ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной образовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022
г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей
и возможностей.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «История Отечества» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития и
воспитания
личности
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции
обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее
историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета «История Отечества»:
формирование нравственного сознания развивающейся личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), способных к определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей
страны;
развитие умения применять исторические знания в учебной и
социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной
отсталости высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся
с интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и
деятелях отечественной истории;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде
людей в разные исторические эпохи;
формирование представлений о развитии российской культуры, ее
выдающихся достижениях, памятниках;
формирование представлений о постоянном развитии общества,
связи прошлого и настоящего;
усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых
необходимо для понимания хода развития истории;
формирование интереса к истории как части общечеловеческой
культуры, средству познания мира и самопознания;
формирование у обучающихся умений применять исторические
знания для осмысления сущности современных общественных
явлений, в общении с другими людьми в современном
поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном
обществе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству;
воспитание гражданственности и толерантности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «История
Отечества».
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного
общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих
поколений, способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия, уважение к культуре своего и
других народов, толерантность;
освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о
народах и этнических группах России (на примере историкокультурных традиций, сформировавшихся на территории России в
XIX в.);
уважение к другим народам России и мира и принятие их,
межэтническая толерантность, готовность к равноправному
сотрудничеству;
эмоционально положительное
принятие
своей этнической
идентичности;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за
свою страну, её достижения во всех сферах общественной жизни в
изучаемый период;
устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «История Отечества»
Минимальный уровень:
знание
некоторых
дат
важнейших
событий
отечественной истории;
знание некоторых основных
фактов исторических событий,
явлений, процессов;
знание имен некоторых наиболее
известных
исторических
деятелей
(князей,
царей,
политиков,
полководцев,
ученых, деятелей культуры);
понимание значения основных
терминов-понятий;
установление
по
датам
последовательности
и
длительности
исторических
событий, пользование «Лентой
времени»;
описание предметов, событий,
исторических героев с опорой на
наглядность,
составление
рассказов о них по вопросам
учителя;
нахождение
и
показ
на
исторической карте основных
изучаемых объектов и событий;
объяснение значения основных
исторических
понятий
с
помощью учителя.
Достаточный уровень:
знание
хронологических рамок
ключевых
процессов,
дат
важнейших событий отечественной
истории;
знание
некоторых
основных
исторических фактов, событий,
явлений, процессов; их причины,
участников, результаты и значение;
составление
рассказов
об
исторических
событиях,
формулировка выводов об их
значении;
знание мест совершения основных
исторических событий;
знание
имен
известных
исторических деятелей (князей,
царей, политиков, полководцев,
ученых, деятелей культуры) и
составление
элементарной
характеристики
исторических
героев;
формирование
первоначальных
представлений о взаимосвязи и
последовательности
важнейших
исторических событий;
понимание «легенды» исторической
карты и «чтение» исторической
карты с опорой на ее «легенду»;
знание основных терминов понятий
и их определений;
соотнесение
года
с
веком,
установление последовательности и
длительности
исторических
событий;
сравнение,
анализ,
обобщение
исторических фактов;
поиск информации в одном или
нескольких источниках;
установление
и
раскрытие
причинно-следственных
связей
между историческими событиями и
явлениями.
Система оценки достижения обучающимися с умственной
отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по
учебному предмету «Мир истории»
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов – нет фиксируемой динамики;
− 1 балл – минимальная динамика;
− 2 балла – удовлетворительная динамика;
− 3 балла – значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных
результатов
учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Устный ответ:
Оценка «5»ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного
материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные
знания в незнакомой ситуации;
− не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью
дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной
речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «4»ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания всего изученного программного материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
− допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила
культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «3»ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания и усвоение изученного программного материала на
уровне минимальных требований;
− умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при
ответах на видоизмененные вопросы;
− допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении
изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила
- культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных
работ.
Оценка «2» не ставится.
9 КЛАСС
68ч.
Раздел 1. Россия в 1917-1921годах. (13 ч.)
