Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,
1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и
науки Российской Федерации. - М."Владос", 2022 г.
Учебника для обучающихся: В.В.Эк Математика, 3 класс. Учебник для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 6-е издание,
исправленное и дополненное.-Допущено Министерством образования и науки
Российской Федерации-М.: «Просвещение», 2020 г.
Цель: расширение у обучающихся жизненного опыта, наблюдений о
количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в
повседневной жизни при решении конкретных практических задач; подготовка
обучающихся к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
Формировать начальные временные, пространственные, количественные
представления, которые помогут обучающимся в дальнейшей трудовой
деятельности.
Повышать уровень общего развития обучающихся, коррекция и развитие
познавательной деятельности и личностных качеств.
Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость,
любознательность; формировать умения планировать свою деятельность,
осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие зрительного восприятия и узнавания;
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие основных мыслительных операций;
· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные:
– положительное отношение к школе, к изучению математики,интерес к учебному
материалу;понимание значения математики в жизни человека;
– представление о причинах успеха в учёбе;
– уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение
к людям,общее представление о моральных нормах поведения;
Предметные:
2
— использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих
предметов,
процессов,
явлений,
а
также
для
оценки их количественных и пространственных отношений;
— овладение
основами
логического
и
алгоритмического
мышления,
пространственного воображения и математической речи, счёта,измерения, прикидки
результатаи его оценки,записи и выполнения алгоритмов.
— приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы,
распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами.
Содержание программы
1. Повторение.
Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах
20 без перехода и с переходом через разряд. Четные - нечетные, однозначные двузначные числа. Решение простых задач на нахождение суммы и разности. Единицы
времени: час, сутки. Единицы длины: 1 см, 1 дм. Меры емкости: 1 л. Меры массы: 1 кг.
Измерение и построение отрезка заданной длины. Углы и их виды. Построение по
опорным точкам квадрата, прямоугольника, треугольника с помощью линейки.
2. Умножение и деление чисел.
Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения. Таблица
умножений чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Деление. Знак деления. Название
компонентов деления. Таблица деления на 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Взаимосвязь
таблицы умножения и деления. Деление на равные части и по содержанию.
3. Сотня.
Нумерация чисел в пределах 100. Круглые десятки. Сложение и вычитание круглых
десятков. Получение и разложение двузначных чисел на десятки и единицы. Сравнение
чисел. Понятие разряда. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц.
Числа четные и не четные. Сложение и вычитание чисел в пределах ста без перехода через
разряд. Действия I и II ступени. Скобки. Простые, составные арифметические задачи.
Составление задач в 2 действия: сложение и вычитание, умножение и деление.
4. Меры длины, времени, массы, стоимости.
Числа, полученные при измерении. Меры времени: минута, месяц, год. Календарь.
Порядок месяцев в году, определение времени по часам с точностью до 5 минут. Мера
стоимости: 1 руб. Мера веса: 1 центнер. Мера длины: 1 метр.
5. Геометрический материал (в течение года)
Окружность. Круг. Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольники
(прямоугольник, квадрат, построение по опорным точкам). Построение отрезка заданной
длины. Прямая и кривая линии. Точка пересечения линий.
6. Повторение
Нумерация чисел в пределах 100. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Решение простых задач. Решение задач в два действия. Порядок действий при решении
примеров. Таблица умножения. Геометрический материал.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
3
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам
индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных
работ.
1. Оценка устных ответов
Отметка «5» ставится ученику, если он:
- дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может
подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет
применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими
представлениями;
- умеет самостоятельно или с минимальной помощью учителя правильно решать
задачу, объяснить ход решения;
- умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
- правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение
фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
- правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного
и чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность работы.
«4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оцениваемой работы на «5», но:
- при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
- при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных
промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух, опоре на образы
реальных предметов;
- при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих
анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
- с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их
элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
- выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя,
сосредотачивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах
его выполнения, способах объяснения. Если
ученик в ходе ответа замечает и
самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка
«5».
«3» ставится ученику, если он:
- при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы
на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
- производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с
соблюдением алгоритмов действий;
- понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
- узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на
плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с
использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью
вопросов учителя;
- правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения
последовательности работы, демонстрации приемов выполнения.
