Рабочая программа по внеурочной деятельности Информационная безопасность 3 класс

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа внеурочной деятельности:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России
от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи (вариант 5.2) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
5. СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189
6. СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N
26
Исследование проблемы безопасности детей в сети Интернет последние годы является особенно актуальным, в связи с бурным развитием ITтехнологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет,
сотовая (мобильная) связь).
Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения
информационной безопасности детей при организации урочной и внеурочной деятельности.
Программа разработана с учетом требований законов Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации», «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» и "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей".
Новизна рабочей программы «Безопасность в сети Интернет» заключена в достижении метапредметных результатов и предметных умений
дисциплины «Информатика» по формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными
программами и в сети интернет, умений соблюдать нормы информационной этики и права.

1.2. Цели и задачи программы внеурочной деятельности
Цель программы: освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного
пространства.
Задачи обучения
Образовательные:
1.Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет;
2.Формировать умения соблюдать нормы информационной этики;
1. Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Развивающие:
1. Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных
технологий;
1. Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
1. Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий;
Воспитательные:
1. Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности;
1. Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности.
1. Стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
Данная рабочая программа рассчитана для обучающихся 3 класса . Объем - 34 часа в год.

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 КЛАСС

Тема № 1. - 10 ч
Информация, компьютер и Интернет.
1. Основные вопросы: Компьютер – как он появился, как появился Интернет. Почему компьютер нужно беречь. Где и как искать информацию
для урока. Интернет - средство для поиска полезной информации. Как защитить себя от информационной перегрузки. Что такое файл. Как

обращаться со своими и чужими файлами, чтобы их не потерять. Какие файлы можно скачивать, а какие нельзя. Полезные и вредные
страницы Интернета. Как отличать полезную и правдивую информацию. Ненужные ссылки, ложные ссылки, реклама. Что такое
вредоносные сайты. К чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети. Возьми с собой электронного
помощника. Мобильные устройства. Польза и опасности мобильной связи, Общение в Интернете – переписка, форумы, социальные сети.
Совместные игры в Интернете. Обмен данными при совместной работе – скайп, IP-телефония, ICQ. Безопасный обмен данными. На каких
устройствах можно сохранить информацию и как с ними правильно обращаться (диски, флэш, карты и пр.). Как работать в группе. Как
передать товарищам результаты работы и не повредить их компьютерам. Что такое электронная почта.
1. Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать об истории появления компьютера и Интернета. Правила работы с компьютером. Научиться соблюдать правила
работы с файлами. Уметь отличать безопасные сайты и ссылки от вредоносных. Знать технические и программные возможности мобильных
устройств. Преимущества мобильной связи и их опасность. Понимать пользу и опасности виртуального общения, социальных сетей.
Обучающиеся должны уметь правильно работать за компьютером. Пользоваться браузером для поиска полезной информации. Внимательно
прочитывать сообщения о нежелательных страницах, отказываться от их просмотра. выполнять основные действия с файлами. Копировать
файлы, проверять файлы на вирусы. Уметь работать с информацией и электронной почтой. Владеть основными приемами поиска информации в
сети Интернет.
1. Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Поиск информации в сети Интернет.
Практическая работа №2. Работа с мобильными устройствами (2 ГИС,Госуслуги, Википедия, эл.книги, фотоколлаж, Компас, диктофон,
Калькулятор и пр.).
Практическая работа №3. Общение с использованием видеосвязи на примере Skype.
Практическая работа 4. Создание электронной почты.
Тема № 2. - 8 ч.
Техника безопасности и экология
1. Основные вопросы: Гигиена при работе с компьютером. Правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами.
Сколько времени можно проводить за компьютером. Как правильно сидеть за компьютером. Как защитить компьютер от повреждений,
Компьютеру тоже нужна забота, Компьютер и среда обитания (растения, животные, другие члены семьи). Везде ли есть Интернет? Может
ли компьютер заменить компас. Как мобильные устройства помогают ориентироваться на местности. Воздействие компьютера на зрение и
др. органы. Физическое и психическое здоровье. Польза и вред компьютерных игр. Компьютер и недостаток движения. Что делать с
компьютером в чрезвычайных ситуациях. Улица и мобильные устройства. Компьютер (мобильные устройства) в грозу.
1. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать основные правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными
устройствами в условиях окружающей среды, основные навыки ухода за ПК, опасности при работе с электрическими приборами.

