Рабочая программа Азбука безопасности 9-10 кл

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по правилам дорожного движения для 9-10 классов. Составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32.
Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
3. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего
образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г.
№ 889.
4. Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования»,
утверждѐнного Министерством образования
и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 5. Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
Основанием для включения его в учебный план является исполнение Закона Российской Федерации «О безопасности дорожного
движения» от 10.12.1995 г. Основная задача Закона – сохранение жизни, здоровья граждан путѐм предупреждения дорожнотранспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Данный Закон не только устанавливает обязанности и права граждан
по обеспечению безопасности движения, но и предусматривает процесс обязательного обучения граждан правилам безопасного
поведения на дорогах. Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем
больше гарантия того, что участие в нѐм будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихся начальных классов к среде обитания
современного человека, помогать сознательно определять своѐ место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения
пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения
правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными
возможностями обучающихся.
Задачами изучения ПДД и безопасного поведения детей на дорогах являются:
• формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно
передвигаться в условиях дорожного движения;
• формирование культуры поведения в общественном транспорте;
• формирование мотивационно-поведенческой культуры ребѐнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой.
Предлагаемая программа построена на нарастании объѐма изучаемого материала – увеличение количества усвоенных терминов,
дорожных знаков, разметок, конструкций на дороге и т.д. отдельные темы, включѐнные в программу, содержат теоретическую и
практическую части.

В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения
на дорогах – в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или с особенностью инфраструктуры
населѐнного пункта и микрорайона.
Практическая часть включает работу учащихся с дидактическими материалами по заданной теме, экскурсии, прогулки по
улицам и дорогам микрорайона, в местах массового отдыха детей, а также сюжетно-ролевые игры с использованием имитационных и
дидактических материалов, изготовленных учащимися в процессе внеурочной деятельности.
Учащиеся имеют отдельную рабочую тетерадь по предмету, в которой они работают на уроке и дома: зарисовывают знаки и
разметку, виды пешеходных переходов, записывают конкретные правила и т.д.
К подготовке и проведению тематических занятий привлекаются родители учащихся, водители-профессионалы, сотрудники
автотранспортных предприятий, занимающиеся безопасностью дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы является:
- расширение тем по правилам дорожного движения;
- активное использование мультимедийных досок;
- приложения в виде учебно-методического комплекса интерактивных заданий учащимся и видеофильмов.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1год обучения.
Формы и режим занятий.
Форма организации занятий: классно-групповая в классах.
2. Ожидаемый результат реализации программы.
На первом этапе реализации программы ожидаемым результатом должно стать создание устойчивых предпосылок к снижению роста
детского дорожно-транспортного травматизма. В дальнейшем - стабилизация тенденции снижения роста ДДТТ.
Способы отслеживания результативности:
1. Педагогический мониторинг.
2. Мониторинг образовательной деятельности детей.
3. Контрольные задания и тесты.
4. Самооценка воспитанника.
5. Оформление фотоотчётов.
3. Требования к уровню образованности

Средняя школа
Учащиеся должны знать:

1. Кто такой водитель транспортного средства, каковы его права, обязанности и
возможности.
2. Значение дорожного движения как составной части деятельности общества, осознавать свое место в нем и понимать свою
личную ответственность, как участника движения.
3. Опасные ситуации, возникающие по вине пешеходов и по вине водителей.
4. Порядок действий в случае попадания в ДТП или будучи его свидетелем.
Учащиеся должны уметь:

1.
2.
3.
4.

Оценивать и анализировать свое поведение в дорожном движении.
Применять свои знания ПДД в различных дорожных ситуациях.
Действовать при попадании в ДТП или будучи его свидетелем.
Применять практические умения, полученные в начальной и основной школах

2. Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
критерии оценивания
Знания учащихся оцениваются так же, как и по остальным предметам. Во время ответов дети должны не только рассказать само
правило, но и привести примеры его использования при передвижении по дорогам.
Текущий контроль по ПДД можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего
контроля проводятся в форме самостоятельной работы. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с
помощью которых осуществляется всесторонняя проверка усвоения определѐнного навыка.

Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и
методы контроля
текущая аттестация

устный опрос письменная
самостоятельная работа тестовые задания
графическая работа
доклад
творческая работа

Иные формы учета достижений
итоговая
(четверть, год)
аттестация

урочная
деятельность

внеурочная
деятельность

-диагностическая
-анализ динамики участие в выставках,
конкурсах,
контрольная работатекущей
соревнованиях успеваемости
активность в
проектах и
программах
внеурочной
деятельности
творческий отчет
портфолио
анализ психолого-педагогических
исследований

Тематический контроль по ПДД в основной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок
выбираются условные вопросы программы (виды дорожной разметки, дорожные знаки и др.). За такую работу выставляется отметка по
следующим критериям:
"5" - работа выполнена без ошибок, приведены примеры с оценкой поведения участников дорожного движения;
"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета; примеры без оценки поведения участников дорожного движения;
"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов; примеры неудачны, отсутствует или неверна оценка поведения
участников дорожного движения;
"2" - 6 и более ошибок; примеры неверны, отсутствует оценка поведения участников дорожного движения. Оценка творческих
проектов должна осуществляться по следующим критериям:

-

-

пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов,
оборудования, инструментов, приспособлений и правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления
изделия);
изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;
защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы.
Выполненные в процессе изучения курса творческие работы, проекты помещаются в портфолио и учитываются при выведении
итоговой отметки.

Учебно-тематический план
9-10 е классы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Темы
Вводное занятие.
Правовое воспитание участников дорожного движения.
Правовое воспитание участников дорожного движения.
Правовое воспитание участников дорожного движения.
Правовое воспитание участников дорожного движения.
Правовое воспитание участников дорожного движения.
Правовое воспитание участников дорожного движения.
Правовое воспитание участников дорожного движения.
Правовое воспитание участников дорожного движения.
Причины и следствия ДТП.
Причины и следствия ДТП.
Причины и следствия ДТП.
Причины и следствия ДТП.
Причины и следствия ДТП.
Причины и следствия ДТП.
Причины и следствия ДТП.
Причины и следствия ДТП.
Причины и следствия ДТП.
Причины и следствия ДТП.
Сложные ситуации на дорогах и перекрестках.
Сложные ситуации на дорогах и перекрестках.
Сложные ситуации на дорогах и перекрестках.
Сложные ситуации на дорогах и перекрестках.
Сложные ситуации на дорогах и перекрестках.
Сложные ситуации на дорогах и перекрестках.
Сложные ситуации на дорогах и перекрестках.
Первая доврачебная помощь при ДТП*

Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

план

Дата
факт

Первая доврачебная помощь при ДТП*
Первая доврачебная помощь при ДТП*
Первая доврачебная помощь при ДТП*
Первая доврачебная помощь при ДТП*
Первая доврачебная помощь при ДТП*
Первая доврачебная помощь при ДТП*
Итоговое занятие.
ИТОГО:
* - тема, уже имеющаяся в существующем курсе ОБЖ для 9 класса.

28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
34

Содержание.

1. Вводное занятие.
Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План
работы на год.
2. Правовое воспитание участников дорожного движения.
Права, обязанности и ответственность пешеходов по соблюдению ПДД. Функциональные обязанности сотрудников ГИБДД и их
взаимоотношения с участниками дорожного движения.
3. Причины и следствия ДТП.
Нарушение ПДД, алкоголь за рулем. Виды наказаний за ДТП.
4. Сложные ситуации на дорогах и перекрестках.
Движение транспортных средств. Проезд перекрестков (решение задач).
5. Первая доврачебная помощь при ДТП. *
Роль и значение доврачебной помощи. Принципы организации помощи и последовательность действий на месте ДТП. Доврачебная помощь
в ДТП:







определение состояния пострадавшего;
остановка кровотечения;
ушибы и переломы;
потеря сознания, остановка дыхания и нарушение кровообращения;
черепно-мозговые травмы,
травмы позвоночника.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».