2. Письменная проверка знаний, умений и навыков учащихся
4
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке
письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом
учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение
обучающимся требовалось до 25 – 40 минут, причем за указанное время обучающиеся
должны не только выполнить работу, но успеть ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-2-3 простые задачи
или 1-2-3 простые задачи и одна (начиная со II класса) или две составные задачи, примеры
в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий,
начиная с III класса), математический диктант, сравнение чисел, математических
выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценке письменных работ учащихся по математике грубой ошибкой следует
считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил,
неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение
ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря
необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение
геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются: ошибки, допущенные в процессе списывания
числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в
формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей,
небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
При
оценке комбинированных работ:
«5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
«4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
«3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна
из двух составных задач, хотя бы с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая
часть других заданий.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
числовой ряд 1-100;
смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по
содержанию), различение двух видов деления на уровне практических действий,
способа чтения и записи каждого вида деления,
таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство
произведения, связь таблиц умножения и деления;
порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения
изученных мер;
порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Обучающиеся должны уметь:
считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по
2,5,4 в пределах 100;
5
откладывать на счётах любые числа в пределах 100;
складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приёмами
устных вычислений;
использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на
деление;
различать числа, полученные при счёте и измерении;
записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором
знаков в мелких мерах: 5м 62см, 3м 03см, пользоваться различными табелямикалендарями, отрывными календарями;
определять время по часам (время прошедшее, будущее);
находить точку пересечения линий;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Календарно-тематическое планирование по математике
Тема
Кол-во часов
№
Требования к уровню
подготовленности
обучающихся
Дата
Коррекцио
проведени
нные
я
задачи
план
1
2
I четверть
Второй десяток. Нумерация чисел 1-20 (Повторение) (7 ч.)
Урок знаний.
1
Нумерация чисел 1-20.
1
Знать и называть числа от 1 до 20
Однозначные и двузначные
и обратно, уметь их записывать
числа
3
Четные и нечетные числа.
Прибавление и вычитание 1
1
Знать четные и нечетные числа,
записывать их.
Уметь увеличивать и уменьшать
на 1.
4
Четные и нечетные числа.
Прибавление и вычитание 2
1
Уметь увеличивать и уменьшать
числа на 2 и записывать их.
5
Однозначные и двузначные
числа
1
Знать разряды чисел (десятки,
единицы), чем однозначные числа
отличаются от двузначных.
6
Решение примеров на
увеличение и уменьшение
числа
1
Уметь решать задачи на
увеличение и уменьшение числа
на 1 и 2
6
фа
кт
Развивать
мелкую
моторику,
мышление.
Развивать
мелкую
моторику,
счетные
навыки.
Развивать
логическое
мышление,
фантазию,
мелкую
моторику.
Развивать
мелкую
моторику,
мышление.
Развивать
счетные
навыки,
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Вводная контрольная
работа №1по теме:
«Нумерация чисел 1-20»
1
Проверка знаний и умений по
теме
мелкую
моторику,
мышление.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток (Повторение) (10 ч.)
Переместительное свойство
1
Знать переместительное свойство
Развивать
сложения.
сложения.
логическое
Уметь решать примеры с
мышление,
объяснением.
внимание,
память.
Нуль и действия с нулем.
1
Уметь выполнять действия с
Развивать
нулем
логическое
мышление,
Решение примеров и задач на 1
Уметь решать задачи и примеры
мелкую
сложение и вычитание
на сложение и вычитание без
моторику.
перехода через десяток.
Меры времени: час, сутки.
1
Знать меры времени.
Учить мерам
Циферблат.
Уметь решать примеры с мерами
времени и
времени
решению
примеров с
ними.
Меры длины: дециметр,
сантиметр.
Линии прямые и кривые.
Развивать
мышление,
память,
мелкую
моторику
Уменьшение и увеличение
1
Уметь увеличивать числа на 1 и
Развивать
числа на 1 и 10.
10, решать примеры
логическое
мышление,
умение
решать «в
уме»
Углы: прямые, острые, тупые. 1
Знать углы, уметь их чертить
Развивать
аккуратност
ь, глазомер,
мелкую
моторику
Геометрические фигуры:
1
Знать геометрические фигуры,
Развивать
многоугольники.
уметь их чертить
глазомер,
графомотор
ные навыки
Проверочная работа по
1
Уметь полученные знания
Развивать
теме: «Нумерация чисел от 1применять на практике,
навыки
20».
анализировать работу, находить
самоконтрол
ошибки.
я,
Работа над ошибками.
1
самооценки
Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. (Повторение) (14 ч.)
Состав числа 6,7.8,9
1
Знать состав однозначных чисел
Развивать
мелкую
моторику,
положитель
ную
мотивацию к
обучению
1
Знать меры длины.
Уметь решать примеры с мерами
длины.
7
Сложение с переходом через
разряд с заменой одного из
чисел двумя слагаемыми.
Прибавление числа 9.,8,7
1
Уметь разлаживать числа на 2
слагаемых
1
Уметь решать примеры с
переходом через разрядрешать
задачи в 2 действия
21
22
Прибавление чисел 6,5,4,3,2.
Таблица сложения чисел с
переходом через разряд.
1
1
23
Мера ёмкости – литр.
1
Знать меры емкости и уметь
решать задачи
24
Самостоятельная работа по
теме Мера массы –
килограмм.
1
Знать меры массы и уметь решать
задачи Проверка усвоения знаний
25
Вычитание из двузначного
числа десятка и единиц
1
Знать разряды чисел. Уметь
составлять примеры на вычитание
26
Вычитание числа 9,8,7
1
Уметь заменять первое и второе
вычитаемое одним числом
27
Вычитание чисел 6,5,4,3,2
1
28
Таблица вычитания
1
Уметь заменять первое и второе
вычитаемое одним числом и
решать примеры
Знать таблицу вычитания
29
Присчитывание и
отсчитывание по 2, по 3 по 4,
по 5Построение прямого
угла. Многоугольники.
