Рабочая программа по литературе для 7 класса

Раздел I. Пояснительная записка
Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной
литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими
сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст
становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее
учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика,
необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного
произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением
каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает
необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к
самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно
признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами
мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду,
общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на
понимание читателями главного смысла
и деталей текста художественного произведения.
Главной задачей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к
русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров
фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических
произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории
создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль).
Существует система ознакомления
с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический
подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в
целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы
(добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни
писателя и читателя и т. д.).
В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа,
устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков,
рассказов и пр.). Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим,
вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.
Место предмета в школьной программе.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю – 34 рабочие недели.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
 содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
 основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
 работать с книгой
 определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
 выявлять авторскую позицию;
 выражать свое отношение к прочитанному;
 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного
произношения;
 владеть различными видами пересказа;
 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Контроль уровня обученности
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме сочинений (характеристика героя, отзыв о книге, герое, анализа
эпизодов)), зачетов, тестов, оценки выразительного чтения.
Описание научно-методического комплекта.

Для учащихся:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014-2015.
Литература:7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. М.: Просвещение, 2014.
Для учителя:
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2017.
Фонохрестоматия для учебника литературы 7 класс.
Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Учебник. Автор: Коровина В.Я. др. Литература 7 класс (в 2-х частях).
Москва, «Просвещение», 2014.
Литература: 7 класс: Методические советы/ Под ред В.Я. Коровиной.
Москва. «Просвещение»,2017.

Содержание тем учебного курса.
Введение(1 час).
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в
художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и
эстетическому идеалу.
Устное народное творчество (5часов)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «СорокиВедьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного
труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта,
щедрость, физическая сила). Киевский цикл былин.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного
достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения. Новгородский
цикл былин.
«Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного
стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых
будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
(Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос
(начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц.
Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы
народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы . Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (3часа)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.
Внимание к личности, гимн
любви и верности.
Теория л и т е р а т у р ы . Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века (2часа)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на
Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность
Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей
чертой гражданина.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание».
Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века (30часов)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). «Песнь о вещем Олеге». Интерес
Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение
чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник
«Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное
воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория л и т е р а т у р ы . Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена:
размышления о труде летописца как о
нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого
достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова». Поэма об
историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения
Калашникова с Кирибеевичем и
Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета
поэмы. Авторское отношение к
изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и
стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о
«небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее
проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам,
символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его
товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.
Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория л и т е р а т у р ы . Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и
обездоленным. Мастерство в
изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.
«Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа
поэмы. Величие духа русских женщин,
отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».
Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и
сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и
др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория л и т е р а т у р ы . Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие
понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность
взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая
картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической
характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной
природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест».
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы XX века (22часа)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых
мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).
Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики
героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,
словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм,
доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое
стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие
героев. Гуманистический пафос
произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на
окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем.
Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В
прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для
других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные
поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность,
трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А.Твардовского, А.
Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Т е о р и я литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственноэкологические проблемы, поднятые в рассказе.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной
красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание
огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.
Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от
собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.
Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин
природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На
дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Т е о р и я литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко. М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в
рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле». Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о
жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России.
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском
поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к
окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы. (5часаов)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота
времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория л и т е р а т у р ы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и
опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока
Введение (1 час)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы
Устное народное творчество
(5 часов)
Предания как поэтическая автобиография народа
Понятие о былине. Нравственные идеалы русского народа в былине. «Вольга и
Микула Селянинович»
Урок внеклассного чтения. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловейразбойник»
Урок внеклассного чтения. Новгородский цикл былин. Своеобразие былины «Садко»
Пословицы и поговорки, особенности их смысла и языка

Кол-во
часов
1
1
5
1
1
1
1
1

Из древнерусской литературы
(2 часа +1РР)
Нравственные заветы Древней Руси в «Поучении» Владимира Мономаха

1

Нравственные идеалы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
РР Подготовка к письменной работе по древнерусской литературе

1
1

Из русской литературы
XVIII века (2 часа)
Слово о М.В.Ломоносове. Размышления автора о Родине, русской науке, призыв к
миру.
Философские размышления о смысле жизни в стихотворениях Г.Р.Державина.
Из русской литературы XIX века (23 часав+5РР+2КР)
Слово об А.С.Пушкине. Интерес поэта к истории России. Мастерство в
изображении Полтавской битвы
Выражение чувства любви к Родине, образ автора во вступлении к поэме
А.С.Пушкина «Медный всадник»

3

2
1
1
30
1
1

Дата
проведения

Фактическое
проведение

Примечание

«Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и ее летописный источник.

