Рабочая программа по русскому языку для 9 класса

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта, основной образовательной программы МОУ «Вербенская СШ» на 2021-2022 учебный год,
примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому
языку Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской (Рабочая программа. – Москва: Просвещение, 2017 год).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК Л.А. Тростенцовой и Т.А. Ладыженской):
«Русский язык 9 класс», авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др. - Москва,
«Просвещение», 2020 г.)
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только
объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению
юудущей профессией.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе
овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе
усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому
языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы

литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие
личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного совободно
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия: владеть всеми видами речевой деятельности, строить
продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную
речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в
процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;
познавательные универсальные учебные действия: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить
логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять
библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и
второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать,
систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
регулятивные универсальные учебные действия: ставить и адекватно формулировать цель деятельности,
планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию.
Распределение учебных часов по разделам программы
Программа рассчитана на 102 ч. в год (3 часа в неделю), 34 учебные недели.

Программой предусмотрено проведение:
работ по развитию речи - 25;
контрольных – 8.
Организация учебного процесса: классно-урочная система
Материально-техническое обеспечение:
- Интернет ресурсы;
- Цифровые образовательные ресурсы;
- Тесты.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация текущего и промежуточного контроля
знаний проводится в каждой теме (указано в учебно-тематическом планировании).
Учебно-тематический план.
№
п/п

Всего часов

Работ по
развитию
речи

Контрольн
ых работ

Наименование разделов

1.

Международное значение русского
языка

1

-

-

2.

Повторение изученного в 5-8 классах

11

5

1

3.

Синтаксис и пунктуация. Сложное
предложение.

3

1

-

Союзные сложные предложения.

6

1

1

Сложносочиненные предложения.
Сложноподчинённые предложения.

29

5

2

Сложноподчинённые предложения с
несколькими придаточными.

9

4

1

Бессоюзные сложные предложения

11

3

1

Сложные предложения с различными
видами связи

7

3

-

4.

Общие сведения о языке

5

1

-

5.

Повторение

20

2

2

Итого

102

25

8

Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока.

Колич
ество
часов

Урока
1.

Международное значение русского языка. § 1. (1 ч.)

По
плану

1

Повторение изученного в V – VIII классах.(6ч. +6 р/р )
2.

Фонетика § 2

1

3.

Р/р Лексикология и фразеология. § 3

1

4.

Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?»

1

5.

Морфемика. Словообразование. § 4.

1

6.

Морфология. § 5.

1

7.

Р/р Подготовка к сочинению по картине В.Васнецова «Баян»

8.

Р/р Написание сочинения по картине В.Васнецова «Баян»

1

9-10.

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. § 6.

2

11.

Р/р Устное описание человека (портрет) ( упр.57)

1

По
факту

Примечание

12.

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в
5-8 классах».

1

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

13.

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

1

14.

Основные виды сложных предложений. § 7.

1

15.

Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы.
Конспект. § 7.

1

Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения.

16.

Союзные сложные предложения.

1

Сложносочиненные предложения.
Основные группы сложносочиненных предложений по
значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении. § 8
17-18. Основные группы сложносочиненных предложений по
значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении. § 8

2

19.

Р/р Рецензия. § 8

1

20-21. Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные
предложения" Контрольная работа № 1 по теме
«Сложносочинённое предложение».

2

Сложноподчиненные предложения.

22-23. Строение сложноподчиненного предложения. Знаки
препинания в сложноподчиненном предложении. § 9

2

24-25. Основные группы сложноподчиненных предложений по их
значению.

2

Сложноподчиненные предложения с придаточными
определительными. § 10.
26.

р/р Изложение.( упр.126)

27-28. Сложноподчинённые предложения с придаточными
изъяснительными. § 11. Словарный диктант (упр.150)
29.

Контрольная работа № 2 по теме «Сложноподчинённые
предложения с придаточными определительными и
изъяснительными».

1
2

1

30.

Сложноподчинённые предложения с придаточными
обстоятельственными. § 12.

31-32. Придаточные предложения образа действия и степени.
33.

Придаточные предложения места

34-35. Придаточные предложения времени.

1

2
1
2

36.

р/р Написание сжатого изложения.(упр.180)

1

37.

Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края (Упр. 181).

1

38.

Придаточные предложения условные.

1

39.

Придаточные предложения причины.

1

40.

Придаточные предложения цели.

1

41.

Придаточные предложения сравнительные.

1

42.

Придаточные предложения уступительные.

1

43.

Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно
читать?» (упр. 216)

1

44..

Придаточные предложения следствия.

1

45-46. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с
придаточными обстоятельственными». Контрольная работа
№ 3 по теме «Сложноподчинённые предложения с
придаточными обстоятельственными».

2

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

48-49. Сложноподчиненные предложения с придаточными
присоединительными. § 13

2

Р/р Сообщение на лингвистическую тему (упр.232)

1

47.

50.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

51.

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или
несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14

1

52.

Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов
А.С.Пушкина (упр.241)

1

53.

Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики
двух портретов А.С.Пушкина.

1

54-55. Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или
несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14

2

56.

Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244).

1

57.

Р/р. Деловые бумаги.

1

58.

Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое
предложение»

1

59.

Контрольный диктант № 2 по теме: «Сложноподчинённое
предложение»

1

Бессоюзные сложные предложения.

60.

Бессоюзные сложные предложения.

1

61.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
§ 15

1

62-63. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16

2

64-65. Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17

2

66.

Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения-

1

описания портрета.(упр.282)
67.

Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания
портрета.

1

68.

Р/р Реферат

1

69.

Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных
предложениях и пунктуации в них.

1

70.

Контрольный диктант № 3 по теме «Бессоюзные сложные
предложения»

1

Сложные предложения с различными видами связи.

71-72. Сложные предложения с различными видами союзной и
бессоюзной связи и пунктуация в них § 18

2

73.

Сложные предложения с различными видами союзной и
бессоюзной связи и пунктуация в них § 18

1

74.

Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я
понимаю храбрость?» (Упр. 295, 296)

1

75.

Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю

1

храбрость?»
76.

Авторские знаки препинания. § 19

1

77.

Р/ р Сжатое изложение (Упр. 301)

1

78-79. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически
развивающееся явление. § 20

2

80-81. Русский литературный язык и его стили. § 21

2

82.

Р/р. Сжатое изложение (упр.330)

1

83.

Фонетика. Графика. Орфография.

1

84-85. Лексикология. Фразеология. Орфография.

2

86-87. Морфемика. Словообразование. Орфография.

2

88-89. Морфология. Орфография.

2

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное,
местоимение.
90.

Глагол. Причастие. Деепричастие.

1

91.

Р/р Изложение с элементами сочинения ( упр.405,406)

1

92.

Наречие. Слова категории состояния.

1

93.

Предлог. Союз. Частица.

1

94-95. Синтаксис. Пунктуация.

2

96.

Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?»

1

97.

Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и
восклицательный знаки, многоточие.

1

98.

Запятая.

1

99.

Точка с запятой. Двоеточие. Тире.

1

100.

Скобки. кавычки. Контрольный тест № 1 по теме
«Употребление знаков препинания» (упр.447)

1

101.

Итоговое тестирование № 2 по курсу русского языка 5-9
классов

1

102.

Анализ ошибок

1

Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект для учителя.
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. – М., 2017.
2. Большой сборник сочинений и изложений. Русский язык: 5-11 классы/авт.-сост. Л.В. Мельникова, Г.Н. Король. –
Ростов н/Д, 2018.
3. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М., 2017.
4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/Сост. Н.В. Егорова. – М., 2019.
5. Костяева Т.А. Русский язык. Тесты, диктанты, изложения. 9 класс. – М., 2012.
6. Русский язык . 9 класс: учеб.для общеобразоват.организаций/[С.Г.Бархударов и др.].- М.: Просвещение, 2020.
Учебно-методический комплект для учащихся
1. Учебник «Русский язык» для учащихся 9 класса под редакцией С.Г.Бархударова, С,Е, Крючкова, Л.Ю. Максимова
и др. - М. : Просвещение, 2020.
2. Подготовка к итоговой аттестации по курсу «Русский язык»: 9 класс/ под редакцией – Н. А. Сениной Р-Д.: Легион,
2019.
3. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/под ред. И. П. Цыбулько – М.:
Издательство «Национальное образование», 2020.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».