1
Уметь решать примеры на
увеличение и уменьшение
числаЗнать виды углов и
многоугольников
Уметь строить прямоугольный
угол.
30
Контрольная работа№2 по
теме: «Сложение и
вычитание чисел с
переходом через десяток»
Работа над ошибками
1
Уметь анализировать свою
работу, находить ошибки.
19
20
31
Знать таблицу сложения
1
8
Развивать
мышление,
внимание,
мелкую
моторику.
Развивать
память,
мышление,
восприятие
Развивать
словарный
запас,
мышление,
мелкую
моторику
Развивать
словарный
запас по
теме,
мышление,
память
Развивать
логическое
мышление,
внимательно
сть
Развивать
мышление,
мелкую
моторику
Развивать
память,
мышление
Развивать
логическое
мышление,
вычислитель
ные навыки,
мелкую
моторику
Развивать
аккуратност
ь,
Развивать
положитель
ную
мотивацию к
обучению,
навыки
самооценки
32
Нахождение суммы
одинаковых слагаемых
II четверть
Умножение и деление (20 ч.)
1
Уметь складывать одинаковые
слагаемые
33
Умножение. Знак умножения.
1
Уметь заменять сложение
одинаковых слагаемых
умножением и читать примеры со
знаком умножения
34
35
1
1
Знать таблицу умножения на 2
Уметь записывать и читать
примеры со знаком деления
36
37
Таблица умножения числа 2
Понятие о делении. Знак
деления. Деление на равные
части.
Таблица деления на 2
Умножение и деление на 2
1
1
38
Таблица умножения числа 3
1
Знать таблицу деления на 2
Знать таблицу умножения и
деления на 2
Знать таблицу умножения на 3
39
40
Таблица деления на 3
Умножение и деление на 3
1
1
41
Таблица деления на 3, 2.
Закрепление.
Таблица умножения числа 4
Таблица деления на 4
Умножение и деление на 4
1
1
1
1
Знать таблицу умножения на 4
Знать таблицу деления на 4
Знать таблицу умножения и
деления на 4, решать примеры и
задачи
Таблица умножения чисел 5 и
6
Таблицы деления на 5 и 6
Умножение и деление на 5 и
на 6
Таблицы умножения чисел
2,3,4 и деления на 2,3,4.
Решение примеров и задач
1
Знать таблицу умножения на 5 и 6
1
1
1
Знать таблицу деления на 5 и 6
Знать таблицу умножения и
деления на 5 и 6
Знать таблицу
1
Уметь решать примеры и задачи
42
43
44
45
46
47
48
49
Знать таблицу деления на 3
Знать таблицу умножения и
деления на 3
9
Развивать
мыслительн
ые
операции,
мелкую
моторику
Развивать
память
мыслительн
ые
операции,
вычислитель
ные навыки
Развивать
логическое
мышление,
память
Развивать
навыки
счета,
мелкую
моторику
рук,
логическое
мышление
Воспитывать
устойчивое
внимание,
развивать
память.
Развивать
память
мыслительн
ые
операции,
вычислитель
ные навыки
Коррекция
эмоциональ
но-волевой
сферы.
Коррекция
эмоциональ
но-волевой
сферы.
50
51
Контрольная работа №3по
теме «Умножение и
деление».
Работа над ошибками
Уметь полученные знания по
теме применить на практике
1
1
Развивать
навыки
самоконтрол
я,
самооценки
Сотня. Нумерация (9 ч.)
52
Разрядная таблица Название
и запись чисел до ста
круглыми десятками
1
Знать разрядные таблицы, уметь
читать и записывать числа в
таблицах
53
Решение примеров и задач
1
54
Увеличение числа на 1 и 10
1
55
Уменьшение числа на 1 и 10
1
56
Присчитывание и
отсчитывание чисел в
пределах 100
1
Уметь решать примеры и задачи в
пределах 100.
Уметь увеличивать числа на 1 и
10 в пределах 100
Уметь уменьшать числа на 1 и 10
в пределах 100
Уметь присчитывать и
отсчитывать числа в пределах 100
57 Решение примеров и задач
1
58 Числа чётные и нечётные.
1
Развивать
память
мыслительн
ые
операции,
вычислитель
ные навыки
Развивать
счетные
навыки,
мелкую
моторику,
мышление.
Уметь решать примеры и задачи
в пределах 100
Уметь полученные знания по
теме применить на практике
59 Контрольная работа №4 по 1
теме: «Сложение и
вычитание в пределах 100».
60 Работа над ошибками.
1
Развивать
навыки
самоконтро
ля,
самооценки
Меры длины. Меры времени. (3 ч.)
61
62
Меры длины:
1 см, 1 дм, 1 м
Меры времени: 1 ч., 1 сут.
1
Знать и различать меры длины
1
Знать и различать меры времени
63
Меры времени: 1 мес.,
1 год. Календарь.
64
Окружность, круг. Центр.
1
66
65
Циркуль. Построение
окружности при помощи
циркуля. Радиус.