Обучающиеся должны уметь соблюдать технику безопасности и гигиену при работе за ПК. Владеть основными приемами навигации в файловой
системе.
3.Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Использование мобильного приложения Компас Практическая работа №2. Создание буклетов по темам:
-«Как может помочь компьютер в сложных чрезвычайных ситуациях»


«Правила поведения на улице с мобильными устройствами»



«Компьютеру тоже нужна забота» (как ухаживать за ПК и мобильными устройствами)



Практическая работа №3 «Создание презентации «Компьютер и здоровье человека»

Тема № 3. - 7 ч
Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость.
1. Основные вопросы: Что такое Интернет-сообщество. Как не превратить свою жизнь в виртуальную? Социальные сети. Детские социальные
сети. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в
социальной сети? Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость? Виртуальная личность – что это такое.
Сайты знакомств. Незнакомцы в Интернете. Превращение виртуальных знакомых в реальных. Развлечения в Интернете. Игры полезные и
вредные. Признаки игровой зависимости.
1. Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать виды общения в Интернете. Правила безопасной работы при интернет - общении.
Обучающиеся должны уметь пользоваться основными видами программ для общения в сети. Чего не следует делать при сетевом общении.
Уметь

применять

программу

Skype

для

общения,

создание

контактов.

Отличать вредные игры от полезных.
1. Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Создание сообщества класса в детских социальных сетях. Практическая работа №2. Тест «Есть у меня игровая
зависимость».
Тема № 4. - 6 ч.
Методы безопасной работы в Интернете.

1. Основные вопросы: Ищите в Интернете только то, что вам требуется. Как защититься от вредного контента. Что такое контент-фильтры,
движение в Интернете (серфинг). Знаки Интернета, рассказывающие об опасной информации. Правильно ли работает компьютер?
Признаки работы вирусов. Вирусы и антивирусы. Обновление баз. Что такое электронные деньги, как с ними правильно обращаться.
Почему родители проверяют, что ты делаешь в Интернете?
1. Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать основные понятия о компьютерных вирусах и контент-фильтрах.
Обучающиеся должны уметь использовать приемы работы с антивирусными программами, запускать программы-антивируса для сканирования
компьютера и внешних носителей информации, устанавливать и сканировать антивирусной программой. Детские контент-фильтры
1. Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Поиск вирусов (выявление признаков заражения вирусом).
Тема № 5. - 3 ч.
Потребительские опасности в Интернете
1. Основные вопросы:
Интернет и экономика – польза и опасность. Кто и как может навредить в Интернете. Электронная торговля – ее опасности. Поиск информации:
если у вас требуют личную информацию при скачивании данных. Что такое личная информация. Если вам сообщают о выигрыше в лотерею. Если
вам предлагают установить новое приложение. Сколько стоят ошибки в интернете.
1. Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать принципы работы интернет - магазинов, понятие «электронные деньги». Обучающиеся должны уметь дозировано
использовать личную информацию в сети интернет.Уметь различать (распознавать) мошеннические действия.
1. Тематика практических работ:
Практическая
№
п/п

работа

№1. Квест «Покупка в интернет-магазине».

Тема

Всего
часов

1.

Информация, компьютер и Интернет.

10

2.

Техника безопасности и экология

8

Мир виртуальный и реальный.
3.

Интернет зависимость.

7

4.

Методы безопасной работы в Интернете

6

5

Потребительские опасности в Интернете

3

6.

Итого

34

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Личностные результаты
- вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности;
- формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества личности;
- стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
3.2. Метапредметные результаты
- развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в использовании информационных и коммуникационных
технологий;
- развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
- развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.

1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№

Тема занятий

Количество
часов

Виды и формы организации внеурочной деятельности

Дата
план

Тема № 1. - 10 ч.
Информация, компьютер и Интернет.
1

Что такое компьютер?

1

Беседа, образно – иллюстративный метод. Проведение беседы о
поведении на занятии, соблюдении техники безопасности.

