1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математические представления»
разработана в соответствии с федеральными и региональными нормативными
документами:
1.Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
образования основной общеобразовательной программой начального общего
образования обучающихся с тяжелыми множественными
нарушениями развития ( вариант 6.4), утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 (далее –
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями); Составлена в соответствии с
требованиями ФГОС НОО и ФАОП НОО, утвержденной приказом
Минпросвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1023.;
3.Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 22.03.2021 года № 115;
4.Письмом Министерства Образования и науки Российской Федерации от
11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
5.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
7.Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 28.12.201№ 345;
8.Перечнем организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных
программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.06.2016 № 699;
9 Адаптированная рабочая программа начального общего образования
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), ТМНР (вариант 6.4);
10.Уставом МОУ "Вербенская СШ"
Рабочая программа разработана в соответствии с локальными актами
Образовательного учреждения:
Учебным планом Образовательного учреждения на 2025-2026 учебный
Положением о рабочей программе;
Адаптированная рабочая программа начального общего образования для
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с
умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 6.4)
Цель обучения: формирование
элементарных математических
представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
посредством создания условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с НОДА с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта
Основными задачами программы являются:
развитие
элементарной,
жизнеобеспечивающей
ориентировки
в
пространственно- временных, величинах и количественных отношениях
окружающей действительности;
воспитание у обучающихся чувства патриотизма;
развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;
развитие способностей осмысливать события и явления действительности во
взаимосвязи прошлого, настоящего будущего;
становление многосторонне развитого гражданина России в культурном ,
нравственном и физическом отношении;
развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов;
формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях,
измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
формирование элементарных обще учебных умений;
овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой
ориентировки в окружающей действительности;
развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на
основе ознакомления с бытовыми, здоровье сберегающими ситуациями,
развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного
и логического мышления;
общее развитие обучающихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью.
Принципы и подходы к формированию Программы
Подходы к формированию АОП НОО для обучающихся с НОДА с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР.
В основу реализации Программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к реализации Программы предполагает учет особых образовательных
потребностей обучающихся с НОДА как неоднородной по составу группы, отличающейся по возможностям
освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации в рамках АОП
НОО разработку и реализацию индивидуальных учебных планов.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АОП НОО обеспечивает разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал
развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки,
раскрывающих
основные закономерности процесса обучения и
воспитания
обучающихся, структуру образовательной деятельности.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА
младшего школьного возраста определяется
характером
организации
доступной
им
деятельности
(предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, в т.ч. за счёт специальных учебных предметов, чем обеспечивается овладение содержанием
образования.
Принципы формирования Программы:
а)принципы государственной политики Российской Федерации в области образования
(гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер
образования,
общедоступность
образования,
адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников);
б)принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
в)принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
г)принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности
обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
д)онтогенетический принцип;
е)принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП НОО ориентировку на ФАОП
основного общего образования
обучающихся с ОВЗ, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;
ж)принцип целостности содержания образования;
з)принцип
направленности
на
формирование
деятельности, обеспечивает возможность овладения
обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
и)принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной
ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
к)принцип сотрудничества с семьей;
л)принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование
технологий, которые могут нанестивред физическому
и (или)
психическому
здоровью обучающихся,
приоритет
использования
здоровьесберегающих педагогических технологий.
Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать
требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением
Главного государственного
санитарного
врача Российской Федерации
от 28.01.2021г.
№2
(зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации
29.01.2021г.,
регистрационный №62296), действующими до 01.03.2027г. (далее -Гигиенические нормативы), и санитарными
правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 (зарегистрировано
Министерством
юстиции Российской
Федерации
18.12.2020г., регистрационный №61573),
действующими до 01.01.2027г. (далее -Санитарно-эпидемиологические требования).
2.Общая характеристика учебного предмета,
с учетом особенностей его освоения обучающимися
1.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА Обучающийся с НОДА в структуре ТМНР,
психофизическое состояние
которого не позволяет освоить АОП НОО (вариант 6.3), либо обучающийся который испытывает существенные
трудности в ее освоении, получает образование по варианту 6.4 АОП НОО, на основе которой образовательная
организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития, учитывающую индивидуальные
образовательные потребности обучающегося.
Для таких обучающихся с характерно сочетание нарушений интеллектуального развития с
нарушениями зрения,
слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и
эмо-ционально-волевой
сферы,
выраженными
в
различной
степени и сочетающимися в разных вариантах.