Углы. Построение углов.
2
67
Знать месяцы, их
последовательность
Окружность, круг. Углы (6 ч.)
1
Уметь чертить окружность
разных радиусов с помощью
циркуля, различать окружность и
круг, чертить углы.
1
10
Коррекци
я
эмоционал
ьноволевой
сферы.
Развивать
аккуратно
сть,
глазомер,
мелкую
моторику,
68
69
Контрольная работа №5 по
теме: «Меры измерения»
Работа над ошибками
1
Уметь полученные знания по
теме применить на практике
1
навыки
работы с
циркулем,
линейкой.
Развивать
навыки
самоконтр
оля,
самооценк
и
Сложение и вычитание без перехода через десяток (27 ч.)
70
71
72
73
75
74
77
76
78
79
Сложение и вычитание
круглых десятков
Скобки. Действия I и II
ступени.
Нахождение
неизвестного
компонента.
Соотношение: 1р. = 100к.
1
Решение задач.
2
1
1
1
Сложение
и
вычитание 2
круглых
десятков
и
однозначных чисел.
Сложение
и
вычитание 1
двузначных и однозначных
чисел.
Сложение круглых десятков и 1
двузначных чисел.
81
80
Вычитание круглых десятков 2
из двузначных чисел.
82
Сложение
и
вычитание 1
двузначных чисел.
Составные арифметические 2
задачи.
84
83
85
86
Уметь складывать и вычитать
числа в пределах 100 без
перехода через разряд
Разложение
полных 1
двузначных чисел на десятки
и единицы. Закрепление.
Получение круглых десятков 1
и
сотни
сложением
двузначного
числа
с
Знать единицы (меры) измерения
стоимости, соотношения
изученных мер
Уметь складывать и вычитать
числа в пределах 100 без
перехода через разряд приёмами
устных вычислений
Уметь складывать и вычитать
числа в пределах 100 без
перехода через разряд приёмами
устных вычислений
Уметь решать составные задачи.
Уметь разлаживать полные
двузначные числа на десятки и
единицы.
Уметь складывать и вычитать
числа в пределах 100 без
перехода через разряд приёмами
11
Развивать
положите
льную
мотиваци
юк
обучению,
навыки
самооценк
и
Развивать
память,
мышление
,
восприяти
е
Развивать
навыки
вычислите
льных
операций
Развивать
память
мыслител
ьные
операции,
вычислите
льные
навыки
Развивать
память,
мышление
,
восприяти
е
Развивать
навыки
вычислите
льных
операций,
наглядно-
однозначным.
88
87
89
90
91
92
93
94
95
устных вычислений.
Получение круглых десятков
и сотни сложением двух
двузначных чисел.
Вычитание однозначных и
двузначных чисел из круглых
десятков и сотни.
Вычитание однозначных и
двузначных чисел из сотни.
Нахождение суммы, разности
путём составления и решения
примеров.
2
1
2
1
Составные арифметические 1
задачи в два действия.
Вычитание и складывание 1
чисел
в
пределах
100
приёмами
устных
вычислений.
Контрольная работа №6 за 1
3
четверть по теме:
«Сложение и вычитание без
перехода через десяток в
пределах сотни».
Работа над ошибками
образное
мышление
.
Развивать
процессы
анализа и
синтеза.
Уметь решать задачи в 2
действия, записывать условие.
Уметь складывать и вычитать
числа в пределах 100 без
перехода через разряд приёмами
устных вычислений
Уметь применять полученные
знания на практике,
анализировать работу, находить
ошибки
Развивать
процессы
анализа и
синтеза.
Развивать
память,
мышление
,
восприяти
е
Развивать
навыки
самоконтр
оля,
самооценк
и
1
Числа, полученные при счёте и при измерении (8 ч.)
96
Меры
стоимости. 1
Соотношение: 1 р. = 100 к.
Знать о единицах измерения
стоимости.
97
Меры длины. Соотношение: 1
1 дм = 10 см.
Знать единицы измерения длиныдм, см, м, их соотношение
98
Соотношение: 1 м = 10 дм.
1
99
Соотношение: 1 м = 100 см.
1
12
Коррекци
я
эмоционал
ьноволевой
сферы.
Развитие
зрительно
го
восприяти
яи
узнавания
Развивать
процессы
анализа и
синтеза,
нагляднообразное
мышление
Коррекци
я
нарушени
й
100
Меры
времени. 1
Соотношение: 1 ч = 60 мин;
1 сут = 24 ч.
101
Соотношение: 1 год = 12 1
мес. Порядок месяцев.
103
102
Контрольная работа№7 по 2
теме: «Числа, полученные
при
счёте
и
при
измерении».
Работа над ошибками
Знать меры времени – час, сутки,
месяц, год, их соотношение,
порядок месяцев в году.
эмоционал
ьноличностно
й сферы
Развитие
основных
мыслител
ьных
операций
Развивать
навыки
самоконтр
оля,
самооценк
и
Деление на равные части. Деление по содержанию (15 ч.)
104
Деление на равные части.
105
Деление на 2 равные части. 1
Деление по 2.
106
Деление на 3 равные части.
