Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Информационная безопасность. Правила безопасного интернета »разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей при организации урочной и внеурочной деятельности на основе программы Сиденко А.Г. Информационная безопасность, или Как вести себя в Сети. 2 - 4 классы, М.: 2022 Место курса внеурочной деятельности «Информационная безопасность. Правила безопасного интернета» в Плане внеурочной деятельности Программа курса «Информационная безопасность. Правила безопасного интернета» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов. Реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю в объеме 33 часа в год – 1 классы, в объеме 34 часа в год - 2-4 классы. Цель программы: освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Информационная безопасность. Правила поведения интернета» Предметные: 1. Сформированы знания о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети интернет; 2. Сформированы умения соблюдать нормы информационной этики; 3. Сформированы умения безопасно работать с информацией, анализировать иобобщать полученную информацию. Метапредметные: 1. Развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности виспользовании информационных и коммуникационных технологий; 2. Развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; 3. Развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использованииинформационных и коммуникационных технологий. Личностные: 1. Вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности. 2. Формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качестваличности; 3. Стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдениеинформационной безопасности. Содержание курса внеурочной деятельности «Информационная безопасность. Правила поведения интернета»с указанием форм организации и видов деятельности. Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, индивидуально - групповая. Занятия проводятся в комбинированной, теоретической и практической форме: - теоретические занятия: основы безопасного поведения при работе с компьютернымипрограммами, информацией в сети интернет, изучение терминов, беседы, лекции; - практические занятия: работа с мобильными устройствами; создание буклетов имультимедийных презентаций. 1 классы Тема № 1. - 9 ч Информация, компьютер и Интернет. 1. Основные вопросы: Компьютер – как он появился, как появился Интернет. Почему компьютер нужно беречь. Где и как искать информацию для урока. Интернет - средство для поиска полезной информации. Как защитить себя от информационной перегрузки. Что такое файл. Как обращаться со своими и чужими файлами, чтобы их не потерять. Какие файлы можно скачивать, а какие нельзя. Полезные и вредные страницы Интернета. Как отличать полезную и правдивую информацию. Ненужные ссылки, ложные ссылки, реклама. Что такое вредоносные сайты. К чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети. Возьми с собой электронного помощника. Мобильные устройства. Польза и опасности мобильной связи, Общение в Интернете – переписка, форумы, социальные сети. Совместные игры в Интернете. Обмен данными при совместной работе –скайп, IP-телефония, ICQ. Безопасный обмен данными. На каких устройствах можно сохранить информацию и как с ними правильно обращаться (диски, флэш, карты и пр.). Как работать в группе. Как передать товарищам результаты работы и не повредить их компьютерам. Что такое электронная почта. Тема № 2. - 7 ч. Техника безопасности и экология 1. Основные вопросы: Гигиена при работе с компьютером. Правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами. Сколько времени можно проводить за компьютером. Как правильно сидеть за компьютером. Как защитить компьютер от повреждений, Компьютеру тоже нужна забота, Компьютер и среда обитания (растения, животные, другие члены семьи). Везде ли есть Интернет? Может ли компьютер заменить компас. Как мобильные устройства помогают ориентироваться на местности. Воздействие компьютера на зрение и др. органы. Физическое и психическое здоровье. Польза и вред компьютерных игр. Компьютер и недостаток движения. Что делать с компьютером в чрезвычайных ситуациях. Улица и мобильные устройства. Компьютер (мобильные устройства) в грозу. Тема № 3. - 7 ч Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость. 1. Основные вопросы: Что такое Интернет-сообщество. Как не превратить свою жизнь в виртуальную?Социальные сети. Детские социальные сети. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть?Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в социальной сети? Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость? Виртуальная личность – что это такое. Сайты знакомств. Незнакомцы в Интернете. Превращение виртуальных знакомых в реальных. Развлечения в Интернете. Игры полезные и вредные. Признаки игровой зависимости. Тема № 4. - 6 ч. Методы безопасной работы в Интернете. 1. Основные вопросы: Ищите в Интернете только то, что вам требуется. Как защититься от вредного контента. Что такое контент-фильтры, движение в Интернете (серфинг). Знаки Интернета, рассказывающие об опасной информации. Правильно ли работает компьютер? Признаки работы вирусов. Вирусы и антивирусы. Обновление баз. Что такое электронные деньги, как с ними правильнообращаться. Почему родители проверяют, что ты делаешь в Интернете? Тема № 5. - 4 ч. Потребительские опасности в Интернете 1. Основные вопросы: Интернет и экономика – польза и опасность. Кто и как может навредить в Интернете. Электронная торговля – ее опасности. Поиск информации: если у вас требуют личную информацию при скачивании данных. Что такое личная информация. Если вам сообщают о выигрыше в лотерею. Если вам предлагают установить новое приложение. Сколько стоят ошибки в интернете. 1 класс 2 Тема Информация, компьютер и Интернет. Колич ество часов 10 Техника безопасности и экология 8 Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость. 7 Методы безопасной работы в Интернете. 6 Потребительские опасности в Интернете 3 Содержание Компьютер – как он появился, как появился Интернет. Почему компьютер нужно беречь. Где и как искать информацию для урока. Интернет -средство для поиска полезной информации. Как защитить себя от информационной перегрузки. Что такое файл. Как обращаться со своими и чужими файлами, чтобы их не потерять. Какие файлы можно скачивать, а какие нельзя. Полезные и вредные страницы Интернета. Формы проведения занятий эвристическая беседа Гигиена при работе с компьютером. Правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами. Сколько времени можно проводить за компьютером. Как правильно сидеть за компьютером. Как защитить компьютер от повреждений, Компьютеру тоже нужна забота. Что такое Интернет-сообщество. Как не превратить свою жизнь в виртуальную? Социальные сети. Детские социальные сети. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам Ищите в Интернете только то, что вам требуется. Как защититься от вредного контента. Что такое контент-фильтры, движение в Интернете (серфинг). интеллектуальная игра Интернет и экономика – польза и опасность. Кто и как может навредить в Интернете. Электронная торговля – ее опасности. интеллектуальная игра практикум практикум Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Информационная безопасность. Правила поведения интернета»1 класс № 1 Тема занятий Тема № 1. - 9 ч. Кол-во часов 1 Информация, компьютер и Интернет. 2 Что такое компьютер? 1 Устройство компьютера. 3 Глобальная информационная система сети «Интернет». Выход в Интернет. 1 4 Практическая работа № 1. 1 Поиск информации в сети Интернет. 5 Мобильные устройства. 1 6 Практическая работа № 2. 1 Работа с мобильными устройствами 7 Совместные игры в сети Интернет. 1 8 Практическая работа №3. Обмен данными при совместной работе- скайп. 1 9 Сохранение информации. 1 10 Что такое электронная почта. 1 11 Тема № 2. - 7 ч . 1 Техника безопасности и экология 12 Гигиена работы с компьютером. 1 13 Правила работы на компьютере и техника безопасности . 1 14 Польза и вред компьютерных игр. 1 15 Вред компьютера здоровью человека. 1 16 Улица и мобильные устройства. 1 17 Практическая работа №2. 1 Создание буклетов по темам: «Компьютеру тоже нужна забота» (как ухаживать за ПК и мобильными устройствами) 18 Практическая работа №3 1 «Создание презентации «Компьютер и здоровье человека» 19 Тема № 3. - 7 ч. 1 Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость 20 Что такое интернет сообщества. 1 21 Социальные сети. Этика общения. 1 22 Что такое интернет зависимость? 1 23 Развлечения в сети Интернет. Игры. 1 24 Признаки игровой зависимости. 1 27 Практическая работа №1. 1 Создание сообщества класса в детских социальных сетях. 25 Практическая работа №2. Тест «Есть у меня игровая зависимость». 1 26 Тема № 4. - 6 ч. Методы безопасной 1 работы в сети Интернете. 27 Правила поиска информации. 1 28 Фильтры. 1 29 Вирусы и антивирусы. 1 33 Практическая работа №1. Поиск 1 вирусов (выявление признаков заражения вирусом). 30 Электронные деньги. 1 31 Повторение пройденного материала. Викторина. 1