ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» для обучающихся с
НОДА
с
умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 6.4) разработана на
основе
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжёлой
и глубокой степени, с ТМНР МОУ "Вербенская СШ" (далее – АООП) в
соответствии
с
требованиями
федерального
государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью в
умеренной, тяжёлой и глубокой степени, с ТМНР с учётом образовательных
потребностей и запросов участников образовательного процесса и опирается
на нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки
РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N
1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями) С изменениями
и дополнениями от 8 ноября 2022 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего
образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014 г. N 1598). С изменениями и дополнениями от 8 ноября 2022 г.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 марта 2023 г. «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных
предметов
основываются
на
индивидуальных
возможностях
и
индивидуальных образовательных потребностях обучающегося с умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), ТМНР.
Основными задачами программы «Человек» являются:
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от
других.
Умение
решать
каждодневные
жизненные
задачи,
связанные
с
удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет,
гигиена тела, одевание (раздевание).
Умение
поддерживать
образ
жизни,
соответствующий
возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей
семье, о взаимоотношениях в семье.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОДМЕТА
«ЧЕЛОВЕК»
Для обучающихся по варианту 6.4 характерно сочетание нарушений
опорно-двигательного аппарата с нарушениями интеллектуального развития,
зрения, слуха, расстройствами аутистического спектра и эмоциональноволевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в
разных вариантах.
Обязательной является специальная организация среды для реализации
особых
образовательных
потребностей
обучающегося,
развитие
его
жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной,
семейной, досуговой, трудовой и других).
Приобщение обучающегося к социальному миру начинается с развития
представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при
условии его активности, познания им окружающего мира, смысла
человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную
природу
«я»
ребенок
начинает
понимать
в
процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими.
Содержание учебного предмета, его цели и практические задачи должны
определяться
с
учетом
образовательных
индивидуальных
потребностей
возможностей
обучающихся.
и
особых
Содержание
должно
обеспечивать возможность достижения планируемых в СИПР результатов.
Содержание
обучения
в
рамках
предмета
«Человек»
включает
формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении
и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе»,
«Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием
пищи».
Раздел «Представления о себе».
Идентификация
себя
как
мальчика
(девочки),
юноши
(девушки).
Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо),
туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено,
ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание
(различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык,
зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет,
мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на
схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения
внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии
своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего
возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации
своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе.
Знание возрастных изменений человека.
Раздел «Гигиена тела».
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора
струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук
полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана,
регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук,
намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук.
Нанесение крема на руки.
Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой.
Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного
покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование
напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды
на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности
действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с
зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную
щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с
зубной пастой.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо.
Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой,
безопасным станком.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье
и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание
шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности
действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель),
направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена,
расчесывание волос.
Мытье
ушей.
Чистка
ушей.
Вытирание
ног.
Соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног,
намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела:
ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла,
вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими
прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом,
туалетной водой, гигиенической помадой, духами).
Раздел «Обращение с одеждой и обувью».
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ),
шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка,
футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки
(колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение)
деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник,
манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание
(различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли,
сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя,
выходная,
рабочая).
Различение
сезонной
обуви
(зимняя,
летняя,
демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа,
кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение
сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды
(предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в
зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная,
праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости
от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя,
демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки,
шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край
правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край
левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например,
ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого
ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого
ботинка).
Соблюдение
последовательности
действий
при
раздевании
(например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание
куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание
(завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка).
Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс,
вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину,
натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками
голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками
голенища
левого
сапога,
вставление
ноги
в
сапог).
Соблюдение
последовательности действий при одевании комплекта одежды (например,
надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание
кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной),
передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого
(левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.
Раздел «Туалет».
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление
малой или большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение
последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание
сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе
(горшке), оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой,
одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды,
мытье рук.
Раздел «Прием пищи».
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки
(стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту,
наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание
кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о
желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой
пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи
губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание
кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка
пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время
приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение
вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема
пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Раздел «Семья».
Узнавание
(различение)
членов
семьи.
Узнавание
(различение)
обучающихся и взрослых. Определение своей социальной роли в семье.
Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и
досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной
деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.
Например, работа по формированию таких гигиенических навыков, как
мытье рук, питье из кружки проводится с обучающимися младшего возраста,
а обучение бритью, уходу за кожей лица, мытью в душе проводится с
обучающимися более старшего возраста.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным
операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под
струей воды, намыливать руки. После того как ребенок их освоит, он учится
соблюдать
последовательность
этих
операций.
Процесс
обучения
предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например,
формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения
мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится
принимать душ, мыть голову.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия
специалистов и родителей (законных представителей). Работа, проводимая в
образовательной организации, должна продолжаться дома. В домашних
условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования
навыков самообслуживания.
В учебном плане предмет представлен на протяжении 9 лет обучения. С
обучающимися старшего возраста формирование навыков самообслуживания
(например, бритье, мытье тела) осуществляется в рамках коррекционноразвивающих занятий.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС УО учебный предмет «Человек» входит в
предметную область «Окружающий мир».
Программа
предмета
«Человек»
рассчитана
на
10
лет
(с
11
дополнительного первого класса по 9 класс). В учебном плане на изучение
предмета отводится:
АООП (вариант 6.4) обучающихся с НОДА – 474 часа
11 класс – 33 часа за год (1 час в неделю);
1 класс – 33 часа за год (1 час в неделю);
2 класс – 34 часа за год (1 час в неделю);
3 класс – 34 часа за год (1 час в неделю);
4 класс – 34 часа за год (1 час в неделю);
5 класс – 102 часа за год (3 часа в неделю);
6 класс – 68 часа за год (2 часа в неделю);
7 класс – 68 часа за год (2 часа в неделю);
8 класс – 34 часа за год (1 час в неделю);
9 класс – 34 часа за год (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с
умственной отсталостью в умеренной, тяжёлой и глубокой степени, с ТМНР
результативность
обучения
каждого
ученика
оценивается
с
учётом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательной
программы
по
окружающему
социальному
миру
представляет собой описание возможных результатов образования детей
данной категории на весь период обучения.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП по
предмету является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь
максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и
физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач,
включение
в
жизнь
общества
через
индивидуальное
поэтапное
и
планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных
контактов.
Ожидаемые
личностные
результаты
освоения
АООП
заносятся
в
специальную индивидуальную программу развития каждого ребёнка с
учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных
потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения предмета
Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с
другими.
Представления о собственном теле.
Распознавание
своих
ощущений
и
обогащение
сенсорного
опыта.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы,
желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, свои интересы, хобби.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к
своим возрастным изменениям.
Представления о мире, созданном руками человека Интерес к объектам,
изготовленным руками человека.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах
(мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка), о транспорте.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной
жизнедеятельности.
Расширение
представлений
об
окружающих
первоначальными
представлениями о социальной жизни, о социальных ролях людей.
людях: овладение профессиональных и
Представления о профессиях людей, окружающих обучающегося (учитель,
повар, врач, водитель).
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель),
правилах поведения согласно социальной роли.
Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной
ситуации соответственно роли.
Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного
взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной
деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая
адекватную дистанцию и формы контакта соответствующих возрасту и полу
обучающегося.
Стремление
находить
друзей,
участвовать
в
коллективных
играх,
мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время
(учебное и свободное).
Умение находить друзей на основе личностных симпатий.
Умение
строить
дружеские
отношения,
оказывать
поддержку
и
взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать.
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и
доступной трудовой деятельности.
Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов.
Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной
ЖИЗНИ.
Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них,
получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе
совместной деятельности.
Использование простейших эстетических ориентиров и (ИЛИ) эталонов в
быту, дома и в школе.
Умение
соблюдать
традиции
государственных,
семейных,
школьных
праздников.
Представления об обязанностях и правах ребенка.
Представления
о
праве
на
жизнь,
на
образование,
на
труд,
на
неприкосновенность личности и достоинства.
Представления
об
обязанностях
обучающегося,
сына
или
дочери,
гражданина. Формирование представления о России.
Представление о государственной символике.
Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях
России.
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям
и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми
оздоровительными процедурами.
Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или
плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.
Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье
рук после посещения туалета), чередовать их с занятиями.
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой
деятельности семьи.