Революционные события 1917года. Февральская революция и отречение
царя от престола. Временное правительство. А. Ф. Керенский. Создание
Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в
период двоевластия. Октябрь 1917года в Петрограде. II Всероссийский съезд
Советов. Образование Совета Народных Комиссаров (СНК) во главе с В. И.
Лениным. Принятие первых декретов «О мире» и «О земле». Установление
советской власти в стране и образование нового государства – Российской
Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Принятие
первой Советской Конституции – Основного Закона РСФСР. Судьба семьи
Николая II.
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы
вооруженной борьбы. Борьба между «красными» и «белыми». Положение
населения в годы войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны.
Экономическая политика советской власти во время Гражданской войны:
«военный коммунизм». Экономический и политический кризис в конце 1920 –
начале 1921г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские
восстания, восстание в Кронштадте). Переход к новой экономической
политике, положительные и отрицательные результаты нэпа.
Раздел 2. СССР в 20-е – 30-е годы XX века. (11 ч.)
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР
1924года. Система государственного управления СССР. Смерть первого главы
Советского государства – В.И. Ленина. Сосредоточение всей полноты
партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина. Культ личности
Сталина. Массовые репрессии. ГУЛАГ. Последствия репрессий.
Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых
пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре). Роль
рабочего класса в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.
Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление,
экономические и социальные последствия. Создание колхозов. Раскулачивание.
Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Новая Конституция СССР 1936года. Ее значение. Изменения в системе
государственного управления СССР. Образование новых республик и
включение их в состав СССР. Политическая жизнь страны в 30-е годы.
Основные направления внешней политики Советского государства в 1920-1930е годы. Укрепление позиций страны на международной арене.
Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е – 1930-е гг. «Культурная
революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание
системы народного образования. Развитие советской науки, выдающиеся
научные открытия (И. П. Павлов, К. А. Тимирязев, К. Э. Циолковский)
Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Русская эмиграция.
Политика власти в отношении религии и церкви. Жизнь и быт советских людей
в 20-е – 30-е годы.
Раздел 3. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне
1941-1945 годов. (18 ч.)
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению
обороноспособности страны. Первое военное столкновение между японскими и
советскими войсками в 1938г. Советско-германский договор о ненападении.
Советско-финляндская война 1939-1940 годов, ее итоги. Начало Второй
мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад,
подготовка к нападению на СССР.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной
войны. Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи Красной
армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск.
Битва за Москву, ее историческое значение. Маршал Г. К. Жуков. Героипанфиловцы.
Героизм тружеников тыла. «Все для фронта! Все для победы!». Создание
новых вооружений советскими военными конструкторами. Блокада Ленинграда
и мужество ленинградцев. Города-герои.
Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой
Отечественной войны. Зверства фашистов на оккупированной территории, и в
концентрационных лагерях. Подвиг генерала Д. М. Карбышева. Борьба
советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение.
Герои-подпольщики и партизаны. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм
советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам. Наука и
культура в годы войны.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе
в конце войны. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов
Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Решающий вклад СССР в
разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны.
День Победы – 9 мая 1945года.
Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против
Японии в 1945г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция
Японии. Окончание Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс.
Героические и трагические уроки войны. Причины победы советского народа.
Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И.
С. Конев), герои войны. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в памяти
народа, произведениях искусства.
Раздел 4. Советский Союз в 1945 – 1991годах. (15 ч.)
Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной
жизни. Восстановление разрушенных городов. Возрождение и развитие
промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в
послевоенное время, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна
репрессий. Голод 1946-1947 гг. Внешняя политика СССР в послевоенные годы.
Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух
военно-политических блоков. Начало «холодной войны». Политика укрепления
социалистического лагеря.
Смерть И. В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н. С. Хрущева.
Осуждение культа личности, начало реабилитации репрессированных.
Реформы Н. С. Хрущева. Освоение целины. Жилищное строительство. Жизнь
советских людей в годы правления Н. С. Хрущева. Выработка новых подходов
к внешней политике. Достижения в науке и технике в 50-60-е годы.
