ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с – Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; – Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; – Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; – Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413; – примерными программами по предмету; - письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» . – Уставом ОО; – Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО; – Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений обучающихся в ОО; – Положением о внутренней системе оценки качества образования; – Положением о формах обучения; а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой Т.А. Ладыженской. Преподавание ведётся по учебнику: «Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Дрофа, 2017г.». Образовательная программа, взятая за основу: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Программы общеобразовательных учреждений, Русский язык 5 – 9 классы, Москва, «Просвещение»,2017. 2 Общее количество часов – 102 (из расчёта 3 часа в неделю) Требования к умениям, знаниям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса. 1. 2. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: -производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами; -составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; -соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала. По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами. По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, деепричастные обороты. По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы. Содержание учебного курса Введение. Русский язык как развивающееся явление. Повторение пройденного в 5 – 6 классах. Предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения, простого предложения от сложного. Функции знаков препинания. Предмет изучения лексики, фразеологии. Предмет изучения фонетики, орфографии. Порядок фонетического разбора. Способы образования слов. Связь орфографии и словообразования. Предмет изучения морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический и орфографический разборы, анализ текста. Морфология. Орфография. Культура речи. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. 3 Причастие. Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделения запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква Н в кратких причастиях. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности ( в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура. Умения и навыки. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом – ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом. Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями. Умения и навыки: Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом. Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на –О и – Е; не и ни в наречиях. Одна и две буквы Н в наречиях на – О и – Е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы О и А на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква Ь после шипящих на конце наречий. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий. Умения и навыки: 4 Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы. Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы. Служебные части речи. Культура речи. Предлог. Предлог как служебная часть речи.. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов ( в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине. Умения и навыки: Умение правильно употреблять предлоги В и НА, С и ИЗ. Умение правильно употреблять существительные с предлогами ПО, БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами. Союз. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные.; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от местоимений с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия ТАК с частицей ЖЕ. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности. Умения и навыки Умение пользоваться в речи союзами-синонимами. Частица. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.. Рассказ по данному сюжету. Умения и навыки: 5 Умение выразительно читать предложения с модальными частицами. Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Умения и навыки: Умение выразительно читать предложения с междометиями. Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. Место русского языка в международной жизни. Разделы науки о языке. Признаки текста, виды текстов. Фонетический и графический разбор. Лексическое значение слова, фразеологизмы. Способы словообразования, разбор слов по составу. Морфологические признаки частей речи, их синтаксическая роль. Повторение видов орфограмм. Синтаксический и пунктуационный разборы. Формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности. Основная форма обучения - урок: урок открытия нового знания, урок отработки умений и рефлексии, урок творчества, урок – исследование, уроки построения системы знаний, уроки развивающего контроля. Использование нетрадиционных форм: лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, семинар, практикум, консультация, конференция. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседования, викторины, игры, проектной работы, тестирования. На уроках используется работа в парах постоянного и смешанного состава, групповая работа, индивидуальные дифференцированные задания, проектная, исследовательская деятельность. 6 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Кол-во часов Дата проведения План Примечание Факт Повторение изученного в 5-6 классах. 1 Синтаксис. Синтаксический разбор. 1 2 Пунктуация. Пунктуационный разбор. 1 3 Лексика и фразеология. 1 4 Фонетика и орфография. 1 6 Словообразование и морфемика. 1 6 Морфология и орфография. 1 7 Контрольный диктант. Входной контроль. 1 8 Анализ диктанта, работа над ошибками. 1 9 Текст. Диалог как текст. Виды диалога 1 10 Стили литературного языка. 1 11 Публицистический стиль. 1 Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Бродского «Летний сад осенью». 2 12-13 Причастие 14 Понятие о причастии. 1 15 Склонение причастия и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. 1 7 16 Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. 1 17 Описание внешности человека. 1 18 Действительные и страдательные причастия. 1 19 Краткие и полные страдательные причастия 1 20 Действительные причастия настоящего времени. 1 21 Действительные причастия прошедшего времени. 1 22 Страдательные причастия настоящего времени. 1 23 Страдательные причастия прошедшего времени. 1 24-25. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях 2 26 Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных 2 Р. Р. Учимся писать сжатое изложение 2 29. Морфологический разбор причастия 1 30 Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями 1 31 Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. 1 27-28. 8 32-33 34 Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие». Подготовка к контрольной работе. 2 Контрольная работа по теме «Причастие» 1 Деепричастие 35 Деепричастие как часть речи. 1 36 Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. 1 37 Р. Р. Описание действий как вид текста 1 38 Раздельное написание НЕ с деепричастиями 1 39 Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Деепричастия совершенного вида 1 Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь». 2 Морфологический разбор деепричастия. 1 40-41 42 Повторение по теме «Деепричастие». 43 К.р. Контрольная работа по теме «Деепричастие». Анализ контрольной работы 1 Наречие 44 Наречие как часть речи 1 45 Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий 1 46 Морфологический разбор наречия. 1 9 47 Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е. 1 48 Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИотрицательных наречий. Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е. 1 Описание действий 1 55. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Буквы О и А на конце наречий. 1 56 Дефис между частями слова в наречиях. 1 57 Степени сравнения наречий. 1 58 Слитное и раздельное написание приставок в наречиях. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. 1 59 Повторение по теме «Наречие». 1 60 Контрольная работа по теме «Наречие». Анализ контрольной работы 1 49 Категория состояния 61 Категория состояния как часть речи 1 62 Морфологический разбор категории состояния 1 63 Сочинение на лингвистическую тему 1 Служебные части речи 64 Самостоятельные и служебные части речи. 1 10 Предлог как часть речи. 1 Р. Р. Изложение с элементами сочинения 2 68 Употребление предлогов 1 69 Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги 1 70 Морфологический разбор предлога 1 Р. Р. Сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа» 2 73 Слитное и раздельное написание производных предлогов 1 74 Свободный диктант 1 75 Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог» 1 76 Союз как часть речи 1 77 Простые и составные союзы 1 78 Союзы сочинительные и подчинительные 1 79 Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении 1 80 Сочинительные союзы. Подчинительные союзы 1 81 Морфологический разбор союза 1 Сочинение-рассуждение «Книга-наш друг и советчик» 2 84 Слитное написание союзов также,также, чтобы, зато 1 85 Обобщение и систематизация изученного 1 65 66-67 71-72 82-83. 11 по темам «Предлоги» и «Союзы» 86 Контрольный диктант по теме «Предлог. Союз». Анализ диктанта и работа над ошибками 1 87 Частица как часть речи 1 88 Разряды частиц. Формообразующие частицы. 1 Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья» 2 91 Смысловые частицы. 1 92 Раздельное и дефисное написание частиц. 1 93 Морфологический разбор частицы. 1 94 Отрицательные частицы НЕ и НИ. Различение приставки и частицы НЕ. 1 95 Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ. 1 96 Повторение правописания служебных частей речи. 1 97 Контрольный диктант. Анализ контрольной работы 1 89-90 Междометие 98 Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях 1 Повторение 99-100 Повторение изученного за год. 1 101 Итоговая контрольная работа. 1 12 102 Анализ итоговой контрольной работы Итого 1 102 13