Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы МОУ «Вербенская СШ» на 2021-2022 учебный год, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской (Рабочая программа. – Москва: Просвещение, 2017 год). Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК Л.А. Тростенцовой и Т.А. Ладыженской): «Русский язык 9 класс», авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др. - Москва, «Просвещение», 2020 г.) В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению юудущей профессией. Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного совободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета; познавательные универсальные учебные действия: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; регулятивные универсальные учебные действия: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Распределение учебных часов по разделам программы Программа рассчитана на 102 ч. в год (3 часа в неделю), 34 учебные недели. Программой предусмотрено проведение: работ по развитию речи - 25; контрольных – 8. Организация учебного процесса: классно-урочная система Материально-техническое обеспечение: - Интернет ресурсы; - Цифровые образовательные ресурсы; - Тесты. Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме (указано в учебно-тематическом планировании). Учебно-тематический план. № п/п Всего часов Работ по развитию речи Контрольн ых работ Наименование разделов 1. Международное значение русского языка 1 - - 2. Повторение изученного в 5-8 классах 11 5 1 3. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. 3 1 - Союзные сложные предложения. 6 1 1 Сложносочиненные предложения. Сложноподчинённые предложения. 29 5 2 Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. 9 4 1 Бессоюзные сложные предложения 11 3 1 Сложные предложения с различными видами связи 7 3 - 4. Общие сведения о языке 5 1 - 5. Повторение 20 2 2 Итого 102 25 8 Календарно-тематическое планирование № Тема урока. Колич ество часов Урока 1. Международное значение русского языка. § 1. (1 ч.) По плану 1 Повторение изученного в V – VIII классах.(6ч. +6 р/р ) 2. Фонетика § 2 1 3. Р/р Лексикология и фразеология. § 3 1 4. Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?» 1 5. Морфемика. Словообразование. § 4. 1 6. Морфология. § 5. 1 7. Р/р Подготовка к сочинению по картине В.Васнецова «Баян» 8. Р/р Написание сочинения по картине В.Васнецова «Баян» 1 9-10. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. § 6. 2 11. Р/р Устное описание человека (портрет) ( упр.57) 1 По факту Примечание 12. Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах». 1 Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. 13. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. 1 14. Основные виды сложных предложений. § 7. 1 15. Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. § 7. 1 Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения. 16. Союзные сложные предложения. 1 Сложносочиненные предложения. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8 17-18. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8 2 19. Р/р Рецензия. § 8 1 20-21. Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения" Контрольная работа № 1 по теме «Сложносочинённое предложение». 2 Сложноподчиненные предложения. 22-23. Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. § 9 2 24-25. Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. 2 Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. § 10. 26. р/р Изложение.( упр.126) 27-28. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. § 11. Словарный диктант (упр.150) 29. Контрольная работа № 2 по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». 1 2 1 30. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. § 12. 31-32. Придаточные предложения образа действия и степени. 33. Придаточные предложения места 34-35. Придаточные предложения времени. 1 2 1 2 36. р/р Написание сжатого изложения.(упр.180) 1 37. Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края (Упр. 181). 1 38. Придаточные предложения условные. 1 39. Придаточные предложения причины. 1 40. Придаточные предложения цели. 1 41. Придаточные предложения сравнительные. 1 42. Придаточные предложения уступительные. 1 43. Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» (упр. 216) 1 44.. Придаточные предложения следствия. 1 45-46. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Контрольная работа № 3 по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». 2 Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 1 48-49. Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. § 13 2 Р/р Сообщение на лингвистическую тему (упр.232) 1 47. 50. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными 51. Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14 1 52. Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241) 1 53. Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина. 1 54-55. Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14 2 56. Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244). 1 57. Р/р. Деловые бумаги. 1 58. Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение» 1 59. Контрольный диктант № 2 по теме: «Сложноподчинённое предложение» 1 Бессоюзные сложные предложения. 60. Бессоюзные сложные предложения. 1 61. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. § 15 1 62-63. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16 2 64-65. Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17 2 66. Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- 1 описания портрета.(упр.282) 67. Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета. 1 68. Р/р Реферат 1 69. Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них. 1 70. Контрольный диктант № 3 по теме «Бессоюзные сложные предложения» 1 Сложные предложения с различными видами связи. 71-72. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18 2 73. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18 1 74. Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» (Упр. 295, 296) 1 75. Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю 1 храбрость?» 76. Авторские знаки препинания. § 19 1 77. Р/ р Сжатое изложение (Упр. 301) 1 78-79. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. § 20 2 80-81. Русский литературный язык и его стили. § 21 2 82. Р/р. Сжатое изложение (упр.330) 1 83. Фонетика. Графика. Орфография. 1 84-85. Лексикология. Фразеология. Орфография. 2 86-87. Морфемика. Словообразование. Орфография. 2 88-89. Морфология. Орфография. 2 Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. 90. Глагол. Причастие. Деепричастие. 1 91. Р/р Изложение с элементами сочинения ( упр.405,406) 1 92. Наречие. Слова категории состояния. 1 93. Предлог. Союз. Частица. 1 94-95. Синтаксис. Пунктуация. 2 96. Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?» 1 97. Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. 1 98. Запятая. 1 99. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. 1 100. Скобки. кавычки. Контрольный тест № 1 по теме «Употребление знаков препинания» (упр.447) 1 101. Итоговое тестирование № 2 по курсу русского языка 5-9 классов 1 102. Анализ ошибок 1 Перечень учебно-методического обеспечения. Учебно-методический комплект для учителя. 1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. – М., 2017. 2. Большой сборник сочинений и изложений. Русский язык: 5-11 классы/авт.-сост. Л.В. Мельникова, Г.Н. Король. – Ростов н/Д, 2018. 3. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М., 2017. 4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/Сост. Н.В. Егорова. – М., 2019. 5. Костяева Т.А. Русский язык. Тесты, диктанты, изложения. 9 класс. – М., 2012. 6. Русский язык . 9 класс: учеб.для общеобразоват.организаций/[С.Г.Бархударов и др.].- М.: Просвещение, 2020. Учебно-методический комплект для учащихся 1. Учебник «Русский язык» для учащихся 9 класса под редакцией С.Г.Бархударова, С,Е, Крючкова, Л.Ю. Максимова и др. - М. : Просвещение, 2020. 2. Подготовка к итоговой аттестации по курсу «Русский язык»: 9 класс/ под редакцией – Н. А. Сениной Р-Д.: Легион, 2019. 3. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/под ред. И. П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2020.