Личностные результаты освоения предмета
1) формирование основ персональной идентичности, осознание своей
принадлежности к определенному полу; осознание себя, как гражданина
России;
2) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий
мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной
частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4)
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына или
дочери, пассажира, покупателя) развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
б) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности
психического, неврологического и соматического состояния каждого
обучающегося.
Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен
ряд факторов:
особенности текущего психического и соматического состояния каждого
обучающегося;
в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные
обучающемуся средства невербальной коммуникации (предметы, жесты,
фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые
средства (устная, письменная речь);
формы выявления возможной результативности обучения должны быть
вариативными и разрабатываться индивидуально в тесной связи с
практической деятельностью обучающихся;
способы выявления умений и представлений обучающихся с ТМНР могут
быть представлены как в традиционных, так и других формах, в том числе
в виде выполнения практических заданий;
в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна
оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный
характер
уточнения,
(дополнительные
словесные
выполнение
обучающимся
и
жестовые
задания
по
инструкции
и
образцу,
по
подражанию, после частичного выполнения педагогическими работником,
совместно с педагогическим работником);
при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень
выполнения и степень самостоятельности обучающегося (самостоятельно,
самостоятельно
по
образцу,
по
инструкции,
с
небольшой
или
значительной
физической
помощью,
вместе
с
педагогическим
работником);
выявление результативности обучения должно быть направлено не только
на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а
для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», то есть
возможностей потенциального развития;
выявление представлений, умений и навыков обучающихся с ТМНР в
каждой
образовательной
области
должно
создавать
основу
для
дальнейшей корректировки СИПР, конкретизации плана дальнейшей
коррекционно-развивающей работы.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных
показателях,
выполняемых
основанных
на
качественных
критериях
действий:
«выполняет
практических
по
итогам
действие
самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или
невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с
частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной
физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не
всегда узнает объект», «не узнает объект», и фиксирует, насколько
используются сформированные представления для решения жизненных
задач.
В
случае
затруднений
в
оценке
сформированности
действий,
представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных
тяжестью имеющихся у обучающегося нарушений, следует оценивать его
эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
11 (дополнительный первый) КЛАСC
Представления о себе (10 часов)
Идентификация себя как мальчика (девочки). Узнавание (различение)
частей тела (голова (части головы), туловище, руки, ноги). Узнавание
(различение) частей лица человека. Состояние здоровья. Знание своего
имени. Виды деятельности для организации свободного времени.
Туалет (5 часов).
Нужды человека. Сидение на унитазе. Пользование туалетной бумагой.
Спускание одежды, поднимание одежды, одевание одежды. Нажимание
кнопки слива воды, мытьё рук.
Гигиена тела (2 часа)
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук.
Вытирание рук полотенцем.
Обращение с одеждой и обувью (9 часов)
Узнавание
(различение)
предметов
одежды
и
обуви.
Различение
собственных видов одежды и обуви.
Приём пищи (5 часов)
Сообщение о желании пить. Питьё через соломинку. Питьё из кружки
(стакана). Сообщение о желании есть. Еда руками.
Семья (3 часов)
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и
взрослых. Представление о досуговой деятельности членов семьи.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Человек» в 11 (дополнительном классе) отводится
по 1 часу в неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).
1 КЛАСС
Представления о себе (5 часов)
Идентификация себя как мальчика (девочки). Узнавание (различение)
частей тела (голова (части головы), туловище, руки, ноги). Узнавание
(различение) частей лица человека. Состояние здоровья. Знание своего
имени, фамилии. Виды деятельности для организации свободного времени.
Туалет (5 часов).
Нужды человека. Сидение на унитазе. Пользование туалетной бумагой.
Спускание одежды, поднимание одежды, одевание одежды. Нажимание
кнопки слива воды, мытьё рук.
Гигиена тела (9 часов)
Соблюдение действий при мытье и вытирании рук. Вытирание рук
полотенцем.
Обращение с одеждой и обувью (6 часов)
Узнавание
(различение)
предметов
одежды
и
обуви.
Различение
собственных видов одежды и обуви. Узнавание (различение) лицевой и
изнаночной стороны одежды.
Приём пищи (4 часа)
Сообщение о желании пить. Питьё через соломинку. Питьё из кружки
(стакана). Сообщение о желании есть. Еда руками, ложкой и вилкой. Культура
поведения за столом.
