рабочая программа по Mузыке 8 кл

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного
образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образов ания и
допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы»,
авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009).
В 2015-2016 учебном году введен 1 дополнительный час в неделю национально-регионального компонента (НРК) для преподавания
учебного предмета «Искусство» (для проведения уроков музыки 17 часов и уроков ИЗО ), направленное на изучение краеведческих
модулей.Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и разви тии
методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные
положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий моме нт,
который связан с введением темы года.
При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры обучающихся, программа нацелена на углубление идеи
многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами
художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой,
русским языком, природоведением.
Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей,
вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение
опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний,
умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. В связи с этим особое значение имеет развитие
индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде
искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
При составлении рабочей программы допущены органичные дополнения и вариативные изменения в использовании музыкального и
теоретического материала, расширяющие

традиционные

стилевые представления и не нарушающие содержательной концепции курса

программы В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
3

Цельпрограммы заключается в духовно-нравственном воспитании учащихся через приобщение к музыкальной культуре как
важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачимузыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить учащихся воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального
искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и
педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод сравнения.

4

Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который исполняет роль главного
«координатора» в целостном методологическом пространстве.
Музыкальное искусство в 8 классе рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу
берутся вечные темы искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом
единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение в искусстве. Современность трактуется двояко: и как
вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с 20 веком. Таким образом, представляется возможность путём сравнения
установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или
злободневных течений.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
- хоровое и сольное пение.
Музыкальный материал программысоставляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая
музыка, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и
инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярной современной. Возрастает удельный вес музыкальных
произведений крупных форм – опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, ораторий, способных во всей полноте и разнообразии
выразить идею единства формы и содержания в музыке. Вместе с тем в программе осмысливаются образцы современной популярн ой музыки,
джазовых произведений, произведения рок-культуры, музыка кино и мюзиклов, авторская песня.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой (А.Н.Островский «Снегурочка», «Былина о Садко», А.С.Пушкин «Борис Годунов», «Повести Белкина.Метель», «Евгений
Онегин» и другие произведения),
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст,
нюанс, музыкальная краска);

5

- историей (Смутное время в России в начале XVII века, старообрядческий раскол XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая
Отечественная война 1941-45 гг.);
- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере
приёма «описание»);
- природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),
- географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).
Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно -творческих заданий,
хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, нотных хрестоматий для
учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Программа рассчитана на 35 часов (1ч в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «МУЗЫКА» 8 КЛАСС
1. Музыка «старая» и «новая» (1ч)
Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Условность деления музыки на «старую» и «новую».

Разучивание

А.Островского «Песня остается с человеком».
2. Настоящая музыка не бывает «старой» (1ч) ».
Различие понятий «современной» и «модной» музыки. С.Я.Маршак «Тебя забыли? То расплата за то, что в моде был когда -то».
РазучиваниепесниТ.Хренникова «Московские окна».
3. Живая сила традиции. (1ч)
Стиль в музыкальном искусстве: классицизм в музыке, Венская классическая школа, романтизм, реализм, «Могучая кучка»,
импрессионизм. Индивидуальный стиль композиторов-классиков.
«Стилевые направления музыкального искусства 20 века: Скрябин, Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Щедрин. Слушание
музыки: М. Мусоргский, монолог Пимена из оперы «Борис Годунов», I действие». Разучивание :Ю.Чичкова «Наша школьная страна».
6

4. Сказочно-мифологические темы (6ч)
Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи
чувственно-наглядных образов. «Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым
молодцам урок».
Слушание: Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского, Н.Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере
«Снегурочка»; И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная»; К. Дебюсси. «Послеполуденньий отдых
фавна», бессмертный романс П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса». Разучивание: Я. Дубравина «Песня о земной красоте», И.Сохадзе
«Добрая фея», Л.Квинт, стихи В. Кострова «Здравствуй мир», В. Чернышев, стихи Р. Рождественского «Этот большой мир».
5. Мир человеческих чувств (10ч)
Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной,
симфонической, камерной музыки. Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские, о слёзы лю дские».
Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве
Мария». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и
дороги в русском искусстве. Слушание: Соната № 14 «Лунная» для фортепиано, 1 часть, Соната № 8 «Патетическая», 2 часть «Больше чем
любовь»; Н. Римский-Корсаков, хороводная песня Садко из оперы «Садко»; В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром,
фрагменты, П. Чайковский, Сцена письма из оперы «Евгений Онегин»; М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит огонь желанья...», П.
Чайковский, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фрагмент; Г.Свиридов «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель», вокальный стиль
«BelCanto» и его мастера ЭнрикоКарузо, Франко Корелли, Лучано Паваротти, АндреаБочелли.