Деление по 3.
Деление на 4 равные части.
Деление по 4.
Деление на 5 равных частей.
Деление по 5.
Решение задач.
107
108
109
110
112
113
114
115
117
116
118
1
1
1
1
1
Контрольная работа№8 по 1
теме: «Деление на равные
части.
Деление
по
содержанию».
Работа над ошибками
1
Простые
арифметические 1
задачи
на
нахождение
частного.
Решение примеров и задач.
1
Дополнение
двузначных 1
чисел до круглых десятков.
Составные арифметические 2
задачи в 2 действия.
Составление
задач
по 1
краткой записи. Решение
задач.
Знать о различии двух видов
деления, способа чтения и записи
каждого вида деления.
Написание наименований при
делении на равные части и по
содержанию.
Знать, какие наименования
пишутся при делении на равные
части и при делении по
содержанию.
Уметь делить числа на равные
части и по содержанию.
Уметь решать задачи.
Знать пройденный материал,
уметь применить знания.
Уметь анализировать работу,
находить ошибки.
Уметь решать примеры и простые
арифметические задачи на
деление.
Уметь составлять и решать
составные арифметические
задачи
13
Развивать
память,
мышление
,
восприяти
е
Развивать
математич
еские
представл
ения,
мышление
,
воображен
ие
Развивать
навыки
самоконтр
оля,
самооценк
и
Развивать
память,
мышление
,
восприяти
е
Развивать
память,
мыслител
ьные
процессы,
119
Решение примеров и задач.
навыки
самооценк
и
1
Взаимное положение геометрических фигур на плоскости (5 ч.)
120
121
122
124
123
Взаимное
положение 1
геометрических фигур на
плоскости.
Пересекающиеся
1
геометрические фигуры
Построение
1
пересекающихся
геометрических фигур.
Знать понятие – пересекающиеся
фигуры, находить их.
Уметь находить точку
пересечения линий.
Уметь чертить пересекающиеся
фигуры.
Контрольная работа.№9
Работа над ошибками
Уметь применять полученные
знания на практике,
анализировать работу, находить
ошибки.
2
Развивать
аккуратно
сть,
глазомер,
мелкую
моторику,
навыки
работы с
циркулем
и
линейкой.
Развитие
пространс
твенных
представл
ений и
ориентаци
и.
Развивать
память,
мыслител
ьные
процессы,
навыки
самооценк
и
Порядок арифметических действий (7 ч.)
125
Порядок
действий.
126
Действия 1 и 2 ступени.
127
Числа, получаемые при 1
счёте и при измерении
двумя мерами.
128
Решение
умножение.
129
Решение задач на деление.
130
Составление и решение 1
примеров
и
задач
на
сложение и вычитание.
Календарь.
Определение 1
времени
по
часам
с
точностью до 5 минут.
131
арифметических 1
задач
1
Знать о порядке действий в
примерах в 2-3 арифметических
действия, уметь применять
знания на практике
Развивать
внимание,
память,
закреплят
ь
вычислите
льные
навыки
Уметь определять время по часам
с точностью до 5 минут
Развивать
внимание,
мышление
.
на 1
1
14
Повторение (5 ч.)
132
Контрольная
год №10 .
133
Сравнение чисел. Работа над 1
ошиками
Виды углов. Луч, отрезок.
134
135
136
работа
за 1
Знать пройденный материал.
Уметь применить знания. Уметь
применять полученные знания на
практике, анализировать работу,
находить ошибки.
Получение
чисел
из 1
десятков и единиц.
Решение примеров и задач.
1
Коррекци
я
эмоционал
ьноволевой
сферы.
Развивать
зрительны
йи
слуховой
анализато
ры.
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с
переходом через разряд».
Задача.
Вера купила 15 тетрадей в клетку, а в линейку на 8 тетрадей меньше. Сколько тетрадей
в линейку купила Вера?
I вариант.
Примеры.
4 + 8=
20 - 13=
18 - 8=
6 + 5=
18 - 14=
7 + 6=
14 + 3=
13 - 7=
17 - 9=
8 + 12=
14 - 5=
6 + 6=
5 + 10=
16 - 10=
20 - 9=
Геометрический материал (построить отрезки).
Первый отрезок 7 см, второй отрезок на 5 см длиннее.
II вариант.
Примеры.
4 + 9=
20 - 16=
19-9=
15
6 + 7=
19 - 12=
5+ 6=
12 + 3=
13 - 6=
17-8=
7 + 13=
14 - 7=
7+ 7=
4 + 10=
17 - 10=
20-8=
Геометрический материал (построить отрезки).
Первый отрезок 11 см, второй отрезок на 5 см короче.
Контрольная работа за I четверть.
I вариант.
1. Задача.
Мама купила 12 кг картофеля, а моркови на 9 кг меньше. Сколько кг овощей купила
мама всего?
2. Примеры.
20-12+7=
11- 8=
7+ 9- 10=
15- 5=
8+ 8 – 9=
5+ 7=
14-7+10=
9+ 9=
3+ 9 – 6=
19-14=
3. Геометрический материал.
а. Построить прямой и острый угол.
