Адаптивная рабочая программа по географии 7 Б класс

Пояснительная записка
Рабочая программа «География» составлена на основе программы «География» Т.М. Лифановой из сборника «Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией И.М.Бгажноковой.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного
стандарта специального (коррекционного) образования.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной
деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные
зависимости. Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов
экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и
жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам.
При изучении географии России констатируются новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические
особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел.
Также при изучении географии России учитывается принятое в настоящее время новое административное деление России на федеральные округа.
Программа составлена для учащихся с умственной отсталостью, обучающихся в классе. Данная рабочая программа реализуется на основе
УМК: ЛифановаТ.М., Солонина Е.Н. География. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы – Москва, Просвещение, 2019.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- положение России на карте полушарий, физической карте и глобусе;
- пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
- природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
- природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
- типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
- хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
- экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
- правила поведения в природе;
- расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
Учащиеся должны уметь:
- показывать границы на глобусе, физической карте и карте полушарий и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам,
пользуясь картами;
- показывать по картам ( физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их на контурную карту;
- устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
- правильно вести себя в природе.
Содержание программы
Особенности природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части России.
Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат России. Водные ресурсы

России, их использование. Население России. Народы России. Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли. Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России. Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь. Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и основные занятия. Северный морской путь.
Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный и животный мир. Хозяйство. Население
и его основные занятия. Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса. Смешенные и
лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское
хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города Северо-Западной
России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь.
Зона степей. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный и животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск, Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана
природы зоны степей.
Зона пустынь и полупустынь. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство.
Население и его основные занятия. Города зоны пустынь и полупустынь.
Зона субтропиков. Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты: Сочи, Анапа, Туапсе, Геленджик.
Город Новосибирск.
Высотная поясность в горах. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.
Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы
Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Тематическое планирование
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема (раздел)

Количество часов
на изучение
11
7
8
16
9
7
3
7

Особенности природы и хозяйства России
Зона арктических пустынь
Зона тундры
Лесная зона
Зона степей
Зона пустынь и полупустынь
Зона субтропиков
Высотная поясность в горах
Календарно-тематическое планирование по географии. 7 класс

№ урока

Тема урока

Количество
часов

Календарные
сроки

Обучающиеся с ОВЗ

Дом.
зад.

Вид деятельности

1

Раздел 1. Особенности
природы и хозяйства
России- 11ч
Географическое положение
России на карте мира.

1

Характеризуют географическое
положение России на карте.
Определяют по политической карте
соседей России.

2

Европейская и азиатская
части России

1

Определяют районы европейской части и
регионы азиатской части России.

3

Административное деление
России

1

Находят на политико-административной
карте РФ края, области, республики,
автономные округа, автономные области,
города федерального значения.

4

Разнообразие рельефа.

1

Анализируют физическую карту России.

5

Полезные ископаемые, их
основные месторождения.

1

Определяют по физической карте России
полезные ископаемые

6

Климат России.

1

Работа с текстом учебника

7

Водные ресурсы России, их
использование. Практическая
работа

1

Продолжают формирование
самостоятельных навыков при работе с
картой.

Планируемый
результат

Знать, в каком полушарии
находится основная
России. На каком
материке расположено
наше государство,
называть и показывать
какие государства
граничат с Россией.
Показывать условную
границу между Европой и
Азией. Определять
районы европейской части
и регионы азиатской части
России.
Уметь показывать на
карте территорию России.
Называть, где проходит
граница между Европой и
Азией.
Знать, какие равнины
находятся на территории
России.
Знать основные названия
полезных ископаемых и
основные их
месторождения
Знать, какие факторы
влияют на климат, почему
на территории России
находится несколько
климатических поясов
Знать, что такое водные
ресурсы. Уметь называть,
показывать крупные
реки и отмечать их на
контурной карте, знать,
как люди используют
подземные воды

С.4-6

С.6-8

С.9-11

С.11-13
С.14-16

С.17-19

С.19-23

8

Население России. Народы
России.

