Адаптированная рабочая программа«Ритмика» 7 Б класс.

1. Пояснительнаязаписка
Рабочая учебная программа по ритмике для 7 «В» класса составлена на основе документов:
 Примерная адаптированная общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1,
 Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 МОУ «Вербенская СШ» для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (разработана на основе примерной
адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальныминарушениями).
Учебники для программы не предусмотрены.
Адаптированная основная общеобразовательная программа разработана для обучающихся с умеренной умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения речевой моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы. Для возбудимых детей характерно двигательное беспокойство,
нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость, а заторможенным свойственны
вялость, адинамичность, бедность движений. Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных
нарушений у детей с задержкой психического развития является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено
единство музыки, движений и ритма.
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе восприятия музыки.
Задачи программы:

развитие восприятия музыкальных образов и умения выражать их в движениях уобучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

развитие музыкальных способностей у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховыепредставления);


развитие чувства ритма, темпа, такта, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки у
обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями);

развитие координации движений уобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями);

развитие умений слушать музыку у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями);

формирование навыков выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым
сопровождением и пением уобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями);

развитие
творческих
способностей
личности
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальныминарушениями).
Виды и формы контроля.
Психолого-педагогическая диагностика проводится до начала реализации коррекционной работы с обучающимся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и после ее окончания. Критерием эффективности будет
служить положительная динамика в развитии познавательных процессов и двигательнойсферы.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый контроль (входная диагностика), позволяющий определить исходный уровень развития двигательной
активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Текущий контроль (контрольная диагностика):

прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реальноговыполнения;

пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой последовательностью выполнения операций,
входящих в составдействия;

рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание
принципов егопостроения;

контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения
фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Текущий контроль (контрольная диагностика), позволяющий определить промежуточный уровень развития
двигательной активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Итоговый контроль(итоговая диагностика), позволяющий определить итоговый уровень развития двигательной
активности обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Содержательный контроль и оценка результатов
развития обучающихся умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики развития познавательных
процессов и двигательной сферы и не допускает сравнения одного ребенка с другими детьми.
2. Общая характеристика коррекционногокурса
Коррекционная работа на занятиях ритмикой базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной
речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. На занятиях осуществляется
коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер. Занятия способствуют развитию общей
и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни
уобучающихся.
Основные направления работы по ритмике:

восприятие музыки (в исполнении педагога и аудиозапси): определение на слух начала и окончания звучания
музыки; различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа;
различение и опознавание на слух музыки двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс);
плавной и отрывистоймузыки;

упражнения на ориентировку в пространстве: простейшие построения и перестроения (в одну и две линии, в
колонну, в цепочку, в одну и две шеренги друг напротив друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение
в классе, различные положения в парах и т. д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном направлении,
разными видами шага;повороты;

ритмико-гимнастические упражнения: общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений,
упражнение на расслаблениемышц;

упражнения с детскими музыкальными инструментами: игра на элементарных музыкальных инструментах
(погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки идр.);

игры под музыку: музыкальные игры и игровые ситуации с музыкально- двигательными заданиями с элементами
занимательности, соревнования (кто скорее, кто лучше, кто более и т.д.),игры по ориентировке впространстве;

танцевальные упражнения: выполнение под музыку элементов танца и пляски, несложных композиций народных,
бальных и современныхтанцев;

декламация песен под музыку: выразительная декламация песен под музыкальное сопровождение и управление
педагога, воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения
(плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.).
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления
практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:


совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие
артикуляционноймоторики);

коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие восприятия, представлений, ощущений,
двигательной памяти, внимания, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина), развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени);

развитие различных видов мышления (наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления (умение
видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями исобытиями);

развитие основных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, умения выделять сходство и
различиепонятий);

коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (развитие инициативности, стремления доводить
начатое дело доформирование умения преодолевать трудности, воспитание самостоятельности принятия решения,
формирование устойчивой адекватной самооценки, формирование умения анализировать своюдеятельность);

развитие речи (развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия).
3. Описание места коррекционногокурса
«Ритмика» в учебном плане
Коррекционный курс «Ритмика» реализуется в рамках коррекционно- развивающей области учебного плана для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На освоение коррекционного курса
«Ритмика» отводится 2 час в неделю. Таким образом, в 7 классе – 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса«Ритмика»
Личностные результаты обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)в результате
освоения коррекционно - развивающей области «Ритмика»:

включаться в работу на занятиях к выполнениюзаданий.

