1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа внеурочной деятельности: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. 5. СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 6. СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26 Исследование проблемы безопасности детей в сети Интернет последние годы является особенно актуальным, в связи с бурным развитием ITтехнологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь). Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей при организации урочной и внеурочной деятельности. Программа разработана с учетом требований законов Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". Новизна рабочей программы «Безопасность в сети Интернет» заключена в достижении метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» по формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети интернет, умений соблюдать нормы информационной этики и права. 1.2. Цели и задачи программы внеурочной деятельности Цель программы: освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства. Задачи обучения Образовательные: 1.Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет; 2.Формировать умения соблюдать нормы информационной этики; 1. Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию. Развивающие: 1. Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий; 1. Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; 1. Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий; Воспитательные: 1. Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности; 1. Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности. 1. Стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности. Данная рабочая программа рассчитана для обучающихся 3 класса . Объем - 34 часа в год. 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 КЛАСС Тема № 1. - 10 ч Информация, компьютер и Интернет. 1. Основные вопросы: Компьютер – как он появился, как появился Интернет. Почему компьютер нужно беречь. Где и как искать информацию для урока. Интернет - средство для поиска полезной информации. Как защитить себя от информационной перегрузки. Что такое файл. Как обращаться со своими и чужими файлами, чтобы их не потерять. Какие файлы можно скачивать, а какие нельзя. Полезные и вредные страницы Интернета. Как отличать полезную и правдивую информацию. Ненужные ссылки, ложные ссылки, реклама. Что такое вредоносные сайты. К чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети. Возьми с собой электронного помощника. Мобильные устройства. Польза и опасности мобильной связи, Общение в Интернете – переписка, форумы, социальные сети. Совместные игры в Интернете. Обмен данными при совместной работе – скайп, IP-телефония, ICQ. Безопасный обмен данными. На каких устройствах можно сохранить информацию и как с ними правильно обращаться (диски, флэш, карты и пр.). Как работать в группе. Как передать товарищам результаты работы и не повредить их компьютерам. Что такое электронная почта. 1. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать об истории появления компьютера и Интернета. Правила работы с компьютером. Научиться соблюдать правила работы с файлами. Уметь отличать безопасные сайты и ссылки от вредоносных. Знать технические и программные возможности мобильных устройств. Преимущества мобильной связи и их опасность. Понимать пользу и опасности виртуального общения, социальных сетей. Обучающиеся должны уметь правильно работать за компьютером. Пользоваться браузером для поиска полезной информации. Внимательно прочитывать сообщения о нежелательных страницах, отказываться от их просмотра. выполнять основные действия с файлами. Копировать файлы, проверять файлы на вирусы. Уметь работать с информацией и электронной почтой. Владеть основными приемами поиска информации в сети Интернет. 1. Тематика практических работ: Практическая работа №1. Поиск информации в сети Интернет. Практическая работа №2. Работа с мобильными устройствами (2 ГИС,Госуслуги, Википедия, эл.