ЭТИКА 7КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Научить умственно отсталого ребенка производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности — одна из основных задач нового предмета «Этика». Обучение учащихся элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др., является основным смыслом учебно-воспитательного процесса. Формирование практических действий, реальных дел, необходимых для устойчивого поведения подростков с умственной отсталостью, — одна из ведущих задач всей системы коррекционной работы в школе. Введение названного предмета в учебный план школы направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся. Специфические особенности развития личности умственно отсталых детей требуют знания учителем их индивидуальных черт характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к каждому учащемуся. Предлагаемый учебный курс с общим названием «Этика» является по своему содержанию интегрированным, но его основное понятийное ядро — нравственно-этические знания. Помимо собственно этических категорий, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить систему нравственно-этических понятий, осуществить комплексный подход к формированию сознания и личности в целом. Главное в работе учителя по данной программе — три основных содержательных направления: • знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»; • на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.; • системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях. Такая система отбора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для умственно отсталых учащихся. Учитывая особенности мышления данной категории детей, учителю не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно — не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». Наиболее приемлемый путь — ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой — предоставлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий. Цель данного учебного предмета — достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте учащихся. Такой подход исключает заучивание правил, отчеты учащихся и другие требования дидактического порядка. По сути, уроки этики — это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию учащихся, к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального общения и поведения. Для учителя очень важно не навязывать своего мнения, а косвенно подводить учащихся к приемлемым выводам и оценкам. Как было указано, специфика обучения детей с умственной недостаточностью не дает возможности говорить о высоком уровне нравственного сознания, именно поэтому возникают сложности по воспитанию устойчивых черт поведения из-за неумения учащихся переносить нравственные эталоны на свое «Я». В этой связи специфика содержания учебного материала и ограниченные возможности учащихся требуют от учителя тщательной подготовки к каждому уроку (занятию). При обсуждении тех или иных понятий задача учителя — максимально конкретизировать предлагаемый материал, выделить в нем ведущие идеи, раскрывая логику их взаимосвязей. Очень важно, чтобы материал был доступным, наглядным, запоминающимся и эмоционально насыщенным. Для этого учащиеся должны принимать самое непосредственное участие в ходе обсуждений и анализа предлагаемой темы (проблемы). Учитель должен всячески преобразовывать пассивное слушание в дискуссию, обсуждение. Следует постоянно опираться на жизненный опыт детей, направлять их мысль на многообразие проявлений свойств человека в различных ситуациях жизни. Весь этот процесс должен организовываться, планироваться и направляться учителем. Существенным дополнением к урокам по этике могут стать результаты педагогических наблюдений за поведением учащихся, их взаимоотношениями, изучение реакции детей на разнообразные поступки товарищей, оценку своих поступков, а также ценностные ориентиры, на которые они указывают, но пользоваться открыто такими наблюдениями в ходе занятий нужно осторожно, корректно, объективно. Основная идея, которую учитель призван донести до сознания учащихся в ходе работы по программе «Этика», определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т. е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, совершенствовать себя через уважение и возвышение других людей. Необходимо убеждать детей в том, что все люди равны в их стремлении к счастью, сохранению достоинства, что каждый человек должен предъявлять к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим. Люди могут совершать ошибки, но они не должны нести беду и горе окружающим. Курс «Этика» проводится в 7 классе 1 ч в неделю. Последовательность в изучении материала необходимо соблюдать в соответствии с программой, так как каждая из тем содержит понятия, необходимые для изучения последующего материала. Работа по программе предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, фрагментов кинофильмов, а также выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с текстами произведений, с простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе. 7 КЛАСС Тематическое планирование № п.