Рабочая программа по родному русскому языку для 9 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Родной язык» разработана для обучающихся 9-х классов. Содержание программы
ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех
школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования по русскому языку, заданных федеральным государственным
образовательным стандартом.
Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности,
основные приемы словесного выражения содержания.
В курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
 воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской
позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
 совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки
зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные:






1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и моральных качеств
личности; его значения в процессе получения школьного Образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски
учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык
как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного
выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего
образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях и отражать:
1) понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нѐм: осознание роли русского родного
языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека;
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

2) овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике
при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка.
3) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и
письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Язык и культура (11 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов)
русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из
произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых
изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования
иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (11 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области
произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и
точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической
сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические
ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными
числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное
построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен
словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с
Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и
будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное
предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные
пометы.
Речевой этикет Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки.
Этические нормы, правила этикета интернетдискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях
делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и
дистантное общение.
Текст как единица языка и речи Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков,
диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы.
Прецедентные тексты.
Резерв учебного времени — 1 ч.
Место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане:
Учебный план МОУ «Вербенской СШ» предусматривает 1 час в неделю на изучение учебного предмета (34 часа в год).
Тематическое планирование на 2021/2022 учебный год
9 класс (1 час в неделю/34 часа в год)
№
пп

Тема

Количество
часов
Тест

1
2
3
4

Язык и культура
Культура речи
Речь.Текст
Всего

11
8
15
34

В том числе
Контрольные работы
Творческая работа (защита
проекта)

1
1

№
п/п
1
2-3
4
5
6-7
8-9
10
11

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество
Дата
Тема занятия
часов
По плану
По факту
Язык и культура 11 ч
Отражение в русском языке культуры и истории
1
русского народа
Ключевые слова русской культуры
2
Крылатые слова и выражения в русском языке
1
Развитие русского языка как закономерный процесс
1
Развитие русского языка как объективный процесс
2
Пополнение словарного состава современного
русского языка. Неологизмы и заимствованные слова
Изменение значений и стилистическая переоценка
слов современного русского языка
Повторение пройденного

2
1
1

Культура речи 8 ч
12-13 Основные орфоэпические нормы современного
2
русского литературного языка. Активные процессы в
области произношения и ударения.
14
Основные лексические нормы современного
1
русского языка. Отражение вариантов лексической
нормы в словарях. Лексическая сочетаемость слов.
15-16 Типичные ошибки в управлении, в построении
2
простого осложненного и сложного предложений
17
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового
1
общения

Примечание

Правила сетевого этикета
1
Р/Р. Контрольный тест по разделу «Культура речи»
1
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. 15 ч
20
Русский язык в Интернете
1
21
Виды преобразования текстов. Аннотация, конспект
1
22
Разговорная речь. Анекдот, шутка
1
23
Официально-деловой стиль. Деловое письмо
1
24
Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение,
1
защита проекта (устный ответ)
25
Публицистический стиль. Проблемный очерк
1
26
Язык художественной литературы. Прецедентные
1
тексты.
27
Повторение пройденного
1
28
Обобщение пройденного
1
29-32 Презентация проектов
4
33
Годовая контрольная работа
1
34
Анализ контрольной работы
1
18
19

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
1. Проект, посвящённый концептам русской литературы гармония, воля, любовь, мир.
2.Словарик фразеологизмов из книг, мультфильмов, кинофильмов.
3.Языковые изменения, произошедшие на протяжении жизни наших бабушек и дедушек.
4. Неологизмы русского языка в социальных сетях.
5. Изменение значений и стилистическая переоценка слов современного русского языка в языке рекламы.
6. Использование тавтологии и плеоназма в разных литературных жанрах.
7. Сравнительный анализ помет в словаре «Грамматическая правильность русской речи», орфоэпическом и толковом
словарях.
8. Русские пословица как средство отражения национальной культуры.

9. Особенности языка Интернета.
10. Разработка рекомендаций «Сайты, полезные для подготовки к экзаменам, образовательным проектам и для
получения новой информации».
Проектные работы учащиеся могут выполнять в течение учебного года индивидуально или в группе. Тема проекта
выбирается по желанию. Общие рекомендации по работе над проектом даются в упражнении.
В процессе подготовки проекта в 9 классе учителю необходимо напомнить об этапах подготовки проекта:
• выбор темы и возможное уточнение формулировки;
• планирование этапов работы и предварительного результата;
• рекомендации по поиску источников информации;
• оформление результатов проведённого исследования в текстовой документ и оформление иллюстративного ряда;
• презентация проекта.
После подготовки проекта учащиеся проводят защиту проекта перед одноклассниками.
Оценивание проекта рекомендуется проводить по следующим параметрам:
• содержание;
• оформление;
• представление аудитории.
При оценке содержания необходимо учитывать несколько параметров, каждый из которых может быть оценён в
выбранной учителем системе оценок. Список основных параметров оценки, приводимый ниже, может быть дополнен и
конкретизирован учителем для каждого конкретного проекта.
• Сумел ли учащийся сформулировать проблему при выборе темы проекта? (Гипотеза.)
• Насколько последовательно он изложил свои аргументы для решения этой проблемы? (Доказательство гипотезы.)
• Являются ли выводы, к которым пришёл исследователь проблемы, логически вытекающими из изложения?
(Подтверждение или опровержение гипотезы.)
Важно также понимать, насколько самостоятельно учащиеся разработали проект.
Оценка оформления проекта должна соответствовать материалу. Если в одном случае материал будет
преимущественно текстового характера, то в другом он может быть разнообразно иллюстрирован. В любом случае
текстовой материал должен быть грамотно изложен:
• разнообразный лексический состав, соответствующий теме;
• обоснованное использование терминологии;

• стилистика;
• речевая грамотность, орфография, пунктуация.
Для иллюстрирования проекта могут быть использованы репродукции картин, фотографии, собственные рисунки
учащихся, таблицы, схемы и т. п. Каждый из типов иллюстраций должен оцениваться прежде всего по уместности
использования и содержательной дополняющей текстового материала.
И наконец, собственно представление проекта (презентация) должно проходить при заинтересованном участии
аудитории.
Презентация не должна превышать 10 минут и включать краткое изложение темы, проблемы, аргументов, выводов.
Учащиеся должны знать, что устное изложение материала приветствуется.
Все пункты должны быть изложены последовательно и в доступной форме.
Иллюстративный материал должен соответствовать последовательности изложения и быть уместным.
В защите должны принимать участие остальные учащиеся, которым будет предложено задавать вопросы, проводить
корректировку и оценивание выступления. Активное участие в обсуждении должно приветствоваться и может
оцениваться учителем.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».