1

Определяют численность населения
России, понятие «плотность населения»,
определяют крупнейшие по численности
народы на основе анализа текста
учебника

9

Промышленность-основа
хозяйства, её отрасли.

1

Определяют отрасли промышленности
на основе анализа текста и
иллюстративных материалов учебника.

10

Сельское хозяйство, его
отрасли.

1

Определяют отраслевой состав
растениеводства и животноводства на
основе анализа иллюстративных
материалов
учебника.

11

Транспорт. Экономическое
развитие Европейской и
Азиатской частей России.

1

Работа с текстом учебника

1

Характеризуют особенности природных
зон России и приспособление флоры и
фауны к этим условиям. Характеризуют
природные зоны по плану.

12

Раздел 2 Природные зоны
России- 57 часов
Тема 1 Зона арктических
пустынь -7 часов
Размещение природных
зон на территории России.

Знать, какое государство
называют
многонациональным,
какие народы живут в
России, где находятся
самые густонаселенные
районы в России, чем
отличается занятие
городского и сельского
населения
Знать, какую продукцию
выпускают предприятия
тяжелей
промышленности, что
такое легкая
промышленность, какие
отрасли относятся к
пищевой
промышленности.
Называть отрасли с\х,
главную зерновую
культуру нашей страны,
знать отрасли
животноводства, как
природа влияет на климат
и развитие с\х.
Знать, какие виды
транспорта используют в
хозяйстве нашей страны,
почему природные
богатства Сибири и
Дальнего Востока
недостаточно
используются людьми.

С.23-25

Уметь объяснить различие
в климате в разных
районах нашей страны,
называть города, в
которых климат теплее и

С.33-35

С.25-27

С.27-29

С.30-32

13

Карта природных зон России
Практическая работа

1

14

Положение зоны арктических
пустынь на карте

1

15

Климат зоны арктических
пустынь

1

Работа с текстом учебника

1

Рассматривают и сравнивают
иллюстрации учебника,
извлекают из них информацию о
растительном мире зоны. приводят
примеры

1

Рассматривают и сравнивают
иллюстрации учебника,
извлекают из них информацию о
животном мире, приводят примеры

1

Практические упражнения,
способствующие развитию способностей
анализировать простые закономерности;

1

Работа с текстом учебника

16
Растительный и животный
мир зоны арктических
пустынь
17
Население и его основные
занятия зоны арктических
пустынь
18
Северный морской путь
Практическая работа

Практические упражнения,
способствующие развитию способностей
анализировать простые закономерности
Выявляют общие особенности зоны
арктических пустынь на основании
объяснения учителя.

холоднее, чем в нашем
населенном пункте.
Знать, какое значение
имеют природные
зоны для жизни людей.
Уметь работать с картой,
знать, на каких островах
расположена зона
арктических пустынь,
называть и показывать
моря Северного
Ледовитого океана.
Знать, какие факторы
влияют на климат зоны
арктических пустынь
Знать климатические
условии зоны арктических
пустынь. Уметь описать
полярный день и
полярную ночь, доказать,
что зима – трудное время
в арктической пустыне.
Уметь объяснить, почему
на островах Северного
Ледовитого океана нет
постоянного населения,
знать, чем занимаются
ученые в Арктике
Уметь объяснить, что
такое Северный морской
путь, для чего он был
проложен, что доставляют
суда жителям Севера,
уметь работать с
контурной картой.

С.35-36
С.37-39

С.40-41
С.41-45

С.45-46

С.47-48

Тема 2. Зона тундры – 8
часов
19
Положение зоны тундр на
карте. Рельеф и полезные
ископаемые

Уметь работать с картой,
знать с какими
природными зонами
граничит тундра, какие
полезные ископаемые там
добывают.

С.49-51

20

1

Формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.

1

Рассматривают и сравнивают
иллюстрации учебника,
извлекают из них информацию о
растительном мире зоны
тундры; приводят примеры

1

Рассматривают и сравнивают
иллюстрации учебника,
извлекают из них информацию о
животном мире зоны тундры; приводят
примеры
Знакомятся с хозяйством, составом
населения зоны тундры и его основными
занятиями.
Формируют самостоятельные навыки
при работе с картой, учебником.

