Рабочая программа по русскому языку 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
30.08.2013 № 1015;
– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897;
– Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413;
– примерными программами по предмету;
- письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» .
– Уставом ОО;
– Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
– Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений
обучающихся в ОО;
– Положением о внутренней системе оценки качества образования;
– Положением о формах обучения;
а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5 –
9 классы М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой Т.А. Ладыженской.
Преподавание ведётся по учебнику: «Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /М.Т. Баранов,
Т.А.Ладыженская и др. – М.: Дрофа, 2017г.».
Образовательная программа, взятая за основу: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Программы общеобразовательных
учреждений, Русский язык 5 – 9 классы, Москва, «Просвещение»,2017.
2

Общее количество часов – 102 (из расчёта 3 часа в неделю)
Требования к умениям, знаниям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса.
1.
2.

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий,
орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

-производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и
деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
-составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
-соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными
орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми
орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать
повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать
рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и чётко рассказывать о
произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Содержание учебного курса
Введение. Русский язык как развивающееся явление.
Повторение пройденного в 5 – 6 классах. Предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения, простого предложения
от сложного. Функции знаков препинания. Предмет изучения лексики, фразеологии. Предмет изучения фонетики, орфографии. Порядок
фонетического разбора. Способы образования слов. Связь орфографии и словообразования. Предмет изучения морфологии.
Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический и орфографический разборы, анализ текста.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
3

Причастие. Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастий.
Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия.
Причастный оборот; выделения запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных
причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы Н в суффиксах
полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква Н в кратких причастиях.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности ( в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ
исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по
личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Умения и навыки.
Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено,
принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом – ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить
предложения с причастным оборотом.
Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль
деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми
(ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
Умения и навыки:
Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование.
Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на –О и – Е; не и ни в наречиях. Одна и две
буквы Н в наречиях на – О и – Е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы О и А на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и
раздельные написания наречий. Буква Ь после шипящих на конце наречий.
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Умения и навыки:
4

Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи. Культура речи.
Предлог. Предлог как служебная часть речи.. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги.
Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов ( в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Умения и навыки:
Умение правильно употреблять предлоги В и НА, С и ИЗ. Умение правильно употреблять существительные с предлогами ПО, БЛАГОДАРЯ,
СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Союз. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и
подчинительные.; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в
простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от местоимений с предлогом и частицами и
союза ТАКЖЕ от наречия ТАК с частицей ЖЕ.
Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Умения и навыки
Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
Частица. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы.
Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи..
Рассказ по данному сюжету.
Умения и навыки:
5

Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и
восклицательный знак при междометиях.
Умения и навыки:
Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. Место русского языка в международной жизни. Разделы науки о языке. Признаки
текста, виды текстов. Фонетический и графический разбор. Лексическое значение слова, фразеологизмы. Способы словообразования, разбор
слов по составу. Морфологические признаки частей речи, их синтаксическая роль. Повторение видов орфограмм. Синтаксический и
пунктуационный разборы.
Формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности. Основная форма обучения - урок: урок открытия нового
знания, урок отработки умений и рефлексии, урок творчества, урок – исследование, уроки построения системы знаний, уроки развивающего
контроля. Использование нетрадиционных форм: лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, семинар, практикум,
консультация, конференция. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной
работы, собеседования, викторины, игры, проектной работы, тестирования. На уроках используется работа в парах постоянного и
смешанного состава, групповая работа, индивидуальные дифференцированные задания, проектная, исследовательская деятельность.

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения
План

Примечание

Факт

Повторение изученного в 5-6 классах.
1

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

2

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

3

Лексика и фразеология.

1

4

Фонетика и орфография.

1

6

Словообразование и морфемика.

1

6

Морфология и орфография.

1

7

Контрольный диктант. Входной контроль.

1

8

Анализ диктанта, работа над ошибками.

1

9

Текст. Диалог как текст. Виды диалога

1

10

Стили литературного языка.

1

11

Публицистический стиль.

1

Подготовка к домашнему сочинению по
картине И.Бродского «Летний сад
осенью».

2

12-13

Причастие
14

Понятие о причастии.

1

15

Склонение причастия и правописание
гласных в падежных окончаниях
причастий.

1

7

16

Причастный оборот. Выделение
причастного оборота запятыми.

1

17

Описание внешности человека.

1

18

Действительные и страдательные
причастия.