Исследование атомной энергии. Выдающиеся ученые И. В. Курчатов, М. В.
Келдыш, А. Д. Сахаров. Освоение космоса и полет первого человека. Ю. А.
Гагарин. Первая женщина космонавт В. В. Терешкова. Хрущевская «оттепель».
Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева, его отставка.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Экономический
спад. Конституция СССР 1977г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е
годы. Война в Афганистане. ХХII-летние Олимпийские игры в Москве.
Ухудшение материального положения населения и морального климата в
стране. Советская культура, жизнь и быт советских людей в 70-е – начале 80-х
годов XX века.
Смерть Л. И. Брежнева. Приход к власти М.С. Горбачева. Реформы
Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск
из Афганистана. Избрание первого президента СССР – М.С. Горбачева.
Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных
отношений в стране. Образование новых политических партий и движений.
Августовские события 1991г. Распад СССР. Принятие Декларации о
государственном суверенитете РСФСР. Первый президент России Б. Н. Ельцин.
Образование Содружества Независимых Государств (далее – СНГ). Причины и
последствия кризиса советской системы и распада СССР.
Раздел 5. Россия (Российская Федерация) в 1991 – 2015годах. (11 ч.)
Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной
российской государственности. Политический кризис осени 1993г. Принятие
Конституции России (1993г.). Символы государственной власти Российской
Федерации. Экономические реформы 1990-х гг., их результаты. Жизнь и быт
людей в новых экономических и политических условиях Основные
направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание
противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в
Чеченской Республике. Внешняя политика России в 1990-е гг. Отношения со
странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское
зарубежье.
Отставка Б. Н. Ельцина, президентские выборы в 2000 году. Второй
президент России – В.В. Путин. Его деятельность: курс на продолжение
реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России,
укрепление государственности, обеспечение согласия и единства общества.
Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной
сферы. Политические лидеры и общественные деятели современной России.
Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская православная
церковь в новой России.
Президентские выборы 2008г. Президент России – Д. А. Медведев.
Общественно-политическое и экономическое развитие страны, культурная
жизнь на современном этапе. Разработка новой внешнеполитической стратегии
в начале XXI века. Укрепление международного престижа России.
Президентские выборы 2012г. Президент России – В.В. Путин.
Сегодняшний день России. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в
2014г. Воссоединение Крыма с Россией. Празднование 70-летия Победы в
Великой Отечественной войне.
Содержание разделов
9 класс (68 ч.)
Кол-во
Наименование раздела
часов
№
Контрольнаяработа
1
Россия в 1917-1921годах.
13
2
СССР в 20-е – 30-е годы XX века.
11
3
СССР во Второй мировой и Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов.
18
4
Советский Союз в 1945 – 1991годах.
15
1
5
Советский Союз в 1945 – 1991годах.
11
1
Итого
68
1
1
4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»(68ЧАСОВ)
9 КЛАСС
№
Количество
часов
Тема
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальные
Достаточные
Раздел 1. Россия в 1917-1921годах. (13 ч.)
1
Революционные события 1917
года. Февральская революция и
отречение царя от престола.
1
Сформировать представление о
Февральской революции.
2
Временное
Двоевластие.
1
Показать, что захват власти
большевиками осуществлялся в
ходе
Октябрьского
вооруженного
восстания
в
Петрограде.
3
Октябрь
Петрограде.
в
1
Показать, что захват власти
большевиками осуществлялся в
ходе
Октябрьского
вооруженного
восстания
в
Петрограде.
4
Установление советской власти
в стране. Образование РСФСР.
1
правительство.
1917
года
Рассказ по карте схеме
«Вооруженное
восстание
в
Петрограде»
Разъяснение
причины
Февральской революции,
установление
двоевластия.
Уметь характеризировать
особенности влияния
различных партий на
возникновение двоевластия
в Петрограде в феврале
1917 года.
Уметь объяснять цель и
действия В. И. Ленина и
партии большевиков в
борьбе за власть с
Временным
правительством и с
другими партиями.
5
Судьба семьи Николая II.
1
6
Гражданская война в России.