книги, фотоколлаж, Компас, диктофон, Калькулятор и пр.). Практическая работа №3. Общение с использованием видеосвязи на примере Skype. Практическая работа 4. Создание электронной почты. Тема № 2. - 8 ч. Техника безопасности и экология 1. Основные вопросы: Гигиена при работе с компьютером. Правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами. Сколько времени можно проводить за компьютером. Как правильно сидеть за компьютером. Как защитить компьютер от повреждений, Компьютеру тоже нужна забота, Компьютер и среда обитания (растения, животные, другие члены семьи). Везде ли есть Интернет? Может ли компьютер заменить компас. Как мобильные устройства помогают ориентироваться на местности. Воздействие компьютера на зрение и др. органы. Физическое и психическое здоровье. Польза и вред компьютерных игр. Компьютер и недостаток движения. Что делать с компьютером в чрезвычайных ситуациях. Улица и мобильные устройства. Компьютер (мобильные устройства) в грозу. 1. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать основные правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами в условиях окружающей среды, основные навыки ухода за ПК, опасности при работе с электрическими приборами. Обучающиеся должны уметь соблюдать технику безопасности и гигиену при работе за ПК. Владеть основными приемами навигации в файловой системе. 3.Тематика практических работ: Практическая работа №1. Использование мобильного приложения Компас Практическая работа №2. Создание буклетов по темам: -«Как может помочь компьютер в сложных чрезвычайных ситуациях» «Правила поведения на улице с мобильными устройствами» «Компьютеру тоже нужна забота» (как ухаживать за ПК и мобильными устройствами) Практическая работа №3 «Создание презентации «Компьютер и здоровье человека» Тема № 3. - 7 ч Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость. 1. Основные вопросы: Что такое Интернет-сообщество. Как не превратить свою жизнь в виртуальную? Социальные сети. Детские социальные сети. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в социальной сети? Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость? Виртуальная личность – что это такое. Сайты знакомств. Незнакомцы в Интернете. Превращение виртуальных знакомых в реальных. Развлечения в Интернете. Игры полезные и вредные. Признаки игровой зависимости. 1. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать виды общения в Интернете. Правила безопасной работы при интернет - общении. Обучающиеся должны уметь пользоваться основными видами программ для общения в сети. Чего не следует делать при сетевом общении. Уметь применять программу Skype для общения, создание контактов. Отличать вредные игры от полезных. 1. Тематика практических работ: Практическая работа №1. Создание сообщества класса в детских социальных сетях. Практическая работа №2. Тест «Есть у меня игровая зависимость». Тема № 4. - 6 ч. Методы безопасной работы в Интернете. 1. Основные вопросы: Ищите в Интернете только то, что вам требуется. Как защититься от вредного контента. Что такое контент-фильтры, движение в Интернете (серфинг). Знаки Интернета, рассказывающие об опасной информации. Правильно ли работает компьютер? Признаки работы вирусов. Вирусы и антивирусы. Обновление баз. Что такое электронные деньги, как с ними правильно обращаться. Почему родители проверяют, что ты делаешь в Интернете? 1. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать основные понятия о компьютерных вирусах и контент-фильтрах. Обучающиеся должны уметь использовать приемы работы с антивирусными программами, запускать программы-антивируса для сканирования компьютера и внешних носителей информации, устанавливать и сканировать антивирусной программой. Детские контент-фильтры 1. Тематика практических работ: Практическая работа №1. Поиск вирусов (выявление признаков заражения вирусом). Тема № 5. - 3 ч. Потребительские опасности в Интернете 1. Основные вопросы: Интернет и экономика – польза и опасность. Кто и как может навредить в Интернете. Электронная торговля – ее опасности. Поиск информации: если у вас требуют личную информацию при скачивании данных. Что такое личная информация. Если вам сообщают о выигрыше в лотерею. Если вам предлагают установить новое приложение. Сколько стоят ошибки в интернете. 1. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать принципы работы интернет - магазинов, понятие «электронные деньги». Обучающиеся должны уметь дозировано использовать личную информацию в сети интернет.Уметь различать (распознавать) мошеннические действия. 1. Тематика практических работ: Практическая № п/п работа №1. Квест «Покупка в интернет-магазине». Тема Всего часов 1. Информация, компьютер и Интернет. 10 2. Техника безопасности и экология 8 Мир виртуальный и реальный. 3. Интернет зависимость. 