Рабочая программа по физической культуре 9 кл

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, основана на программе по предметной линии учебников
В.И. Ляха и А.А Зданевича и обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений «Физическая культура. 5—9
классы»
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» в основной
школе входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является основой
физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в
режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на
удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической
подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и
соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической
культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом,
овладение основными' видами физкультурно - спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ отмечено, что организация
физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных
занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном
государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий
физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные,
внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные
условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности,
готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как
любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, также ориентирована на достижение этой цели. В свою,
очередь специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне
физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления
и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного
отдыха.
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение
следующих задач:

•
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие
устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды,
воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
• обучение основам базовых видов двигательных действий;
• дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий,
быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и
дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных,
выносливости, силы и гибкости);
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы
организма, развитие волевых и нравственных качеств;
• выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
• углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил
техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
• воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными
видами спорта в свободное время;
• выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
• формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
• воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
• содействие развитию психических процессов и обучение основам психическойсаморегуляции.
Принимая во внимание главную цель развития отечественной системы школьного образования и необходимость
решения вышеназванных задач образования учащихся 5—9 классом и области физической культуры, основными
принципами идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и
гуманизация педагогического процесса; педагогика сотрудничества, деятельностный подход; интенсификация и
оптимизация; соблюдение дидактических правил; расширение межпредметных связей.
Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового
доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей; построении преподавания на
основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем
двигательных и психических способностей; изменении сути педагогических отношений, переход от подчинения к
сотрудничеству.
Гуманизацияпедагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и
педагога. Она строится в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений школьников, их интересов и
склонностей. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения
материал программы.

Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики
сотрудничества — идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны
взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов
этой деятельности.
Деятелъностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и
на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и
творческого потенциала ребёнка. Это переход от вербальных методов и форм передачи готовой информации,
пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных
видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий
физической культурой и спортом; применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные,
исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и
всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и
индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.);развитии навыков учебного труда; широком
использовании компьютеров и других новых технических средств.
В основу планирования учебного материала в логике поэтапного его освоения было положено соблюдение
дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и
взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе
расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии,
гигиены, физиологии, психологии и др.
Важной особенностью образовательного процесса в МОУ «Вербенская СШ» является отсутствие спортивного
зала и проводить спортивные игры такие как волейбол ,баскетбол и мини-футбол нет возможности .Пришлось
внести изменения в тематическое планирование В.И.Ляха и А.А. Зданевича и заменить эти виды на
«Настольный теннис» и «Катание на коньках».
Оценка успеваемости по физической культуре в 5— 9 классах производится на общих основаниях и включает в себя
качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными
умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение
учебных нормативов. Учитывая психологические особенности подростков, следует глубже аргументировать
выставление той или иной оценки, шире привлекать учащихся к оценке своих достижений и достижений товарищей.
Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить
собственные результаты. В этой связи при оценке успеваемости учитель должен в большей мере ориентироваться на

темпы продвижения ученика в развитии его двигательных способностей, поощрять его стремление к
самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни.
Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на
широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических
способностей. На занятиях по физической культуре следует учитывать интересы и склонности детей.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих
основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими разделом «Основы знаний»,
умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия.
Тема и содержание урока, во время учебного процесса может варьироваться по усмотрению учителя, ориентируясь
на уровень физической подготовленности класса; на материально-техническую базу школы; на климатические условия и
места проведения урока. Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы,
сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителю необходимо избегать
учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику распределения программного содержания, не выходить за рамки
Требований Государственного стандарта.
В связи с материально-технической базы школы раздел «Спортивные игры- заменены «Настольным теннисом «
и « Катанием на коньках».
II.Общая характеристика предмета, курса.
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с
общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье,
совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются
мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение
дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического
развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения
гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в
том числе:
• требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в
Федеральном государственном стандарте основного общего образования;
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
• Закона «Об образовании»;

• Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
• Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5 – 9 классы:
пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.И.Лях. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.- 104с. - ISBN 978 – 5
- 09 – 028305-2.;
• приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.

