Пояснительная записка
Предметные действия
Индивидуальная рабочая программа для обучающегося с нарушениями
опорно-двигательного аппарата с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 6.4) по предмету «Предметные
действия» в 1 дополнительном классе разработана на основе:
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся нарушениями опорно-двигательного аппарата с умеренной, тяжелой
и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми
и множественными нарушениями развития (вариант 6.4) МОУ "Вербенская СШ";
С учетом индивидуальной программы реабилитации и (или) абилитации детейинвалидов.
В соответствии с учебным планом ОУ.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с НОДА по варианту 6.4.
процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций
нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со
значительной задержкой. У многих детей с НОДА, достигших школьного возраста,
действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи
ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование
разнообразных видов предметно - практической деятельности. Обучение начинается с
формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем
преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и
материалами.
Цели и задачи образовательно-коррекционной работы
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий
с различными предметами и материалами.
Задачи:
Формировать и развивать интерес к рукотворному миру.
Формировать и развивать умения выполнять простые действия с предметамии
материалами.
Формировать и развивать умения соблюдать очередность (в парной игре с
предметами, в диалоге, при выполнении трудовых операций).
Формировать и развивать умения следовать алгоритму, расписанию при
выполнении предметных действий.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе обучения по программе у обучающегося формируются представления.
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды.
Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с
помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье
и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды,
намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание
рук). Нанесение крема на руки. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей
пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного
покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании лица. Очищение носового хода. Нанесение косметического средства
на лицо. Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой,
безопасным станком. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение
последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта.
Обращение с одеждой и обувью.
Расстегивание липучки, молнии, пуговицы, ремня, кнопки, развязывание шнурков.
Снятие предмета одежды (например, кофты, захват кофты за край правого рукава,
стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого
рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок, захват рукой задней части правого
ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка,
стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности при раздевании (например,
верхней одежды, снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки,
расстегивание сапог, снятие сапог). Надевание предмета одежды. Обувание обуви.
Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например,
колготки, юбка, футболка, кофта). Застегивание (завязывание): липучки, молнии,
пуговицы, кнопки, ремня, шнурка. Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой и
изнаночной, передней и задней стороны одежды, верха и низа одежды. Различение
правого и левого ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки/стакана (захват
кружки/стакана, поднесение кружки/стакана ко рту, наклон кружки/стакана, втягивание /
вливание жидкости в рот, опускание кружки/стакана на стол. Наливание жидкости в
кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание
ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами,
опускание ложки в тарелку). Еда вилкой (захват вилки, накалывание кусочка пищи,
поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в
тарелку). Использование ножа и вилки во время приема пищи (отрезание ножом кусочка
пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа). Использование
салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование
умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту
житейских задач. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита
познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения,
обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются
самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и
умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ
ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность
для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную
сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных
ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой
направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности
обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в
обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала.
Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и
разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы,
где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число
связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки
умений и навыков.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне
специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной
компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас
необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция
обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических
особенностей обучающегося. Поэтому важен не только дифференцированный подход в
обучении, но и неоднократное повторение, закрепление.
Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет
коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной
деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,
логикой межпредметных связей (графика и письмо, математические представления и
конструирование, изобразительная деятельность, трудовое обучение), а также с
возрастными и психофизическими особенностями развития учащихся.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применение образовательных здоровьесберегающих информационно – коммуникативных,
игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий.
Место учебного предмета в учебном плане
Класс
Количество часов в Количество
Количество часов в
неделю
учебных недель
год
1 доп.
1
33
33
Содержание учебного предмета «Предметные действия)»
1 доп. класс
Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и
невербальными: способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных
невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм, графических
изображений), неспецифических жестов;
- пользование средствами альтернативной коммуникации: воспроизводящими
заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры),
коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом;
- пользование доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной
и
импрессивной
речевой
деятельности
для
решения соответствующих возрасту житейских задач.
- действие с предметами: захват предмета одной рукой (двумя руками) с поверхности
стола, удерживание предмета в руке (руках), складывание предметов в емкость с
поверхности стола, вынимание предметов из емкости, перекладывание предметов из
одной емкости в другую, раскладывание предметов на поверхности стола в заданном
порядке, сминание материала двумя руками, разрывание материала, разминание
материала, размазывание материала, придание материалу определенной формы,
пересыпание материала, переливание материала, паматывание материала, захватывание,
удерживание, отпускание предмета, встряхивание предмета, издающего звук, толкание
предмета от себя, притягивание предмета по направлению к себе, вращение предмета,
нажимание на предмет, сжимание предмета, вставление (вкладывание) предмета в
отверстия, нанизывание предметов на стержень, нить.