Климат. Водоемы тундры
21
Растительный мир тундры

22
Животный мир тундры
23

Хозяйство тундры. Население
и его основные занятия

1

24

Города тундры: Мурманск,
Нарьян-Мар
Практическая работа

1

25

1

Сравнивают географическое положение
городов зоны тундры. Составляют
краткие характеристики городов.

1

Обсуждают основные экологические
проблемы зоны в связи с особенностями
хозяйственной деятельности
человека

1

Анализируют карту природной зоны, ее
рельеф и полезные ископаемые

Города тундры: Салехард,
Норильск, Анадырь
26

Экологические проблемы
севера. Охрана природы
тундры.

Знать, какой климат
характерен для зоны
тундры, уметь сравнивать
зиму и лето зоны тундры с
другими зонами.
Уметь объяснить, почему
в тундре не растут
высокие деревья, каких
растений в тундре больше
всего, какие животные
преобладают.
Уметь называть животных
тундры, какие животные
преобладают.

С.51-53

Знать, кто проживает в
тундре, чем занимаются
жители тундры.
Уметь находить на карте
города. Знать какие
отрасли промышленности
развиты в этих городах.
Уметь сравнивать г.п.
Уметь находить на карте
города. Знать какие
отрасли промышленности
развиты в этих городах.
Уметь сравнивать г.п.
Знать, какой вред наносит
человек тундре, как
можно избежать, или
уменьшить вредное
воздействие на природу,
для чего создаются
заповедники, уметь
работать с картой.

С.58-61

Знать, где расположена
лесная зона, уметь
показать на карте, уметь
работать с контурной
картой, уметь составить

С.67-70

С.53-55

С.56-58

С.61-63

С.63-65

С.65-66

Тема 3. Лесная зона -16
часов
27

Положение лесной зоны на
карте. Рельеф и полезные
ископаемые.

28

1

Формируют самостоятельные навыки
при работе с картой, учебником.

1

Работа с учебником и картой

1

Рассматривают и сравнивают
иллюстрации учебника,
извлекают из них информацию о
растительном мире зоны. приводят
примеры

1

Работа с тестом учебника

1

Выписывают в тетрадь из учебника
названия травоядных и хищных пушных
животных.
Практические упражнения

1

Составляют рассказ об одном животном
лесной зоны.

1

Готовят схему на тему «Роль лесов в
жизни человека».

1

Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и
сельского хозяйства.

Климат лесной зоны
29

Реки, озера, каналы лесной
зоны

30
Растительный мир лесной
зоны Хвойные леса (тайга)

31

Смешанные и лиственные
леса

32
Животный мир лесной зоны.
Практическая работа
33
Пушные звери лесной зоны

34
Значение леса

35

Промышленность и сельское
хозяйство Центральной
России

описательный рассказ по
плану.
Знать, какое влияние на
климат европейской части
лесной зоны оказывают
влажные и теплые ветры с
Атлантического океана.
Называть и показывать на
карте реки и озера,
протекающие по
территории лесной зоны.
Знать, какой лес называют
тайгой, уметь показать
расположение хвойных
лесов на карте, уметь
показать на карте
примерную границу
тайги.
Уметь показать на карте
зону смешанных лесов,
знать, чем смешанный лес
отличается о тайги.
Уметь объяснить, почему
в лесах обитает больше
животных, чем в тундре.
Знать лесных птиц, какую
пользу они приносят
Знать, каких зверей
называют пушными, какие
меры приняты для
восстановления
численности соболя в
нашей стране.
Знать какое значение
имеет лес в жизни людей.
На каких животных
охотятся в лесной зоне,
как люди используют
древесину.
Уметь пользоваться
картой

С.71-72

С.72-75

С.75-77

С.78-81

С.81-85

С.85-88

С.88-89

С.90-92

36

1

Отмечают на контурной карте крупные
города Центральной России. Составляют
рассказ об одном из городов
Центральной России

1

Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и
сельского хозяйства.

1

Составляют рассказ об одном из городов
Центральной России.