1
7
Борьба между «красными» и
«белыми».
1
8
Положение населения в годы
войны.
9
10
Сформировать представление о
гражданской войне как битве
двух противоборствующих сил
России.
предпосылки,
участники, основные этапы
вооруженной
борьбы.
Интервенция.
Дать общее представление о
борьбе между «красными» и
«белыми».
Уметь объяснять причины
гражданской войны.
Работать
по
карте
«Гражданская война и
интервенция»,
1
Дать представление о жизни и
быте людей в годы революций и
гражданской войны
Экономическая
политика
советской власти во время
Гражданской войны: «военный
коммунизм».
1
Дать
представление
об
экономической
политике
Советской власти.
Описание жизни и быта
людей в данный период с
опорой
на план и
мультимедийную
презентацию.
Работас учебником (в
парах) по выявлению
основных
черт
экономической политики
советской власти.
Окончание
и
Гражданской войны.
1
итоги
Знать имена исторических
деятелей: сторонников
Белого движения и их
противников –
руководителей советской
власти, военачальников
РККА.
11
Повторительно- обобщающий
урок по
1
12
Экономический
и
политический кризис в конце
1920 – начале 1921г.
1
13
Переход
к
новой
экономической политике.
1
Массовые выступления против
политики власти (крестьянские
восстания,
восстание
в
Кронштадте).
Объяснить сущность НЭПа
Советского
государстваположительные
и
отрицательные результаты нэпа.
Знать причины, ход,
участников восстания в
Кронштадте и его итоги.
Объяснение
сущности
Нэп.
Сравнение
мероприятий политики
военного коммунизма и
нэпа
Раздел 2. СССР в 20-е – 30-е годы XX века. (11 ч.)
14
15
Образование СССР.
Смерть
первого
главы
Советского государства -В.И.
Ленина..
1
Разъяснить
причины,
предпосылки
и
принципы
построения СССР. Система
государственного управления.
Первая Конституция (Основной
Закон) СССР 1924 года.
1
Смерть Ленина. Сосредоточение
всей полноты партийной и
государственной власти в руках
И.В. Сталина. Культ личности
Сталина. Массовые репрессии
ГУЛаг. Последствия репрессий
Знать год основания СССР,
обозначать дату на ленте
времени, правильно
объяснять смысл понятий в
аббревиатуре СССР и в
других сокращенных
словах.
Выявление
причин
образования
СССР.
Работа по карте «СССР»
Уметь объяснять роль
личности В.И. Ленина в
истории СССР.
Составление
характеристики личности
и деятельности И.В.
Сталина.
16
Индустриализация страны.
17
Коллективизация
хозяйства.
18
Новая Конституция
1936 года.
СССР
1
19
Основные
направления
внешней политики Советского
государства в 1920 – 1930-е
годы.
Культура и духовная жизнь в
стране в 1920-е – 1930-е годы.
1
20
сельского
1
1
1
Дать
представление
об
индустриализации
в
странепервые
пятилетние
планы.Стройка
первых
пятилеток
(Днепрогэс,
Магнитка,
Турксиб,
Комсомольск-на-Амуре и др.).
Роль
рабочего
класса.
в
индустриализации.
Стахановское
движение.
Ударничество.
Дать
представление
о
проведении
коллективизации
крестьянского
хозяйства
в
СССР.
Познакомить
с
основными
положениями
Конституции
1936 г. Политическая жизнь
страны в 30 – е годы. Изменения
в системе государственного
управления СССР. Образование
новых республик и включение
их в состав СССР.
Укрепление позиций страны на
международной арене.
Дать общее представление о
развитии науки и культуры
СССР в 20-30 г.г.«Культурная
революция»:
задачи
и
направления. Идеологический
контроль над духовной жизнью
Объяснение причин,
характера и итогов
индустриализации в
СССР.Уметь
ориентироваться в
направлениях развития
плана индустриализации
СССР.
Составление рассказа
о ходе проведения
коллективизации
крестьянских хозяйств
Уметь сравнивать и делать
самостоятельные выводы о
промышленной революции
и коллективизации.
