Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура для 3 Б кл.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 3 «Б» класса разработана в
соответствии:
-учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на 2023-2024 учебный год 3 класс (1 вариант);
- на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс (вариант 1) МОУ «Вербенская СШ»
(рассмотренной на заседании педагогического совета от 30.08.2023г.
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида подготовительный, 1-4
классы, Москва «Просвещение» 2015 г. под редакцией В.В. Воронковой.
Цель: формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности
посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи учебного предмета:
- коррекция и компенсация нарушений физического развития и моторики, пространственной организации
движений;
- формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков:
- развитие у обучающихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по
физической культуре;
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной
направленности каждого урока. Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе,
от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна
способствовать социализации обучающихся в обществе, формированию духовных способностей ребёнка. В связи с этим
в основе обучения физическими упражнениями должны просматриваться следующие принципы:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива;
- комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических
теорий.
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого
количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
В программу включены следующие разделы: гимнастика, лёгкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме тестового контроля (в форме выполнения физических
упражнении).
Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане
На изучение предмета «Физическая культура» в 3 классе отводится 3 часа в неделю и 102 часа в год.
Содержание программы
Знания о физической культуре
Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Подготовка
спортивной формы к занятиям, переодевание. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование
понятий: опрятность, аккуратность.
Гимнастика
Теоретические сведения:
Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики.
Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Название гимнастических снарядов и элементов.
Практический материал:
Построение в шеренгу и равнение по носкам по команде учителя. Расчет по порядку. Выполнение команд:
«Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Класс, стой!». Перестроение из
колонны по одному в круг, двигаясь за учителем. Перестроение из колонны по одному в колонну по двое через
середину, взявшись за руки.

Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий (с толканием мяча).
Ходьба по полу по начертанной линии. Ходьба по гимнастической скамейке с предметами (по выбору), на носках с
различным движением рук, боком приставными шагами, по наклонной скамейке.
Основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; мышц шеи;
укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц
кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки; укрепления мышц туловища. Сочетание движений ног,
туловища с одноименными и разноименными движениями рук.
Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами.
Кувырок вперед по наклонному мату, стойка на лопатках, согнув ноги.
Лазанье по наклонной гимнастической скамейке (угол 20°) одноименным и разноименным способами. В висе на
гимнастической стенке сгибание и разгибание ног.
Легкая атлетика
Теоретические сведения:
Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега. Ознакомление обучающихся с
правилами дыхания во время ходьбы и бега.
Практический материал:
Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом.
Чередование бега с ходьбой до 30 м (15 м — бег, 15 м — ходьба). Ходьба с изменением скорости. Ходьба с
различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на
пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы.
Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Бег на
месте с высоким подниманием бедра, на носках (медленно), с преодолением простейших препятствий, бег на скорость
до 30 м. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках.

Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу .Прыжки в длину с места.
Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки в длину и высоту с шага (с небольшого
разбега, 3—4 м, в высоту с прямого разбега).
Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших
мячей в игре.
Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и
левой рукой. Метание малого мяча по горизонтальной и вертикальной цели с расстояния 2—6 м с места и на дальность.
Лыжная подготовка
Теоретические сведения:
Одежда и обувь для занятий на улице в зимний период.
Правила переноски лыж.
Практический материал:
Ходьба на месте с подниманием носков лыж. Ступающий шаг без палок и с палками. Выполнение строевых
команд. Передвижение на лыжах.
Скользящий шаг.
Повороты на месте «переступанием» вокруг пяток лыж.
Передвижение на лыжах до 600 м (за урок).
Игры
Теоретические сведения:
Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые техникотактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником).
Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу.
Практический материал: подвижные игры
Коррекционные игры.

Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча.
Игры построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.
Коррекционные упражнения
Движение в колонне с изменением направлений по установленным на полу ориентирам.
Выполнение исходных положений рук по словесной инструкции учителя. Выполнение различных упражнений
без контроля и с контролем зрения.
Планируемые результаты
Минимальный уровень:
Знания о физической культуре
Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Подготовка спортивной формы к
занятиям, переодевание.
Гимнастика
Правила поведения на уроках гимнастики. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии.
Построение в шеренгу и равнение по носкам по команде учителя. Расчет по порядку. Выполнение команд:
«Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»
Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий (с толканием мяча).
Ходьба по полу по начертанной линии.
Основные положения и движения рук, ног, головы, туловища, укрепления мышц туловища. Комплексы
упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами.