Семья (5 часов)
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и
взрослых. Представление о досуговой деятельности членов семьи.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Человек» в 1 классе отводится 2 часа в неделю,
курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).
2 КЛАСС
Представления о себе (8 часов)
Идентификация себя как мальчика (девочки). Узнавание (различение)
частей тела (голова, туловище, руки, ноги). Узнавание (различение) частей
тела: голова (волосы, уши, шея лицо). Узнавание (различение) частей тела:
туловище (спина, живот). Узнавание (различение) частей лица человека:
глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Узнавание (различение) частей
тела: руки (локоть, ладонь, пальцы). Узнавание (различение) частей тела:
ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Состояние здоровья. Знание своего
имени, фамилии. Виды деятельности для организации свободного времени.
Гигиена тела (9 часов)
Различение вентилей горячей и холодной водой. Регулирование напора
струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании рук. Сушка рук
различными способами. Вытирание рук полотенцем. Уход за лицом. Уход за
руками. Уход за полостью рта. Уход за зубами. Уход за носом. Уход за
глазами. Уход за глазами. Уход за ушами. Расчёсывание волос. Уход за
ногами.
Туалет (3 часа).
Нужды человека. Сидение на унитазе. Пользование туалетной бумагой.
Соблюдение последовательности действий в туалете. Спускание одежды,
поднимание одежды, одевание одежды. Нажимание кнопки слива воды,
мытьё рук.
Обращение с одеждой и обувью (7 часов)
Узнавание (различение) предметов одежды (пальто, куртка, шарф, варежки,
перчатки, свитер, рубашка, платье, юбка, брюки, носки) и обуви (сапоги,
кроссовки, туфли). Узнавание (различение) видов головных уборов: (шапка,
кепка). Знание назначения предметов одежды. Знание назначения видов
обуви. Знание назначения головных уборов. Различение собственных видов
одежды и обуви. Выбор одежды для прогулки. Виды застежек. Расстёгивание
(развязывание) застёжек на одежде.
Приём пищи (3 часа)
Сообщение о желании пить. Питьё через соломинку. Питьё из кружки
(стакана). Сообщение о желании есть. Еда руками, ложкой и вилкой. Культура
поведения за столом. Сервировка.
Семья (4 часа)
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и
взрослых. Социальные роли членов семьи. Представление о досуговой
деятельности членов семьи. Профессиональная деятельность членов семьи.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Человек» во 2 классе отводится 1 час в неделю,
курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
3 КЛАСС
Представления о себе (10 часов)
Идентификация себя как мальчика (девочки). Узнавание (различение)
частей тела (голова, туловище, руки, ноги). Узнавание (различение) частей
тела: голова (волосы, уши, шея лицо). Узнавание (различение) частей тела:
туловище (спина, живот). Узнавание (различение) частей лица человека:
глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Узнавание (различение) частей
тела: руки (локоть, ладонь, пальцы). Узнавание (различение) частей тела:
ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Состояние здоровья. Знание своего
имени, фамилии. Сообщение о состоянии своего здоровья. Возрастные
изменения людей.
Гигиена тела (7 часов)
Различение вентилей горячей и холодной водой. Регулирование напора
струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Уход за лицом.
Уход за руками. Уход за полостью рта. Уход за зубами. Уход за носом. Уход
за глазами. Уход за глазами. Уход за ушами. Уход за ногами.
Туалет (2 часа).
Нужды человека. Сидение на унитазе. Пользование туалетной бумагой.
Соблюдение последовательности действий в туалете. Спускание одежды,
поднимание одежды, одевание одежды. Нажимание кнопки слива воды,
мытьё рук.
Обращение с одеждой и обувью (7 часов)
Узнавание (различение) предметов одежды (шуба, шапка, шарф, варежки,
перчатки, платье, джинсы, колготы) и обуви (сапоги, ботинки, туфли, тапки).
Узнавание (различение) видов головных уборов: (шляпа, панама). Знание
назначения предметов одежды: праздничная (выходная), спортивная,
школьная. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: рукав,
воротник, манжеты, пуговицы, молнии, заклёпки. Знание назначения видов
обуви: праздничная (выходная), спортивная, школьная (вторая обувь). Знание
назначения головных уборов. Различение собственных видов одежды и
обуви. Выбор одежды для прогулки. Виды застежек. Расстёгивание
(развязывание) застёжек на одежде. Расстёгивание (развязывание) застёжек
на обуви.