Разучивание: романс «Я тебя никогда не

забуду» из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось», А. Макаревич «Пока горит свеча», В.Высоцкий «Братские могилы», Ю. Визбор «Ты у меня
одна», В. Высоцкий «Песня о друге»; К. Кельми «Замыкая круг».
6. В поисках истины и красоты (5ч)

7

Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. «Хор – уста Церкви». Византийские
корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная
авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат печаль и радость».
Слушание:Д. Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти «Бессмертие» из сюиты для баса и фортепиано; П. Чайковский «Болезнь
куклы» из «Детского альбома»; Р.Шуман «Грезы»; С. Рахманинов «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра;
П.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»; Н.Римский-Корсаков, колядные песни из оперы «Ночь перед Рождеством» и
увертюра «Светлый праздник». Разучивание: Д.Бортнянский «Тебе поем»; гимны «Единородный Сыне» и «Достойно есть», И.С.Бах, сол о альта
«О, сжалься» из цикла «Страсти по Матфею»; Рождественские канты «Небо и земля» и «Добрый вечер»; международный рождественский гимн
«Святая ночь» (SilientNight); духовные песни иеромонаха Романа (Матюшина), Людмилы Кононовой и Светланы Копыловой, Е. Крылатов, Ю.
Энтин «Колокала».
7. О современности в музыке (9ч)
Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. «Турангалила -симфония» О. Мессиана. Массовая
музыкальная культура сегодня. Массовая песня. Музыка театра и кино. Авторская песня. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и
эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времён в музыке А. Шнитке. Антология рок – музыки. Рок опера.
Зарубежная поп музыка. Российская эстрада. Обобщение материала по теме «Традиция и современность в музыке». Итоговое тестиров ание.
Слушание: А. Хачатурян «Смерть гладиатора», адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак»; О. Мессиан «Ликование звезд» (V
часть) и «Сад сна любви» (VI часть) из «Турангалилы-симфонии»; Дж. Гершвин.«Рапсодия в стиле блюз» и «Колыбельная Клары, дуэт Бесс и
Порги» из оперы «Порги и Весс»; А.Эшнай. Симфония № 2, II часть, фрагмент; А. Шнитке. Ргеludio; Тоссаtа из «СоncertoGrosso» № 1 для двух
скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра; Г.Свиридов, «Любовь святая» из цикла «Три хора из музыки к
трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»; музыка М.Таривердиева к фильму «Ирония судьбы или с легким паром»; музыка
Э.Артемьева к фильмам «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Раба любви», песни из кинофильмов, а также российской и
зарубежной эстрады по выбору школьников. Разучивание:Д. Герман «Привет, Долли!»; Дж. Леннон, П. Маккартни «Вчера»; Б. Андерсон
(группа АББА) «Победитель получает все»; музыка и песни И.Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»; песня Е.Птичкина «Эхо любви»;
8

песня Б.Гребенщикова и группы «Аквариум» «Серебро Господа моего»; А. Лепин, стихи В.Коростылёва. «Песенка о хорошем настроении »; Ю.
Чичков, стихи Ю.Разумовского «Россия, Россия».
Слушание музыки: произведения по выбору обучающихся. Разучивание песен: А.Флярковский, стихи А. Дидурова «Прощальный вальс»; И.
Грибулина. Прощальная. Обработка Ю. Алиева
8. Обобщающий урок по теме года «Традиции и современность в музыке» (1ч)
Итоговое тестирование.
9. НРК (17 часов) ,совмещены с основными темами уроков музыки

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Наименование темы

п/п

Количество часов
Всего

Теоретиче Контрольн
ские

1

Музыка «старая»и «новая»

1

1

2

Настоящая музыка не бывает

1

1

ые

«старой»
3

Живая сила традиции

1

1

4

Сказочно-мифологические темы

6

5

1

5

Мир человеческих чувств

10

9

1

6

В поисках истины и красоты

5

5

9

7

О современности в музыке

9

8

Обобщающий урок по теме года

1

9

Урок-концерт

1

1

35

31

Всего часов:

8

1
1

4

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По итогам освоения программы «Музыка» 8 класс учащиеся должны:
знать/понимать:
- знать специфику музыки как вида искусства;
- знать основные жанры народной и профессиональной музыки;
- знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- понимать особенности искусства различных эпох;
- определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка
классическая, народная, религиозная, современная;
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.
уметь:
- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных науроках в 5, 6, 7, 8 классах);
- обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

10

- преломлять полученные знания в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о
музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных
размышлений;
- осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимания их неразрывной связи;
- понимать концептуально-содержательные особенности сонатной формы;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности: уметь исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в
программе, уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), уметь
владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 7-е изд., стереотип. – М.:
Дрофа, 2009.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
6. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
7. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
8. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно -правовых
документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
9. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
10. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
11

Оборудование:
1 Музыкальный центр.
2 Музыкальный инструмент - пианино.
3 Ноутбук.
4 Видеопроектор.
5 Экран.
6 Лазерные CD, DVD – диски с мультимедийными презентациями к урокам, записями музыки, фрагментов музыкальных спектаклей,
кинофильмов и т.п.
7 Флеш-карта (карта памяти) с мультимедийными презентациями к урокам, записями музыки.
8.Музыкальный синтезатор.

