Рабочая программа Русский язык 3Б кл. ОВЗ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта
начального
общего образования,
примерной
Программы
специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И.М.Бгажноковой.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на
основе требований следующих нормативных документов:
 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
 Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобреннойрешением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2011 г. N 1015 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26«Об
утверждении САНПИН 2.4.2.3286 - 15"Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для
0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (М.: Просвещение, 2011г).
 учебника Э. В. Якубовской, Я. В. Коршунова «Русский язык» для 3 класса специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида. (М., «Просвещение», 2016 г).
Цель предмета - формирование у учащихся коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем
поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в
2






самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи предмета:
 формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения, развитие умения пользоваться
речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков,
необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
обучение грамотному и аккуратному письму;
формирование у детей первоначальных умений в письменных высказываниях
осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Настоящая адаптированная рабочая программа рассчитана на 1 год обучения.
Основные принципы материала:
Общедидактические принципы: сознательности и активности; наглядности;
систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой.
Принципы коррекционно-развивающего обучения:
динамичность восприятия; продуктивной обработки информации; развития и коррекции высших психических функций;
мотивации к учению – создание мотивационной обстановки на уроке, обеспечивающей эффективность работы класса,
ученика.
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие фонетико-фонематических представлений;
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
развитие речи, владение техникой речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Результаты изучения курса обучающимися 3 класса.
К концу 3 класса учащиеся должны: уметь:
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в
предложении; анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
3

определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить часть слова при письме;
списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (20-25 сл.), включающий изученные орфограммы.
знать: алфавит.
Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта,
адаптированной общеобразовательной программы для начального общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант.
Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой (-М. : Просвещение, 2011г).
Основной формой организации образовательного процесса является урок, который строится на принципах
коррекционно-развивающего обучения.
Основные технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные;
личностно-ориентированные.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
Виды работ обучающихся:
Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются: словарная работа,
списывание с различными заданиями (вставить буквы в словах, выполнить звуковой анализ слов и составить схемы
предложений, поставить ударение, разделить слова на слоги и для переноса, подчеркнуть слова с определенной
орфограммой), запись составленных предложений, дополнение предложений, восстановление нарушенного порядка слов
в предложении.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического
задания.
Межпредметные связи:
Чтение – самостоятельное чтение задания, дополнение предложения нужными по смыслу словами.
Речевая практика- составление связного рассказа по картинке.
Математика - название чисел в пределах 100, поиск нужной страницы и нужного упражнения в учебнике.
4

Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа на 2022/2023 учебный год, предусматривает изучение предмета русский язык в 3
классе в количестве 68 часов в год (34 учебных недель).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) I вариант
детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в
образовательной области «Язык и речевая практика»
I. Планируемые результаты
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения АООП отражают:
-осознание себя как гражданина России;
-овладение начальными навыками адаптации;
-Владение навыками коммуникации;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие -социально значимых мотивов учебной
деятельности;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и
характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и
жизни, опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания.
формирование интереса к изучению русского языка;
коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
овладение основами грамотного письма;
использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения
практических задач.
Достаточный уровень:

Минимальный уровень:

Списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфо- Деление слов на слоги для переноса;
5

графическим проговариванием;
запись под диктовку текст, включающие слова с изученными орфограммами (20-25 слов);
дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу
(название предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи
между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в
конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа












списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста
с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия,
признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка
слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Требования к знаниям и умениям
Обучающиеся должны знать:
алфавит.
гласные и согласные буквы и звуки;
правила написания предложения;
знать названия предметов, действий, признаков;
правописание собственных и нарицательных имен;
правописание предлогов.
Обучающиеся должны уметь:
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в
предложении;
анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
II. Содержание программы
1. Повторение материала
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения и точка в конце. Составление
предложения по вопросам, по картинке, из слов, данных вразбивку. Выделение предложений из речи текста.
2.Звуки и буквы
Сравнение пар слов. Алфавит. Гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Гласные буквы в начале слов и
6

после гласных. Ударные и безударные гласные. Перенос слов. Твердые и мягкие согласные, и их различия. Мягкий знак в
середине и на конце слова. Шипящие согласные. Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Парные согласные. Звонкие и глухие
согласные на конце слов. Разделительный твердый и мягкий знаки.
3. СловоСлова, обозначающие названия предметов. Большая буква в именах собственных. Слова, обозначающие действия
предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Согласование слов, обозначающих предметы со словами,
обозначающими действия и признаки предметов. Предлоги.
4. Предложение
Построение простого предложения. Составление предложения на заданную тему. Дополнение предложений. Работа с
деформированным текстом.
5. Повторение
Составление предложений. Сочетание гласных с шипящими. Правописание имен собственных. Алфавит. Мягкие и
твердые согласные. Парные, звонкие и глухие согласные. Слова, обозначающие предметы, их действие и признаки.

