
во
Примечание
(план.) (факт.)
часов

Раздел 6. Развитие
10
речевого общения
59 Вежливые слова.

1

Умение начинать и
1
заканчивать разговор.
Умение поддерживать
1
разговор.
Обращение с просьбой. 1
Задание вопросов.
1
Ответы на вопросы.
1
Использование речи в
1
магазине.
Использование речи в
1
транспорте.
Закрепление. Ролевая
1
игра.
Итоговое занятие по
1
теме.

60
61
62
63
64
65
66
67
68

Знакомство
закрепление
слов.

и
вежливых

Ролевая игра.
Ролевая игра.
Использование речи в
различных ситуациях.
Проверка
навыков
речевого общения.

Формы контроля:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Наблюдение за речью в процессе занятия.
Артикуляционная гимнастика (правильность выполнения).
Диагностика звукопроизношения (в начале и конце учебного года).
Выполнение заданий на развитие фонематического слуха.
Устные ответы на вопросы.
Составление предложений.
Пересказ текстов.
Составление рассказов по картинкам.
Участие в играх и упражнениях.
Оценка речевого общения в различных ситуациях.

Учебно-методическое обеспечение:
•
•
•
•

Зеркало для артикуляции.
Логопедические зонды (при необходимости).
Карточки с картинками для автоматизации и дифференциации звуков.
Схемы артикуляции звуков.

•
•
•
•
•
•
•

Дидактический материал для развития фонематического слуха
(картинки, звуковые дорожки, игры).
Карточки со словами и предложениями.
Серии сюжетных картинок.
Тексты для пересказа.
Словари (орфографический, толковый – с помощью учителя).
Наглядные пособия, дидактические игры, развивающие речевые
навыки.
Технические средства обучения (компьютер, проектор, интерактивная
доска - при наличии).

Коррекционная работа:
В процессе занятий проводится коррекционная работа, направленная на:
•
•
•
•
•
•

Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, работа с
пластилином, карандашом).
Развитие зрительного восприятия и внимания (упражнения на
нахождение отличий, соотнесение предметов с картинками).
Развитие слухового восприятия и внимания (упражнения на различение
звуков, слогов, слов).
Развитие памяти.
Индивидуальный подход к каждому ученику.
Использование здоровьесберегающих технологий (физкультминутки,
упражнения для глаз).

Оценка знаний, умений и навыков учащихся:
Оценка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется с учетом
индивидуальных особенностей каждого ребенка. Используются различные
формы оценивания:
•
•
•

Текущий контроль: наблюдение за работой на уроке, устные ответы,
выполнение заданий.
Периодический контроль: выполнение заданий на карточках, участие в
играх, пересказ текстов.
Итоговый контроль: диагностика звукопроизношения в конце года,
обобщающие задания.

Оценка знаний осуществляется по следующим критериям:
•
•
•
•
•

Правильность произношения звуков.
Различение звуков.
Понимание значений слов.
Правильность построения предложений.
Умение пересказывать тексты.

•
•
•

Умение составлять рассказы.
Умение общаться.
Активность на занятии.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
•
•
•
•
•
•

Логопедический кабинет.
Зеркала для артикуляции.
Логопедические зонды (при необходимости).
Дидактический материал (картинки, карточки, игры).
Технические средства обучения (компьютер, проектор, интерактивная
доска - при наличии).
Специальная литература для логопедов и родителей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».