Пояснительная записка. Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2014) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2018./ С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю., Максимова и др. – М.: Просвещение, 2019) Программа ориентирована на учебник 8 класса С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю., Максимова и др. – М.: Просвещение, 2019 Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений". Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 8 классе – 102 часа (из расчета 3 раза в неделю). Срок реализации программы – 1 год. Цели и задачи учебного предмета Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе. Овладение системной знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умении стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка. Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка. Планируемые образовательные результаты Предметные результаты: 1. Иметь представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2. Понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; 5. Овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6. Распознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7. Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использование выразительных средств языка; 8. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование 9. их в собственной речевой практике; Осознание эстетической функции родного языка. Метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности 2. понимание информации, владение разными видами чтения; 3. соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; 4. соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; 5. адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; 6. способность извлекать информацию из различных источников; 7. овладение приемами отбора и систематизации материала; 8. пользоваться словарями, справочниками; 9. способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Личностные результаты: 1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; : входной контроль; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов 1. Учебно-тематический план Разделы Функции русского языка в современном мире Часы 1 Повторение изученного . Фонетика и графика. Орфография. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Синтаксис, пунктуация, культура речи. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании. Простое предложение Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство. Основные виды обстоятельства. Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений. Предложения с главным членом - сказуемым: определѐнно-личные, неопределѐнноличные, безличные. Предложения с главным членом - подлежащим. Назывные предложения. Простое осложненное предложение. Понятие об осложненном предложении. 5+2 Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Предложения с обособленными членами. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Слова грамматически не связанные с членами предложения. Обращение. Обращение и знаки препинания при нѐм. Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них. 12+2 7+1 2+1 6+2 6+2 9+2 1 18+2 4 5+2 6+1 Повторение изученного в 8 классе. 5+1 № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9-10 11 12-13 14-15 16-17 18-19 20 21 22 23 24 Календарно-тематическое планирование Тема урока Кол-во Дата проведения часов По плану По факту Функции русского языка в современном мире 1 Повторение изученного в 5-7 классах Фонетика и графика. Орфография 1 Морфемика и словообразование 1 Лексикология и фразеология 1 Морфология и синтаксис 1 Строение текста. Стили речи 1 РР Сочинение по картине И.Левитана «Осенний 1 день. Сокольники» упр.74 Контрольный диктант по теме "Повторение". 1 Анализ контрольного диктанта Синтаксис и пунктуация Словосочетания, их строение и грамматическое 2 значение Виды связи в словосочетании 1 Связь слов в словосочетании. Синтаксический 2 разбор словосочетания Строение и грамматическое значение 2 предложений Порядок слов в предложении. Логическое 2 ударение. Интонация предложения. РР Характеристика человека 2 Главные члены предложения Двусоставные предложения. Главные члены 1 предложения. Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. 1 Составное глагольное сказуемое 1 Составное именное сказуемое 1 РР Сочинение-рассуждение 1 Примечание 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37-38 39 40 41-42 43 44 45-46 47 48-49 Тире между подлежащим и сказуемым РР Сжатое изложение упр. 189 Контрольная работа по теме «Главные члены предложения». Анализ контрольной работы 1 1 1 Второстепенные члены предложения Дополнение. 1 Определение 1 Приложение 1 РР Изложение (упр.213) 1 Обстоятельство. Основные виды обстоятельства 1 Обстоятельства, выраженные деепричастными 1 оборотами Контрольная работа с грамматическим заданием 1 по теме «Второстепенные члены предложения» Анализ контрольной работы РР Ораторская (публичная) речь 1 Односоставные предложения Основные группы односоставных предложений. 1 Определённо-личные предложения Неопределѐнно-личные предложения 2 Безличные предложения 1 Назывные предложения 1 Обобщающий урок по теме «Односоставные 2 предложения» Диктант с грамматическим заданием по теме 1 "Односоставные предложения" Неполные предложения 1 РР Сочинение-рассказ (упр.259) 2 Предложения с однородными членами Понятие об однородных членах 1 Однородные и неоднородные определения 2 члены, связанные сочинительными 50-53 Однородные союзами, и пунктуация при них Обобщающие слова при однородных членах 54 предложения слова при однородных членах 55-56 Обобщающие предложения. Знаки препинания при них 57-58 РР Сочинение-рассуждение ( упр. 337) Обобщающий урок по теме «Однородные члены 59 предложения» 3 1 2 2 1 60-61 Контрольный тест по теме «Однородные члены 2 предложения» Анализ теста. Предложения с обособленными членами Понятие об обособленных членах предложения 62 1 Обособленные определения и приложения 63 1 Обособление согласованных распространѐнных и 64 1 нераспространѐнных определений Обособление определений с обстоятельственным 65 1 оттенком. Обособление несогласованных определений Обособление определений и приложений, 66 1 относящихся к личному местоимению Обособление согласованных приложений 67 1 Отсутствие или наличие запятой перед союзом 68 1 КАК Контрольная работа по теме «Обособленные 69 1 определения и приложения» Анализ контрольной работы 70 1 РР Сжатое изложение 71-72 2 Обособленные обстоятельства 73 1 74 Обособление обстоятельств, выраженных 1 деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями Практическая работа по теме «Обособленные 75 1 обстоятельства» 76 77-78 79-80 81 82-83 84-85 86-87 88-89 90-91 92-93 94 95-96 97-98 99100 101102 Обособление обстоятельств, выраженных 1 существительными с предлогами РР Сочинение- рассуждение 2 Обособление уточняющих членов предложения 2 Контрольный диктант по теме «Обособленные и 1 уточняющие члены предложения" Анализ контрольного диктанта Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями Обращение и знаки препинания при нём 2 Вводные слова и знаки препинания при них. 2 Вводные слова и предложения и знаки 2 препинания при них. Вставные конструкции Развитие речи. Сочинение публицистического 2 характера (упр.416) Контрольный диктант по теме "Предложения с 2 обращениями, вводными словами и междометиями". Анализ диктанта Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь Предложения с прямой речью, знаки препинания 2 при них Практикум. Диалог. Прямая речь 1 Предложения с косвенной речью. Замена прямой 2 речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них 2 Повторение пройденного в 8 классе Повторение изученного в 8 классе 2 Итоговый контрольный тест. Анализ итогового контрольного теста Итого: 2 102