Приём пищи (4 часа)
Сообщение о желании пить. Питьё из кружки (стакана). Сообщение о
желании есть. Еда руками, ложкой и вилкой. Сервировка.
Семья (4 часа)
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и
взрослых. Социальные роли членов семьи. Представление о бытовой и
досуговой деятельности членов семьи. Профессиональная деятельность
членов семьи.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Человек» в 3 классе отводится 1 час в неделю, курс
рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
4 КЛАСС
Представления о себе (6 часов)
Идентификация себя как мальчика (девочки). Узнавание (различение)
частей тела (голова, туловище, руки, ноги). Узнавание (различение) частей
тела: голова (волосы, уши, шея лицо). Узнавание (различение) частей тела:
туловище (спина, живот). Узнавание (различение) частей лица человека:
глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Узнавание (различение) частей
тела: руки (локоть, ладонь, пальцы). Узнавание (различение) частей тела:
ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Состояние здоровья. Знание своего
имени, фамилии. Сообщение о состоянии своего здоровья.
Гигиена тела (6 часов)
Различение вентилей горячей и холодной водой. Регулирование напора
струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании рук. Вытирание и
сушка рук. Уход за лицом. Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании лица. Уход за руками. Нанесение крема на руки.
Расчёсывание волос. Уход за полостью рта. Уход за зубами. Чистка зубов.
Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при
чистке зубов и полоскании рта. Уход за носом. Очищение носового прохода.
Уход за глазами. Уход за ушами. Мытьё глаз и ушей. Чистка ушей. Уход за
ногами. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании ног. Косметические средства для ухода за телом.
Обращение с одеждой и обувью (8 часов)
Различение предметов одежды по сезону: зимняя, летняя, демисезонная.
Различение предметов одежды по назначению: праздничная (выходная),
спортивная, школьная, уличная. Различение предметов обуви по сезону:
зимняя, летняя, демисезонная. Узнавание (различение) деталей предметов
одежды: рукав, воротник, манжеты, пуговицы, молнии, заклёпки. Различение
предметов обуви по назначению: праздничная (выходная), спортивная,
школьная (вторая обувь). Различение головных уборов по сезону: зимние,
летние, демисезонные головные уборы. Выбор одежды, обуви и головных
уборов для прогулки в зависимости от погоды. Лицевая и изнаночная
сторона одежды. Правый-левый ботинок (туфель) и т.п. Контроль внешнего
вида.
Туалет (3 часов).
Нужды человека. Сидение на унитазе. Пользование туалетной бумагой.
Соблюдение последовательности действий в туалете. Спускание одежды,
поднимание одежды, одевание одежды. Нажимание кнопки слива воды,
мытьё рук.
Приём пищи (4 часов)
Сообщение о желании пить. Питьё через соломинку. Питьё из кружки
(стакана). Сообщение о желании есть. Еда руками, ложкой и вилкой.
Накладывание пищи в тарелку. Культура поведения за столом.
Семья (7 часов)
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и
взрослых. Социальные роли членов семьи. Представление о бытовой и
досуговой деятельности членов семьи. Профессиональная деятельность
членов семьи.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Человек» в 4 классе отводится 1 час в неделю, курс
рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ,
ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТМНР, ВАРИАНТ 6.4
11 (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ) КЛАСС
№ п/п
ТЕМА УРОКА
Колич
Дата
ество
провед
часов
ения
Представления о себе
10
1.
Узнавание (различение) мальчика и девочки.
1
2.
Представление о себе как о мальчике (девочке).
1
3.
Я – человек. Моё имя.
1
4.
Узнавание (различение) частей тела.
1
5.
Голова.
1
6.
Узнавание (различение) частей головы.
1
7.
Туловище.
1
8.
Узнавание (различение) частей туловища.
1
9.
Мои руки.
1
10.
Мои ноги.
1
Туалет
5
11.
Унитаз.
1
12.
Кнопка слива. Смывание унитаза.
1
13.
Снятие нижнего белья. Туалетная бумага.
1
14.
Одевание нижнего белья.
1
15.
Гигиенические
процедуры
после
посещение
1
туалета.
