Рабочая программа по курсу Этика 7Б класс

ЭТИКА
7КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Научить умственно отсталого ребенка производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности — одна из основных
задач нового предмета «Этика». Обучение учащихся элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в
обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость,
совесть, долг, ответственность и др., является основным смыслом учебно-воспитательного процесса.
Формирование практических действий, реальных дел, необходимых для устойчивого поведения подростков с умственной отсталостью, —
одна из ведущих задач всей системы коррекционной работы в школе.
Введение названного предмета в учебный план школы направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной
сферы учащихся. Специфические особенности развития личности умственно отсталых детей требуют знания учителем их индивидуальных черт
характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к каждому учащемуся.
Предлагаемый учебный курс с общим названием «Этика» является по своему содержанию интегрированным, но его основное понятийное
ядро — нравственно-этические знания. Помимо собственно этических категорий, в него включены элементы психологии, права, истории,
литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить систему нравственно-этических понятий, осуществить комплексный подход к
формированию сознания и личности в целом.
Главное в работе учителя по данной программе — три основных содержательных направления:
• знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;
• на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его
людей, уметь объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и
др.;
• системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания
законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.
Такая система отбора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для умственно отсталых
учащихся.
Учитывая особенности мышления данной категории детей, учителю не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области
сложных психологических категорий, и что особенно важно — не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это
плохо». Наиболее приемлемый путь — ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может
зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой —
предоставлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.

Цель данного учебного предмета — достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их
прогнозирование и реализация в непосредственном опыте учащихся. Такой подход исключает заучивание правил, отчеты учащихся и другие
требования дидактического порядка.
По сути, уроки этики — это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию учащихся, к тому, как развивающаяся личность
понимает правила социального общения и поведения. Для учителя очень важно не навязывать своего мнения, а косвенно подводить учащихся к
приемлемым выводам и оценкам.
Как было указано, специфика обучения детей с умственной недостаточностью не дает возможности говорить о высоком уровне
нравственного сознания, именно поэтому возникают сложности по воспитанию устойчивых черт поведения из-за неумения учащихся
переносить нравственные эталоны на свое «Я».
В этой связи специфика содержания учебного материала и ограниченные возможности учащихся требуют от учителя тщательной
подготовки к каждому уроку (занятию). При обсуждении тех или иных понятий задача учителя — максимально конкретизировать
предлагаемый материал, выделить в нем ведущие идеи, раскрывая логику их взаимосвязей. Очень важно, чтобы материал был доступным,
наглядным, запоминающимся и эмоционально насыщенным. Для этого учащиеся должны принимать самое непосредственное участие в ходе
обсуждений и анализа предлагаемой темы (проблемы). Учитель должен всячески преобразовывать пассивное слушание в дискуссию,
обсуждение. Следует постоянно опираться на жизненный опыт детей, направлять их мысль на многообразие проявлений свойств человека в
различных ситуациях жизни. Весь этот процесс должен организовываться, планироваться и направляться учителем. Существенным
дополнением к урокам по этике могут стать результаты педагогических наблюдений за поведением учащихся, их взаимоотношениями,
изучение реакции детей на разнообразные поступки товарищей, оценку своих поступков, а также ценностные ориентиры, на которые они
указывают, но пользоваться открыто такими наблюдениями в ходе занятий нужно осторожно, корректно, объективно.
Основная идея, которую учитель призван донести до сознания учащихся в ходе работы по программе «Этика», определяется золотым
правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т. е. основу
морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, совершенствовать себя через уважение и возвышение других
людей. Необходимо убеждать детей в том, что все люди равны в их стремлении к счастью, сохранению достоинства, что каждый человек
должен предъявлять к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим. Люди могут совершать ошибки, но они не должны нести беду
и горе окружающим.
Курс «Этика» проводится в 7 классе 1 ч в неделю.
Последовательность в изучении материала необходимо соблюдать в соответствии с программой, так как каждая из тем содержит понятия,
необходимые для изучения последующего материала.
Работа по программе предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин,
фрагментов кинофильмов, а также выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с текстами
произведений, с простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические упражнения в ходе изучения правил
поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе.

7 КЛАСС
Тематическое планирование

№ п.п.
1.

название темы
Введение

количество часов
2 часа

2.

Понять самого себя

15 часов

3.

Отношения товарищества

15 часов

4.

Итоговое повторение

2 часа

(33 ч в год, 1 ч в неделю)

Введение (3 ч)
Раздел «Введение» предполагает знакомство учащихся с новым предметом «Этика» — с взаимоотношениями между людьми, отдельным
человеком и обществом, правилами, регулирующими поступки людей. В этой части следует раскрыть цели и задачи изучения этого предмета.
Особенно важно донести до учеников сведения о том, что нравственные правила в обществе возникли давно, они имеют исторические корни,
помогают устанавливать и регулировать отношения в человеческом сообществе.
Темы для изучения и обсуждения
1. Общее представление о предмете «Этика» как системе знаний о правилах взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и
обществом, о правилах, регулирующих поступки людей.

