Рабочая программа Функциональная грамотность 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для первого класса «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа
разбита
на четыре блока:
«Читательская
грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения
и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование
у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором
они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и
использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания
для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и
решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего
мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для
принятиясоответствующих решений.
Программа
курса
внеурочной
деятельности
«Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной
школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность - 8 ч.
Анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики
героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного
плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная
оценка прочитанного.
Математическая грамотность 8 ч.
Счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их
значений, состав чисел первого и

второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность 8 ч.
Деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные,
доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность 9 ч.
Наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком,
зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства,
три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
–
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вноситьсоответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание отневерного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности
в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные
результаты
изучения
блока
«Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Математическая грамотность»:
–
способность
формулировать,
применять
иинтерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия,факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансоваяграмотность»:
–
понимание
и
правильное
использованиеэкономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлятьпростой семейный
бюджет;
– определение элементарных проблем в областисемейных финансов и
путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные
результаты
изучения
блока
«Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно- научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают
положительныерезультаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтениюи др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

1.

2.

Тема

Дата

Предмет
изучения

план

Блок «Читательская
грамотность»
Виталий Бианки. Содержаниесказки.
Лис и мышонок
Качество:
осторожность,
предусмотрительность.
Русская
народная
сказка.

Содержаниесказки.
Качество:

9

факт

Мороз изаяц
3.

Владимир
Сутеев. Живые
грибы

выносливость,
упорство.
Содержание
сказки. Качество:
трудолюбие.

4

Геннадий
Цыферов.
Петушок и
солнышк о

Содержаниесказки.
Качество:
вежливость, умение
признавать свои
ошибки.

5.

Михаил
Пляцковский.
Урок
дружбы

Содержаниесказки.
Дружба,
жадность.

;

10

6

Грузинская
сказка.
Лев изаяц

Содержаниесказки.
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость.

7

Русская
народнаясказка.
Как лиса
училась летать

Содержаниесказки.
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость.

.

11

8

Евгений
Пермяк. Четыре
брата

Содержаниесказки.
Семейные
ценности.

9

Блок «Математическая
грамотность»
Про курочку
Счёт предметов,
Рябу, золотые и
составление и решение
простые яйца
выражений, задачи.
Многоугольни ки.

10

Про козу, козлят
и капусту

Счёт предметов,
составление и решение
выражений, задачи.
Ломаная.

12

Про
петушка

Состав числа
9, анализ

и жерновцы

данных и ответы
навопросы.

12

Как петушок и
курочкиделили
бобовые
зёрнышки

Разложение числа 10 на
дваи три слагаемых.

13

Про наливные
яблочки

Увеличение числа на
несколько единиц,
сложение и
вычитание в
переделах 20.

11

14. Про Машу и
трёх

Состав чисел9, 10, 11.
Задачи на

13

медведей

нахождениесуммы.

15

Про старика,
старуху, волка и
лисичку

Задачи на
нахождениечасти.
Состав числа12.

16

Про медведя,
лису и мишкин
мёд

Задачи на
нахождениесуммы.
Состав чиселвторого
десятка.

Блок «Финансовая
грамотность»

14

17

За покупками

Цена, товар, спрос.

18

Находчивый
Колобок

Деньги, цена, услуги,
товар.

19

День рождения
Мухи- Цокотухи

Цена, стоимость,
сдача, сбережения.

20

Буратино и
карманны е
деньги

Карманные деньги,
необходимаяпокупка,
желаемая

.

покупка.
21

Кот Василий
продаёт молоко

Реклама.

15

22

Леснойбанк

Банк, финансы,
банковскиеуслуги,
работники банка.

23

Как
мужик и

Мошенник,
сделка, доход,

медведь
прибыль делили

выручка,прибыль,
продажа оптом.

Как мужик
золотоменял

Услуга, равноценный
обмен, бартер.

24

25

Как Иванушка
хотел попить
водицы

.

Блок «Естественнонаучная грамотность»
Вода, свойстваводы.

16

26

Пятачок, ВинниПух и воздушн
ый шарик

Воздушный шарик,
воздух.

27

Про репку и
другие корнепло
ды

Корнеплоды.

28

Плывёт, плывёт
кораблик

Плавучесть
предметов.

29

Про Снегурочку
и превращения
воды

Три состоянияводы.

17

30

Как делили
апельсин

Апельсин, плавучесть,
эфирные маслаиз
апельсина.

31

КрошкаЕнот и
Тот, ктосидит в
пруду

Зеркало, отражение,
калейдоскоп.

32

Ивановасоль

Соль, свойствасоли.

33

ВладимирСутеев.
Яблоко

Яблоко.

18

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обязательные учебные материалы для ученика:
1. На уроке используется Серия «Учение с увлечением» Авторы - составители:
Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна «Функциональная грамотность
1 класс» тетрадь - тренажер Издательства «ПЛАНЕТА», 2023 г.
Методические материалы для учителя:
1. Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность 1 класс»
Анатольевна Издательства «ПЛАНЕТА», 2023 г
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное оборудование:
1. Автоматизированное рабочее место учителя: персональный компьютер с
принтером, ксерокс, мультимедийный проектор, экспозиционный экран,
документ-камера.

19

20

21

22

23

24

25

26

27

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».