1

Определяют географическое положение
Сибири и Дальнего Востока,
иллюстративных материалов учебника,
карт атласа. Обсуждают природноресурсный потенциал Сибири и
Дальнего Востока на основе анализа
текста учебника, карт атласа.

Города Центральной России.
37

38

Особенности развития
хозяйства Северо-западной
России
Города: Архангельск, СанктПетербург, Новгород, Псков,
Калининград

39
Западная Сибирь

1

40
Восточная Сибирь

1

41
Дальний Восток
Практическая работа
42

1

Определяют виды особо охраняемых
природных территорий (ООПТ) на
основе анализа текста и иллюстраций
учебника.

1

Составляют письменную характеристику
зоны степей на основании опорной
схемы.

1

Формируют самостоятельные навыки
при работе с картой, учебником.

Заповедники и заказники
лесной зоны. Охрана леса.
Тема 4. Зона степей-9 часов
43 Положение зоны степей на
карте. Рельеф и полезные
ископаемые.
44
Реки зоны степей
Практическая работа

Уметь находить на карте
города. Знать какие
отрасли промышленности
развиты в этих городах.
Уметь сравнивать г.п.
Уметь доказать, что
Северо – Западная Россия
– экономически развитый
район.
Уметь находить на карте
города. Уметь сравнивать
г.п.

С.93-96

Знать, какую территорию
занимает Западная
Сибирь, уметь показать на
карте, какие отрасли
являются ведущими.
Знать, какую территорию
занимает Восточная
Сибирь, уметь показать на
карте, какие отрасли
являются ведущими
Уметь показать Дальний
Восток на карте, знать,
почему большинство
населения проживает на
юге района.
Знать, как надо вести себя
в лесу, к чему может
привести исчезновение
лесов, почему лес надо
охранять.
Уметь приводить примеры
разных видов ООПТ

С.101-103

Знать, что такое степь, где
расположена зона степи,
какие полезные
ископаемые добывают.
Называть и показывать на
карте реки, протекающие
по территории зоны
степей

С.113-114

С.96-98

С.98-101

С.103-106

С.106-109

С.109-112

С.115

45

1

Приводят примеры растений жарких
районов.

Знать, как растения
приспособлены к
особенностям климата в
степях, какие растения
характерны для
черноземной полосы.
Уметь рассказать о
животных степи, почему в
черноземных степях мало
животных.
Уметь перечислить
основные занятия
населения. Знать, какие
отрасли промышленности
развиты в зоне степей.
Уметь находить на карте
города. Уметь сравнивать
г.п.

С.116-117

1

Приводят примеры животных жарких
районов.

1

Формируют
самостоятельные навыки при работе с
картой, учебником.

1

Составляют краткие характеристики
городов.

1

Составляют краткие характеристики
городов.

Уметь находить на карте
города. Уметь сравнивать
г.п.

С.124-126

1

Составляют краткие характеристики
городов.

Уметь находить на карте
города. Уметь сравнивать
г.п.

С.126-128

1

Работа с тестом учебника

Знать, какая опасность
угрожает животным
степной зоны, как можно
им помочь.

С.129-130

1

Определять г.п. и особенности природы
зон пустынь и полупустынь на
основании материалов учебника

Знать, что такое пустыня,
полупустыня, где
расположена, уметь
отметить на карте.

С.131-132

1

Работа с тестом учебника

С.133-134

1

Формируют самостоятельные навыки
при работе с картой, учебником.

Знать, какой климат
характерен для зоны
пустынь, какие реки
протекают, что такое
оазис.
Называть и показывать на
карте реки, протекающие

Растительный мир степей

46
Животный мир степей
47

Хозяйство зоны степей.
Население и его основные
занятия

48 Города лесностепной и
степной зон: Воронеж, Курск,
Оренбург, Омск
49 Города степной зоны:
Самара, Саратов, Волгоград
Практическая работа
50 Города степной зоны: Ростовна-Дону, Ставрополь,
Краснодар
51
Охрана природы степей
Тема 5. Зона полупустынь и
пустынь – 7 часов
52 Положение зоны
полупустынь и пустынь на
карте. Рельеф и полезные
ископаемые.
53
Климат. Реки полупустынь и
пустынь
54 Реки полупустынь и пустынь
Астраханский заповедник

С.118-119

С.119-121

С.121-124

С.134-135

55

1

Приводят примеры растений и животных
жарких районов.

