ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная
«Адаптированная
рабочая
физическая
программа
культура»
по
учебному
составлена
в
предмету
соответствии
с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании» в Российской Федерации.
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных
учреждений
РФ,
реализующих
программы
общего
образования приказ №1312 от 9 марта 2004года.
Целью данной программы является:
- сообщать знания по физической культуре,
- формировать двигательные навыки и умения,
- содействовать коррекции недостатков физического развития и моторики
учащихся, а также их воспитанию.
Содержание программы позволяет успешно решать следующие задачи:
-
преодолевать
нарушения
физического
развития
и
моторики,
пространственной организации движений.
- укреплять и развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы,
опорно-двигательный аппарата.
- содействовать формированию у учащихся правильной осанки
- готовить учащихся к выполнению легкоатлетических, гимнастических
упражнений, играм.
- научить основным видам двигательных действий и выполнению их в
различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого
двигательные качества.
С учетом уровня обученности воспитанника данного класса основными
задачами являются:
- воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность,
организованность и самостоятельность.
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и
коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.
По психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд
конкретных задач физического воспитания:
- коррекция и компенсация нарушений физического развития;
- развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
- формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и
навыков;
- развитие у учащихся основных физических качеств, привитие
устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому
развитию.
Основные направления коррекционной работы:
- коррекция и компенсация нарушений физического развития;
- развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
- формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и
навыков;
- обогащение словаря
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ
физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и
коррекционных упражнений.
Легкоатлетические
упражнения
проводятся
преимущественно
на
открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный
эффект.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На учебный предмет «Физкультура » отводится 3 часа в неделю (33
учебные недели) 99 часов в год.
Учебный
предмет
Количество
часов в
неделю
Адаптивная
физкультур
а
3
1
триместр
2
триместр
3
триместр
4
триместр
15
15
18
15
5
триместр
6
триместр
18
18
Кол
ичес
тво
часо
вв
год
99
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета используют и тем самым
подкрепляют умения, полученные на уроках литературного чтения, русского
языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и
физической культуры, а также во внеурочной деятельности и позволяют
заниматься всесторонним формированием личности учащихся, расширяя
набор ценностных ориентиров.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования
живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для
подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни,
на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой
природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней
как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства
красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового
образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и
социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение
жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой
способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка
социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность
культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым
жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и
поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами,
законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является
человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод
человека, обладание
чувствами
справедливости,
милосердия,
чести,
достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена
общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность
патриотизма одно
из
проявлений
духовной
зрелости
человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в
осознанном желании служить Отечеству.
5. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
- развитие этических качеств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении физической
культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и
психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и
здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
Минимальный уровень:
-представление о физической культуре как средстве укрепления здоровья;
-понимание объяснений учителя, доступной спортивной терминологии;
-представление
о
бережном
обращении
с
инвентарём
и
оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе
участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
- знания
о
физической
культуре
как
средстве
укрепления
здоровья,
физического развития и физического совершенствования человека;
- знание основных видов двигательной
активности
в
процессе
физического двигательных действий;
- знание
правил,
техники
выполнения понимание инструкций учителя,
доступной спортивной терминологии;
- выполнение
осанки
и
комплексов
развития
упражнений
мышц
туловища,
для
формирования
развития
основных
правильной
физических
качеств;
- знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и
оборудованием;
Базовые учебные действия
Регулятивные:
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задаче
й и условиями ее реализации;
умение оценивать правильность выполнения действий, адекватно
воспринимать предложения и оценку учителя.
Познавательные:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого
и поискового характера.
6. Основное содержание учебного предмета
Учебный материал составлен с учетом физического развития, моторики,
соматического состояния учащихся данного типа школы. Он дает возможность
оказывать избирательное воздействие на различные дефекты в элементарных
движениях учеников и содействует развитию способности организовать
сложные двигательные комплексы, особенно те, которые необходимы в
учебной и трудовой деятельности.
Весь материал условно разделен на следующие разделы: основы знаний,
развитие
двигательных
способностей
(ОФП),
профилактические
и
корригирующие упражнения.
Профилактические и корригирующие упражнения составлены таким
образом, чтобы была возможность избирательного воздействия на ослабленные
и спастические группы мышц с целью коррекции нарушенных двигательных
функций. В самостоятельный подраздел вынесены дыхательные упражнения
для
расслабления
прямостояния,
для
мышц,
для
формирования
формирования
свода
стоп
функций
(их
равновесия,
подвижности
и
опороспособности), а также упражнения для развития пространственной
ориентировки и точности движений.
