Рабочая программа Мир природы и человека 3Б кл. ОВЗ

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта
начального
общего
образования,
примерной
Программы
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И.М.Бгажноковой.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса разработана для детей с
легкой умственной отсталостью на основе требований следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобреннойрешением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2011 г.N 1015 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26«Об
утверждении САНПИН 2.4.2.3286 - 15"Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;



Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Для реализации
данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы для 3 класса "Живой мир" Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А. Попова,
Т.О.Куртова, Москва "Просвещение" 2018г.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим
этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой
природе.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в углублении сведений, раскрывающих причинные,
следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной
системы знаний между названными предметами.
Задачи курса « Мир природы и человека»:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой
природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи
итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному
отношению к природе.








Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников
целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
 совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при
изучении нового содержания);
 рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
 соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на
них с помощью жеста;
 наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

 обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их
восприятия.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
I.

Предметные результаты
Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе
включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки:
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России.
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей.
12.формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные
для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной











отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.
Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по
данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или
большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной
индивидуальной программе развития.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе.
Минимальный уровень:
относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость
его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое
животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
знать правила гигиены органов чувств;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно
взаимодействовать с объектами окружающего мира;


Содержание курса
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей
программе осуществляется следующим образом:
II.

№
1

2
3

Тема
Сезонные изменения в природе.
Времена года. Осень.
Зима.
Весна.
Лето.
Неживая природа.
Живая природа.
Растения.
Животные.
Человек.
Всего

Количество
часов
12
3
3
3
3
6
17
5
7
5
35

Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и
света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь,
заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление
цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение
температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание.
Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких
животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи.
Профилактика пищевых отравлений.

III.

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Календарно-тематическое планирование
Тема раздела
Тема урока
Сезонные изменения в природе
Осень. Растения осенью.
Животные осенью.
Занятия людей осенью.
Зима. Растения зимой.
Животные зимой.
Занятия людей зимой.
Весна. Растения весной.
Животные весной.
Занятия людей весной.
Лето. Растения летом.
Животные летом.
Занятия людей летом.
Неживая природа
Солнце в разные времена года.
Восход и закат солнца.
Календарь.
Воздух. Значение воздуха.
Термометр.
Ветер. Направления ветра.
Живая природа
Растения. Сравнение растений. Части растений.
Растения сада.
Плоды и семена.
Грибы.
Травы.
Животные. Дикие животные.

Кол-во часов

Дата
план

12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1

факт

25
2627
28
2930
31
32
33
34
35

Домашние животные.
Птицы. Перелётные птицы.

1
2

Зимующие птицы.
Хищные птицы. Певчие птицы.

1
2

Человек. Дыхание человека.
Профилактика простудных заболеваний.
Кровь. Сердце. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека.

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».