Дети имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза и, как следствие, полную или почти
полную зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности.
Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении.
Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с
несформированностью языковых средств и речемоторных функций порождения экспрессивной речи.
Степень умственной отсталости колеблется от выраженной до глубокой. Дети данной группы с менее
выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и
навыков, значимых для социальной адаптации детей.
У большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей
пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.);
наличие отдельных
двигательных
действий
(захват,
удержание предмета, контролируемые
движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения детей выполнению
доступных
операций
самообслуживания
и предметно-практической деятельности.
Обучение строится с учётом специфики развития ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями
развития с тяжёлыми и множественными нарушениями.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
В структуру особых образовательных потребностей входят, с одной стороны, образовательные потребности,
свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для
обучающихся с НОДА.
К общим потребностям относятся:
-получение специальной помощи средствами образования;
-психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с НОДА с педагогическими
работниками и одноклассниками;
-психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной
организации;
-индивидуализация обучения для детей с НОДА требуется в большей степени, чем для обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья;
-особая пространственная и временная организация образовательной среды;
-максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с
широким социумом.
Особые потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание
образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
-введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в образовательной
программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
-использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе
специализированных
компьютерных и
ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных
путей» обучения;
-наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач,
решаемых в процессе образования;
-специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
-специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
-коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру
коммуникативных ситуаций;
-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
-максимальное расширение образовательного пространства - выход за пределы образовательной организации.
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата
задаются спецификой двигательных нарушений,
а
также
спецификой
нарушения
психического развития, и определяют особую логику построения образовательного процесса, находят своё
отражение в структуре и содержании образования.
Особенности образования обучающихся с НОДА
Обучающийся с НОДА в структуре ТМНР, психофизическое состояние которого не позволяет освоить АООП
НОО (вариант 6.3), либо обучающийся который испытывает существенные трудности в ее освоении, получает
образование по варианту 6.4 АОП НОО, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную
индивидуальную программу развития, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Для обучающихся по варианту 6.4 ФАОП НОО характерно сочетание нарушений опорно-двигательного
аппарата с нарушениями интеллектуального развития, зрения,
слуха,
расстройствами аутистического спектра
и эмоционально-волевой
сферы,
выраженными в различной степени
и
сочетающимися в разных вариантах.
АОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.4) включает: обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений.
АОП
реализуется
образовательной
организацией
через
урочную
и внеурочную деятельность в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также другими нормативно-правовыми
документами.
Общая характеристика учебного предмета, с учетом особенностей его освоения обучающимися
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 1доп. 1-4 классы В соответствии с требованиями
ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ применительно к варианту 6.4 ФАОП НОО результативность обучения может
оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения ФАОП НОО
представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ устанавливает требования к результатам освоения обучающимися АООП, которые
рассматриваются в варианте 6.4, как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и
специфическими образовательными потребностям обучающихся
Программа разработана на основе программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.:
ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.
В ходе реализации задач учебного предмета «Математические
представления»
особое
внимание
обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации. Для овладения элементарными
математическими знаниями большое значение имеет развитие сенсорных представлений.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными
нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний.
Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. У большинства
обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с
выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без
специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для
них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок
научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать
номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество
продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения
программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности,
т.е.
во
повседневных задач.
временных,
количественных, пространственных отношениях, решении
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В учебном плане на изучение данного предмета «Математика» отводится 4 часа в неделю.
1дополнительный класс – 4 часа в неделю – 33 учебных недели – всего 132часов.
1 класс- 4 часа в неделю 33 учебных недели – всего 132 часов 2 класс- 4 часа в неделю 34 учебных
недели – всего 136 часа 3 класс- 4 часа в неделю 34 учебных недели – всего 136 часа 4 класс- 4 часа в
неделю 34 учебных недели – всего 136 часа
Часы в рабочей программе распределяются с учётом подготовленности детей к усвоению ими учебного материала
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для начального общего образования обучающихся
с
тяжелыми
множественными
нарушениями развития (вариант 6.4) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ
представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные:
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и бедующему на основе
исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развивать
гражданственность
и
национальное
самосознание обучающихся;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции
через
деятельность
органов
ученического самоуправления;
- физическое развитие обучающихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни;
- активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию;
- обращается к взрослому в случаях затруднений в деятельности, во взаимодействии и прочее, а также
когда ему необходимо получить новую информацию
использовать
практические
пробы
для
решения
различных познавательных задач;
проявлять устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым; выражать потребность в общении со
знакомым взрослым и включение в коммуникативную
ситуацию
при использовании невербальных
и
вербальных и альтернативных средств коммуникации;
может самостоятельно достигать цели в интересной (привлекательной) для него познавательной или продуктивной
видах деятельности;
обращается к взрослому в случаях затруднений в деятельности, во взаимодействии и прочее, а также когда
ему необходимо получить новую информацию.