Упражнения этих подразделов в силу особой значимости должны быть
включены в каждый урок. Независимо от общих задач и содержания его
основной части.
Раздел «Развитие двигательных способностей (ОФП)» направлен на
развитие физических качеств и на формирование возрастных локомоторностатических функций, необходимых прежде всего в быту, в учебном процессе и
трудовой деятельности. Упражнения с предметами в силу их особого значения
для детей, вынесены в данный раздел и представлены большим практическим
материалом, который необходимо освоить с учениками для обогащения их
двигательного опыта. Это упражнения с гимнастическими палками, малыми
мячами, с флажками, обручами. При прохождении программы особое внимание
нужно уделять формированию правильной, устойчивой и быстрой ходьбы, с
индивидуальной коррекцией дефектов походки.
Учебно-тематический план
№
Вид программного материала
Количество часов
1
Общая физическая подготовка
49
2
Гимнастика с элементами акробатики
50
ВСЕГО
99
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема
Теоретические сведения Правила ТБ,
личной гигиены. Основы знаний по
ФК.
Теоретические сведения Правила ТБ,
личной гигиены. Основы знаний по
ФК.
Элементы
строевой
подготовки.
Основные ИП и движения головы, рук
и ног. Различные ИП. Выполнение
изолированных движений головы, рук,
ног.
Основные ИП и движения головы, рук
и ног. Различные ИП. Выполнение
изолированных движений головы, рук,
ног.
Ползание.
Ползание.
Упражнения с предметами и без
предметов. Выполнение упражнений
без
предметов,
с
мячами,
гимнастическими палками.
Упражнения с предметами и без
предметов. Выполнение упражнений
без
предметов,
с
мячами,
гимнастическими палками.
Различные
виды
передвижений.
Выполнение
различных
видов
передвижения по мату.
Самост.
№
Индивид.
Календарно-тематическое планирование
Количество
часов
По плану
0,25
0,75
1
2.09
1
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
0,25
0,25
Дата проведения
9.09
16.09
По факту
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Знакомство
с
дыхательной
гимнастикой,
знакомство
с
упражнениями на равновесие.
Выполнение
движений
головой:
наклоны (вправо, влево, вперед в
положении сидя)
Выполнение
движений
головой:
наклоны (вправо, влево, вперед в
положении сидя)
Выполнение
движений
головой:
повороты (вправо, влево в положении
сидя)
Выполнение
движений
головой:
повороты (вправо, влево в положении
сидя)
Выполнение
движений
головой:
«круговые» движения (по часовой
стрелке и против часовой стрелки).
Выполнение
движений
головой:
«круговые» движения (по часовой
стрелке и против часовой стрелки).
Выполнение
движений
головой:
«круговые» движения (по часовой
стрелке и против часовой стрелки).
Выполнение
движений
головой:
«круговые» движения (по часовой
стрелке и против часовой стрелки).
Оздоровительная и корригирующая
гимнастика. Повторение упражнений
на равновесие.
Упражнения на равновесие.
Упражнения на равновесие.
Выполнение движений руками: вперед,
назад, вверх, в стороны, «круговые».
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,75
1
1
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
0,75
1
23.09
30.09
14.10
21.10
28.10
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Выполнение движений руками: вперед,
назад, вверх, в стороны, «круговые».
Выполнение движений руками: вперед,
назад, вверх, в стороны, «круговые».
Выполнение движений пальцами рук:
сгибание /разгибание фаланг пальцев,
сгибание пальцев в кулак /разгибание.
Выполнение движений пальцами рук:
сгибание /разгибание фаланг пальцев,
сгибание пальцев в кулак /разгибание.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Выполнение движений плечами.
Выполнение движений плечами.
Упражнения, направленные на развитие
общей и мелкой моторики.
Упражнения, направленные на развитие
общей и мелкой моторики.
Изменение позы в положении сидя:
поворот (вправо, влево), наклон
(вперед, назад, вправо, влево.
Изменение позы в положении сидя:
поворот (вправо, влево), наклон
(вперед, назад, вправо, влево.
Выполнение движений пальцами рук:
Сжимание предмета: прищепка
Выполнение движений пальцами рук:
Сжимание
предмета:
прищепка.
Наблюдение за руками.
Ползание.
Ползание.