б. Построить отрезки.
Первый отрезок 7 см, второй отрезок на 4 см длиннее, чем первый, а третий на 5 см
короче, чем второй.
II вариант.
1. Задача.
Мама купила 8 кг яблок, а груш на 3 кг больше. Сколько кг фруктов купила мама
всего?
2. Примеры.
20-14+8=
11- 9=
16
6+ 9- 10=
18- 8=
7+ 7 – 8=
6 + 5=
16-8+10=
8 + 8=
4+ 9 – 7=
18-15=
3. Геометрический материал.
а. Построить прямой и тупой угол.
б. Построить отрезки.
Первый отрезок 12 см, второй отрезок на 6 см короче, чем первый, а третий на 4 см
длиннее, чем второй.
Контрольная работа по теме «Умножение и деление».
I вариант.
1. Задача.
На один стол дежурная ставит 4 тарелки. Сколько тарелок она поставит на 3 стола?
2. Примеры.
2х4 =
3 х 4 – 8=
2х8 =
4 х 4 – 9=
18:2=
20:5+12=
16:4=
18:3+14=
II вариант.
1. Задача.
В живом уголке в одной клетке 4 хомяка. Сколько хомяков в 3 клетках?
2. Примеры.
2х3=
3х6-9=
2х9=
4х3-6=
16:2=
15:5+13=
12:4=
15:3+15=
Контрольная работа за I полугодие.
17
I вариант.
1. Записать счёт:
- по 2 до 20;
- по 10 до 100.
2. Сравнить числа:
40…80
90…40
100…70
10…50
3. Состав чисел:
7 дес. = … ед.
40 ед. = … дес.
10 дес. = … ед.
80 ед. = … дес.
4. Задача.
Коля расставил поровну 15 книг на 3 полки. Сколько книг на каждой полке?
5. Примеры.
70 + 20 =
15:3+12=
80 – 40 =
18:3+9=
2х5+30=
20:2+40=
3х4 + 8=
10:2х3=
4х4 – 9=
4х5-10=
6. Геометрический материал.
Построить прямой и тупой угол.
II вариант.
1. Записать счёт:
- по 3 до 18;
- по 10 от 100.
2. Сравнить числа:
30…60
80…70
18
100… 40
20…50
3. Состав чисел:
8 дес. = … ед.
50 ед. =… дес.
1 дес. = … ед.
100 ед. = … дес.
4. Задача.
Миша поставил на 3 полки по 5 книг на каждую. Сколько книг на полках?
5. Примеры.
50 + 30 =
20:2+50=
60 – 20 =
14:2+13=
4х5+70 =
20:4+9=
3х6 + 2 =
10:5х8=
4х3 – 8 =
5х4-10=
6. Геометрический материал.
Построить прямой и острый угол.
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без
перехода через разряд» (изученные случаи).
Iвариант.
1. Задача.
В магазин привезли 46 ящиков яблок, а груш на 4 ящика меньше. Сколько всего
ящиков фруктов привезли в магазин?
2. Примеры.
54+3=
44+5=
67 -2=
2+35=
37+20=
84-22=
42-30=
76-26=
37+12=
33+42=
67 – (34 + 12) =
25 + (58 – 24) =
19
II вариант.
1. Задача.
С поля собрали 56 мешков огурцов, а капусты на 23 мешка меньше. Сколько всего
мешков овощей собрали?
2. Примеры.
43+5=
52+6=
88 -4=
5+23=
55+20=
48-22=
62-30=
63-23=
58+11=
33+52=
89 – (56 + 12) =
45 + (46 – 22) =
Контрольная работа за III четверть.
I вариант.
1. Записать счёт:
- от 37 до 43.
2. Сравнить числа:
45…28
14…26
80…91
3. Состав чисел:
4 дес. 7 ед. =
68= … дес. … ед.
9 дес. =
40= … дес.
4. Задача.
Для школьной мастерской купили 54 рубанка, а молотков на 34 штуки меньше.
Сколько штук инструментов купили всего?
5. Примеры.
38 + 21 =
60-2+31=
47 + 33 =
84+16-7=
75 – 42 =
20+(54-40)=
20
80 – 7 =
70-(32+37)=
100 – 54 =
6. Геометрический материал.
Построить отрезки.
Длина первого отрезка 12 см, длина второго отрезка на 2 см короче первого.
II вариант.
1. Записать счёт:
- от 27 до 35.
2. Сравнить числа:
81…65
39…43
15…27
3. Состав чисел:
5 дес. 8ед.=
74= … дес. … ед.
4 дес.=
80= … дес.
4. Задача.
В школьной мастерской сделали 37 больших лопат, а маленьких на 13 лопат больше.
Сколько лопат всего сделали в мастерской?
5. Примеры.
54 + 23 =
70-3+21=
36 + 14 =
82+18-4=
86 – 45 =
30+(67-50)=
70 – 6 =
80-(42+37)=
100 – 67 =
6. Геометрический материал.
Построить отрезки.
Длина первого отрезка 7 см, длина второго отрезка на 3 см длиннее первого.
Итоговая контрольная работа.