2. Этические представления людей в разные эпохи, краткое знакомство с историей происхождения этических правил (см. социокультурные
разделы по программе истории).

Понять самого себя (15 ч)
В процессе работы по данному разделу формируются следующие простейшие представления:
человек как особый биологический вид, обладающий определенными биологическими и психическими характеристиками, отличающими
его от всех других видов живых существ. Единство человеческого сообщества на Земле;
представление об индивидуальных особенностях каждого человека как индивида с его физической и психической уникальностью
(неповторимостью);
представление о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми;
представление о единственности, ценности и неповторимости каждого человека.
Раздел «Понять самого себя» обращен к самому учащемуся, предполагает осознание себя как личности, что дает возможность учителю
обращаться к примерам и анализу разнообразных чувств, поступков людей, а также стимулировать учащихся к оценке собственных достоинств
и недостатков применительно к эталонным образцам личности. Обращение к анализу особенностей собственной личности развивает
самосознание ребенка, дает возможность формировать навыки самоанализа, самооценки и понимание самобытности и неповторимости себя как
человеческой личности, что в дальнейшем служит основанием для воспитания доброго, уважительного отношения к другим людям. (Материал
этого раздела является базовым для понимания следующих разделов.)
Темы для изучения и обсуждения
1. Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности). Единство всех людей как социальная общность.
2. Индивидуальные особенности каждого человека. Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела
и др. Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент.
3. Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности:
развитие мышления, речи, индивидуальных способностей человека;
условия для формирования интересов, привычек, взглядов, убеждений, мировоззрения.
4. Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. Их роль и влияние на развитие личности
человека.
5. Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы.
6. Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком.

Отношение товарищества (15 ч)

В ходе работы по изучению данного раздела учителю необходимо помнить о том, что подростковый возраст характеризуется ослаблением
связи с родителями, поиском новых, равноправных отношений со сверстниками и что это период активного становления личности, ее
самопознания и самоутверждения. Для умственно отсталого ребенка данный период опасен возможностью неверного понимания отношений
товарищества, что является одной из причин их вхождения в отношения (группы) с антисоциальной направленностью. Основными
смысловыми направлениями в работе по этому разделу должны стать следующие:
формирование представлений о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами;
формирование представлений о способах различения истинной дружбы от отношений подчинения, потребительства и др.;
формирование представлений о причинах конфликтов, возникающих в дружбе, товарищеских связях, возможностях и способах их
преодоления.
Темы для изучения и обсуждения
1. Дружба — чувство, присущее человеку. Когда и как возникают дружеские связи. Для чего человеку нужна дружба.
2. Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей:
коллектив объединяет общая деятельность, человек учится строить межличностные отношения, помогает выработке навыков коллективного
взаимодействия и дисциплины, в коллективе формируются права личности, самоуважение, умение соотносить свои интересы с
общественными;
дружба основана на эмоциональной и деловой привязанности к конкретному человеку, она характеризуется избирательностью,
устойчивостью, психологической глубиной. В дружбе человек имеет возможность узнавать себя в другом человеке, он реализует потребность в
самоанализе, самовыражении.
3. Почему говорят: «Скажи мне, кто твой друг...»? Основа дружеских отношений — согласие интересов, убеждений, воли, уважение,
доверие, преданность, сотрудничество и партнерство.
4. «Какой ты друг?» Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь. Помощь настоящая и ложная.
5. Типы дружеских отношений:
истинная дружба (единство взглядов, интересов и т. д.);
дружба-соперничество (нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе другого, нет уважения);
дружба-компанейство (отсутствуют прочные связи, избирательность в отношениях, которые имеют поверхностный характер).
6. Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы преодоления конфликтов.
7. Этические правила в отношениях друзей (друзья-мальчики, друзья мальчик и девочка, друзья-девочки, друг-взрослый).

Требования к знаниям и умением

Учащиеся должны знать золотое правило нравственности, типы дружеских отношений: истинная дружба, дружба-соперничество, дружба компанейство.
Учащиеся должны уметь:









Вести диалог;
Давать односложные ответы на репродуктивные вопросы;
Давать развернутые ответы на репродуктивные вопросы;
Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности;
Приводить аргументы в защиту своей оценки;
Проводить классификацию изучаемых понятий;
Составлять устный и письменный план ответа по изучаемым произведениям.

Календарно- тематическое планирование.
7 класс
34 часов
(1 час в неделю)

4 четверть – 8 часов
№ п/п
Тема урока

Количество часов

1 четверть - 9 часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 10 часов
Требования к ЗУН
Словарь урока
Должен знать:

Должен уметь:

Дата

1 четверть

9

Раздел 1. Введение - 2 часа
1

Понятие этики

1

2

Диагностика

1

Раздел II. Понять самого себя – 15 часов
3

4
5

6

7–8

Уметь вести диалог

Речь,

Человек как биологический вид
(строение тела, особенности
психической деятельности).
Единство всех людей как
социальная общность.
Индивидуальные особенности
каждого человека. Биологические
характеристики: цвет глаз, кожи,
форма лица, особенности
строения тела и др.
Особенности психической
деятельности: восприятие,
ощущения, память, речь,
мышление, эмоции, чувства,
задатки, темперамент.

