Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.), на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и учебного плана МОУ «Вербенская СШ» на 2022-2023 учебный год. Главным компонентом учебно-методического комплекса является учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. издательства «Просвещение» 2021 г. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: -Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». -Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»). -Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Вербенская средняя школа» Николаевского муниципального района. Изучение русского языка в 6 классе направлено на достижение следующих целей: -воспитание патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; -воспитание интереса и любви к русскому языку учащихся 6 класса; -совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком; -обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся 6 класса; -развитие потребности к речевому самосовершенствованию; -освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о русском речевом этикете; -формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Эти цели обуславливают следующие задачи: -дать ученикам представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; -обеспечить усвоение определенного круга знаний для обучающихся в 6 классе из области фонетики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии (имя существительное, имя прилагательное, имя 2 числительное, местоимение, глагол), пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике; -развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; -способствовать формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; -формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки. По окончании изучения предмета «Русский язык» в 6 классе предусмотрена итоговая промежуточная аттестационная работа в форме диктанта. Общая характеристика учебного предмета Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, выстраивается обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий. Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь. Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся. В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы. 3 Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.). В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. У учащихся 6 класса на начало учебного года по предмету «Русский язык» сформированы общеучебные знания, умения, способы деятельности по основным темам курса «Русский язык» (5 класс): «Понятие о фонетике. Звуки речи и их образование. Гласные и согласные звуки. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные. Согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие, сонорные и шипящие», «Морфемика (состав слова). Виды морфем», «Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы», «Морфология как раздел науки о языке. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол» Поэтому на этапе 6 класса необходимо закрепить и дополнить знания, умения и навыки по изученным разделам и освоить новые по темам: «Имя прилагательное», «Имя числительное», «Местоимение». Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно учебному плану МОУ «Вербенская СШ» на изучение предмета «Русский язык» в 6 классе отводится 5 часов в неделю. Общее количество составляет 170 часов в учебный год. Планируемые результаты обучения в 6 классе Личностные результаты: 1.Осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения русским; 2.Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей; 3.Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; 4.Понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей. Метапредметные результаты Регулятивные УУД 4 1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся научится: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; 3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся научится: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; 4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся научится: оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; 5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся научится: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. Познавательные УУД 1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся научится: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; 2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 5 Обучающийся научится: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; 3.Смысловое чтение. Обучающийся научится: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов. 5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями. Коммуникативные УУД 1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся научится: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации. Предметные результаты: Обучающийся научится: владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально- смысловому типу речи и функциональной 6 разновидности языка; определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения; опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; использовать орфографические словари. Обучающийся получит возможность научиться: анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка; писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; 7 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 8 Содержание учебного курса по русскому языку Язык. Речь. Общение – 3 ч. (2 +1) Русский язык – один из развитых языков мира. Язык. Речь. Общение. Ситуация общения. Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека. Определяют компоненты ситуации общения. Повторение изученного в 5 классе. Культура речи - 8 ч. (5+1+2) Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение, знаки препинания. Сложное предложение, запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Текст 5 ч. (4+1) Текст, его особенности. Тема текста и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль. Лексика и фразеология. Культура речи 13 ч. (10+2+1) Повторение пройденного по лексике в V классе. Лингвистические словари. Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диалектные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Исконно-русская и заимствованная лексика. Эмоционально-окрашенные слова. Понятие о фразеологизмах. Развитие речи Использование слов в соответствии с их лексическим значением. Способы сжатия текста. Описание помещения. Словообразование. Орфография. Культура речи 21 ч. (13+4+4) Повторение пройденного по словообразованию в V классе. Этимология слова. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР-/-ГАР-, -КОС/КАС-, -ЗАР/-ЗОР. Правописание гласных в приставках ПРЕ- И ПРИ-, буквы Ы и И после приставок на согласные. Сложные слова. Правописание соединительных гласных О и Е. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Развитие речи Систематизация материала к сочинению. Сложный план. Описание картины. Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное. Культура речи 17 ч. (13+1+3) Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе. Морфологические признаки существительного. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные (ознакомление). Род несклоняемых существительных. Существительные общего рода. Образование существительных. Буква -е в суффиксе – ен существительных на –мя. НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ЕК -ИК; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных. Согласные Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК). Развитие речи Употребление в речи разносклоняемых и несклоняемых существительных. Описание помещения по личным впечатлениям. Имя прилагательное. Культура речи 22 ч. (16+2+4) Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе. Морфологические признаки прилагательного. Разряды прилагательных по значению: качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Образование прилагательных. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Морфологический разбор прилагательного. НЕ с именами прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Правописание гласных Н и НН в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов -К- и -СК-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Развитие речи Употребление в речи прилагательных. Описание природы. Выборочная работа с текстом. Описание картины. Имя числительное. Культура речи 14 ч. (11+1+2) Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки числительного. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Разряды количественных числительных. Дробные, собирательные числительные. Числительные простые и составные. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных. Морфологический разбор числительного. Развитие речи Употребление в речи прилагательных. Устное выступление. Выборочное изложение. Местоимение. Культура речи 26 ч. (21+2+3) Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. Морфологический разбор местоимения. Глагол 30 (23+1+6) Повторение изученного в 5 классе. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Повторение. Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах. Культура речи – 11 ч. (10+1) Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Календарно- тематическое планирование по русскому языку в 6 классе Наименова ние раздела, количество часов Язык. Речь. Общение 3 ч. (2+1) № п/п Текст 5 ч. (4+1) Колво часов 1 Русский язык – один из развитых языков мира 1 2 Литературный язык и его нормы. Культура речи 1 3 Р.Р. Речевая ситуация 1 4 1 8 Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов Р.Р. Сочинение на тему «Интересная встреча» Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. 9 Р. Р. Составление диалога на тему по выбору. (упр.76) 1 1011 Входной контроль диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками 2 12 Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Понятие о функциональных разновидностях языка 1 5 6 7 Повторение изученного в 5 классе 8 ч. (5+1+2) Тема урока 1314 1 1 1 1 2 Дата по плану Дата фактическ ая Примечание Р.Р. Составление продолжения текста по данному началу. (упр.99) Официально-деловой стиль речи 1 1718 Слово и его лексическое значение. Изобразительновыразительные средства языка Р.Р. Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя») 2 19 1 20 Общеупотребительные слова и слова употребления Профессионализмы. Диалектизмы. 21 Р.Р. Сжатое изложение (упр.148) 1 22 Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова 1 23 Исконно русские и заимствованные слова. 1 24 Новые слова (неологизмы). Устаревшие слова. 1 25 Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Словари Лексический разбор слова. 1 Повторение изученного в разделе «Лексикология и фразеология. Культура речи». Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексикология и фразеология. Культура речи». Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками 1 15 16 Лексиколо гия и фразеоло гия. Культура речи -13ч. (10+2+1) 26 27 2829 ограниченного 1 1 1 2 Словообраз ование. Орфографи я. Культура речи -21ч. (13+ 4+4) 30 Морфемика и словообразование 1 31 Р.Р. Описание помещения 1 32 Основные способы образования слов в русском языке 1 33 Этимология слов 1 34 1 35 Р.Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Р.Р. Сочинение «Описание помещения» упр.228 36 Буквы -а и -о в корнях -кас- /- кос- 1 3738 39 Контрольный диктант по теме «Орфография». Анализ диктанта и работа над ошибками Буквы а и о в корнях -гар- - гор- 2 40 Буквы а и о в корнях -зар- - зор- 1 41 Буквы ы и и после приставок 1 42 Гласные в приставках пре- и при- 1 43 Соединительные гласные о и е в сложных словах 1 44 Сложносокращённые слова 1 45 Р.