Легкая атлетика
Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега.
Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом.
Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении.

Прыжки с ноги на ногу.
Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших
мячей в игре.
Броски и ловля волейбольных мячей.
Лыжная подготовка
Одежда и обувь для занятий на улице в зимний период.
Правила переноски лыж.
Ходьба на месте с подниманием носков лыж. Передвижение на лыжах.
Игры подвижные игры
Коррекционные игры.
Игры с элементами общеразвивающих упражнений Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время
игр.
Коррекционные упражнения
Движение в колонне с изменением направлений по установленным на полу ориентирам.
Достаточный уровень:
Знания о физической культуре
Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Значение физических упражнений
для здоровья человека.
Гимнастика
Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах.
Правила поведения на уроках гимнастики.
Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Класс,
стой!». Перестроение из колонны по одному в круг, двигаясь за учителем.
Ходьба по гимнастической скамейке с предметами (по выбору), на носках с различным движением рук, боком
приставными шагами, по наклонной скамейке.

Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук.
Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами.
Кувырок вперед по наклонному мату, стойка на лопатках, согнув ноги.
Лазанье по наклонной гимнастической скамейке (угол 20°) одноименным и разноименным способами. В висе на
гимнастической стенке сгибание и разгибание ног.
Легкая атлетика
Правила поведения на уроках легкой атлетики. Ознакомление с правилами дыхания во время ходьбы и бега.
Чередование бега с ходьбой до 30 м (15 м — бег, 15 м — ходьба). Ходьба с изменением скорости.
Бег на месте с высоким подниманием бедра, на носках (медленно), с преодолением простейших препятствий, бег
на скорость до 30 м.
Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки в длину и высоту с шага (с небольшого
разбега, 3—4 м, в высоту с прямого разбега).
Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание малого мяча по горизонтальной и
вертикальной цели с расстояния 2—6 м с места и на дальность.
Лыжная подготовка
Одежда и обувь для занятий на улице в зимний период.
Скользящий шаг.
Повороты на месте «переступанием» вокруг пяток лыж.
Передвижение на лыжах до 600 м (за урок).
Игры подвижные игры
Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером,
командой и соперником).
Коррекционные игры.
Игры с элементами общеразвивающих упражнений.
Игры построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.

Коррекционные упражнения
Выполнение исходных положений рук по словесной инструкции учителя. Выполнение различных упражнений
без контроля и с контролем зрения.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Физическая
культура»:
Минимальный уровень:
• Представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовке обучающегося;
• Представления о двигательные действия, знание строевых команд;
• Умение вести подсчёт при выполнении ОРУ;
• Представления об организации занятий по физической культуре с целевой направленностью на развитие
быстроты, силы, координации и выносливости;
• Представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное развитие
основных физических качеств в процессе участия в подвижных играх и эстафетах;
• Представления о способах организации и проведение подвижных игр и элементов соревнований со
сверстниками, осуществление их объективного судейства;
• Представления о спортивных традициях своего народа и других народов;
• Понимание особенностей известных видов спорта, показывающих человека в различных эмоциональных
состояниях; знакомство с правилами техникой выполнения двигательных действий;
• Представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники
безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Достаточный уровень:
• Знания о физической культуре как средства укрепления здоровья, физического развития и физического
совершенствования обучающегося;
• Знание видов двигательной активности в процессе физического воспитания; выполнение двигательных действий;
умение подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении ОРУ;
• Знание организаций занятий по физической культуре с различной целевой направленностью: на развитие
быстроты, выносливости, силы, координации; знание физических упражнений с различной целевой
направленностью, их выполнение с заданной дозировкой нагрузки;
• Знание видов двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических
качеств в процессе участия в подвижных играх и эстафетах;
• Знание форм, средств и методов физического совершенствования;
• Умение оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в подвижных
играх и соревнованиях; осуществление их объективного судейства;
• Знание спортивных традиций своего народа и других народов; знание некоторых фактов из истории развития
физической культуры, понимание ей роли и значения в жизнедеятельности обучающегося;
• Знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности;
• Знание правил, техники выполнения двигательных действий;
• Знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием;
• Соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме тестового контроля (в форме выполнения физических
упражнений).