проявлять любознательность и интерес к новым видамдеятельности.

готовиться к занятиям, занимать правильное исходноеположение.
Предметные результаты обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в результате
освоения коррекционно- развивающей области «Ритмика»:
Минимальный уровень:

уметь слушатьмузыку;

выполнять несложные движения руками и ногами попоказу

педагога;

активно прихлопывать и притопывать вместе спедагогом;

ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в


разных направлениях;

слушать и правильно выполнять инструкциюпедагога.
Достаточный уровень:

уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомуюмелодию;

уметь начинать и заканчивать движение с началом иокончанием

музыки посигналу;

выполнять задания и плясовые движения по показу ипо

словесной и инструкции педагога;

организованно входить в класс и выходить изкласса,

приветствоватьпедагога.
Планируемые результаты:

развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности, координации движений, двигательных
умений инавыков;

формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий;

овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и
туловища, с проговариванием стихов и т.д.), упражнениями на связь движений смузыкой;

развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития;

овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение элементами танцев, танцами, способствующими
развитию изящных движений, эстетического вкуса;

развитие выразительности движений и самовыражения; развитие мобильности.
6. Содержание учебного предмета, курса
7 «В» класс
Упражнения на ориентировку в пространстве
1. Перестроение из колонны по одному в колонну почетыре.
2. Построение в шахматномпорядке.
3. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и
концентрических кругов в звездочки икарусели.
4. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла вугол.
5. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей,скакалок.
6. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущихклассах.
Ритмико-гимнастические упражнения

1. Общеразвивающиеупражнения.
- Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения
руки кплечам.
- Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные,
резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачейпредметов.
- Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе.
- Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе,
круговые движения, ходьба на внутренних краяхстоп.
- Упражнения на выработкуосанки.
2. Упражнения на координациюдвижений.
- Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища,кистей.
- Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений.
- Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, наголени.
- Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами
(погремушками, бубном,барабаном).
3. Упражнение на расслаблениемышц.
- Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной
головой(«петрушка»).
- С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по
сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
Упражнения с детскими музыкальнымиинструментами
1. Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца остальным. Движения кистей и
пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и
плавностидвижений.
2. Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике.
3. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному
ритму мелодии знакомойпесни.
Игры под музыку
1. Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических
изменений вмузыке.
2. Самостоятельная смена движения в соответствии
со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных
частеймузыки.
3. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии.

4. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование.
Составление несложных танцевальныхкомпозиций.
5. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
Танцевальные упражнения
1. Исполнение элементов плясок и танцев.
2. Упражнения на различение элементов народныхтанцев.
3. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег.
4. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах.
5. Разучивание народных танцев. Танцы ипляски
Круговой галоп. Венгерская народная мелодия Кадриль. Русская народная мелодия
Бульба. Белорусская народная мелодия .Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра
Грузинский танец «Лезгинка»

6. Календарно-тематическое планирование
7 «В» класс.
№

1.
2.

3.
4.

5.

6.

Тема

Упражнения на ориентацию в
пространстве.
Инструктаж по ОТ и ТБ. Перестроение из
колонны по одному в колонну по четыре.
Построение в шахматном порядке.
Перестроение
из нескольких колонн в несколько кругов,
сужение и расширение их.
Перестроение из простых и концентрических
кругов в звёздочки и карусели.
Ходьба
по
центру
зала, умение
намечать
диагональные линии из угла в угол.
Сохранение правильной дистанции во всех
видах построений с использованием лент,
обручей,
скакалок.
Упражнения с предметами, более сложные.