п. 1. название темы Введение количество часов 2 часа 2. Понять самого себя 15 часов 3. Отношения товарищества 15 часов 4. Итоговое повторение 2 часа (33 ч в год, 1 ч в неделю) Введение (3 ч) Раздел «Введение» предполагает знакомство учащихся с новым предметом «Этика» — с взаимоотношениями между людьми, отдельным человеком и обществом, правилами, регулирующими поступки людей. В этой части следует раскрыть цели и задачи изучения этого предмета. Особенно важно донести до учеников сведения о том, что нравственные правила в обществе возникли давно, они имеют исторические корни, помогают устанавливать и регулировать отношения в человеческом сообществе. Темы для изучения и обсуждения 1. Общее представление о предмете «Этика» как системе знаний о правилах взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом, о правилах, регулирующих поступки людей. 2. Этические представления людей в разные эпохи, краткое знакомство с историей происхождения этических правил (см. социокультурные разделы по программе истории). Понять самого себя (15 ч) В процессе работы по данному разделу формируются следующие простейшие представления: человек как особый биологический вид, обладающий определенными биологическими и психическими характеристиками, отличающими его от всех других видов живых существ. Единство человеческого сообщества на Земле; представление об индивидуальных особенностях каждого человека как индивида с его физической и психической уникальностью (неповторимостью); представление о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми; представление о единственности, ценности и неповторимости каждого человека. Раздел «Понять самого себя» обращен к самому учащемуся, предполагает осознание себя как личности, что дает возможность учителю обращаться к примерам и анализу разнообразных чувств, поступков людей, а также стимулировать учащихся к оценке собственных достоинств и недостатков применительно к эталонным образцам личности. Обращение к анализу особенностей собственной личности развивает самосознание ребенка, дает возможность формировать навыки самоанализа, самооценки и понимание самобытности и неповторимости себя как человеческой личности, что в дальнейшем служит основанием для воспитания доброго, уважительного отношения к другим людям. (Материал этого раздела является базовым для понимания следующих разделов.) Темы для изучения и обсуждения 1. Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности). Единство всех людей как социальная общность. 2. Индивидуальные особенности каждого человека. Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела и др. Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент. 3. Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности: развитие мышления, речи, индивидуальных способностей человека; условия для формирования интересов, привычек, взглядов, убеждений, мировоззрения. 4. Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. Их роль и влияние на развитие личности человека. 5. Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы. 6. Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком. Отношение товарищества (15 ч) В ходе работы по изучению данного раздела учителю необходимо помнить о том, что подростковый возраст характеризуется ослаблением связи с родителями, поиском новых, равноправных отношений со сверстниками и что это период активного становления личности, ее самопознания и самоутверждения. Для умственно отсталого ребенка данный период опасен возможностью неверного понимания отношений товарищества, что является одной из причин их вхождения в отношения (группы) с антисоциальной направленностью. Основными смысловыми направлениями в работе по этому разделу должны стать следующие: формирование представлений о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами; формирование представлений о способах различения истинной дружбы от отношений подчинения, потребительства и др.; формирование представлений о причинах конфликтов, возникающих в дружбе, товарищеских связях, возможностях и способах их преодоления. Темы для изучения и обсуждения 1. Дружба — чувство, присущее человеку. Когда и как возникают дружеские связи. Для чего человеку нужна дружба. 2. Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей: коллектив объединяет общая деятельность, человек учится строить межличностные отношения, помогает выработке навыков коллективного взаимодействия и дисциплины, в коллективе формируются права личности, самоуважение, умение соотносить свои интересы с общественными; дружба основана на эмоциональной и деловой привязанности к конкретному человеку, она характеризуется избирательностью, устойчивостью, психологической глубиной. В дружбе человек имеет возможность узнавать себя в другом человеке, он реализует потребность в самоанализе, самовыражении. 3. Почему говорят: «Скажи мне, кто твой друг...»? Основа дружеских отношений — согласие интересов, убеждений, воли, уважение, доверие, преданность, сотрудничество и партнерство. 4. «Какой ты друг?» Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь. Помощь настоящая и ложная. 5. Типы дружеских отношений: истинная дружба (единство взглядов, интересов и т. д.); дружба-соперничество (нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе другого, нет уважения); дружба-компанейство (отсутствуют прочные связи, избирательность в отношениях, которые имеют поверхностный характер). 6. Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы преодоления конфликтов. 