7 4. Методы безопасной работы в Интернете 6 5 Потребительские опасности в Интернете 3 6. Итого 34 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Личностные результаты - вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности; - формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества личности; - стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности. 3.2. Метапредметные результаты - развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в использовании информационных и коммуникационных технологий; - развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; - развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий. 1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № Тема занятий Количество часов Виды и формы организации внеурочной деятельности Дата план Тема № 1. - 10 ч. Информация, компьютер и Интернет. 1 Что такое компьютер? 1 Беседа, образно – иллюстративный метод. Проведение беседы о поведении на занятии, соблюдении техники безопасности. 04.09.23 1 Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Коллективная деятельность, мультимедийная презентация 11.09 1 Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, практическая деятельность, мультимедийная презентация 18.09 1 Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, практическая деятельность 25.09 1 Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по схеме 02.10 Устройство компьютера. 2 3 Глобальная информационная система сети «Интернет». Выход в Интернет. Практическая работа № 1. Поиск информации в сети Интернет. 4 Мобильные устройства. 5 Практическая работа № 2. Работа с мобильными устройствами факт 6 Совместные игры в сети Интернет. 1 Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). 09.10 7 Практическая работа №3. Обмен данными при совместной работе- скайп. 1 Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация) 16.10 8 Сохранение информации. 1 Частично – поисковый. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация) 23.10 9 Что такое электронная почта. 1 Частично – поисковый. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация) Обсуждение. 13.11 10 Практическая работа № 4. 1 Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод ( выполнение по образцу, инструкции). 20.11 Создание электронной почты. Тема № 2. - 8 ч . Техника безопасности и экология 11 Гигиена работы с компьютером. 1 Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация) 27.11 12 Правила работы на компьютере и техника безопасности . 1 Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), 04.12 13 Польза и вред компьютерных игр. 1 Беседа. 11.12 14 Вред компьютера здоровью человека. 1 Беседа. 18.12 15 Улица и мобильные устройства. 1 Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация) 25.12 Практическое занятие 16 Практическая работа №1. 1 Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции) 1 Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, практическая деятельность 1 Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции) 1 Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, практическая деятельность Использование мобильного приложения «Компас» 17 Практическая работа №2. Создание буклетов по темам: «Как может помочь компьютер в сложных чрезвычайных ситуациях» «Правила поведения на улице с мобильными устройствами» «Компьютеру тоже нужна забота» (как ухаживать за ПК и мобильными устройствами) 18 Практическая работа №3 «Создание презентации «Компьютер и здоровье человека» Тема № 3. - 7 ч. Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость 19 Что такое интернет сообщества. 15.01.24 20 Социальные сети. Этика общения. 1 Беседа. 21 Что такое интернет зависимость? 1 Частично – поисковый. Объяснительно – иллюстративный метод (демонстрация) 22 Развлечения в сети Интернет. Игры. 1 Беседа. 23 Признаки игровой зависимости. 1 Беседа. 24 Практическая работа №1. 1 Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, практическая деятельность 1 Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, практическая деятельность 2 Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, практическая деятельность Создание сообщества класса в детских социальных сетях. 25 Практическая работа №2. Тест «Есть у меня игровая зависимость». Тема № 4. - 6 ч. Методы безопасной работы в сети Интернете. 2627 Правила поиска информации. 2829 Фильтры. 2 Беседа 30 Вирусы и антивирусы. 1 Объяснительно – иллюстративный (демонстрация) 31 Практическая работа №1. Поиск 1 Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, практическая деятельность вирусов (выявление признаков заражения вирусом). Тема № 5. - 3 ч. Потребительские опасности в Интернете 32 Электронные деньги. 