Количество
часов

2
2

2
2

2

2

Ритмико-гимнастические упражнения.
7.

8.

Плавные, резкие, быстрые, медленные
движения
кистей рук.
Повороты туловища в положении стоя, сидя с
передачей предметов.

2

2

Дата план

Дата факт

Примечание

9.

10.

11.

12.
13.

14.

15.

16.

Круговые движения туловища с вытянутыми
в
стороны руками, за голову, на поясе.
Всевозможные сочетания движений ног:
выставление ног вперёд, назад, в стороны,
сгибание в коленном суставе, круговые
движения,
ходьба.
Упражнения на выработку осанки.
Упражнения
на координацию движений.
Разнообразные сочетания одновременных
движений рук, ног, туловища, кистей.
Выполнение
упражнений
под
музыку
с
постепенным ускорением, с резкой сменой
темпа
движений.
Поочерёдные хлопки над головой, на груди,
перед
собой, справа, слева, на голени.
Самостоятельное составление
несложных ритмических рисунков в
сочетании хлопков и
притопов, с предметами (погремушками,
бубном).
Упражнения на расслабление мышц. Прыжки
на
двух ногах одновременно с мягкими
расслабленными коленями и корпусом
(«петрушка»)

2

2

2

2
2

2

2

2

17.

С позиции приседания на корточки с
опущенной головой и руками постепенное
поднимание головы, корпуса, рук по
сторонам (имитация
цветка).
Упражнения с детскими музыкальными
инструментами.

2

18.

Упражнения для кистей рук с музыкальными
ложками. Базовые упражнения.
Отстукивание ритмических рисунков на
бубне.
Отстукивание ритмических рисунков
маракасами. Упражнения «Песок»,
«Карнавал».
Игры под музыку.
Упражнения на самостоятельную передачу в
движении ритмического рисунка, темповых
и динамических изменений вмузыке.
Самостоятельная смена движения в
соответствии
со
сменой
частей,
музыкальных
фраз, малоконтрастных частей музыки.
Упражнения на формирование умения
начинать
движения после вступления мелодии.
Разучивание и придумывание новых
вариантов
Игр.
Разучивание и придумывание новых
вариантов элементов танцевальных
движений, их комбинирование.

2

19.
20.

21.

22.

23.

24.

25.

2
2

2

2

2

2

2

26.

27.

28.

29.

30.
31.
32.

33.

34.

Составление
несложных танцевальных
композиций.
Игры с
пением,
речевым сопровождением.
Инсценирование музыкальных сказок, песен.
Танцевальные упражнения.
Исполнение
элементов плясок танцев.
Упражнения на различениеэлементов
народных танцев.
Шаг кадрили:
три простых шага и один
скользящий, носок ноги вытянут.
Пружинящий бег. Упражнения на дыхание,
упражнения для
развития осанки.
Поскоки с продвижением назад (спиной).
Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на
полу пальцах.
Разучивание народных танцев. Русские
народные
движения «каблучок», «гармошка».
Русский народный танец «Полька». Каблук,
носок, приставной шаг, хлопки, поскоки,
поворот под рукой
Простейшие фигуры в танцах. Разучивание
танца
в паре. Вальсовый поворот в паре. Лодочка,
окошечко.
Итог :

2

2

2

2

2
2
2

2

2

68

Список литературы:
Материально-техническое обеспечение курса Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
Захаров В.М. « Танцы народов мира». Москва Просвещение» 2010г.
Костровицкая В.В. «100 уроков классического танца». М « Просвещение» 2010г.
 Справочные пособия, энциклопедия « Музыкальноеискусство»,Книга
« О музыке имузыкантах».
Печатные пособия.
 Никитин В.А « Искусство танца.» М.,2009.
 Портреты композиторов(комплект).
 Технические средстваобучения.
Комплект звуковоспроизводящейаппаратуры
 микрофоны, усилители,динамики
 Компьютер (для педагога)
 Медиапроектор (для демонстрации электронных образовательныхресурсов).
Музыкальные инструменты и игрушки: бубен, мячик, ложки, маракасы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».