7. Этические правила в отношениях друзей (друзья-мальчики, друзья мальчик и девочка, друзья-девочки, друг-взрослый). Требования к знаниям и умением Учащиеся должны знать золотое правило нравственности, типы дружеских отношений: истинная дружба, дружба-соперничество, дружба компанейство. Учащиеся должны уметь: Вести диалог; Давать односложные ответы на репродуктивные вопросы; Давать развернутые ответы на репродуктивные вопросы; Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности; Приводить аргументы в защиту своей оценки; Проводить классификацию изучаемых понятий; Составлять устный и письменный план ответа по изучаемым произведениям. Календарно- тематическое планирование. 7 класс 34 часов (1 час в неделю) 4 четверть – 8 часов № п/п Тема урока Количество часов 1 четверть - 9 часов 2 четверть – 7 часов 3 четверть – 10 часов Требования к ЗУН Словарь урока Должен знать: Должен уметь: Дата 1 четверть 9 Раздел 1. Введение - 2 часа 1 Понятие этики 1 2 Диагностика 1 Раздел II. Понять самого себя – 15 часов 3 4 5 6 7–8 Уметь вести диалог Речь, Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности). Единство всех людей как социальная общность. Индивидуальные особенности каждого человека. Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела и др. Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент. 1 Отличия человека и животного 1 Словарь урока 1 Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности Темперамент Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности: 2 Давать односложные и развернутые ответы на репродуктивные вопросы Деятельность Привычка, характер 1 Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. 2 четверть 1 10 Роль и влияние деятельности на развитие личности человека. 1 11-12 Направленность личности: 2 желания, потребности, мотивы, интересы. Поведение, поступки как 2 проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком. 9 13-14 15-16 Урок обобщения по теме: «Понять самого себя» 3 четверть Виды деятельности Игра, учение, труд 7 Выполнить в технике Пирамида Маслоу оригами пирамиду и нанести на неё информацию Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности 2 10 Раздел III. Отношения товарищества – 15 часов 17 Дружба — чувство, присущее человеку. 1 Признаки дружбы: симпатия, общность интересов, доверие Давать односложные и развернутые ответы на репродуктивные вопросы по басне Л.Н. Толстого «Два товарища» Дружба Когда и как возникают дружеские связи. Для чего человеку нужна дружба. 1 19 Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей 1 20 Основа дружеских отношений 1 21 Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь. 1 22 Дружба настоящая и ложная. 1 23 Типы дружеских отношений: 1 18 Оценивать свои и Внешние признаки проявления интереса чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности Давать односложные и развернутые ответы на репродуктивные вопросы по басне Л.Н. Толстого «Галка и голуби» Внутренние признаки дружбы доверие Честность, правдивость, взаимопомощь Давать односложные и развернутые ответы на репродуктивные вопросы работая с притчами с сайта http://o-druzhbe.ru Настоящий друг, Король и его сын 24 Истинная дружба (единство взглядов, интересов и т. д.) 1 Признаки истинной дружбы 25 Дружба-соперничество (нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе другого, нет уважения); 1 Признаки дружбысоперничества Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности Соперничество 26 Дружба-компанейство (отсутствуют прочные связи, избирательность в отношениях, которые имеют поверхностный характер). 1 Признаки дружбыкомпанейства Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности Компанейство 27 Возникновение конфликтов в отношениях друзей: причины их возникновения 1 Причины конфликтов Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности Конфликт 4 четверть 8 28 Возникновение конфликтов в отношениях друзей: способы преодоления конфликтов 1 Способы преодоления конфликтов Конфликт 29 Этические правила в 1 отношениях друзей друзьямальчики, друзья-девочки Этические правила в отношениях 1 друзей друзья мальчик и девочка Этические правила в отношениях 1 друзей друг-взрослый. Давать односложные и развернутые ответы на репродуктивные вопросы 30 31 32 33-34 Эмоциональное отношение к нравственным нормам Урок обобщения по теме: «Отношения товарищества» 1 2 Средства обучения Наглядный учебный материал. Конституция РФ Символы РФ: флаг, герб; символы ХМАО - Югры, Радужного Интерн ет – ресурсы Выготский Л.С. Основы дефектологии. Онлайн – библиотека. http://www. koob.ru/ Притчи сайта http://o-druzhbe.ru Басни Л.Н. Толстого http://www. vseskazki.su/avtorskie-skazki/lev-tolstoi/basni-t.html Дидактический материал. Е.В. Емельянова Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. С-Пб, Речь, 2008, с.336 Никитин А.Ф. Основы обществознания. 8-9 кл.: Учебно-методическое п особи е. – М.: Дрофа, 2000. – 224 с. – (Дидактически е материалы). Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И,Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание». 6 класс. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. – 104 с. Учебные пособия. Т.М.Афанасьева Семья. Книга для старшеклассников. – М., Просвещени е, 1985 Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 5 класса. – 2-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003. – 112 с. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 6 класса. – 2-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003. – 112 с. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)