ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности для первого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятиясоответствующих решений. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Читательская грамотность - 8 ч. Анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность 8 ч. Счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность 8 ч. Деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность 9 ч. Наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вноситьсоответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание отневерного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять иинтерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия,факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансоваяграмотность»: – понимание и правильное использованиеэкономических терминов; – представление о роли денег в семье и обществе; – умение характеризовать виды и функции денег; – знание источников доходов и направлений расходов семьи; – умение рассчитывать доходы и расходы и составлятьпростой семейный бюджет; – определение элементарных проблем в областисемейных финансов и путей их решения; – проведение элементарных финансовых расчётов Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно- научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительныерезультаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтениюи др. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п 1. 2. Тема Дата Предмет изучения план Блок «Читательская грамотность» Виталий Бианки. Содержаниесказки. Лис и мышонок Качество: осторожность, предусмотрительность. Русская народная сказка. Содержаниесказки. Качество: 9 факт Мороз изаяц 3. Владимир Сутеев. Живые грибы выносливость, упорство. Содержание сказки. Качество: трудолюбие. 4 Геннадий Цыферов. Петушок и солнышк о Содержаниесказки. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. 5. Михаил Пляцковский. Урок дружбы Содержаниесказки. Дружба, жадность. ; 10 6 Грузинская сказка. Лев изаяц Содержаниесказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. 7 Русская народнаясказка. Как лиса училась летать Содержаниесказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. . 11 8 Евгений Пермяк. Четыре брата Содержаниесказки. Семейные ценности. 9 Блок «Математическая грамотность» Про курочку Счёт предметов, Рябу, золотые и составление и решение простые яйца выражений, задачи. Многоугольни ки. 10 Про козу, козлят и капусту Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная. 12 Про петушка Состав числа 9, анализ и жерновцы данных и ответы навопросы. 12 Как петушок и курочкиделили бобовые зёрнышки Разложение числа 10 на дваи три слагаемых. 13 Про наливные яблочки Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20. 11 14. Про Машу и трёх Состав чисел9, 10, 11. Задачи на 13 медведей нахождениесуммы. 15 Про старика, старуху, волка и лисичку Задачи на нахождениечасти. Состав числа12. 16 Про медведя, лису и мишкин мёд Задачи на нахождениесуммы. Состав чиселвторого десятка. Блок «Финансовая грамотность» 14 17 За покупками Цена, товар, спрос. 18 Находчивый Колобок Деньги, цена, услуги, товар. 19 День рождения Мухи- Цокотухи Цена, стоимость, сдача, сбережения. 20 Буратино и карманны е деньги Карманные деньги, необходимаяпокупка, желаемая . покупка. 21 Кот Василий продаёт молоко Реклама. 15 22 Леснойбанк Банк, финансы, банковскиеуслуги, работники банка. 23 Как мужик и Мошенник, сделка, доход, медведь прибыль делили выручка,прибыль, продажа оптом. Как мужик золотоменял Услуга, равноценный обмен, бартер. 24 25 Как Иванушка хотел попить водицы . Блок «Естественнонаучная грамотность» Вода, свойстваводы. 16 26 Пятачок, ВинниПух и воздушн ый шарик Воздушный шарик, воздух. 27 Про репку и другие корнепло ды Корнеплоды. 28 Плывёт, плывёт кораблик Плавучесть предметов. 29 Про Снегурочку и превращения воды Три состоянияводы. 17 30 Как делили апельсин Апельсин, плавучесть, эфирные маслаиз апельсина. 31 КрошкаЕнот и Тот, ктосидит в пруду Зеркало, отражение, калейдоскоп. 32 Ивановасоль Соль, свойствасоли. 33 ВладимирСутеев. Яблоко Яблоко. 18 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Обязательные учебные материалы для ученика: 1. На уроке используется Серия «Учение с увлечением» Авторы - составители: Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна «Функциональная грамотность 1 класс» тетрадь - тренажер Издательства «ПЛАНЕТА», 2023 г. Методические материалы для учителя: 1. Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность 1 класс» Анатольевна Издательства «ПЛАНЕТА», 2023 г МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебное оборудование: 1. Автоматизированное рабочее место учителя: персональный компьютер с принтером, ксерокс, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, документ-камера. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 25