Методические пособия:
по учебному предмету «Физическая культура»
• закон Российской Федерации «Об образовании», ст.32 «Компетенция и ответственность образовательного
учреждения» (п. 67);
• закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 № 80-ФЗ;
• комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4 классов (авторы:В.М.Белов, В.С.Кувшинов,
В.М.Мозговой: «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы»
под редакцией В.В.Воронковой, «Просвещение» 5-е издание, Москва 2008г.

Материально – техническое обеспечение:
Спортивное оборудование.
• Козел гимнастический 1шт
• Мостик гимнастический 1шт
• Стойки баскетбольные, щит баскетбольный, фанера 2шт
• Стенка гимнастическая шведская 4шт
• Скамейка гимнастическая 8шт
• Турник для силовых упражнений 1шт
• Конь гимнастический 1шт
• Стойка для прыжков в высоту 2шт
Спортивный инвентарь.
• Мат гимнастический 10шт
• Гантели 10 шт

•
•
•
•
•
•
•
•
•

№

Канат 2шт
Коврик ППЭ 8шт
Мяч баскетбольный 10шт
Мяч волейбольный 10шт
Мяч футбольный 5шт
Массажер для стоп 4шт
Обруч 10шт
Сетка волейбольная 1шт
Секундомер 1шт

1.

Вид
программного
материала
Основы знаний

2.

Гимнастика

3.

Строевые
упражнения

Содержание учебного предмета
Содержание

Правила поведения в физкультурном зале, на
спортивной площадке. Подготовка спортивной
формы к занятиям. Название снарядов и
гимнастических элементов, понятие о правильной
осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках. Правила
безопасности
при
занятиях
физическими
упражнениями. Значение утренней зарядки.
Основная стойка.
Построение в шеренгу и равнение по носкам и
команде учителя. Перестроение из колонны по
одному в круг, двигаясь за учителем.

4.

5.

6.

7.

Перестроение из колонны по одному в колонну по
двое через середину, взявшись за руки.
Выполнение команд:«Равняйсь!», «Смирно!»,
«Вольно!», «на месте шагом марш!», «Шагом
марш!», «Класс, стой!». Расчет по порядку.
Общеразвивающие Основные положения и движения рук, ног,
упражнения без
туловища, головы, выполняемые на месте и в
предметов
движении. Сочетание движений ног, туловища с
одноимёнными и разноимёнными движениями
рук. Дыхательные упражнения и упражнения для
формирования правильной осанки. Простые
комплексы общеразвивающих и корригирующих
упражнений.
Общеразвивающие Комплексы упражнений с гимнастическими
и корригирующие палками, флажками, малыми обручами, большими
упражнения с
и малыми мячами. Комплексы упражнений со
предметами
скакалками.
Элементы
Кувырок вперед по наклонному мату, стойка на
акробатических
лопатках, согнув ноги.
упражнений
Лазанье
Лазание по наклонной гимнастической скамейке
(угол 20°) одноименным и разноименным
способами. Передвижение на четвереньках по
полу по кругу на скорость и с выполнением
заданий (с толканием мяча). Перелезание со

скамейки на скамейку произвольным способом.
8.

Висы

9.

Равновесие

10.

Ходьба

11.

Бег

12.

Прыжки

13.

Метание

В висе на гимнастической стенке сгибание и
разгибание ног. Упор на гимнастической стенке в
положении стоя, меняя рейки.
Ходьба по гимнастической скамейке с предметами
(по выбору), на носках с различным движением
рук, боком приставными шагами, по наклонной
скамейке. Ходьба по полу по начерченной линии.
Ходьба с высоким подниманием бедра, в
полуприсяде, с различными положениями рук: на
пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с
перешагиванием через предмет (2-3 предмета), по
разметке.
Бег на месте с высоким подниманием
бедра, на носках (медленно), с преодолением
простейших препятствии, бег на скорость до 30
м. медленный бег до 2 мин.
Прыжки в длину и высоту с шага (с небольшого
разбега, 3-4 м, в высоту с прямого разбега).
Метание малого мяча по горизонтальной и
вертикальной цели с расстояния 2-6 м. с места и на
дальность. Броски большого мяча двумя руками
из-за головы (в парах).

14.

15.

16.
17.

18.