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной
инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных
игрушек, картинок и т. п.; освоение приемов рисования кистью, карандашами;
нетрадиционные техники рисования.
.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Предметные
действия»
Личностные результаты:
1) формирование основ персональной идентичности, осознание своей
принадлежности к определенному полу; осознание себя, как гражданина России;
2) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной
частей; 3) формирование уважительного отношения к
иному мнению;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына или
дочери, пассажира, покупателя) развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
1)
Овладение предметными действиями как необходимой основой
для само
Интерес к предметному рукотворному миру;
Умение выполнять простые действия с предметами и материалами;
Умение соблюдать очередность (в парной игре с предметами, в
диалоге, при выполнении трудовых операций и др.);
Формирование базовых учебных действий
Требования Стандарта
1. Формирование учебного
поведения:
направленность
взгляда
(на говорящего взрослого, на
задание);
умение
инструкции педагога
Планируемые результаты
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке
- фиксирует взгляд на яркой игрушке
- фиксирует взгляд на движущейся игрушке
- переключает взгляд с одного предмета на
другой
- фиксирует взгляд на лице педагога с
использованиемутрированной мимики
- фиксирует взгляд на лице педагога с
использованиемголоса
- фиксирует взгляд на изображении
- фиксирует взгляд на экране монитора
выполнять
понимает жестовую инструкцию
понимает
инструкцию
по
инструкционным картам
понимает инструкцию по пиктограммамвыполняет стереотипную инструкцию:
«возьми»
«дай»
«покажи»
«посмотри на меня»
- выполняет одноступенчатую инструкцию
использование
по
назначению учебных материалов
умение
действия по
подражанию
выполнять
образцу и по
2. Формирование
умения
выполнять задание:
в течение определенного
периода времени
конца
от начала до
с заданными качественными
параметрами
3.
Формирование
умения
самостоятельно переходить от
одного
задания
(операции, действия)
к
другому
в соответствии
с
расписанием занятий, алгоритмом
действия и т.д.
бумаги
цветной бумаги
тетрадей
альбомов для рисования
карандашей
ручек
ластика
красок
линейки
- выполняет действие способом «рука-в-руке»
- подражает
действиям,
выполняемым
педагогом
-последовательновыполняет
отдельные
операциидействия по образцу педагога
- выполняет действия с опорой на картинный
план спомощью педагога
- самостоятельно выполняет действия с
опорой накартинный план
- способен удерживать произвольное внимание
навыполнении посильного задания 3-4 мин.
- способен удерживать произвольное внимание
навыполнении посильного задания 5-7 мин.
способен удерживать произвольное внимание
навыполнении посильного задания 8-10 мин.
- при организующей, направляющей помощи
способен выполнить посильное задание от начала
до конца
выполняет
задания,
но
требуется
незначительная стимуляция
- выполняет задания самостоятельно от начала
до конца
при организующей, направляющей помощи
способенвыполнить посильное задание от начала до
конца
- выполняет
задания,
но
требуется
незначительнаястимуляция
- выполняет задания самостоятельно от начала
до конца
- ориентируется в режиме дня, расписании
уроков спомощью педагога
- выстраивает алгоритм предстоящей
деятельности(словесный или наглядный план) с
помощью педагога
- ориентируется в режиме дня, расписании
уроковсамостоятельно
- самостоятельно
выстраивает
алгоритм
предстоящейдеятельности
Мониторинг сформированности базовых учебных действий проводится 2 раза в год.
По окончанию учебного года результаты по формированию базовых учебных действий
вносятся в общую психолого-педагогическую характеристику обучающегося, исходя их
которой ставятся задачи обучения на следующий учебный год.
Условные обозначения для определения уровня выявленных результатов обучения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций
1. Пассивное участие / соучастие.
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с
ним).
2. Активное участие.