04.09.23

1

Объяснительно – иллюстративный (демонстрация),
репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции).
Коллективная деятельность, мультимедийная презентация

11.09

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация),
репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции).
Практическое занятие, практическая деятельность,
мультимедийная презентация

18.09

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация),
репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции).
Практическое занятие, практическая деятельность

25.09

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация),
репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции).
Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность,
игровая деятельность, работа по схеме

02.10

Устройство компьютера.
2

3

Глобальная информационная система сети
«Интернет». Выход в Интернет.

Практическая работа № 1.
Поиск информации в сети Интернет.

4
Мобильные устройства.

5

Практическая работа № 2.
Работа с мобильными устройствами

факт

6

Совместные игры в сети Интернет.

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация),
репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции).

09.10

7

Практическая работа №3. Обмен
данными при совместной работе- скайп.

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация)

16.10

8

Сохранение информации.

1

Частично – поисковый. Объяснительно – иллюстративный
(демонстрация)

23.10

9

Что такое электронная почта.

1

Частично – поисковый. Объяснительно – иллюстративный
(демонстрация) Обсуждение.

13.11

10

Практическая работа № 4.

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация),
репродуктивный метод ( выполнение по образцу, инструкции).

20.11

Создание электронной почты.
Тема № 2. - 8 ч .
Техника безопасности и экология
11

Гигиена работы с компьютером.

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация)

27.11

12

Правила работы на компьютере и техника
безопасности .

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация),

04.12

13

Польза и вред компьютерных игр.

1

Беседа.

11.12

14

Вред компьютера здоровью человека.

1

Беседа.

18.12

15

Улица и мобильные устройства.

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация)

25.12

Практическое занятие

16

Практическая работа №1.

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация),
репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции)

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация),
репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции).
Практическое занятие, практическая деятельность

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация),
репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции)

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация),
репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции).
Практическое занятие, практическая деятельность

Использование мобильного
приложения «Компас»
17

Практическая работа №2.
Создание буклетов по темам:
«Как может помочь компьютер в
сложных чрезвычайных ситуациях»
«Правила поведения на улице с
мобильными устройствами»
«Компьютеру тоже нужна забота» (как
ухаживать за ПК и
мобильными устройствами)

18

Практическая работа №3
«Создание презентации
«Компьютер и здоровье человека»
Тема № 3. - 7 ч.
Мир виртуальный и реальный.
Интернет зависимость

19
Что такое интернет сообщества.

15.01.24

20

Социальные сети. Этика общения.

1

Беседа.

21

Что такое интернет зависимость?

1

Частично – поисковый. Объяснительно – иллюстративный метод
(демонстрация)

22

Развлечения в сети Интернет. Игры.

1

Беседа.

23

Признаки игровой зависимости.

1

Беседа.

24

Практическая работа №1.

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация),
репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции).
Практическое занятие, практическая деятельность

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация),
репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции).
Практическое занятие, практическая деятельность

2

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация),
репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции).
Практическое занятие, практическая деятельность

Создание сообщества класса в
детских социальных сетях.
25

Практическая работа №2. Тест «Есть у меня
игровая зависимость».
Тема № 4. - 6 ч. Методы безопасной
работы в сети Интернете.

2627

Правила поиска информации.

2829

Фильтры.

2

Беседа

30

Вирусы и антивирусы.

1

Объяснительно – иллюстративный (демонстрация)

31

Практическая работа №1. Поиск

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация),
репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции).
Практическое занятие, практическая деятельность

вирусов (выявление признаков
заражения вирусом).
Тема № 5. - 3 ч. Потребительские
опасности в Интернете
32

Электронные деньги.

1

Беседа, практическая деятельность

3334

Повторение пройденного материала.

2

Игра. Провести викторину с теоретическими и практическими
заданиями по пройденному материалу.

Викторина.

5. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
5.1. Технические средства обучения:
- интерактивная доска,
- компьютер,
- мультимедийный проектор;
- телевизор,
5.2. Список литературы:
1. Колесниченко Денис. Анонимность и безопасность в интернете. От чайника к пользователю. Самоучитель Издательство: БХВПетербург, 2012, 240с.
2. Мазаник Сергей. Безопасность компьютера. Защита от сбоев, вирусов и неисправностей: издательство: ЭКСМО, 2014, 256 с.
3. Мэйволд Э. Безопасность сетей (2-е изд.) Книги» Сетевые Технологии. Название: Безопасностьсетей: Издательство: М.: НОУ
"Интуит", 2016,571 с.

4. Платонов В.В. Программно-аппаратные средства защитыинформации: учебник для студ. Учрежд.высш.проф. образования / В.
В.Платонов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013, 336 с.
5. Проскурин В.Г Защита в операционных системах: Издательство: Горячая линия-Телеком, 2014, 192 с.
6. Савченко Е. Кто, как и зачем следит за вами через интернет: Москва -Третий Рим, 2012, 100 с.
7.

Яковлев В.А.

Шпионские и антишпионские штучки: Техническаялитература Издательство: Наука и Техника, 2015, 320 с.

Дополнительная:
1. "Березовый лес" или "лес березовый" /П. Лауфер//Юный эрудит. - 2014. - № 3. - С. 24-26
1. Доценко С.М., Шпак В.Ф. Комплексная информационная безопасность объекта. От теории к практике, Издательство: ООО «Издательство
Полигон», 2000, 215 с.
1. Клепа и железный друг//Клепа. - 2014. - № 8. - С. 1-33.Электронная версия журнала: http://klepa.ru.
1. Методическое пособие для работников системы общего образования Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. «Интернет:
возможности, компетенции, безопасность», 2015 - 156с.
1. Сорокина Е.В., Третьяк Т.М. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. [Текст] Учебно-методический
комплект. - М.: СОЛОНПРЕСС, 2010. - 176 с.: ил
1. Цирлов В.Л. Основы информационной безопасности автоматизированных систем. Краткий курс. – Феникс, 2008.

5.3. Электронно-образовательные ресурсы:
Полезные ссылки для учителя:
1. http://www.kaspersky.ru – антивирус «Лаборатория Касперского»;
1. http://www.onlandia.org.ua/rus/ - безопасная web-зона;
1. http://www.interneshka.net – международный онлайн-конкурс по безопасному использованию Интернета;
1. Рыжков В.Н. Методика преподавания информатики// http://nto.immpu.sgu.ru/sites/default/files/3/__12697.pdf;
1. http://www.saferinternet.ru – портал Российского Оргкомитета по безопасному использованию Интернета;
1. http://content-filtering.ru – Интернет СМИ «Ваш личный Интернет»;
1. http://www.rgdb.ru – Российская государственная детская библиотека

1. http://www.saferinternet.ru/ - Безопасный Интернет. Портал Российского Оргкомитета по проведению Года Безопасного Интернета.
Мероприятия, Интернет и законодательство, проблемы и решения, международные ресурсы;
1. http://www.saferunet.ru/ - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в
Интернете. Интернет-угрозы и эффективное противодействием им в отношении пользователей;
1. http://www.fid.su/ - Фонд развития Интернет. Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и
безопасности Интернета;
1. http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/etusivu.html-Безопасность в Интернете. "Основы безопасности детей и молодежи в 30
Интернете"— интерактивный курс по Интерент-безопасности, предлагаемый российским офисом Microsoft в рамках глобальных инициатив
Microsoft "Безопасность детей в Интернете" и "Партнерство в образовании". В разделе для учащихся (7-16 лет) предлагается изучить
проблемы информационной безопасности посредством рассказов в картинках. В разделе для родителей и учителей содержится
обновленная информация о том, как сделать Интернет для детей более безопасным, а также изложены проблемы компьютерной
безопасности;
1. http://www.ifap.ru
1. http://www.slideshare.net/shperk/ss-47136465 - Безопасность в Интернете. Анатолий Шперх;
1. http://shperk.ru/v-seti/prokrustovo-lozhe.html - Прокрустово ложе для информационной картины. Как мы читаем тексты в интернете;
1. http://shperk.ru/sovety/avtoritet.html - Как отличить фейк от настоящего материала? Дело о летающем дьяке Крякутном;
1. http://habrahabr.ru/company/mailru/blog/252091/ - Советы по безопасности. http://www.ifap.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».