Раздел I. Пояснительная записка Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения. Главной задачей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д. Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.). В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и пр.). Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника. Место предмета в школьной программе. Программа рассчитана на 2 часа в неделю – 34 рабочие недели. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса В результате изучения литературы ученик должен знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору); основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; основные теоретико-литературные понятия; уметь: работать с книгой определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Контроль уровня обученности Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме сочинений (характеристика героя, отзыв о книге, герое, анализа эпизодов)), зачетов, тестов, оценки выразительного чтения. Описание научно-методического комплекта. Для учащихся: Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014-2015. Литература:7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. М.: Просвещение, 2014. Для учителя: Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2017. Фонохрестоматия для учебника литературы 7 класс. Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия. Учебник. Автор: Коровина В.Я. др. Литература 7 класс (в 2-х частях). Москва, «Просвещение», 2014. Литература: 7 класс: Методические советы/ Под ред В.Я. Коровиной. Москва. «Просвещение»,2017. Содержание тем учебного курса. Введение(1 час). Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу. Устное народное творчество (5часов) Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «СорокиВедьмы», «Петр и плотник». Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.) «Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения). Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Теория литературы . Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений). Из древнерусской литературы (3часа) «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Теория л и т е р а т у р ы . Поучение (начальные представления). «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись (развитие представлений). Из русской литературы XVIII века (2часа) Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Ода (начальные представления). Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. Из русской литературы XIX века (30часов) Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Теория л и т е р а т у р ы . Баллада (развитие представлений). «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Теория литературы. Повесть (развитие представлений). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фольклоризм литературы (развитие представлений). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Теория л и т е р а т у р ы . Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Стихотворения в прозе. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.) Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию. Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». Для самостоятельного чтения. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Гротеск (начальные представления). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория л и т е р а т у р ы . Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия). Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.) Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Из русской литературы XX века (22часа) Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя. Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения). Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А.Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. Т е о р и я литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления). Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственноэкологические проблемы, поднятые в рассказе. Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературные традиции. Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. «Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический герой (развитие понятия). Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Т е о р и я литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления). Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко. М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. Песни на слова русских поэтов XX века А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле». Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта. Из зарубежной литературы. (5часаов) Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения. Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Теория л и т е р а т у р ы. Особенности жанра хокку (хайку). О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Введение (1 час) Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы Устное народное творчество (5 часов) Предания как поэтическая автобиография народа Понятие о былине. Нравственные идеалы русского народа в былине. «Вольга и Микула Селянинович» Урок внеклассного чтения. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловейразбойник» Урок внеклассного чтения. Новгородский цикл былин. Своеобразие былины «Садко» Пословицы и поговорки, особенности их смысла и языка Кол-во часов 1 1 5 1 1 1 1 1 Из древнерусской литературы (2 часа +1РР) Нравственные заветы Древней Руси в «Поучении» Владимира Мономаха 1 Нравственные идеалы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских» РР Подготовка к письменной работе по древнерусской литературе 1 1 Из русской литературы XVIII века (2 часа) Слово о М.В.Ломоносове. Размышления автора о Родине, русской науке, призыв к миру. Философские размышления о смысле жизни в стихотворениях Г.Р.Державина. Из русской литературы XIX века (23 часав+5РР+2КР) Слово об А.С.Пушкине. Интерес поэта к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы Выражение чувства любви к Родине, образ автора во вступлении к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» 3 2 1 1 30 1 1 Дата проведения Фактическое проведение Примечание «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и ее летописный источник. 1 Урок развития речи. Сцена в Чудовом монастыре из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» Изображение «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского» 1 1 1 Слово о М.Ю.Лермонтове. Картины быта XVI века в поэме «Песня про …купца Калашникова» Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным 1 Проблема гармонии человека и природы в стихотворениях М.Ю.Лермонтова 1 КР Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. 1 Слово о Н.В.Гоголе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба» Патриотический пафос повести. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. РР. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Слово об И.С.Тургеневе. Нравственные проблемы, художественные достоинства и герои рассказа «Бирюк» РР Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе И.С.Тургенева Слово о Н.А.Некрасове. Историческая основа поэмы «Русские женщины» Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» 1 1 Урок внеклассного чтения. Слово об А.К.Толстом. Правда и вымысел в исторических балладах «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» Слово о писателе М.Е.Салтыкове-Щедрине и его «Сказках для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» РР Смысл названия сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» 1 КР «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина Слово о Л.Н.Толстом. Автобиографический характер повести «Детство» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство»; его чувства, поступки и духовный мир Слово о писателе И.А.Бунине. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания между детьми и взрослыми РР. Нравственный и философский смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти» 1 Слово об А.П.Чехове. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон» 1 Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» 1 Урок внеклассного чтения. Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» Урок внеклассного чтения. Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска» и «Размазня» РР Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Обучение анализу лирического текста. Из русской литературы первой половины XX века (8часов+2РР+1КР) Слово о Максиме Горьком. Автобиографический характер повести «Детство» «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка, Алёша, Цыганок, Хорошее Дело РР Анализ эпизода из повести М.Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя Урок внеклассного чтения. Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» Слово о В.В.Маяковском. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Лирический герой стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Слово о Л.Н.Андрееве. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе «Кусака» Слово об А.П.Платонове. Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе «Юшка» Труд как основа нравственных ценностей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире» РР. Сочинение по произведениям писателей XX века «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» Слово о поэте Б.Л.Пастернаке. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 КР Тесты по творчеству писателей первой половины XX века Из литературы второй половины XX века (10 часов+1КР) Урок внеклассного чтения. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов Слово о Ф.А.Абрамове. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа «О чем плачут лошади» Слово о Е.И.Носове. Нравственные проблемы рассказа «Кукла» Слово о Ю.П.Казакове. Герои рассказа «Тихое утро» 11 1 1 1 1 Урок внеклассного чтения. Стихи поэтов XX века о Родине и родной природе. 1 Слово об А.Т.Твардовском. Лирика. Философские проблемы в творчестве поэта Урок внеклассного чтения. Слово о писателе, ученом, гражданине Д.С.Лихачеве. «земля оттич и дедич» Слово о М.М.Зощенко. Смешное и грустное в рассказе «Беда» 1 1 1 Песни на слова русских поэтов XX века. Лирические размышления о жизни, времени и 1 вечности. Рассказ о дагестанском поэте Расуле Гамзатове. Размышления об истоках и 1 основах жизни. 1 КР Итоговая контрольная работа. Из зарубежной литературы (5часов) Слово о шотландском поэте Р.Бёрнсе. Народно-поэтическая основа и своеобразие его лирики. Слово об английском поэте Дж.Г.Байроне. Особенности поэтических интонаций. 1 Особенности жанра японских хокку 1 Слово об американском писателе О.Генри. Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе «Дары волхвов» Слово об американском писателе-фантасте Р.Д.Брэдбери. Рассказ «Каникулы», мечта о победе добра. Что читать летом. 1 5 1 1