Лыжная
подготовка

Переноска лыж. Ступающий шаг без палок и с
палками. Скользящий шаг. Повороты на месте
«переступанием»
вокруг
пяток
лыж.
Передвижение на лыжах до 600 м. (за урок).
Коррекционные
Построение в шеренгу с изменением места
упражнения (для
построения по заданному ориентиру (черта,
развития
квадрат, круг). Движения в колонне с изменением
пространственнонаправлений по установленным на полу
временной
ориентирам. Повороты к ориентирам без контроля
дифференцировки зрением в момент поворота. Шаг вперед, шаг
и точности
назад, вправо в обозначенное место с открытыми и
движений)
закрытыми глазами. Лазание по определенным
ориентирам, изменение направления лазанья.
Подбрасывание мяча вверх до определенного
ориентира. Выполнение исходных положений рук
по словесной инструкции учителя. Выполнение
различных упражнений без контроля и с
контролем зрения.
Подвижные игры
«Отгадай по голосу», «Карусели», «Что
изменилось?», «Волшебный мешок».
Игры с элементами «Салки
маршем»,
«Повторяй
за
мной»,
общеразвивающих «Веревочный круг», «Часовые и разведчики».
упражнений
Игры с бегом и
«У ребят порядок строгий», «Кто быстрее?», «У
прыжками
медведя во бору», «Пустое место».

19.
20.

Игры с бросанием,
ловлей и метанием
Игры зимой

№
1
2
3
4
5

«Охотники и утки», «Кто дальше бросит?».
«Лучшие стрелки».

Тема
Основы знаний
гимнастика
Лёгкая атлетика
Подвижные игры
Лыжная подготовка
Всего:

Тематическое планирование учебного предмета
Количество часов
В процессе урока
34 часа
39 часов
20 часов
9 часов
102 часа

Календарно-тематическое планирование предмета
№

Тема урока

Кол-во
часов

1

Вводный инструктаж по технике безопасности.

1

2

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения.Построения и перестроения.

2

3

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Построения и перестроения

2

4

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Построения и перестроения.

2

5

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Ходьба и бег.

2

6

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения.Ходьба и бег. Прыжки.

3

7

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения.Прыжки.

3

8

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения.Метание.

3

9

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Метание.

3

10

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Прыжки.

3

11

Общеразвивающие и корригирующие

2

Дата план

Дата факт

Примечание

упражнения. Подвижные игры.

Всего 26 часов

№
13

Тема урока
Вводный инструктаж по технике безопасности на
уроках гимнастики. Название снарядов и
гимнастических элементов.

Кол-во часов
1

14

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Висы.

3

15

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Висы.

3

16

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения.Акробатические упражнения.

3

17

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Акробатические упражнения.

3

18

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Лазанье.

3

19

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Лазанье.

3

20

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Лазанье.

2

21

Общеразвивающие и корригирующие
2

Дата план

Дата факт

Примечание

упражнения. Подвижные игры.

Всего 23часа

№
21

Тема урока
Ознакомление с техникой безопасности на
уроках лыжной подготовки.

Кол-во часов
1

22
23

Лыжная подготовка.
Лыжная подготовка.

1
1

24

Лыжная подготовка.

3

25

Лыжная подготовка.

3

26

Лыжная подготовка.

3

27

Лыжная подготовка.

3

28

Лыжная подготовка.

2

29

Лыжная подготовка.

2

30

Лыжная подготовка.

2

31

Лыжная подготовка.

2

32

Коррекционные упражнения (для развития
пространственно-временной дифференцировки и
точности движений). Подвижные игры.

2

Дата план

Дата факт

Примечание

33

Коррекционные упражнения (для развития
пространственно-временной дифференцировки и
точности движений). Подвижные игры.

2

34

Коррекционные упражнения (для развития
пространственно-временной дифференцировки и
точности движений). Подвижные игры.

2
Всего: 29 часов

№
35

Тема урока
Вводный инструктаж по технике безопасности.

Кол-во часов
1

36

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Элементы спортивных игр и
спортивных упражнений. Баскетбол.

1

37

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Баскетбол.

1

38

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Баскетбол.

2

39

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Баскетбол.

1

40

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Волейбол.

2

41

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Волейбол.

2

Дата план

Дата факт

Примечание

42

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Волейбол.

1

43

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Футбол.

2

44

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Футбол.

2

45

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Футбол.

2

46

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Футбол.

2

47

Тестовый контроль (в форме выполнения
физических упражнений) в рамках
промежуточной аттестации.

1

48

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Подвижные игры.
Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Подвижные игры.

2

Общеразвивающие и корригирующие
упражнения. Подвижные игры.

1

49
50

1

Всего 24 часа
Итог:

102 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».