Рабочая программа по родному русскому языку для 7 класса

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому родному языку для 7 класса составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта, основной образовательной программы МОУ «Вербенская СШ» на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский родной язык» 7 класс, авторы: О. М.
Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др. Москва, «Просвещение», 2020 г.
Цель рабочей программы соотносится с главными задачами реализации основной образовательной программы
основного общего образования:
- воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку как хранителю культуры, включение в культурноязыковое поле своего народа; приобщение к языковому наследию своего народа;
- познание языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской,
этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека.
- осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному,
нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности
поколений, своей ответственности за сохранение родного языка народа;
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах
Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка,
изучение русского языка как родного языка обучающихся.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому
родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин
естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Родной (русский) язык» в 7 классе отводится 1 час в неделю; 34 часа в год. Планируется
проведение следующих видов контрольных работ: анализ устных ответов и письменных работ в тетради ( тест, диктант,
сочинение, изложение).

Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание
основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и
поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с
основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не
дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке - «Язык и культура» - представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть
взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально- культурную
специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения,
выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение
культурой межнационального общения.
Второй блок - «Культура речи» - ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного
отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего
поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм
русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и
письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности;
понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке - «Речь. Речевая деятельность. Текст» - представлено содержание, направленное на
совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи
и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных
для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать
коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и
создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе
и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Тематическое планирование уроков в 7-м классе
(1 час в неделю/34 часа в год)
№

В том числе

п/п

Тема

Количество
часов

1.

Язык и культура

11

2.

Культура речи

11

3.

Речь. Текст

11

4.

Резервные уроки

1

Итого

34

Контрольные работы
Тест

Творческая работа
1

1
1

Календарно-тематическое планирование
№

Тема

Основное содержание

урока

Кол-во
часов

Язык и культура 11
1

Русский язык как Русский язык как развивающееся явление. Связь
развивающееся
исторического развития языка с историей общества
явление § 1
Факторы, влияющие на развитие языка: социальнополитические события и изменения в обществе, развитие
науки и техники, влияние других языков.

2

1

1

Орфографический и
пунктуационный практикум
3
4

Устаревшие
слова – живые
свидетели
истории.
Историзмы § 2

Устаревшие слова как живые свидетели истории

1

Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления
предшествующих эпох, вышедшие из употребления по
причине ухода из общественной жизни обозначенных ими
предметов и явлений, в том числе национально-бытовых
реалий.

1

Орфографический и
пунктуационный практикум

По
По Примечание
плану факту

5

Архаизмы в
составе

6

7

8

Архаизмы как слова, имеющие в современном русском
языке синонимы. Лексические и лексико-семантические
архаизмы

устаревших слов
русского языка и Группы архаизмов по степени устарелости.
их особенности § Орфографический и
3
пунктуационный практикум
Употребление
устаревшей
лексики в новом
контексте § 4

1

Перераспределение пластов лексики между активным и
пассивным запасом слов

1

Актуализация устаревшей лексики в новом речевом
контексте.

1

Орфографический и
пунктуационный практикум

9
10

Употребление
иноязычных
слов как
проблема
культуры речи

1

Лексические заимствования последних
десятилетий. Причины заимствований § 5

1

Употребление иноязычных слов как проблема
культуры речи.

1

Орфографический и
пунктуационный практикум

11

Проверочная
работа № 1

Ключевые слова раздела.

1

Обобщение материала.
Представление проектов, результатов
исследовательской работы
Культура речи 11

12

13

14

Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного
языка. Ударение
.§6

Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка

1

Орфографический и
пунктуационный практикум

Нормы ударения Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких
в причастиях,
формах страдательных причастий прошедшего
деепричастиях и времени‚
наречиях § 7
деепричастиях‚ наречиях
Варианты норм ударения.
Орфографический и
пунктуационный практикум

1

1

15

Трудные случаи
употребления
Паронимов § 8

Паронимы и точность речи. Смысловые
различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления,

1

функционально-стилевая
окраска и употребление
паронимов в речи
Типичные речевые ошибки‚ связанные с
употреблением паронимов в речи.

16

1

Орфографический и
пунктуационный практикум
17

Типичные
грамматические
ошибки § 9

Типичные грамматические ошибки в речи.
Глаголы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени (в том числе
способы выражения формы 1-го лица
настоящего и будущего времени
глаголов очутиться, победить, убедить,
учредить, утвердить)‚ формы глаголов

совершенного и несовершенного вида‚ формы
глаголов в
повелительном наклонении

1

Нормы употребления в речи однокоренных слов
типа висящий – висячий, горящий – горячий.

18

1

Варианты грамматической нормы:
литературные и разговорные падежные формы
причастий‚
деепричастий‚ наречий
Отражение вариантов грамматической нормы в
словарях и справочниках. Литературный и
разговорный варианты грамматической нормы.

19

1

Орфографический и
пунктуационный практикум
20

Традиции
русской речевой
манеры общения
§ 10

Русская этикетная речевая манера общения:
умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚
сдержанная артикуляция‚ эмоциональность
речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление
грубых слов, выражений, фраз. Исключение
категоричности в разговоре.
Орфографический и
пунктуационный практикум

1

21

Нормы русского
речевого и
невербального
этикета § 11

Невербальный (несловесный) этикет общения.
Этикет

1

использования изобразительных жестов.
Замещающие и сопровождающие жесты.
Орфографический и
пунктуационный практикум

22

Проверочная
работа № 2

Ключевые слова раздела. Обобщение материала.

1

Представление проектов, результатов
исследовательской работы
Речь. Текст 11

23

Традиции
русского

Традиции русского речевого общения

1

24

речевого
общения

Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения: убеждение, комплимент,
уговаривание, похвала,

1

§ 12

самопрезентация и др.; сохранение инициативы
в диалоге, уклонение от инициативы,
завершение диалога и др.
Орфографический и
пунктуационный практикум

25

Текст. Виды
Абзацев §13

26

Текст, основные признаки текста: смысловая
цельность, информативность, связность

1

Виды абзацев. Основные типы текстовых
структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные
(дедуктивноиндуктивные), стержневые
(индуктивно-дедуктивные) структуры.

1

Орфографический и
пунктуационный практикум
27

Заголовки текстов, Заголовки текстов, их типы. Информативная
их типы § 14
функция заголовков.

1

Тексты аргументативного типа: рассуждение,
доказательство, объяснение.
Орфографический и
пунктуационный практикум
28

Разговорная речь.
Спор и дискуссия
§ 15

Спор, виды споров. Дискуссия. Правила
поведения в споре. Как управлять собой и
собеседником. Корректные и некорректные
приёмы ведения спора.
Орфографический и
пунктуационный практикум

1

29

30

31

32

Публицистический Особенности жанра путевых заметок.
стиль. Путевые
заметки § 16

Орфографический и

Текст рекламного
объявления,

Языковые и структурные особенности текста
рекламного объявления.

его языковые и
структурные
особенности § 17

Орфографический и

Язык
художественной
литературы.

Фактуальная и подтекстовая информация в
текстах

Притча § 18

1

пунктуационный практикум
1

пунктуационный практикум
1

художественного стиля речи
Сильные позиции в художественных текстах.
Притча.

1

Орфографический и
пунктуационный практикум
33

34

Проверочная
работа № 3

Ключевые слова раздела. Обобщение материала.

1

Представление проектов, результатов
исследовательской работы
Резерв

1
Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».