Предметные: (Математика)
Математические представления
складывать и перекладывать мелкие игрушки из одной ёмкости в другую;
знать основные геометрические
формы (шар, куб);
воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях;
методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания;
развивать у углублять знания об истории и культуре родного края;
формировать у обучающихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
иметь представление о величине (шар большой или маленький);
уметь реагировать и изображать (в силу возможностей ученика) с помощью имитационных действий
погодные явления (холодно-тепло, идет дождь, снег и т.п.); называть эти явления (по возможностям обучающихся);
иметь представления о количестве (много- мало- пусто);
иметь представление об основных цветах (жёлтый, красный, синий, зелёный);
складывать разрезные картинки из двух частей с использованием приема накладывания на образец и по
образцу (игрушки, овощи, фрукты, знакомые животные);
иметь представление о цифре «1»; выкладывать цифру «1» из палочек;
совершать практические действия на выделение количества (много, мало, пусто, один, два) с использованием
плодов, воды, геометрических фигур, игрушек, картинок.
БУДы:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
фиксировать взгляд на звучащей игрушке;
фиксировать взгляд на яркой
игрушке;
фиксировать взгляд на движущей игрушке;
переключать взгляд с одного предмета на другой;
фиксировать взгляд на лице педагога;
фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса; фиксировать взгляд на изображении;
фиксировать взгляд на экране монитора; понимать жестовую инструкцию;
понимать инструкцию по пиктограммам;
выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения);
использовать по назначению: бумагу, карандаш, мел; выполнять действие способом рука-вруке;
подражать действиям, выполняемым педагогом;
последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;
соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, принимает оценку деятельности,
корректирует свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться,
сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства
в
конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с окружающими
5. Содержание учебного предмета "Математические представления" на первом этапе обучения (11- 4 классы)
Раздел 1 Представления о форме
Тактильные и зрительные упражнения на определение формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Тактильные и визуальные упражнения на выбор предметов заданной формы. Знакомство с объемными
фигурами— кубом. Игры на развитие представлений о форме предметов.
Раздел 2. Представления о величине
Совместные и самостоятельные упражнения по сопоставлению двух объектов по величине и по длине. Игры
на развитие восприятия отношений по величине.
Раздел 3. Пространственные представления
Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела.
Пространственные представления: слева – справа, впереди, позади, на, под. Расположение на листе бумаги: справа, слева,
по центру. Совместные с обучающимися игры и игровые упражнения на развитие восприятия и воспроизведение
пространственных отношений.
Раздел 4. Временные представления
Закрепление и расширение знаний о явлениях погоды в разные времена года, о характерных признаках времен
года и основные признаки частей суток, представления о деятельности человека в разное время суток.
Совместное с обучающимися рассматривание картинок о временах года, частях суток
о
погодных явлениях,
сопровождая
рассматривание
чтением стихотворений, песенок о зиме, весне, лете.
Раздел 5. Количественные представления
Упражнения на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета.
Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами. Число один, два и цифра 1,2.
Соотнесение количества предметов с нужной цифрой. Количество один. Цифра 1.
6.Тематическое планирование по предмету
«Математические представления»
Календарно-тематическое планирование по предмету «Математические представления»
1 (1) класс, 4 часа в неделю - 132 часа
№ п/п
1-3
час
ы
3
Тема урока
Содержание темы
I Подготовка к изучению математики (110 ч)
Знакомство с красным цветом.
Определение и выделение
предметов красного цвета по
Знакомство с учебником
образцу и вербальной
математики и тетрадью с печатной
основой. Красный цвет. Назначение инструкции из общей картины.
Просмотр мультфильмов для
предметов.
малышей «Красный цвет».
Раскрашивание.
Возможные предметные
результаты
Научиться находить предметы
красного цвета, формировать
представления о понятии «такой
же», отработка навыков
различения и называния
предметов по цвету.