1 Беседа, практическая деятельность 3334 Повторение пройденного материала. 2 Игра. Провести викторину с теоретическими и практическими заданиями по пройденному материалу. Викторина. 5. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 5.1. Технические средства обучения: - интерактивная доска, - компьютер, - мультимедийный проектор; - телевизор, 5.2. Список литературы: 1. Колесниченко Денис. Анонимность и безопасность в интернете. От чайника к пользователю. Самоучитель Издательство: БХВПетербург, 2012, 240с. 2. Мазаник Сергей. Безопасность компьютера. Защита от сбоев, вирусов и неисправностей: издательство: ЭКСМО, 2014, 256 с. 3. Мэйволд Э. Безопасность сетей (2-е изд.) Книги» Сетевые Технологии. Название: Безопасностьсетей: Издательство: М.: НОУ "Интуит", 2016,571 с. 4. Платонов В.В. Программно-аппаратные средства защитыинформации: учебник для студ. Учрежд.высш.проф. образования / В. В.Платонов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013, 336 с. 5. Проскурин В.Г Защита в операционных системах: Издательство: Горячая линия-Телеком, 2014, 192 с. 6. Савченко Е. Кто, как и зачем следит за вами через интернет: Москва -Третий Рим, 2012, 100 с. 7. Яковлев В.А. Шпионские и антишпионские штучки: Техническаялитература Издательство: Наука и Техника, 2015, 320 с. Дополнительная: 1. "Березовый лес" или "лес березовый" /П. Лауфер//Юный эрудит. - 2014. - № 3. - С. 24-26 1. Доценко С.М., Шпак В.Ф. Комплексная информационная безопасность объекта. От теории к практике, Издательство: ООО «Издательство Полигон», 2000, 215 с. 1. Клепа и железный друг//Клепа. - 2014. - № 8. - С. 1-33.Электронная версия журнала: http://klepa.ru. 1. Методическое пособие для работников системы общего образования Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», 2015 - 156с. 1. Сорокина Е.В., Третьяк Т.М. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. [Текст] Учебно-методический комплект. - М.: СОЛОНПРЕСС, 2010. - 176 с.: ил 1. Цирлов В.Л. Основы информационной безопасности автоматизированных систем. Краткий курс. – Феникс, 2008. 5.3. Электронно-образовательные ресурсы: Полезные ссылки для учителя: 1. http://www.kaspersky.ru – антивирус «Лаборатория Касперского»; 1. http://www.onlandia.org.ua/rus/ - безопасная web-зона; 1. http://www.interneshka.net – международный онлайн-конкурс по безопасному использованию Интернета; 1. Рыжков В.Н. Методика преподавания информатики// http://nto.immpu.sgu.ru/sites/default/files/3/__12697.pdf; 1. http://www.saferinternet.ru – портал Российского Оргкомитета по безопасному использованию Интернета; 1. http://content-filtering.ru – Интернет СМИ «Ваш личный Интернет»; 1. http://www.rgdb.ru – Российская государственная детская библиотека 1. http://www.saferinternet.ru/ - Безопасный Интернет. Портал Российского Оргкомитета по проведению Года Безопасного Интернета. Мероприятия, Интернет и законодательство, проблемы и решения, международные ресурсы; 1. http://www.saferunet.ru/ - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. Интернет-угрозы и эффективное противодействием им в отношении пользователей; 1. http://www.fid.su/ - Фонд развития Интернет. Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и безопасности Интернета; 1. http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/etusivu.html-Безопасность в Интернете. "Основы безопасности детей и молодежи в 30 Интернете"— интерактивный курс по Интерент-безопасности, предлагаемый российским офисом Microsoft в рамках глобальных инициатив Microsoft "Безопасность детей в Интернете" и "Партнерство в образовании". В разделе для учащихся (7-16 лет) предлагается изучить проблемы информационной безопасности посредством рассказов в картинках. В разделе для родителей и учителей содержится обновленная информация о том, как сделать Интернет для детей более безопасным, а также изложены проблемы компьютерной безопасности; 1. http://www.ifap.ru 1. http://www.slideshare.net/shperk/ss-47136465 - Безопасность в Интернете. Анатолий Шперх; 1. http://shperk.ru/v-seti/prokrustovo-lozhe.html - Прокрустово ложе для информационной картины. Как мы читаем тексты в интернете; 1. http://shperk.ru/sovety/avtoritet.html - Как отличить фейк от настоящего материала? Дело о летающем дьяке Крякутном; 1. http://habrahabr.ru/company/mailru/blog/252091/ - Советы по безопасности. http://www.ifap.ru