Р. Контрольное сочинение – описание изображённого на картине (Р.Ф.Хузина. «У окна») 1 1 1 Морфологи я. Орфографи я. Культура речи. Имя существите льное. 17ч.(13+1+3) 46 Контрольный диктант с грамматическим заданием 1 47 Анализ диктанта и работа над ошибками 1 48 Морфемный и словообразовательный разбор слова. 1 49 1 50 Контрольный словарный диктант. Повторение изученного в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи». Контрольный тест 51 Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе 1 52 Р.Р. Составление письма другу (упр. 289) 1 53 Разносклоняемые имена существительные 1 54 Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя 1 55 1 56 Р.Р. Составление устного публичного выступления о происхождении имён (упр.308) Несклоняемые имена существительные 57 Род несклоняемых имён существительных 1 58 Имена существительные общего рода 1 59 Морфологический разбор имени существительного 1 60 Р.Р. Сочинение-описание (упр.329) 1 по личным впечатлениям. 1 1 61 НЕ с именами существительными. 1 62 Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК) 1 63 Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК 1 64 Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных Повторение изученного в разделе «Имя существительное» 1 1 67 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками 68 Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе 1 69 Р.Р. Описание природы(упр.374) 1 70 Степени сравнения имён прилагательных 1 71 Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные Относительные прилагательные 1 Р.Р. Выборочное изложение на тему «Возвращение Владимира в отчий дом» Притяжательные прилагательные 1 Морфологический разбор имени прилагательного 1 65 66 Имя прилагател ьное-22 ч. (16+2+4) 72 73 7475 76 1 1 1 2 НЕ с прилагательными 2 Гласные О и Е после шипящих в суффиксах прилагательных Р.Р. Сочинение-описание природы по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» (упр.410) Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных 1 1 84 Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и СКДефисное и слитное написание сложных прилагательных 85 Повторение изученного в разделе «Имя прилагательное» 1 8687 2 89 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». Анализ диктанта и работа над ошибками Р.Р. Составление устного публичного выступления о произведениях народного промысла (упр.439) Контрольный тест «Имя прилагательное» 90 Имя числительное как часть речи 1 91 Простые и составные числительные 1 92 Мягкий знак на конце и в середине числительных 1 93 Порядковые числительные 1 94 Разряды количественных числительных 1 7778 79 80 8182 83 88 1 2 1 1 1 Имя числительн ое 14 ч. (11+ 1+2) 95 Числительные, обозначающие целые числа 1 96 Дробные числительные 1 97 1 98 Р.Р. Составление юмористического рассказа по рисунку (упр.465) Собирательные числительные 99 Морфологический разбор имени числительного 1 100 Повторение изученного в разделе «Имя числительное» 1 101102 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное». Анализ диктанта и работа над ошибками Р.Р. Публичное выступление на тему: «Береги природу!» (упр.478) Местоимение как часть речи 2 Личные местоимения 1 Возвратное местоимение СЕБЯ 1 Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на тему «Как я однажды помогал маме» (упр.496) 1 103 104 Местоимен ие 26 ч. (21 + 2+3) 105106 107108 109 110111 112113 114- 1 1 1 2 Вопросительные и относительные местоимения Неопределенные местоимения 2 Отрицательные местоимения 2 115 116117 118 Глагол -30 ч. (23 + 1+6) Притяжательные местоимения 2 Р.Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение (упр.528) 1 119120 121 Указательные местоимения 2 Определительные местоимения 1 122 Контрольный тест по теме «Местоимение» 1 123 Местоимения и другие части речи 1 124 Морфологический разбор местоимения 1 125126 Р.Р. Контрольное сочинение по картине Сыромятникова. «Первые зрители» (упр.547) 127 Повторение изученного в разделе «Местоимение» 1 128129 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение». Анализ диктанта и работа над ошибками 2 130131 132 Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи 2 Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему «Стёпа колет дрова» с включением части готового текста (пр.565) Разноспрягаемые глаголы 1 133134 Е. В. 2 2 135 Р.Р. Составление диалога (упр.573) 1 136137 138 Глаголы переходные и непереходные 2 Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам (упр.585) 1 139140 141 Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение 2 Р.Р. Подготовка к контрольному изложению (упр.589, 590) 1 142 Р.Р. Контрольное изложение (упр.589,590) 1 143144 145146 147 Условное наклонение 2 Повелительное наклонение 2 Употребление наклонений. Подготовка к контрольному словарному диктанту. Контрольный словарный диктант. 1 149150 151152 153 Безличные глаголы 2 Морфологический разбор глагола 2 Р.Р. Рассказ на основе услышанного 1 154155 Правописание гласных в суффиксах глаголов. 2 156157 Повторение изученного в разделе «Глагол». 2 148 1 Повторение и систематиза ция изученного в5и6 классах 11 ч. (10 + 1) 158 Контрольный диктант по теме «Глагол» 1 159 Анализ диктанта и работа над ошибками 1 160 Разделы науки о языке 1 161 1 162 Промежуточная аттестация диктант с грамматическим заданием Анализ диктанта и работа над ошибками 163 Орфография 1 164 Пунктуация 1 165 Лексика и фразеология 1 166 Лексика и фразеология 1 167 Словообразование 1 168 Морфология 1 169 Синтаксис 1 170 Итоговый урок 1 Всего: 1 170