Пояснительная записка Рабочая программа по русскому родному языку для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы МОУ «Вербенская СШ» на 2021-2022 учебный год Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский родной язык» 7 класс, авторы: О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др. Москва, «Просвещение», 2020 г. Цель рабочей программы соотносится с главными задачами реализации основной образовательной программы основного общего образования: - воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку как хранителю культуры, включение в культурноязыковое поле своего народа; приобщение к языковому наследию своего народа; - познание языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека. - осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; - формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение родного языка народа; Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка, изучение русского языка как родного языка обучающихся. Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов. Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение предмета «Родной (русский) язык» в 7 классе отводится 1 час в неделю; 34 часа в год. Планируется проведение следующих видов контрольных работ: анализ устных ответов и письменных работ в тетради ( тест, диктант, сочинение, изложение). Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык» Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки: В первом блоке - «Язык и культура» - представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально- культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения. Второй блок - «Культура речи» - ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими. В третьем блоке - «Речь. Речевая деятельность. Текст» - представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Тематическое планирование уроков в 7-м классе (1 час в неделю/34 часа в год) № В том числе п/п Тема Количество часов 1. Язык и культура 11 2. Культура речи 11 3. Речь. Текст 11 4. Резервные уроки 1 Итого 34 Контрольные работы Тест Творческая работа 1 1 1 Календарно-тематическое планирование № Тема Основное содержание урока Кол-во часов Язык и культура 11 1 Русский язык как Русский язык как развивающееся явление. Связь развивающееся исторического развития языка с историей общества явление § 1 Факторы, влияющие на развитие языка: социальнополитические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. 2 1 1 Орфографический и пунктуационный практикум 3 4 Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы § 2 Устаревшие слова как живые свидетели истории 1 Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. 1 Орфографический и пунктуационный практикум По По Примечание плану факту 5 Архаизмы в составе 6 7 8 Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Лексические и лексико-семантические архаизмы устаревших слов русского языка и Группы архаизмов по степени устарелости. их особенности § Орфографический и 3 пунктуационный практикум Употребление устаревшей лексики в новом контексте § 4 1 Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов 1 Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте. 1 Орфографический и пунктуационный практикум 9 10 Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи 1 Лексические заимствования последних десятилетий. Причины заимствований § 5 1 Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. 1 Орфографический и пунктуационный практикум 11 Проверочная работа № 1 Ключевые слова раздела. 1 Обобщение материала. Представление проектов, результатов исследовательской работы Культура речи 11 12 13 14 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение .§6 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка 1 Орфографический и пунктуационный практикум Нормы ударения Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких в причастиях, формах страдательных причастий прошедшего деепричастиях и времени‚ наречиях § 7 деепричастиях‚ наречиях Варианты норм ударения. Орфографический и пунктуационный практикум 1 1 15 Трудные случаи употребления Паронимов § 8 Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, 1 функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. 16 1 Орфографический и пунктуационный практикум 17 Типичные грамматические ошибки § 9 Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении 1 Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий. 18 1 Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы. 19 1 Орфографический и пунктуационный практикум 20 Традиции русской речевой манеры общения § 10 Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Орфографический и пунктуационный практикум 1 21 Нормы русского речевого и невербального этикета § 11 Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет 1 использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. Орфографический и пунктуационный практикум 22 Проверочная работа № 2 Ключевые слова раздела. Обобщение материала. 1 Представление проектов, результатов исследовательской работы Речь. Текст 11 23 Традиции русского Традиции русского речевого общения 1 24 речевого общения Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, 1 § 12 самопрезентация и др.; сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. Орфографический и пунктуационный практикум 25 Текст. Виды Абзацев §13 26 Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность 1 Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивноиндуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. 1 Орфографический и пунктуационный практикум 27 Заголовки текстов, Заголовки текстов, их типы. Информативная их типы § 14 функция заголовков. 1 Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Орфографический и пунктуационный практикум 28 Разговорная речь. Спор и дискуссия § 15 Спор, виды споров. Дискуссия. Правила поведения в споре. Как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. Орфографический и пунктуационный практикум 1 29 30 31 32 Публицистический Особенности жанра путевых заметок. стиль. Путевые заметки § 16 Орфографический и Текст рекламного объявления, Языковые и структурные особенности текста рекламного объявления. его языковые и структурные особенности § 17 Орфографический и Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в текстах Притча § 18 1 пунктуационный практикум 1 пунктуационный практикум 1 художественного стиля речи Сильные позиции в художественных текстах. Притча. 1 Орфографический и пунктуационный практикум 33 34 Проверочная работа № 3 Ключевые слова раздела. Обобщение материала. 1 Представление проектов, результатов исследовательской работы Резерв 1 Итого 34