1

Урок развития речи. Сцена в Чудовом монастыре из трагедии А.С.Пушкина «Борис
Годунов»
Изображение «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный
смотритель»
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

1
1
1

Слово о М.Ю.Лермонтове. Картины быта XVI века в поэме «Песня про …купца
Калашникова»
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

1

Проблема гармонии человека и природы в стихотворениях М.Ю.Лермонтова

1

КР Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

1

Слово о Н.В.Гоголе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба»
Патриотический пафос повести. Героизм и самоотверженность Тараса и его
товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.
РР. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Подготовка к сочинению по
повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Слово об И.С.Тургеневе. Нравственные проблемы, художественные достоинства и
герои рассказа «Бирюк»
РР Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе И.С.Тургенева
Слово о Н.А.Некрасове. Историческая основа поэмы «Русские женщины»
Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда»

1
1

Урок внеклассного чтения. Слово об А.К.Толстом. Правда и вымысел в исторических
балладах «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»
Слово о писателе М.Е.Салтыкове-Щедрине и его «Сказках для детей изрядного
возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
РР Смысл названия сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

1

КР «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова,
М.Е.Салтыкова-Щедрина
Слово о Л.Н.Толстом. Автобиографический характер повести «Детство»

1

1

1
1
1
1
1

1
1

1

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство»; его чувства, поступки и духовный
мир
Слово о писателе И.А.Бунине. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания
между детьми и взрослыми
РР. Нравственный и философский смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти»

1

Слово об А.П.Чехове. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон»

1

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

1

Урок внеклассного чтения. Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник»
Урок внеклассного чтения. Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска» и
«Размазня»
РР Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Обучение анализу лирического
текста.
Из русской литературы первой половины XX века (8часов+2РР+1КР)
Слово о Максиме Горьком. Автобиографический характер повести «Детство»
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка, Алёша, Цыганок, Хорошее
Дело
РР Анализ эпизода из повести М.Горького «Детство». Портрет как средство
характеристики героя
Урок внеклассного чтения. Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа
М.Горького «Старуха Изергиль»
Слово о В.В.Маяковском. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Лирический герой стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Слово о Л.Н.Андрееве. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности
человека в рассказе «Кусака»
Слово об А.П.Платонове. Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе
«Юшка»
Труд как основа нравственных ценностей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и
яростном мире»
РР. Сочинение по произведениям писателей XX века «Нужны ли в жизни сочувствие
и сострадание?»
Слово о поэте Б.Л.Пастернаке. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

1
1

1
1

1
11
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

КР Тесты по творчеству писателей первой половины XX века
Из литературы второй половины XX века (10 часов+1КР)
Урок внеклассного чтения. Трудности и радости грозных лет войны в
стихотворениях поэтов
Слово о Ф.А.Абрамове. Эстетические и нравственно-экологические проблемы
рассказа «О чем плачут лошади»
Слово о Е.И.Носове. Нравственные проблемы рассказа «Кукла»
Слово о Ю.П.Казакове. Герои рассказа «Тихое утро»

11
1
1
1
1

Урок внеклассного чтения. Стихи поэтов XX века о Родине и родной природе.

1

Слово об А.Т.Твардовском. Лирика. Философские проблемы в творчестве поэта
Урок внеклассного чтения. Слово о писателе, ученом, гражданине Д.С.Лихачеве.
«земля оттич и дедич»
Слово о М.М.Зощенко. Смешное и грустное в рассказе «Беда»

1
1
1

Песни на слова русских поэтов XX века. Лирические размышления о жизни, времени и 1
вечности.
Рассказ о дагестанском поэте Расуле Гамзатове. Размышления об истоках и
1
основах жизни.
1
КР Итоговая контрольная работа.
Из зарубежной литературы (5часов)
Слово о шотландском поэте Р.Бёрнсе. Народно-поэтическая основа и своеобразие
его лирики.
Слово об английском поэте Дж.Г.Байроне. Особенности поэтических интонаций.

1

Особенности жанра японских хокку

1

Слово об американском писателе О.Генри. Преданность и жертвенность во имя
любви в рассказе «Дары волхвов»
Слово об американском писателе-фантасте Р.Д.Брэдбери. Рассказ «Каникулы»,
мечта о победе добра. Что читать летом.

1

5

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».