Основное содержание рабочей программы
Наименование
раздела
учебного
материала

Количество
часов на
изучение
раздела

Основные элементы раздела

7

1

Повторение

5ч

2

Звуки и буквы

24 ч

3

Слово

24 ч

4

Предложение

5

Повторение

8

Составление предложений на основе демонстраций действий. Обозначение на схеме правил записи
предложений. Распространение предложений на схеме с помощью картинок. Запись по образцу
предложения.
Называние предмета различных родовых групп. Различение реального предмета и слова,
называющего этот предмет. Составление предложений с данным словом.
Различение гласных и согласных звуков и букв, их обозначение в схеме. Запись слова в тетради по
схеме. Составление предложения с заданным словом. Сравнение слов отличающимся одним звуком,
количеством звуков, их расположение. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно.
Деление слов на слоги.
Названия предметов. Названия действий. Предлоги.
Слова с непроверяемыми гласными.
Выделение предложения из текста. Правила записи предложения. Предложение и его схема.
Составление предложения по предметной и сюжетной картинкам. Предложения-вопросы и
предложения-ответы.

7
68 ч

III.
№
урока
1
2

Календарно-тематическое планирование.

Тема урока
Повторение
Предложение. Выделение предложения из текста.
Завершение начатого предложения.

Кол-во
часов

Дата
план

факт

1
1
8

3
4
5

Различение набора слов и предложения.
Порядок слов в предложении.

1
1
1

Предложение. Закрепление знаний.
Звуки и буквы

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Знакомство с алфавитом.

21
22
23
24
25

Составление пар звонких и глухих согласных.
Различение Б-П, В-Ф
Различение Д-Т, Г-К.

26-27
28-29

Звуки гласные и согласные.
Ударение в словах.
Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове.
Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.
Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.
Перенос части слова при письме.
Различение твердых и мягких согласных перед гласными.
Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю,я.
Буква мягкий знак (ь) на конце слова.
Различение твердых и мягких согласных.
Написание ЖИ – ШИ в словах.
Написание ЧА-ЩА в словах.
Написание ЧУ-ЩУ в словах.
Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Различение Ж-Ш, З-С.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2

Слово

9

30-31
32
33
34-35
36
37
38
39-40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54-55
56
57
58

Названия предметов. Различение названий предметов по вопросам Кто? Что?
Обобщающее название для групп однородных предметов.
Выделение названий предмета из предложения
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.

Названия действий. Различение названий действий по вопросам Что делает? Что делают?
Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что делали? Что
сделал? Что сделала? Что сделали?
Различение названий действий по вопросам что сделает? Что сделают?
Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.
Названия признаков.Определение признака предмета по вопросам какой? Какая? Какое?
Какие?
Различение предметов по их признакам.
Постановка вопросов к названиям признаков предмета.
Постановка вопросов к названиям признаков предмета.
Выделение названий признаков предмета из предложения.
Выделение названий признаков предмета из предложения.
Названия предметов, действий и признаков.
Предлоги В, НА, С, ИЗ, У.
Предлоги К, ПО со словами.
Предлоги НАД, ПОД, со словами.
Предлог О со словами.
Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О, со словами.
Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О, со словами
Предложение
Предложение. Выделение предложения из текста.
Предложение законченное и незаконченное.
Распространение предложений.
Слова в предложении.

2
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

.

2
1
1
1
10

59
60-61

Порядок слов в предложении.
Составление предложений.

1
2
Повторение

62
63
64
65-66
67
68

Слово. Правила правописания в слове
Слово. Правила правописания в слове
Названия предметов и признаков.
Названия предметов и признаков

1
1
1
2

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Заключительный урок

1
1

.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».