4
1
Группировка предметов по
заданному признаку цвет: красный.
5-7
3
Синий цвет, назначение предметов.
8
1
Группировка предметов по
заданному признаку цвет: синий.
Группировать одинаковые
предметы, формировать
представления о понятии
«такой же», отработка навыков
различения и называния
предметов по цвету. Отработка
выполнения инструкции
«Найди такой же».
Игра в тематическое лото.
Знакомство с синим цветом.
Знать: названия предметов.
Уметь группировать, называть,
различать, подбирать и
сравнивать предметы по
заданным признакам, исключать
«лишнее».
Определение и выделение
предметов синего цвета по
образцу и вербальной
инструкции из общей картины.
Просмотр мультфильмов для
малышей «Синий цвет».
Раскрашивание.
Группировать одинаковые
предметы, формировать
представления о понятии
«такой же», отработка навыков
различения и называния
предметов по цвету. Отработка
выполнения инструкции
«Найди такой же».
Игра в тематическое лото.
синего цвета, формировать
представления о понятии «такой
же», отработка навыков
различения и называния
предметов по цвету.
Научиться находить предметы
Знать: названия предметов.
Уметь группировать, называть,
различать, подбирать и
сравнивать предметы по
заданным признакам, исключать
«лишнее».
9-11
12
13-15
3
1
3
Жёлтый цвет, назначение
предметов.
Группировка предметов по
заданному признаку цвет: жёлтый.
Зелёный цвет, назначение
предметов.
Знакомство с жёлтым цветом.
Определение и выделение
предметов жёлтого цвета по
образцу и вербальной
инструкции из общей картины.
Просмотр мультфильмов для
малышей «Жёлтый цвет».
Раскрашивание.
Группировать одинаковые
предметы, формировать
представления о понятии
«такой же», отработка навыков
Научиться находить предметы
жёлтого цвета, формировать
представления о понятии «такой
же», отработка навыков
различения и называния
предметов по цвету.
Знать: названия предметов.
Уметь группировать, называть,
различать, подбирать и
сравнивать предметы по
различения и называния
заданным признакам, исключать
предметов по цвету. Отработка
«лишнее».
выполнения инструкции
«Найди такой же».
Игра в тематическое лото.
Знакомство с зелёным цветом.
Определение и выделение
Научиться находить предметы
предметов зелёного цвета по
зелёного цвета, формировать
образцу и вербальной
представления о понятии «такой
инструкции из общей картины.
же», отработка навыков
Просмотр мультфильмов для
различения и называния
малышей «Зелёный цвет».
предметов по цвету.
Раскрашивание.
16
1
Группировка предметов по
заданному признаку цвет: синий.
17-19
3
Круг
Группировать одинаковые
Знать: названия предметов.
предметы, формировать
Уметь группировать, называть,
представления о понятии
различать, подбирать и
«такой же», отработка навыков
сравнивать предметы по
различения и называния
заданным признакам, исключать
предметов по цвету. Отработка
«лишнее».
выполнения инструкции
«Найди такой же».
Игра в тематическое лото.
Знакомство с формой - круг:
Развитие зрительный
демонстрация и
представлений, формирование
рассматривание предметов и понятия «круг». Уметь находить,
картинок круглой формы,
обводить круг по заданному
запоминание названия формы
контуру. Определение формы
– круг. Отработка выполнения предметов путем соотнесения с
действия по просьбе «Дай
круг», «Покажи круг».
Закрашивание круглых
предметов (мяч). Наложение
круга на круг.
Конструирование на
плоскости: выкладывание
цветов из мозаики круглой
формы.
кругом (похожа на круг, круглая;
не похожа на круг).
20
1
21
1
22
1
23
24
1
1
Нахождение такого же предмета в
группе других предметов по
качественному признаку - размер:
большой.
Нахождение такого же предмета в
группе других предметов по
качественному признаку - размер:
маленький.
Нахождение такого же предмета в
группе других предметов по
качественному признаку - размер:
большой - маленький.
Нахождение такого же предмета в
группе других предметов по
качественному признаку - размер:
большой - маленький.
Повторение (цвета, круг, размер)
Знакомство с величиной:
большой (маленький). Умение
находить предметы большой
величины.
Демонстрация больших и
маленьких предметов и
игрушек. Отработка
выполнения инструкции «Дай
большой (маленький)…».
Подбор большого и
маленького домиков из
картона. Игра с фигурками
животных (слон и мышка)
«Кто в каком домике живёт».