III.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Курс «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчёта 2 ч в неделю: в 5 - 9 классе — 68 ч. Согласно учебному
плану на обязательное изучение всех учебных тем программы отводится 340 ч, из расчета 2 ч в неделю с V по IX класс.
V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5—9 классов
направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической
культуре.
Личностные результаты
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
« формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира;
•
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
•освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества;
• участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности,
которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы
гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения
использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей,
достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры:
•
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о
соответствии их возрастно-половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма,
способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими
упражнениями;

• владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и
тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами
улучшения физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
•
способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий
физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
• способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурнооздоровительных и спортивных мероприятий;
•
владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе
игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
•
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок,
соблюдать правила безопасности;
•
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их
подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
•
умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов
двигательной деятельности;
• формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и
представлениями;
• формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
•
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в
справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные
знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
•
владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками
занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
•
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы
взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
•
владение умениями:

—в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта;
в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов
совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать
50 м;
—в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием
четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов
разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро
движущейся цели с 10—12 м;
—в гимнастических и акробатических упражнениях: опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину
(девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов,
или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх
элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок
вперёд и назад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);
- в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
« демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
• владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие
быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время
выполнения упражнений;
• владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег
60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из
видов спорта;
• владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе,
правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей,
имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и
самообладание.
• Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
• умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов;
•
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
« умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в
развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего
возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
• понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни,
профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и
отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры
взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать
собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений,
повышающих результативность выполнения заданий;
• приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий
и обеспечивать их безопасность;
• закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности
посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных
сил природы для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:

•
знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их
опасных последствий;
• понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными
умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;
•
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных
норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику
внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить
компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить
её до собеседника.
В области физической культуры:
•
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их
планирования и наполнения содержанием;
• владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и
оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивнооздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической
подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты
Восновной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в
здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические
упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной
функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с
учётом индивидуальных возможностей и
особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением
правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких
травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм
активного отдыха и досуга;
• расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование
умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние
организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования
стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки,
контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими
упражнениями с разной целевой ориентацией;
•
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений,
учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением
использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта
за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных
возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры. В
области познавательной культуры:
• знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и
дружбы между народами;
• знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и
месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
» способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими
упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических
способностей, состояния здоровья;
• умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых
двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и
соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:

• способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической
подготовке;
• умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной
направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать
физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию
телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в
зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений
разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в
зависимости от индивидуальных особенностей
физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных
физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.
В области коммуникативной культуры:
•
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие
понятия и термины;
• умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы,
аргументировать, как их следует организовывать и проводить;
о способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве
командира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с
их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления
оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения
физической подготовленности;
• способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической
направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных
особенностей организма;

• умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных
действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и
анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
VI. Содержание учебного предмета.
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского
движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся
достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к
природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации.

Опорные прыжки.
Легкая атлетика. Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Катание на коньках.Передвижения на коньках.
Подъемы, спуски, повороты, торможения.
Настольный теннис.Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координация движений, силы, выносливости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Примечание: В случае плохой погоды во время катания на коньках занятия проводить по программе
«НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС».

VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Выпускник научится:
-рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать
основные направления и формы её организации в современном обществе;
-характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем,
гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и
профилактикой вредных привычек;
-определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий
физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники
двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
-разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и
формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
-руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и
формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

-руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий
физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
-характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного
олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
-характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших
славу российскому спорту;
-определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать
связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
-использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации
индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
-составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности,
подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
-классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность
и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
-самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения,
выявлять ошибки и своевременно устранять их;
-тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными
стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
-взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в
организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств,
тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
-вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных
занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики
индивидуального физического развития и физической подготовленности;
-проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, катание на коньках,
обеспечивать их оздоровительную направленность.
Критерии оценивания подготовленности учащихся по физической культуре.
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями,
двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включёнными в
обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из
показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости,
гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учитель реализует не только собственно
оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития
физических качеств за определённый период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся
(типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально
тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем
развитии интереса к физической культуре.
Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за
учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими
успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических
способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, лёгкой
атлетике – путём сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение
контрольных упражнений.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учётом общих оценок
по разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение и навыки осуществлять
собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.

9- класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Контрольные упражнения
Челночный бег 3х10 м, сек
Бег 30 м, сек.
Бег 60 м, сек.
Кросс 2000 м, мин; 3000 м, мин
Прыжки в длину с места
Прыжок в высоту с разбега
Подтягивание на высокой
перекладине
Сгибание и разгибание рук в
упоре лёжа
Наклоны вперед из положения сидя
Подъем туловища за 1мин. из полож.
лежа
Прыжок на скакалке, 1 мин, раз
Метание мяча 150гр. на дальность м. с
разбега
Прыжок в длину с разбега

ПОКАЗАТЕЛИ
Мальчики
“5”
“4”
“3”
8.0
8.7
9.0
4.5
5.3
5.5
8,5
9,2
10,0
15.30 16.30 17.30
220
190
175
130
120
110