I вариант.
21
1. Задача.
У Саши 14 марок, у Коли 25 марок, а у Вани на 11 марок меньше, чем у Саши и Коли
вместе. Сколько марок у Вани?
2. Примеры.
95-42=
24+50=
58+42=
(36-31)х3=
14 : (15-8)=
21+18:2=
16 : 4 х 5=
60-32=
3. Геометрический материал. (построить отрезки).
Длина первого отрезка 12 см, длина второго отрезка на 5 см короче первого.
II вариант.
1. Задача.
У Оли 18 значков, у Зины 12 значков, а у Вали на 25 значков больше, чем у Оли и Зины
вместе. Сколько значков у Вали?
2. Примеры.
79-36=
40+35=
57+23=
100- 18:2=
(32-30)х6=
20 : (13-9)=
12 : 4 х5=
80-36=
3. Геометрический материал. (построить отрезки)
Длина первого отрезка 4 см, длина второго отрезка на 7 см длиннее первого
Приложение
Контрольно-измерительные материалы по математике.
Контрольная работа по математике. Входной срез.
Цель работы: проверить знания:
-натурального ряда чисел в пределах 20 в прямом и обратном порядке;
-порядка выполнения арифметических действий в выражениях без скобок; проверить
умения:
-выполнять сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд;
-определять время по часам;
-чертить отрезки заданной длины и больше данного;
-решать простые арифметические задачи на уменьшение числа нанесколько единиц.
I вариант
1. Вставь пропущенные числа:
14 __ __ 17 __ 19 __
22
19 __ __ 16 __ __ 13
2. Вычисли:
14 – 4 18 – 0 + 2
17 + 2 14 – 3 + 5
10 + 4 0 + 10 – 10
3. Запиши цифрами, сколько времени на часах:
4. Реши задачу: В саду растут кусты смородины и крыжовника. Кустов смородины 20, а
крыжовника на 10 меньше. Сколько кустов крыжовника растет в саду?
5*. Начерти один отрезок длиной 4 см, а другой на 5 см больше.
II вариант
1. Вставь пропущенные числа:
7 __ __ 10 __ 12 __ __ 15
2. Вычисли:
16 – 6 19 + 1
14 – 1 8 + 2 – 4
10 + 7
3. Реши задачу: В конюшне стояло 14 лошадей, а жеребят на 3 меньше. Сколько жеребят
стояло в конюшне?
4. Начерти два отрезка. Один длиной 10 см, а другой 3 см.
5*. Построй треугольник с прямым углом.
III вариант
1. Вставьте пропущенные числа:
1 _ 3 _ 5 _ 7 _ 9
2. Вычисли:
10 – 8
6+3
2+6–3
3. Реши задачу: На одной тарелке лежало 3 яблока, а на другой – 5 яблок. Сколько
лежало яблок на тарелках?
Контрольная работа по математике за I четверть
Цель работы: проверить знания:
-натурального ряда чисел в пределах 20;
-таблицы умножения чисел в пределах 20 на 2, 3, 4, 5;
проверить умения:
-выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с переходом и без перехода через разряд;
-строить прямоугольник по заданным сторонам;
-решать простые арифметические задачи на увеличение числа на несколько единиц;
-складывать именованные числа.
I вариант
1. Запиши ряд чисел:
от 7 до 20 от 20 до 4
2.Вычисли:
4 + 7 11 – 3 2 х 3
6 + 6 20 – 19 4 х 2
9 + 9 18 – 2 3 х 3
11 + 8 14 – 10 5 х 1
3. Реши задачу: В бочке помещается 12 литров воды, а в бидоне на 6 литров больше.
Сколько литров воды в бидоне?
4. Вычисли:
23
3 кг + 2 кг 3 к + 4 к7 л + 7 л
5*. Построй прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см.
II вариант
1. Вставь пропущенные числа:
20 __ __ 17 __ __ __ 13 __ __ __ 9
2. Вычисли:
9 + 311 – 8 2 х 2
6 + 6 13 – 4 2 х 3
3. Реши задачу: В первой группе детского сада 11 детей, во второй на 5 детей больше.
Сколько детей во второй группе?
4. Построй прямоугольник со сторонами 2 см и 5 см.
III вариант
1. Запиши числа от 1 до 10.
2. Реши примеры: 5 + 3
2+47–1
12 – 1
3. Реши задачу: В банке было 5 литров воды. Выпили 2 литра воды. Сколько литров воды
осталось в банке?
4. Сравни: 4 … 7
8…2 1…6
5…5
Контрольная работа по математике за II четверть
Цель работы: проверить знания:
-ряда натуральных чисел в пределах 100;
-таблицы умножения и деления чисел в пределах 20;
-мер длины и их соотношения;
проверить умения:
-выполнять сложение и вычитание в пределах 20;
-сравнивать именованные числа;
-решать простые задачи на умножение;
-решать арифметические задачи на увеличение числа в несколько раз;
-находить прямые углы.