- действие выполняется ребёнком:
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
-по последовательной инструкции (изображения или вербально)
- по подражанию или по образцу
- самостоятельно с ошибками
- полностью самостоятельно
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
2. Не выявить наличие представлений
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
- использование с косвенной подсказкой (изображение)
- самостоятельное использование
Календарно - тематическое планирование
1доп. класс
№
п/п
1
2
Темы
Сенсорное
развитие
Психомоторное
развитие
Итого за год
Ко-во
часов
В том числе
Экскурсии
Теория
Практика
-
зпв
чпв
пи
по
со
+
?
пп
кп
+
Контроль
1
33
0
1
Учебно- методическое и материально–техническое обеспечение образовательной
деятельности
Учебная программа по
АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорнопредмету
двигательного аппарата с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 6.4) МОУ "Вербенская
СШ";
Учебник
Учебные пособия
Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить
(кольца, шары, бусины), звучащие предметы для
встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной
фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики
одинаковой величины) и др.
Методические пособия
Рабочие альбомы с материалом для раскрашивания,
вырезания, наклеивания, рисования; альбомы с
демонстрационными материалами, составленными в
соответствии с содержанием учебной программы.
Цифровые
образовательные ресурсы
Оборудование
Видеофильмы, презентации, аудиозаписи.
Компьютер, записывающие и воспроизводящие устройства,
компьютерные устройства
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Календарно-тематическое планирование предмета
«Предметные действия»
1 доп. класс
Тема урока
Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Фиксирование взора на предметно
-манипулятивной деятельности педагога.
Первичный инструктаж по ОТ и ТБ. Наблюдение за движущимися
заводными игрушками.
Прослеживание движения солнечного зайчика, луча карманного
фонарика.
Прослеживание движения показываемого учителем предмета за
экраном (появление его в двух определенных местах).
Выполнение простых подражательных движений за учителем по
инструкции «делай вместе», «движения рук, кистей». («Птички»,
«Кулачки-ладошки», «Молоток»).
Выполнение подражательных действий со сменой вида движения
(«Стучим-прячем»).
7
Воспроизведение по подражанию действий с предметом («Упражнение
с флажком»).
8
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики).
9
Катание шариков в определенном направлении.
10
Бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким
горлышком.
11
Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или
крупой и др.).
12
Рисование на песке.
13
Перекладывание предметов из одной коробки в другую.
14
Складывание предметов в коробку аккуратно, так чтобы ее можно
было закрыть крышкой.
15
Открывание и закрывание деревянных коробок, деревянных яиц,
матрешек.
16
Заполнение отверстий втулками, грибками.
17
Повторный инструктаж по ОТ и ТБ. Закручивание руками (без
инструментов) крупных пластмассовых гаек на толстом стержне с
резьбой.
18
Нанизывание предметов с отверстиями на стержень.
19
Нанизывание шаров на шнур.
20
Выбор по образу и инструкции «Дай такой» предметов одного цвета из
4 - 6 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и
синие, и т.д.)
Дата
21
Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов
(раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся
образцу).
22
Выбор предметов одной формы из 4-6 предметов двух контрастных
плоскостных форм: круг-квадрат, круг-треугольник по образцу и
инструкции «Дай такой».
23
Раскладывание плоскостных форм: круг-квадрат, круг-треугольник по
образцу и инструкции «Дай такой».
24
Выбор одинаковых по величине предметов из 4 – 6 предметов двух
контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие,
длинные и короткие) по образцу и инструкции «Дай такой».
25
Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине
(подходящие крышки к коробкам, баночкам, игрушки к таре, мячи или
шары к отверстиям разного размера).
26
«Подбор к фону». Размещение мелких цветных предметов (бусины,
кубики) на цветные круги, тарелочки соответствующего цвета.
27
Нахождение предмета, спрятанного на виду у детей в классе или за
экран.
28
Нахождение в обстановке класса и приношение учителю предметов,
игрушек, парных с предметом, игрушкой показанными учителем.
29
Итоговый урок по изученным темам.
30
«Светофор». Перемена вида движения по цветовому сигналу (при
показе зеленого круга дети должны идти, желтого – маршировать на
месте, красного - стоять).
31
«Чудесный мешочек». Узнавание на ощупь одного из хорошо
известных детям бытовых или игровых предметов (ключ, ложка,
расческа).
32
«Что избрали?». «Что изменилось?»- запоминать и называть предметы,
игрушки или значительные изменения в них.
33
Инструктаж по безопасности в летний период. Складывание
трехмерной матрешки, осмысленное соотнесение частей ее (не
переворачивая вниз головой и т.д.).