Выполнение
движений
головой:
«круговые» движения (по часовой
1
1
1
1
0,75
1
1
1
1
0,75
1
1
0,75
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
0,25
0,75
1
9.12
0,25
1
1
0,75
1
1
1
16.12
0,25
0,25
0,25
0,25
4.11
11.11
25.11
2.12
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
стрелке и против часовой стрелки).
Выполнение
движений
головой:
«круговые» движения (по часовой
стрелке и против часовой стрелки).
Упражнения на равновесие.
Упражнения на равновесие.
Упражнения на равновесие.
Упражнения, направленные на развитие
общей и мелкой моторики.
Упражнения, направленные на развитие
общей и мелкой моторики.
Выполнение
движений
головой:
повороты (вправо, влево в положении
сидя)
Выполнение
движений
головой:
повороты (вправо, влево в положении
сидя)
Выполнение движений пальцами рук:
Сжимание предмета: прищепка
Выполнение движений пальцами рук:
Сжимание предмета: прищепка
Упражнения, направленные на развитие
общей и мелкой моторики.
Упражнения, направленные на развитие
общей и мелкой моторики.
Передача предметов.
Передача предметов.
Прокатывание мяча между ладоней.
Прокатывание мяча.
Выполнение
движений
головой:
«круговые» движения (по часовой
стрелке и против часовой стрелки).
Выполнение
движений
головой:
«круговые» движения (по часовой
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
0,75
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
1
1
0,75
1
23.12
30.12
13.01
20.01
27.01
10.02
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
стрелке и против часовой стрелки).
Упражнения на равновесие.
Упражнения на равновесие.
Упражнения, направленные на развитие
общей и мелкой моторики.
Упражнения, направленные на развитие
общей и мелкой моторики.
Выполнение
движений
головой:
«круговые» движения (по часовой
стрелке и против часовой стрелки).
Выполнение
движений
головой:
повороты (вправо, влево в положении
сидя)
Изменение позы в положении сидя:
поворот (вправо, влево), наклон
(вперед, назад, вправо, влево.
Изменение позы в положении сидя:
поворот (вправо, влево), наклон
(вперед, назад, вправо, влево.
Изменение позы в положении сидя:
поворот (вправо, влево), наклон
(вперед, назад, вправо, влево).
Выполнение
движений
головой:
повороты (вправо, влево в положении
сидя)
Упражнения, направленные на развитие
общей и мелкой моторики.
Упражнения, направленные на развитие
общей и мелкой моторики.
Упражнения с предметами и без
предметов.
Упражнения с предметами и без
предметов.
Выполнение движений руками: вперед,
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
1
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
0,75
1
17.02
3.03
10.03
17.03
24.03
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
назад, вверх, в стороны, «круговые»
движения
Выполнение
движений
головой:
повороты (вправо, влево в положении
сидя)
Прокатывание мяча друг другу.
Прокатывание мяча друг другу.
Передача предметов
Передача предметов
Выполнение движений пальцами рук с
помощью
педагога:
Сжимание
предмета: прищепка
Выполнение движений пальцами рук:
Сжимание предмета: прищепка
Выполнение движений пальцами рук:
Сжимание предмета: прищепка
Выполнение
движений
головой:
повороты (вправо, влево в положении
сидя)
Упражнения, направленные на развитие
общей и мелкой моторики.
Упражнения, направленные на развитие
общей и мелкой моторики.
Выполнение
упражнений,
направленных на развитие общей и
мелкой моторики рук.
Выполнение
движений
головой:
«круговые» движения (по часовой
стрелке и против часовой стрелки).
Выполнение
движений
головой:
«круговые» движения (по часовой
стрелке и против часовой стрелки).
Выполнение
движений
головой:
«круговые» движения (по часовой
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
0,75
1
31.03
7.04
21.04
28.04
5.05
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
стрелке и против часовой стрелки).
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Изменение позы в положении сидя:
поворот (вправо, влево), наклон
(вперед, назад, вправо, влево.
Изменение позы в положении сидя:
поворот (вправо, влево), наклон
(вперед, назад, вправо, влево.
Упражнения на равновесие.
Повторение и закрепление упражнений
на равновесие.
Выполнение движений руками: вперед,
назад, вверх, в стороны, «круговые».
Выполнение движений руками: вперед,
назад, вверх, в стороны, «круговые».
Выполнение движений руками: вперед,
назад, вверх, в стороны, «круговые».
Диагностика двигательного развития
Диагностика двигательного развития
ВСЕГО
1
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
0,25
0,75
1
8,25
1
1
90,75
1
1
99
0,25
0,25
12.05
19.05
26.05