ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «Родной язык» разработана для обучающихся 9-х классов. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных федеральным государственным образовательным стандартом. Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. В курсе русского родного языка актуализируются следующие цели: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Личностные: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного Образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные: 1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: 1) понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нѐм: осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека; осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; 2) овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка. 3) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Язык и культура (11 ч) Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов. Раздел 2. Культура речи (11 ч) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Речевой этикет Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернетдискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч) Язык и речь. Виды речевой деятельности Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Текст как единица языка и речи Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. Резерв учебного времени — 1 ч. Место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане: Учебный план МОУ «Вербенской СШ» предусматривает 1 час в неделю на изучение учебного предмета (34 часа в год). Тематическое планирование на 2021/2022 учебный год 9 класс (1 час в неделю/34 часа в год) № пп Тема Количество часов Тест 1 2 3 4 Язык и культура Культура речи Речь.Текст Всего 11 8 15 34 В том числе Контрольные работы Творческая работа (защита проекта) 1 1 № п/п 1 2-3 4 5 6-7 8-9 10 11 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество Дата Тема занятия часов По плану По факту Язык и культура 11 ч Отражение в русском языке культуры и истории 1 русского народа Ключевые слова русской культуры 2 Крылатые слова и выражения в русском языке 1 Развитие русского языка как закономерный процесс 1 Развитие русского языка как объективный процесс 2 Пополнение словарного состава современного русского языка. Неологизмы и заимствованные слова Изменение значений и стилистическая переоценка слов современного русского языка Повторение пройденного 2 1 1 Культура речи 8 ч 12-13 Основные орфоэпические нормы современного 2 русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. 14 Основные лексические нормы современного 1 русского языка. Отражение вариантов лексической нормы в словарях. Лексическая сочетаемость слов. 15-16 Типичные ошибки в управлении, в построении 2 простого осложненного и сложного предложений 17 Этикетное речевое поведение в ситуациях делового 1 общения Примечание Правила сетевого этикета 1 Р/Р. Контрольный тест по разделу «Культура речи» 1 Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. 15 ч 20 Русский язык в Интернете 1 21 Виды преобразования текстов. Аннотация, конспект 1 22 Разговорная речь. Анекдот, шутка 1 23 Официально-деловой стиль. Деловое письмо 1 24 Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение, 1 защита проекта (устный ответ) 25 Публицистический стиль. Проблемный очерк 1 26 Язык художественной литературы. Прецедентные 1 тексты. 27 Повторение пройденного 1 28 Обобщение пройденного 1 29-32 Презентация проектов 4 33 Годовая контрольная работа 1 34 Анализ контрольной работы 1 18 19 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ 1. Проект, посвящённый концептам русской литературы гармония, воля, любовь, мир. 2.Словарик фразеологизмов из книг, мультфильмов, кинофильмов. 3.Языковые изменения, произошедшие на протяжении жизни наших бабушек и дедушек. 4. Неологизмы русского языка в социальных сетях. 5. Изменение значений и стилистическая переоценка слов современного русского языка в языке рекламы. 6. Использование тавтологии и плеоназма в разных литературных жанрах. 7. Сравнительный анализ помет в словаре «Грамматическая правильность русской речи», орфоэпическом и толковом словарях. 8. Русские пословица как средство отражения национальной культуры. 9. Особенности языка Интернета. 10. Разработка рекомендаций «Сайты, полезные для подготовки к экзаменам, образовательным проектам и для получения новой информации». Проектные работы учащиеся могут выполнять в течение учебного года индивидуально или в группе. Тема проекта выбирается по желанию. Общие рекомендации по работе над проектом даются в упражнении. В процессе подготовки проекта в 9 классе учителю необходимо напомнить об этапах подготовки проекта: • выбор темы и возможное уточнение формулировки; • планирование этапов работы и предварительного результата; • рекомендации по поиску источников информации; • оформление результатов проведённого исследования в текстовой документ и оформление иллюстративного ряда; • презентация проекта. После подготовки проекта учащиеся проводят защиту проекта перед одноклассниками. Оценивание проекта рекомендуется проводить по следующим параметрам: • содержание; • оформление; • представление аудитории. При оценке содержания необходимо учитывать несколько параметров, каждый из которых может быть оценён в выбранной учителем системе оценок. Список основных параметров оценки, приводимый ниже, может быть дополнен и конкретизирован учителем для каждого конкретного проекта. • Сумел ли учащийся сформулировать проблему при выборе темы проекта? (Гипотеза.) • Насколько последовательно он изложил свои аргументы для решения этой проблемы? (Доказательство гипотезы.) • Являются ли выводы, к которым пришёл исследователь проблемы, логически вытекающими из изложения? (Подтверждение или опровержение гипотезы.) Важно также понимать, насколько самостоятельно учащиеся разработали проект. Оценка оформления проекта должна соответствовать материалу. Если в одном случае материал будет преимущественно текстового характера, то в другом он может быть разнообразно иллюстрирован. В любом случае текстовой материал должен быть грамотно изложен: • разнообразный лексический состав, соответствующий теме; • обоснованное использование терминологии; • стилистика; • речевая грамотность, орфография, пунктуация. Для иллюстрирования проекта могут быть использованы репродукции картин, фотографии, собственные рисунки учащихся, таблицы, схемы и т. п. Каждый из типов иллюстраций должен оцениваться прежде всего по уместности использования и содержательной дополняющей текстового материала. И наконец, собственно представление проекта (презентация) должно проходить при заинтересованном участии аудитории. Презентация не должна превышать 10 минут и включать краткое изложение темы, проблемы, аргументов, выводов. Учащиеся должны знать, что устное изложение материала приветствуется. Все пункты должны быть изложены последовательно и в доступной форме. Иллюстративный материал должен соответствовать последовательности изложения и быть уместным. В защите должны принимать участие остальные учащиеся, которым будет предложено задавать вопросы, проводить корректировку и оценивание выступления. Активное участие в обсуждении должно приветствоваться и может оцениваться учителем.