1

19

Краткие и полные страдательные
причастия

1

20

Действительные причастия настоящего
времени.

1

21

Действительные причастия прошедшего
времени.

1

22

Страдательные причастия настоящего
времени.

1

23

Страдательные причастия прошедшего
времени.

1

24-25.

Гласные перед Н в полных и кратких
страдательных причастиях

2

26

Н и НН в суффиксах кратких
страдательных причастий и кратких
отглагольных прилагательных

2

Р. Р. Учимся писать сжатое изложение

2

29.

Морфологический разбор причастия

1

30

Слитное и раздельное написание НЕ с
причастиями

1

31

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах
страдательных причастий прошедшего
времени.

1

27-28.

8

32-33

34

Повторительно-обобщающий урок по
теме «Причастие». Подготовка к
контрольной работе.

2

Контрольная работа по теме «Причастие»

1
Деепричастие

35

Деепричастие как часть речи.

1

36

Деепричастный оборот. Запятые при
деепричастном обороте.

1

37

Р. Р. Описание действий как вид текста

1

38

Раздельное написание НЕ с
деепричастиями

1

39

Деепричастия несовершенного и
совершенного вида. Деепричастия
совершенного вида

1

Сочинение по картине С.Григорьева
«Вратарь».

2

Морфологический разбор деепричастия.

1

40-41
42

Повторение по теме «Деепричастие».
43

К.р. Контрольная работа по теме
«Деепричастие». Анализ контрольной
работы

1

Наречие
44

Наречие как часть речи

1

45

Разряды наречий по значению. Степени
сравнения наречий

1

46

Морфологический разбор наречия.

1
9

47

Слитное и раздельное написание НЕ с
наречиями на –О и –Е.

1

48

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИотрицательных наречий. Одна и две
буквы Н в наречиях на –О и –Е.

1

Описание действий

1

55.

Буквы О и Е после шипящих на конце
наречий. Буквы О и А на конце наречий.

1

56

Дефис между частями слова в наречиях.

1

57

Степени сравнения наречий.

1

58

Слитное и раздельное написание
приставок в наречиях. Мягкий знак после
шипящих на конце наречий.

1

59

Повторение по теме «Наречие».

1

60

Контрольная работа по теме «Наречие».
Анализ контрольной работы

1

49

Категория состояния
61

Категория состояния как часть речи

1

62

Морфологический разбор категории
состояния

1

63

Сочинение на лингвистическую тему

1
Служебные части речи

64

Самостоятельные и служебные части
речи.

1

10

Предлог как часть речи.

1

Р. Р. Изложение с элементами сочинения

2

68

Употребление предлогов

1

69

Непроизводные и производные предлоги.
Простые и составные предлоги

1

70

Морфологический разбор предлога

1

Р. Р. Сочинение по картине А. В.
Сайкиной «Детская спортивная школа»

2

73

Слитное и раздельное написание
производных предлогов

1

74

Свободный диктант

1

75

Систематизация и обобщение изученного
по теме «Предлог»

1

76

Союз как часть речи

1

77

Простые и составные союзы

1

78

Союзы сочинительные и подчинительные

1

79

Запятая между простыми предложениями
в союзном сложном предложении

1

80

Сочинительные союзы. Подчинительные
союзы

1

81

Морфологический разбор союза

1

Сочинение-рассуждение «Книга-наш
друг и советчик»

2

84

Слитное написание союзов также,также,
чтобы, зато

1

85

Обобщение и систематизация изученного

1

65
66-67

71-72

82-83.

11

по темам «Предлоги» и «Союзы»
86

Контрольный диктант по теме «Предлог.
Союз». Анализ диктанта и работа над
ошибками

1

87

Частица как часть речи

1

88

Разряды частиц. Формообразующие
частицы.

1

Сочинение по картине Е. Н. Широкова
«Друзья»

2

91

Смысловые частицы.

1

92

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

93

Морфологический разбор частицы.

1

94

Отрицательные частицы НЕ и НИ.
Различение приставки и частицы НЕ.

1

95

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ.

1

96

Повторение правописания служебных
частей речи.

1

97

Контрольный диктант. Анализ
контрольной работы

1

89-90

Междометие
98

Междометие как часть речи. Дефис в
междометиях. Знаки препинания при
междометиях

1

Повторение
99-100

Повторение изученного за год.

1

101

Итоговая контрольная работа.

1
12

102

Анализ итоговой контрольной работы
Итого

1
102

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».