Конструирование большого и
маленького домов из мегаблоков «Лего». Сравнение
игрушек, картинок по
величине.
Конструирование большого и
маленького домов из мегаблоков «Лего». Сравнение
игрушек, картинок по
величине.
Уметь различать разнородные по
одному признаку предметы по
величине. Сравнивать. Работать с
предметами.
25 -26
2
27
1
Одинаковые, разные по величине.
Что справа (части тела)
Сравнивать два и несколько
Уметь сравнивать предметы по
предметов по величине
признакам (форме, цвету,
способами приложения,
размеру)
наложения, определять эти
признаки предметов словами
большой– маленький, большеменьше, равные, одинаковые
по величине, равной, такой же
величины.
Работа с предметами
различной величины
Работа с трафаретами: обводка
предметов разной величины по
трафарету, раскрашивание.
Вводятся понятия «верх»,
Ориентация в пространственном
«низ», «бок», «перед», «зад»,
расположении частей тела на
которые отрабатываются на
себе (другом человеке,
упражнениях с движениями
изображении): верх (вверху), низ
(поднять руки вверх, вытянуть
(внизу), перед (спереди), зад
руки вперед, наклонить голову
(сзади), правая рука (нога,
вбок и т.д.). Игры, связанные с
сторона тела)
перемещением в пространстве,
изменением положения частей
тела.
28
29
30
1
1
1
Что справа (предметы)
Что слева (части тела)
Что слева (предметы)
Понятия: в середине, между.
31-34
4
35-37
3
Квадрат.
Игры на перемещение по
плоскости. Рисование линий,
обводка штриховка Умение
ориентироваться на листе
бумаги. Отвечать на вопрос:
где?
Игры, связанные с
перемещением в пространстве,
изменением положения частей
тела.
Игры на перемещение по
плоскости. Рисование линий,
обводка штриховка Умение
ориентироваться на листе
бумаги. Отвечать на вопрос:
где?
Игры на перемещение по
плоскости. Рисование линий,
обводка штриховка Умение
ориентироваться на листе
бумаги. Отвечать на вопрос:
где?
Знакомство с формой –
квадрат: рассматривание
Уметь ориентироваться в
пространстве
Ориентация в пространственном
расположении частей тела на
себе (другом человеке,
изображении): верх (вверху), низ
(внизу), перед (спереди), зад
(сзади), левая рука (нога, сторона
тела)
Уметь ориентироваться в
пространстве
Уметь ориентироваться в
пространстве, плоскости.
Развитие зрительный
представлений, формирование
38-41
4
42
1
предметов и картинок
квадратной формы,
запоминание названия формы
– квадрат. Отработка
выполнения действия по
просьбе «Дай квадрат»,
«Покажи квадрат».
Закрашивание квадратных
предметов (телевизор).
Наложение квадрата на
квадрат. Конструирование в
пространстве из кубиков
построек по выбору ребёнка.
Определять положение
предметов в пространстве, на
плоскости относительно себя,
по отношению друг к другу, а
также слова, их обозначающие
Положение предметов в
и помещать предметы в
пространстве: вверху, внизу, выше,
указанное положение.
ниже, верхний, нижний, на, над,
Устанавливать и называть
под.
порядок следования предметов
Выделять как основание
классификации такие признаки
предметов, как расположение
в пространстве.
Повторение (Одинаковые, равные
Выделять как основание
по величине; что справа, что слева; классификации такие признаки
понятия «квадрат». Уметь
находить, обводить квадрат по
заданному контуру
Знать местоположение
предметов в пространстве.
Уметь моделировать
разнообразные расположения
объектов на плоскости и в
пространстве по их описанию,
описывать расположение
объектов с использованием
слов: вверху, внизу, выше, ниже,
верхний, нижний, на, над, под.
понятия: в середине, между;
квадрат, положение предметов в
пространстве: вверху, внизу, выше,
ниже, верхний, нижний, на, над,
под.)
Понятия: длинный – короткий.
Сравнение двух предметов по
размеру: длинный, короткий,
одинаковые (равные) по длине.
43-44
2
Положение предметов в
пространстве: внутри – снаружи, в,
рядом, около.
45-48
4
49-51
3
Геометрическая фигура
-треугольник.
предметов, как расположение
в пространстве.
Сравнивать предметы по
величине, размеру, высоте,
выделять лишнее,
недостающее.
Уточнение и формирование
отношений: длиннее, короче,
одинаковые по длине.
