1. Пояснительнаязаписка Рабочая учебная программа по ритмике для 7 «В» класса составлена на основе документов: Примерная адаптированная общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1, Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 МОУ «Вербенская СШ» для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (разработана на основе примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями). Учебники для программы не предусмотрены. Адаптированная основная общеобразовательная программа разработана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Для возбудимых детей характерно двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость, а заторможенным свойственны вялость, адинамичность, бедность движений. Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей с задержкой психического развития является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма. Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе восприятия музыки. Задачи программы: развитие восприятия музыкальных образов и умения выражать их в движениях уобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); развитие музыкальных способностей у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховыепредставления); развитие чувства ритма, темпа, такта, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки у обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями); развитие координации движений уобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями); развитие умений слушать музыку у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями); формирование навыков выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением уобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями); развитие творческих способностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями). Виды и формы контроля. Психолого-педагогическая диагностика проводится до начала реализации коррекционной работы с обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и после ее окончания. Критерием эффективности будет служить положительная динамика в развитии познавательных процессов и двигательнойсферы. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Стартовый контроль (входная диагностика), позволяющий определить исходный уровень развития двигательной активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Текущий контроль (контрольная диагностика): прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реальноговыполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой последовательностью выполнения операций, входящих в составдействия; рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов егопостроения; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Текущий контроль (контрольная диагностика), позволяющий определить промежуточный уровень развития двигательной активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Итоговый контроль(итоговая диагностика), позволяющий определить итоговый уровень развития двигательной активности обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Содержательный контроль и оценка результатов развития обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики развития познавательных процессов и двигательной сферы и не допускает сравнения одного ребенка с другими детьми. 2. Общая характеристика коррекционногокурса Коррекционная работа на занятиях ритмикой базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. На занятиях осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни уобучающихся. Основные направления работы по ритмике: восприятие музыки (в исполнении педагога и аудиозапси): определение на слух начала и окончания звучания музыки; различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух музыки двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и отрывистоймузыки; упражнения на ориентировку в пространстве: простейшие построения и перестроения (в одну и две линии, в колонну, в цепочку, в одну и две шеренги друг напротив друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в классе, различные положения в парах и т. д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном направлении, разными видами шага;повороты; ритмико-гимнастические упражнения: общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслаблениемышц; упражнения с детскими музыкальными инструментами: игра на элементарных музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки идр.); игры под музыку: музыкальные игры и игровые ситуации с музыкально- двигательными заданиями с элементами занимательности, соревнования (кто скорее, кто лучше, кто более и т.д.),игры по ориентировке впространстве; танцевальные упражнения: выполнение под музыку элементов танца и пляски, несложных композиций народных, бальных и современныхтанцев; декламация песен под музыку: выразительная декламация песен под музыкальное сопровождение и управление педагога, воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.). Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления: совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционноймоторики); коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие восприятия, представлений, ощущений, двигательной памяти, внимания, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени); развитие различных видов мышления (наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями исобытиями); развитие основных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, умения выделять сходство и различиепонятий); коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (развитие инициативности, стремления доводить начатое дело доформирование умения преодолевать трудности, воспитание самостоятельности принятия решения, формирование устойчивой адекватной самооценки, формирование умения анализировать своюдеятельность); развитие речи (развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия). 3. Описание места коррекционногокурса «Ритмика» в учебном плане Коррекционный курс «Ритмика» реализуется в рамках коррекционно- развивающей области учебного плана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На освоение коррекционного курса «Ритмика» отводится 2 час в неделю. Таким образом, в 7 классе – 68 часов в год. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса«Ритмика» Личностные результаты обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)в результате освоения коррекционно - развивающей области «Ритмика»: включаться в работу на занятиях к выполнениюзаданий. проявлять любознательность и интерес к новым видамдеятельности. готовиться к занятиям, занимать правильное исходноеположение. Предметные результаты обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в результате освоения коррекционно- развивающей области «Ритмика»: Минимальный уровень: уметь слушатьмузыку; выполнять несложные движения руками и ногами попоказу педагога; активно прихлопывать и притопывать вместе спедагогом; ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях; слушать и правильно выполнять инструкциюпедагога. Достаточный уровень: уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомуюмелодию; уметь начинать и заканчивать движение с началом иокончанием музыки посигналу; выполнять задания и плясовые движения по показу ипо словесной и инструкции педагога; организованно входить в класс и выходить изкласса, приветствоватьпедагога. Планируемые результаты: развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности, координации движений, двигательных умений инавыков; формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий; овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т.д.), упражнениями на связь движений смузыкой; развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение элементами танцев, танцами, способствующими развитию изящных движений, эстетического вкуса; развитие выразительности движений и самовыражения; развитие мобильности. 6. Содержание учебного предмета, курса 7 «В» класс Упражнения на ориентировку в пространстве 1. Перестроение из колонны по одному в колонну почетыре. 2. Построение в шахматномпорядке. 3. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки икарусели. 4. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла вугол. 5. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей,скакалок. 6. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущихклассах. Ритмико-гимнастические упражнения 1. Общеразвивающиеупражнения. - Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки кплечам. - Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачейпредметов. - Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. - Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краяхстоп. - Упражнения на выработкуосанки. 2. Упражнения на координациюдвижений. - Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища,кистей. - Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. - Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, наголени. - Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном,барабаном). 3. Упражнение на расслаблениемышц. - Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой(«петрушка»). - С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка). Упражнения с детскими музыкальнымиинструментами 1. Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавностидвижений. 2. Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. 3. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомойпесни. Игры под музыку 1. Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений вмузыке. 2. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частеймузыки. 3. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. 4. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальныхкомпозиций. 5. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен. Танцевальные упражнения 1. Исполнение элементов плясок и танцев. 2. Упражнения на различение элементов народныхтанцев. 3. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. 4. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. 5. Разучивание народных танцев. Танцы ипляски Круговой галоп. Венгерская народная мелодия Кадриль. Русская народная мелодия Бульба. Белорусская народная мелодия .Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра Грузинский танец «Лезгинка» 6. Календарно-тематическое планирование 7 «В» класс. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема Упражнения на ориентацию в пространстве. Инструктаж по ОТ и ТБ. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звёздочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные. Количество часов 2 2 2 2 2 2 Ритмико-гимнастические упражнения. 7. 8. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. 2 2 Дата план Дата факт Примечание 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперёд, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочерёдные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном). Упражнения на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом («петрушка») 2 2 2 2 2 2 2 2 17. С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация цветка). Упражнения с детскими музыкальными инструментами. 2 18. Упражнения для кистей рук с музыкальными ложками. Базовые упражнения. Отстукивание ритмических рисунков на бубне. Отстукивание ритмических рисунков маракасами. Упражнения «Песок», «Карнавал». Игры под музыку. Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, темповых и динамических изменений вмузыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов Игр. Разучивание и придумывание новых вариантов элементов танцевальных движений, их комбинирование. 2 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 2 2 2 2 2 2 2 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен. Танцевальные упражнения. Исполнение элементов плясок танцев. Упражнения на различениеэлементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Упражнения на дыхание, упражнения для развития осанки. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полу пальцах. Разучивание народных танцев. Русские народные движения «каблучок», «гармошка». Русский народный танец «Полька». Каблук, носок, приставной шаг, хлопки, поскоки, поворот под рукой Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре. Вальсовый поворот в паре. Лодочка, окошечко. Итог : 2 2 2 2 2 2 2 2 2 68 Список литературы: Материально-техническое обеспечение курса Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). Захаров В.М. « Танцы народов мира». Москва Просвещение» 2010г. Костровицкая В.В. «100 уроков классического танца». М « Просвещение» 2010г. Справочные пособия, энциклопедия « Музыкальноеискусство»,Книга « О музыке имузыкантах». Печатные пособия. Никитин В.А « Искусство танца.» М.,2009. Портреты композиторов(комплект). Технические средстваобучения. Комплект звуковоспроизводящейаппаратуры микрофоны, усилители,динамики Компьютер (для педагога) Медиапроектор (для демонстрации электронных образовательныхресурсов). Музыкальные инструменты и игрушки: бубен, мячик, ложки, маракасы.