Гигиена тела
16.
Ванная комната. Предметы в ванной комнате.
2
1
17.
Раковина.
Намачивание
и
намыливание
рук.
1
Мытье рук. Вытирание рук.
Обращение с одеждой и обувью
9
18.
Моё не моё.
1
19.
Виды одежды: школьная форма. Моя? Не моя?
1
20.
Виды одежды: домашняя одежда. Моя? Не моя?
1
21.
Виды одежды: уличная одежда. Моя? Не моя?
1
22.
Назначение видов обуви: домашняя. Моя?
1
23.
Назначение видов обуви: домашняя. Не моя?
1
24.
Назначение видов обуви: уличная. Моя?
1
25.
Назначение видов обуви: уличная. Не моя?
1
26.
Назначение видов обуви: школьная. Моя?
1
Приём пищи
27.
Я хочу пить. Выражение просьбы доступными
5
1
средствами.
28.
Питьё через соломинку.
1
29.
Я хочу есть. Выражение просьб доступными
1
средствами.
30.
Еда руками. Культура поведения за столом.
1
Семья
3
31.
Моя семья. Наш досуг.
1
32.
Мама. Папа. Брат. Сестра.
1
33.
Итоги года. Повторение
1
ИТОГО
33
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УМК подбирается в соответствии с требованиями АООП образования
обучающихся с УО (ИН), вариант 2, а также с учетом особенностей
индивидуального развития обучающегося, указанного в СИПР.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов
семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения,
пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания,
используемых при этом предметов и др. Кроме того, используются
видеоматериалы,
презентации,
мультипликационные
фильмы,
иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом,
рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для
раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и
альбомов;
обучающие
компьютерные
программы,
способствующие
формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном
окружении.
По
возможности,
компьютер,
видеопроектор
и
используются
другое
технические
мультимедийное
средства:
оборудование.
Стеллажи для наглядных пособий, зеркала настенные и индивидуальные,
столы, стулья с подлокотниками, подножками и др.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным
параличом (доречевой период). – М., 1989.
2. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные
параличи. – Киев, 1988.
3. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у
детей с церебральным параличом. – М., 1977.
4. Ипполитова М. В, Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с
церебральным параличом и семье. – М., 1993.
5. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных
параличах. – М., 1990.
6. Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с
церебральными параличами: Психологические исследования в практике
врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. – М.,
1989.
7. Мастюкова
Е.М.
Физическое
воспитание
детей
с
церебральным
параличом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст. – М., 1991
8. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с
церебральным параличом. – М., 1985.
9. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие
детского церебрального паралича: Сб. науч. тр. – М., 1991.
10.Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата/Под ред. Т.В.Власовой. –
М., 1985
11.Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным
параличом/ Под ред. М. Н. Ипполитовой. – М., 1989.
12.Семенова
К.
А.,
Мастюкова
Е.В.,
Смуглин
М.Я.
Клиника
и
реабилитационная терапия детей с церебральным параличом. – М., 1972.
13.Семенова К. А., Махмудов Н.М. Медицинская реабилитация и социальная
адаптация больных детским церебральным параличом. – Ташкент, 1979.
14.Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями
опорно-двигательного аппарата / Под ред. М.В. Ипполитовой. – М., 1988.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Федеральный
http://fcior.edu.ru/
центр
информационно-образовательных
ресурсов
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/
3. Библиотека
Московской
электронной
школы
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/catalogue
4. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
5. Сайт для учеников начальной школы, где можно найти учебники и
пособия, вспомогательную литературу и наборы прописей, тесты,
пробные контрольные работы, тексты для диктантов и изложений и
огромное количество других полезных материалов https://ja-uchenik.ru/
6. https://learningapps.org/display?v=p18urhm0520
7. Образовательное видео http://univertv.ru/
8. Портал
«Российское
образование
-
http://www.edu.ru
содержит
информацию о Интернет-ресурсах, ссылки на законы, стандарты и
документы, регламентирующие образовательную деятельность.
9. 17. Проектная деятельность http://www.lotos.dtn.ru/mo_m_smir_03.html;
10.http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий
«Первое сентября»
11.Информационные и коммуникационные технологии в обучении
12.http://www.9151394.ru/
13.Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/
14.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
http://schoolcollection.edu.ru/