I вариант
1. Вычисли:
16 + 3 20 – 8 2 х 3 25 : 5
8 + 11 19 – 9 3 х 4 16 : 2
11 + 5 18 – 3 5 х 4 15 : 3
2. Сравни:
1 дм 2 см …. 2 см 3 м …. 10 дм 8 см …. 2 дм 6 м 4 дм …. 64 дм
3. Реши задачу: Первый мультфильм шел по телевизору 5 минут, второй в 2 раза больше.
Сколько минут шёл второй мультфильм? 4. Найди прямые углы и выпиши их номера: 1.
2.
3.
4.
5*. Продолжи: 10, 20, 30, 40, …, …, …, …, …, 100.
II вариант
1. Запиши числа от 23 до 31:
24
23 _, _, _, _, _, _, _, 31.
2. Вычисли:
79 + 1 4 х 2
32 – 1 + 9
86 – 1 18 : 2 43 + 7 – 9
3. Реши задачу: Булочка стоит 2 рубля. Сколько нужно заплатить за 4 таких булочки?
4. Построй отрезок длиной 11 см. Сколько дециметров и сантиметров получилось?
Запиши.
III вариант
1. Реши примеры:
6+3
8–71+5
8+1
10 – 2 6 – 3
2. Сравни: 2 см ... 2 см 1 м ... 2 м
3. Реши задачу: Первый мультфильм шёл по телевизору 5 минут, второй мультфильм на 2
минуты больше. Сколько минут продолжался второй мультфильм?
4. Продолжи: 2, 4, ..., 8, ….
Контрольная работа по математике за III четверть
Цель работы: проверить знания:
-натуральных чисел в прямом и обратном порядке в пределах 100;
-таблицы умножения;
-порядка действий в выражениях без скобок;
проверить умения:
-выполнять арифметические действия в пределах 100;
-решать арифметические задачи на уменьшение числа в несколько раз;
-строить углы всех видов.
I вариант
1. Продолжи ряд чисел:
0, 2, 4, … 17, 15, 13, …
2. Вычисли:
16 + 14 – 10 4 х 5 + 4712 + 5 х 3
22 – 11 + 18 2 х 3 + 23 90 – 5 х 2
58 – 2 х 9 4 х 4 – 11
3. Реши задачу: В соревнованиях участвовало 2 команды. В первой команде было 12
человек, а во второй в 3 раза меньше, чем в первой. Сколько человек участвовало во
второй команде?
4. Начерти острый, тупой и прямой углы.
5*. Построй квадрат со стороной 4 см.
II вариант
1. Запиши числа от 45 до 37: 45, _, _, _, _, _, _, _, 37.
2. Вычисли:
35 + 13 40 – 5
64 – 31 5 х 2
42 + 8 16 : 2
25
3. Реши задачу: В саду росло 18 яблонь, а груш в 2 раза меньше. Сколько грушевых
деревьев росло в саду?
4. Начерти острый, тупой и прямой углы.
III вариант
1. Вставь пропущенные числа:
17, …, 19
5, 6, …
13, …, 11
14, ..., 12
2. Реши примеры:
17 – 7
15 + 1
10 – 4
11 + 3
3. Реши задачу: У Оли было 7 конфет, она съела 2 конфеты. Сколько конфет осталось у
Оли?
Контрольная работа по математике за год
Цель работы: проверить знания:
-порядка действий в выражениях в 2 действия;
-таблицы умножения и деления чисел в пределах 20;
-единиц измерения длины, времени и их соотношения; проверить умения:
-выполнять сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд; складывать и вычитать именованные числа;
-решать составные арифметические задачи в 2 действия (сложение и вычитание);
-строить пересекающиеся отрезки по заданной длине.
I вариант
1. Вычисли:
(56 – 44) : 4 47 сут. – 15 сут.
(100 – 97) х 6 13 сут. + 15 сут.
(88 – 84) х 4 1 год – 3 мес.
2. Реши задачу: Ученики посадили 100 саженцев деревьев. Из них было 23 ёлочки, 36
сосёнок, а остальные берёзки. Сколько берёзок посадили ученики?
3. Сравни и поставь знак =, <, >:
47 … 40 90 см….9 дм
52 ... 54 25 см….45 см
4.Начерти пересекающиеся отрезки, длина которых 6 см и 8 см.
5*. Построй прямоугольник со сторонами 3 и 6 см.
II вариант
1. Вычисли:
18 : 2 + 7 (90 – 70) : 2
2. Реши задачу: На верхней полке в буфете стоят 4 чашки, на средней полке – 6 чашек, а
на нижней столько, сколько на верхней и средней вместе. Сколько чашек стоит на нижней
полке?
3. Сравни и поставь знак =, <, >:
2 х 7….7 х 2
3 + 3 + 3 + 3 + 3….18
4. Построй один отрезок длиной 7 см, а другой – на 5 см длиннее.
III вариант
26
1. Реши примеры:
2х2
3х2
8 + 12 8 : 2
15 – 10 24 – 2
2. Реши задачу: Боря купил 8 открыток. Папа ему подарил еще 3 открытки. Сколько
открыток стало у Бори?
3. Сравни:
4 … 14
10 … 13 2 м … 5 м
16 см … 18 см
4. Построй отрезок длиной 4 см.
27