Девочки
“5”
“4”
8.6
9.4
4.9
5.8
9,4
10,0
11.30 12.30
205
165
115
110

“3”
9.9
6.0
10,5
13.30
155
100

10

7

3

16

12

5

32

27

22

20

15

10

12+

8

4-

20+

12

7-

50

45

40

40

35

26

125

120

110

130

120

115

45

40

31

30

28

18

430

380

330

380

330

290

Тематическое планирование учебного предмета

№
п/п
1

Наименование раздела

Кол-во часов

Легкаяатлетика

16

2

Гимнастика с элементами
акробатики

16

4

Катание на коньках

10

5

Настольный теннис

10

6

Легкая атлетика

16

ИТОГО:

68 часов

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№ Тема урока
уро
ка
Лёгкая атлетика
1
Развитие скоростных способностей.
Высокий старт.
2
Высокий старт и стартовый разгон.
Бег 30 м – тест.

Количе
ство
часов
1
1

Финальное усилие.
Передача эстафетной палочки.
Развитие скоростной выносливости.
Бег – 60 м – учет.
Метание мяча в горизонтальную цель.

1

1

7

Метание мяча в вертикальную цель.
Челночный бег 3x10м. – тест.
Метание мяча на дальность.

8

Метание мяча на дальность – учет.

1

9

Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места – тест.

1

10

Прыжок в длину с разбега – учет.

1

11

Бег на средние дистанции.

1

3
4
5

6

1
1

1

Дата проведения
План
Факт

Примечание

12

Бег на средние дистанции.Бег 1500 м – тест

1

13

Преодоление полосы препятствий.

1

14

Преодоление полосы препятствий – учет.

1

15

Переменный бег.

1

Бег по пересеченной местности.
Кросс – учет.
Гимнастика
17 Акробатика.
16

1

1

18

Акробатика – учет.

1

19

Акробатика.

1

20

Акробатика – учет.

1

21

Упражнения в равновесии.

1

22

Висы и упоры.

1

23

Висы и упоры.

1

24

Висы и упоры.

1

25

Висы и упоры.упражнения на перекладине.

1

26

Висы и упоры.упражнения на перекладине. Подтягивание из
виса – тест.

1

27

Висы и упоры.
Преодоление полосы препятствий – учет.

1

28

Опорный прыжок.

1

29

Опорный прыжок.

1

30

Опорный прыжок. Сгибание рук в упоре лежа – тест.

1

31

Опорный прыжок.

1

32

Опорный прыжок – учет.

1

Зимний вид спорта
33 Закаливание. Т/Б при катании на коньках, на льду.
34
35
36
37
38
39

Закаливание. Катание на коньках при температуре не ниже
-25 градусов.
Закаливание. Катание на коньках при температуре не ниже
-25 градусов.
Закаливание. Катание на коньках при температуре не ниже
-25 градусов.
Закаливание. Катание на коньках при температуре не ниже
-25 градусов.
Закаливание. Катание на коньках при температуре не ниже
-25 градусов.
Закаливание. Катание на коньках при температуре не ниже

1
1
1
1
1
1
1

-25 градусов.
40 Закаливание. Катание на коньках при температуре не ниже
-25 градусов.
41 Закаливание. Катание на коньках при температуре не ниже
-25 градусов.
42 Закаливание. Катание на коньках при температуре не ниже
-25 градусов.
Настольный теннис
43 Набивание мяча(ладонной, тыльной, ладонной и
тыльной)стороной ракетки.
44 Изучения хваток плоскостей вращения мяча.

1
1
1

1
1
1

48

Обучение техники подачи прямым ударом, совершенствования
плоскостей вращения мяча.
Обучение подачи (маятник),(веер).Учебная игра с элементами
подач.
Выполнение упражнений динамического характера в движении
на месте.
Прыжковые упражнения и перемещения в стойке теннисиста.

49

Удары накат и подрезка.

1

50

Работа плеча предплечья и кисти.

1

51

Тактика игры атакующего.

1

52

Учебная игра. Подведение итогов. Контрольные нормативы.

1

45
46
47

Лёгкая атлетика
53 Т/ Б на уроках лёгкой атлетике, кроссовая подготовка, Прыжок
в высоту с разбега.
54 Прыжок в высоту с разбега.

1
1
1

1
1

55

Прыжок в высоту с разбега – учет.

1

56

Преодоление полосы препятствий.

1

57

Преодоление полосы препятствий – учет.

1

58

Бег по пересеченной местности.

1

59

Бег по пересеченной местности.
Кросс – учет.
Бег на средние дистанции.

1

61

Бег на средние дистанции.
Бег 1500 м – тест

1

62

Низкий старт и стартовый разгон.
Встречная эстафета.

1

63

1

64

Развитие скоростной выносливости.
Бег – 60 м – учет.
Метание мяча на дальность.

65

Метание мяча на дальность – учет.

1

66

Прыжок в длину с разбега.

1

67

Прыжок в длину с разбега.
Прыжок в длину с места – тест.
Прыжок в длину с разбега – учет.

1

60

68

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».