1

Приводят примеры растений и животных
жарких районов.

1

формируют самостоятельные навыки при
работе с картой, учебником.

1

Составляют краткие характеристики
городов.

1

Формируют самостоятельные навыки
при работе с картой, учебником.

1

Работа с тестом учебника

1

Знакомятся с хозяйством, составом
населения

Растительный мир
полупустынь и пустынь
56
Животный мир полупустынь
и пустынь
57 Хозяйство зоны полупустынь
и пустынь Население и его
основные занятия
58
Города зоны полупустынь и
пустынь

по территории пустынь и
полупустынь. Знать
основные сведения об
Астраханском
заповеднике
Знать, как приспособлены
растения к жизни в
пустыне. Уметь сделать
рисунок, описать растение
растущее в пустыне и
полупустыне.
Знать, как
приспособлены животные
к жизни в пустыне. Уметь
сделать рисунок, описать
животных, обитающих
в пустыне и полупустыне.
Уметь называть основные
занятии сельского
населения, знать, что
выращивают в оазисах.
Уметь находить на карте
зоны пустынь и
полупустынь. Знать, какое
значение для развития
городов имеет близость
Каспийского моря.

С.135-137

С.138-140

С.140-142

С.142-143

Тема 6. Зона субтропиков- 3
часа
59
Положение зоны субтропиков
на карте.
Практическая работа
60
Климат и природа
субтропиков.
61

Население зоны субтропиков
и его основные занятия

Уметь показать на карте,
знать, что характерно для
климата зоны
субтропиков, почему в
горах обитают разные
виды животных.
Знать, какой климат
характерен для зоны
субтропиков, уметь
сравнивать с другими
зонами.
Знать, какие курортные
города
находятся
на
Черноморском побережье.
Уметь показать на карте,

С.144-145

С.145-148

С.148-150

Тема 7. Высотная поясность
в горах – 7 часов
62 Положение высотной
поясности в горах на карте.
Рельеф и полезные
ископаемые
63
Климат высотной поясности в
горах Растительный и
животный мир
64

субтропиков и его основными
занятиями. Обозначают города на
контурной карте.

называть
населения.

1

Выявляют существенные признак и
понятия «высотная поясность» на
основании текста учебника

Уметь пользоваться
картой, описать по плану
города России.

С.151-153

1

Работа с тестом учебника.
Приводят примеры растений и
животных этой зоны

С.153-155

1

Характеризуют географическое
положение Северного Кавказа.

1

Обозначают города на контурной карте.

1

Характеризуют природу Алтайских гор.
Определяют отрасли хозяйства.
Составляют краткие характеристики
крупных городов.

1

Характеризуют природу гор Восточной
Сибири. . Составляют краткие
характеристики городов..

1

Повторить и закрепить знания,
полученные при изучении разделов
учебника

Знать, какой климат
характерен для высотной
поясности, перечислять
основные виды растений и
животных
Уметь рассказать о
природе Кавказа, знать,
какие отрасли сельского
хозяйства развиты в
предгорьях Кавказа
Уметь находить на карте
города. Знать какие
отрасли промышленност
развиты в этих городах.
Уметь сравнивать г.п.
Найти и показать на карте
Алтайские горы. Уметь
рассказать о занятиях
коренных жителей горных
районов и предгорий.
Найти и показать на карте
горы Восточной Сибири.
Уметь рассказать о
занятиях коренных
жителей горных районов и
предгорий.
Формирование четких
знаний по пройденным
темам.

Особенности природы и
хозяйства Северного Кавказа
65
Города и экологические
проблемы Урала
66

Алтайские горы. Хозяйство.
Население и его основные
занятия. Города

67
Горы Восточной Сибири.
Хозяйство. Население и его
основные занятия. Города
68 Повторение по курсу
география России.

занятия

С.156-159

С.159-163

С.163-165

С.166-169

Задание не
предусмотрено


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».