1

Отличия человека и
животного

1

Словарь урока

1

Оценивать свои и
чужие поступки с
точки зрения золотого
правила
нравственности

Темперамент

Социальные факторы в
формировании личности в ходе
роста и развития разнообразных
видов деятельности:

2

Давать односложные
и развернутые
ответы на
репродуктивные
вопросы

Деятельность

Привычка, характер

1

Основные виды деятельности
личности на разных возрастных
этапах: игра, учение, труд.
2 четверть

1

10

Роль и влияние деятельности на
развитие личности человека.

1

11-12

Направленность личности:
2
желания, потребности, мотивы,
интересы.
Поведение, поступки как
2
проявление личности,
индивидуальных качеств человека,
возможности для их познания
другим человеком.

9

13-14

15-16

Урок обобщения по теме:
«Понять самого себя»
3 четверть

Виды деятельности

Игра, учение,
труд

7
Выполнить в технике Пирамида Маслоу
оригами пирамиду и
нанести на неё
информацию

Оценивать свои и
чужие поступки с
точки зрения золотого
правила
нравственности

2
10

Раздел III. Отношения товарищества – 15 часов
17

Дружба — чувство, присущее
человеку.

1

Признаки дружбы:
симпатия, общность
интересов, доверие

Давать односложные
и развернутые
ответы на
репродуктивные
вопросы по басне
Л.Н. Толстого «Два
товарища»

Дружба

Когда и как возникают
дружеские связи. Для чего
человеку нужна дружба.

1

19

Дружеские связи и
взаимоотношения в коллективе
людей

1

20

Основа дружеских отношений

1

21

Узы товарищества: честность,
правдивость, взаимопомощь.

1

22

Дружба настоящая и ложная.

1

23

Типы дружеских отношений:

1

18

Оценивать свои и
Внешние признаки
проявления интереса чужие поступки с

точки зрения золотого
правила
нравственности

Давать односложные
и развернутые
ответы на
репродуктивные
вопросы по басне
Л.Н. Толстого
«Галка и голуби»
Внутренние
признаки дружбы доверие
Честность,
правдивость,
взаимопомощь
Давать односложные
и развернутые
ответы на
репродуктивные
вопросы работая с
притчами с сайта
http://o-druzhbe.ru
Настоящий друг,
Король и его сын

24

Истинная дружба (единство
взглядов, интересов и т. д.)

1

Признаки истинной
дружбы

25

Дружба-соперничество (нет
равенства в отношениях, один
хочет подчинить себе другого, нет
уважения);

1

Признаки дружбысоперничества

Оценивать свои и
чужие поступки с
точки зрения золотого
правила
нравственности

Соперничество

26

Дружба-компанейство
(отсутствуют прочные связи,
избирательность в отношениях,
которые имеют поверхностный
характер).

1

Признаки дружбыкомпанейства

Оценивать свои и
чужие поступки с
точки зрения золотого
правила
нравственности

Компанейство

27

Возникновение конфликтов в
отношениях друзей: причины их
возникновения

1

Причины
конфликтов

Оценивать свои и
чужие поступки с
точки зрения золотого
правила
нравственности

Конфликт

4 четверть

8

28

Возникновение конфликтов в
отношениях друзей: способы
преодоления конфликтов

1

Способы
преодоления
конфликтов

Конфликт

29

Этические правила в
1
отношениях друзей друзьямальчики, друзья-девочки
Этические правила в отношениях 1
друзей друзья мальчик и девочка
Этические правила в отношениях 1
друзей друг-взрослый.

Давать односложные
и развернутые
ответы на
репродуктивные
вопросы

30
31

32
33-34

Эмоциональное отношение к
нравственным нормам
Урок обобщения по теме:
«Отношения товарищества»

1
2

Средства обучения
Наглядный учебный материал.
Конституция РФ
Символы РФ: флаг, герб; символы ХМАО - Югры, Радужного

Интерн ет – ресурсы
Выготский Л.С. Основы дефектологии. Онлайн – библиотека. http://www. koob.ru/
Притчи сайта http://o-druzhbe.ru

Басни Л.Н. Толстого http://www. vseskazki.su/avtorskie-skazki/lev-tolstoi/basni-t.html

Дидактический материал.
Е.В. Емельянова Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. С-Пб, Речь, 2008, с.336
Никитин А.Ф. Основы обществознания. 8-9 кл.: Учебно-методическое п особи е. – М.: Дрофа, 2000. – 224 с. – (Дидактически е материалы).
Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И,Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание». 6 класс. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД
«Русское слово - РС», 2009. – 104 с.

Учебные пособия.
Т.М.Афанасьева Семья. Книга для старшеклассников. – М., Просвещени е, 1985
Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 5 класса. – 2-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003. – 112 с.
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 6 класса. – 2-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003. – 112 с.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».