Практический навык
сравнения предметов на
наглядной основе (длина).
Выделять как основание
классификации такие признаки
предметов, как расположение
в пространстве; умение
определять положение
предметов в пространстве,
помещать предметы в
указанное положение.
Навык ориентирования в
пространстве (на тетрадном
листе).
Знакомство с формой –
треугольник: рассматривание
Знать понятия «длинный»,
«короткий».
Уметь сравнивать длинные и
короткие предметы; показывать
и рассказывать о предметах
разной длины.
Знать понятия: внутри, снаружи,
в, рядом, около.
Уметь моделировать
разнообразные расположения
объектов на плоскости и в
пространстве по их описанию,
описывать расположение
объектов с использованием
слов: внутри, снаружи, в, рядом,
около.
Развитие зрительный
представлений, формирование
52-54
3
Понятия: широкий – узкий.
Сравнение двух предметов по
размеру: широкий, узкий, шире,
уже, одинаковые (равные) по
ширине.
предметов и картинок
треугольной формы,
запоминание названия формы
– треугольник. Отработка
выполнения действия по
просьбе «Дай треугольник»,
«Покажи треугольник».
Закрашивание треугольных
предметов (шапочкаколпачок). Накладывание
треугольника на треугольник.
Конструирование на
плоскости из треугольников:
ёлочка.
Уточнение, формирование
понятий: широкий - узкий.
Сравнивать предметы по
величине, размеру, высоте,
выделять лишнее,
недостающее.
Практический навык
сравнения предметов по
ширине на наглядной основе.
понятия «треугольник»
Знать понятия: «широкий»,
«узкий».
Уметь показывать и сравнивать
предметы ширине, описывать
предметы с использованием
слов: широкий, узкий.
55-57
3
Положение предметов в
пространстве: далеко – близко,
дальше – ближе, к, от.
Геометрическая фигура
-прямоугольник.
58-60
3
Выделять как основание
классификации такие признаки
предметов, как расположение
в пространстве;
Узнавание и называние
геометрической фигуры
-прямоугольник. Умение
различать и называть
геометрические фигуры.
Дифференциация
геометрических фигур. Навык
определения формы знакомых
предметов.
Знать понятия:
«далеко», «близко», «дальше»,
«ближе».
Уметь моделировать
разнообразные расположения
объектов на плоскости и в
пространстве по их описанию,
описывать расположение
объектов с использованием
слов: далеко-близко, дальше
-ближе, употреблять в речи
предлоги к, от.
Знать определение
прямоугольника.
Уметь выделять и находить
предметы прямоугольной
формы, описывать.
61
62-64
1
3
Повторение (длинный – короткий;
Выделять как основание
широкий – узкий; положение
классификации такие признаки
предметов в пространстве: внутри – предметов, как расположение
снаружи, в, рядом, около; далеко –
в пространстве;
близко, дальше – ближе, к, от;
геометрическая фигура –
треугольник, прямоугольник
Понятия: высокий – низкий.
Уточнение и формирование
Сравнение двух предметов по
понятий: высокий - низкий.
размеру: высокий- низкий, выше,
Умение сравнивать предметы
ниже, одинаковые (равные) по
по высоте, людей по росту.
высоте.
Сравнивать предметы по
Стр.26-27
величине, размеру, высоте,
выделять лишнее,
недостающее, Практический
навык сравнения предметов по
высоте на наглядной основе.
Знать понятия: «высокий»,
«низкий».
Уметь сравнивать и показывать
предметы по высоте, описывать
предметы высоте, цвету.
65-67
68 -71
72-74
3
Понятия: глубокий – мелкий.
Сравнение двух предметов по
глубине: глубокий- мелкий,
глубже, мельче, одинаковые
(равные) по глубине.
4
Отношения порядка следования:
впереди – сзади, перед, за, первый
– последний, крайний, после,
следом, следующий за.
3
Отношение порядка следования:
первый, последний, крайний,
после, следом, следующий.
Уточнение и формирование
Знать понятия: «глубокий»,
понятий: глубокий - мелкий.
«мелкий».
Уметь показывать и сравнивать
Сравнивать предметы по
предметы по глубине, описывать
величине, размеру, высоте,
предметы с использованием
выделять лишнее,
слов: глубокий, мелкий.
недостающее.
Практический навык
сравнения предметов по
глубине на наглядной основе
(посуда).
Уточнить понимание смысла
Знать понятия: «впереди»,
слов «впереди», «сзади»,
«сзади», «перед», «за».