.
Учебно-методический комплекс:
1. Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 12-е изд., стереот. – М.: Дрофа, 2013г.
2. Музыка. 8 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.
– 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013г.
3. Музыка. 8 класс. Фонохрестоматия (1 диск) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2013.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и
рефератов:
Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/
12

Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.music-dic.ru/
Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/
Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Классическая музыка. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://classic.chubrik.ru/
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. – Электронный ресурс. Режим
доступа: http://www.bogoslovy.ru/
Музыкальный архив православного портала «Предание»: Богослужебные песнопения. Сборники духовных песнопений. Канты. Духовные
песни и народные ансамбли. Колокольные звоны – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.predanie.ru/music/
Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина. Текст и запись с возможностью скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа:
http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon86.htm?id=86

13

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «МУЗЫКА» 8 КЛАСС
№

Дата

Кол –во
часов

п/п
Тема урока

план

факт

Музыка «старая» и «новая» НРК Музыкальные традиции
народов Кемеровской области. Фольклор и его способность

1

1

отражать жизнь человека. Воззрение и идеалы.

2

Настоящая музыка не бывает «старой».

1

3

Живая сила традиции.НРК Старинные

1

обрядовые праздники народов, проживающих в Кузбассе и их роль в жизни человека.
Сказочно-мифологические темы (6 часов)
4

Искусство начинается с мифа.

1

5

Мир сказочной мифологии: опера Н. А. Ри

1

мского-Корсакова «Снегурочка».
6

Языческая Русь в«Весне священной» И. И.Стравинского.

1

7

Поэма радости и света:Клод Дебюсси си «Послеполуденный отдых

1

фавна».
8

«Благословляю вас, леса».

1

9

Обобщающий урок. НРК Государствен-

1

ные символы. Гимн, флаг и герб Волгоград-

14

ской области.
Мир человеческих чувств (10 часов)
10

Образы радости в музыке.НРК Компози-

1

торы Кузбасса Творчество уникальных
коллективов области.
11

Мелодией одной звучат печаль и

1

радость. НРК Музыкальные произведения
известных композиторов в исполнении
современных коллективов области.
12

«Слёзы людские, о слёзы людские».НРК

1

Музыкальные произведения известных
композиторов в исполнениисовременных коллективов области.
13

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.

1

14

Тема любви в музыке. П. Чайковский

1

«Евгений Онегин».НРК Композиторы
Кузбасса. Творчество уникальных коллективов области.
15

«В крови горит огонь желанья».
НРК

Становление

музыкальной

1
культуры

и

музыкального

образования в Кузбассе
16

Трагедия любви в музыке. НРКСимфо-

1

ническийоркестр, оркестр народных ин15

струментов
17

Подвиг во имя свободы.

1

Л. Бетховен увертюра «Эгмонт».
18-

Заключительный урок «Мотивы пути

19

и дороги в русском искусстве».

2
В поисках истины и красоты (5 часов)

20

Мир духовной музыки.

1

21

Колокольные звоны на Руси.НРК

1

Музыкальные традиции народов Кемеровской области.
22

Рождественская звезда.

1

23

От Рождества до Крещения.НРК Духов-

1

ная храмовая музыка
24

«Светлый праздник».

1

Православная музыка сегодня. НРК
Духовная храмовая музыка
О современности в музыке (10 часов)
25

Как мы понимаем современность.НРК

1

Джаз-клуб «Геликон» деятельность губернаторского центра «Юные дарования»
26

Вечные сюжеты.

1

27

Философские образы XX века.

1

«Турангалила-симфония» О. Мессиана
16

28

Новые области в музыке XX века

1

(джазовая и эстрадная музыка).НРК
Джаз-клуб «Геликон» деятельность губернаторского центра «Юные дарования»
29

Лирические страницы советской

1

музыки.НРКФилармония –центр музыкальной жизни Кузбасса
30

Диалог времён в музыке А. Шнитке.

1

31

«Любовь никогда не перестанет». НРК

1

Творчество уникальных коллективов обЛасти
32

Музыка всегда остаётся.НРК Инструмен-

1

тальныеи хоровые коллективы филормонии
33

Заключительный урок по теме

1

«О современности в музыке».
34

Обобщающий урок по теме года

1
Итого: 34 уроков

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».