«между», «крайний», «следом»
Уметь ориентироваться в
и грамотно употреблять их в
пространстве,
называть и показывать предметы,
речи. Закрепить
используя слова «впереди»,
пространственные отношения.
«сзади», «перед», «за».
Уточнить понимание смысла
Знать порядок следования
слов «первый», «последний»,
предметов.
«крайний», «после», «следом», Уметь рассказывать о предметах
в отношении порядка их
«следующий за» и грамотно
следования используя слова:
употреблять их в речи.
Закрепить пространственные
отношения.
первый, последний, крайний,
после, следом, следующий.
Понятия: толстый – тонкий.
Сравнение двух предметов по
толщине: толстый - тонкий, толще,
тоньше, одинаковые (равные) по
толщине.
75-78
4
Временные представления: утро,
день, вечер, ночь — сутки.
79-80
2
81-83
3
Временные представления: рано,
поздно.
Выделять как основание
Знать термины: «толстый»,
классификации такие признаки
«тонкий».
Уметь сравнивать предметы,
предметов, как цвет, форма,
используя понятия: толстый,
размер; выделять предметы в
тонкий.
различные совокупности.
Уточнение, формирование
понятий: толстый - тонкий.
Использование в речи слов:
толстый, тонкий.
Практический навык
сравнения предметов по
толщине на наглядной основе.
Временные представления.
Знать временные понятия
Знание частей суток, порядка «утро», «день», «вечер», «ночь».
их следования. Называть
Уметь рассказывать о распорядке
части суток, порядок их
дня, используя временные
следования: дни, вчера,
представления: утро. день, вечер,
сегодня, завтра, а также
ночь, сутки.
временные представления:
давно, недавно, медленно,
быстро. Наблюдение и
определение временных
понятий. Установление
порядка следования событий.
Называть части суток, порядок Знать временные представления:
их следования: временные
рано, поздно.
представления: рано утром;
поздно вечером.
Временные представления:
сегодня, завтра, вчера, на
следующий день.
84-86
87
88-89
3
1
2
Повторение (понятия высокий –
низкий, глубокий – мелкий,
толстый – тонкий, временные
представления)
Сравнение предметов в движении:
быстро, медленно.
Сравнение предметов по массе:
тяжёлый, лёгкий.
90-92
3
Уметь рассказывать о своих
занятиях в течении дня,
используя понятия: рано, поздно.
Называть части суток, порядок Знать временные представления:
их следования: дни, вчера,
сегодня, завтра, вчера, на
сегодня, завтра, а также
следующий день.
Уметь рассказывать о своих
временные представления:
занятиях, используя понятия:
давно, недавно, медленно,
сегодня, завтра, вчера, на
быстро.
следующий день.
Рассуждать о движущихся
предметах и сравнивать их
«быстро», «медленно».
Представления о тяжести
предметов. Умение определять
массу 2 -предметов с помощью
рук и давать сравнительную
характеристику: тяжелее
-легче. Сравнивать предметы
по величине, Практический
навык сравнения предметов по
тяжести на наглядной основе.
Использование в речи слов:
Знать понятия: «быстро»,
«медленно».
Уметь сравнивать предметы в
движении.
Знать смысл терминов
«тяжелый», «легкий».
Уметь сравнивать предметы по
массе: тяжёлый, лёгкий,
устанавливать закономерность
«тяжелее», «легче».
Сравнение множеств предметов.
Много – мало, несколько.
93-95
3
Сравнение множеств предметов.
Один – много, ни одного.
96-98
3
Временные представления: давно,
недавно.
99101
3
тяжелый, легкий.
Первичные количественные
представления: один - много.
Оценивать и сравнивать
количество предметов,
увеличивать и уменьшать
количество предметов в
совокупности. Практический
навык сравнения кол-ва
предметов посредством
пересчета и при зрительном
восприятии.
Оценивать и сравнивать
количество предметов,
увеличивать и уменьшать
количество предметов в
совокупности.
Использование в речи слов:
давно, недавно. Практический
навык сравнения понятий
(давно – недавно). Называть
временные понятия: давно,
недавно устанавливать
порядок их следования.
Знать понятия: много - мало,
несколько.
Уметь рассказывать о количестве
предметов, используя понятия:
много, мало, несколько.
Знать понятия: один - много, ни
одного.
Уметь рассказывать о количестве
предметов, используя понятия:
один, много, ни одного;
сравнивать группы предметов,
объединяя предметы в пары,
делать вывод.
Знать временные представления:
давно, недавно,
Уметь рассказывать о своей
жизни, используя понятия:
давно, недавно.
102104
105107
Сравнения возрастные: молодой,
старый.
Называть временные понятия:
молодой, старый;
устанавливать порядок их
следования; сравнивать
возраст людей. Практический
навык сравнения предметов на
наглядной основе (молодой –
старый).
Сравнение предметных множеств:
больше, меньше, столько же,
одинаковое количество.
Оценивать и сравнивать
Знать понятия: «больше»,
количество предметов,
«меньше», «столько же»,
увеличивать и уменьшать
«одинаково»
количество предметов в
Уметь сравнивать предметы по
совокупности. Умение
количеству, по тяжести;
сравнивать небольшие
рассказывать о предметах,
предметные совокупности
используя слова: «лишние», «не
путём установления взаимно
хватает», «столько же»,
-однозначного соответствия их «одинаково»; сравнивать группы
элементов. Практический
предметов, объединяя предметы
навык сравнения предметов на
в пары.
наглядной основе
(количество).
3
3
Знать понятия: «молодой»,
«старый».
Уметь определять кто старше, а
кто моложе;
рассказывать о своих близких
используя слова: молодой,
старый, старше, младше.
Сравнение объёмов жидкостей,
сыпучих веществ.
108110
111120
121123
124125
3
10
3
2
Исследовать ситуации,
требующие сравнения
величин, находить сходство и
различие в заданной
последовательности.
Использовать математическую
Знать: понятие объем.
Уметь сравнивать объёмы
жидкостей и сыпучих веществ,
находящихся в одинаковых
емкостях.
терминологию при записи
неравенства. Практический
навык сравнения объёмов
жидкостей, сыпучих веществ.
2. Формирование представлений о числе и цифре 1
Число 1. Соотношения
Первый десяток. Число и цифра 1
количества, числительного,
Знать число и цифру 1.
цифры. Учиться писать цифру Уметь соотносить число и цифру
1. Различать цифру и число.
один; сравнивать группы
Соотносить количество
предметов с помощью слов
предметов с числом 1.
«много» и «один»; читать,
Определять местоположение
аписывать число и цифру один.
предметов в пространстве.
3. Формирование представлений о числе и цифре 2
Знакомство с цифрой 2,
Формирование математических
Образование числа 2
нахождение цифры 2 на
представление: познакомить
рисунках. Обозначение 2-х
детей с числом 2. Отработка
Письмо цифры 2
предметов цифрой 2. Письмо
умения написания цифры 2.
Счет предметов в пределах 2
126130
5
4. Повторение
131132
2
Повторение
7.Описание материально-технического обеспечения
Методическая литература для учителя:
Программа разработана на основе программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.:
ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.
Веракса
Н.С.
Формирование единых
временно-пространственных представлений. // Дошк.
воспитание, 1996, № 5.
Водопьянов, Е. Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е. Н. Водопьянов. //
Дошкольное воспитание, 2000, № 3.
Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по обучению детей с
тяжелой и умеренной умственной отсталостью. - М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007.
Корнеева, Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных
математических представлении у детей младшего возраста». - М., 2000.
Корнеева, Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников. / Г. А. Корнеева. //
Вопр. психологии, 1998, № 2.
Шуринова С. Методы и приемы математических представлений у дошкольников.-М., 2020г
Царёв А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными
нарушениями развития в Псковском Центре лечебной педагогики / А.М. Царёв // Воспитание и обучение
детей с нарушениями развития. — 2011 — № 4 — С. 12–22.
Царёв А.М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными
нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся
с ОВЗ / А.М. Царёв, Л.А. Головчиц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014 — № 3
— С. 12–19.
Дополнительная литература для обучающихся:
Гаврина С. Е. «Тетрадь с заданиями для развития детей». / «Вятка», 2013г. Колесникова Е.В. Математические
прописи для детей 4-5 лет.- М.: Сфера,
2008г.-32с.
Шевелев К.В. Прописи по математике. Ч.1., 6 -7 лет - 2016 г-32с.
Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников:
www.maam.ru https://solnet.ee/
http://УМКСИПР.РФ
Раздаточные материалы для проведения уроков по предмету «Математические представления»:
различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей); пазлы вкладыши;
мозаики;
игрушки разных размеров; шнуровки;
пирамидки разные по величине, высоте;
пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);
цветные карандаши; листы бумаги.