.
Работа
с
текстом
учебника по заданиям
учителя в малых группах.
Описание
памятников
материальной
и
художественной
культуры,используя,
мультимедиа
ресурсы,
другие источники
общества. Русская эмиграция.
21
22
Ликвидация неграмотности,
создание системы народного
образования.
Развитие советской науки,
Уметь
объяснять
значения новых слов и
понятий, использовать их
в ответах, рассказах,
описаниях
1
1
выдающиеся научные открытия
(И.П. Павлов, К.А. Тимирязев,
К.Э. Циолковский и др.).
Политика власти в отношении
религии и церкви.
23
Жизнь и быт советских людей
в 20-е – 30-е годы.
1
24
Повторительно-обобщающий
урок. Контрольная работа
1
Раздел 3. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. (18 ч.)
25
СССР
накануне
мировой войны.
Второй
1
Показать положение СССР в
мире, в системе международных
отношенийМероприятия
по
укреплению
обороноспособности
страны.
Советско-германский договор о
ненападении.
26
Первое военное столкновение
между японскими и советскими
войсками в 1938 году.
1
Дать общее представление о
внешней политике СССР в
начале второй мировой войны.
Раскрытие понятий
«фашизм», «фашисты»,
«нацисты», «конфликт».
Уметь рассказывать о
действиях правительства
СССР по укреплению
западных границ.
27
Советско-финляндская война
1939-1940 годов, её итоги.
1
Дать общее представление о
внешней политике СССР в
начале второй мировой войны
28
Начало
войны
мировой
1
Дать общее представление о
внешней политике СССР в
начале второй мировой войны.,
нападение Германии на Польшу
и
наступление на Запад,
подготовка к нападению на
СССР.
Знать дату нападения
Германии на Польшу.
29
Начало
Великой
Отечественной войны.
1
Формировать представление о
ходе военных действий в
начальный
период
войны.
Начало Великой Отечественной
войны. Героическая оборона
Брестской крепости. Первые
неудачи Красной армии
Знать и обозначать на
ленте времени дату
нападения Германии на
СССР,
1
Дать
представление
о
героической борьбе за Москву.
и её историческое значение.
30
Второй
Битва за Москву
Описание
территориального
расширения СССР с
сентября 1939 г. по июнь
1941
г.
на основе
исторической
карты.
Описание
причин
и
итогов
Советскофинляндской войны
Знать дату нападения
Германии на Польшу.
Описание
территориального
расширения СССР с
сентября 1939 г. по июнь
1941
г.
на основе
исторической
карты.
Описание
причин
и
итогов
Советскофинляндской войны
Знать и обозначать на ленте
времени дату нападения
Германии на СССР,
объяснять замыслы Гитлера
по разгрому СССР и
преимуществах его армии в
начале войны.
Объяснение
причины
поражения
Красной
Армии
в
начальный
период войны
Уметь рассказывать об
обороне и защите Москвы,
приводить примеры
Маршал Г.К. Жуков. Герои —
панфиловцы.
31
«Все для фронта! Все для
победы!».
32
Блокада Ленинграда
33
Сталинградская
1
1
подвигов защитников
Москвы.
Работа
с
таблицей
«Главные битвы войны»
Описание героического
труда людей в тылу с
использованием
учебника,
других
источников информации.
Формировать представление о
мероприятиях
Советского
правительства по перестройке
экономики страны на военный
лад. Труженики тыла. Создание
новых вооружений советскими
военными конструкторами
Дать
представление
о
стойкостии
мужестве
ленинградцев в дни блокады.
битва.:
1
Дать общее представление о
Сталинградской битве Начало
коренного перелома в ходе
Великой Отечественной войны
34
Зверства
фашистов
на
оккупированной территории и в
концентрационных лагерях.
1
Подвиг
генерала
Карбышева.
35
Партизанское
движение.
Герои – подпольщики и
партизаны.
1
Дать общее представление о
борьбе советских людей в тылу
врага во время ВОВ. Герои –
подпольщики и партизаны.
Д.М.
Уметь давать оценку
преступлениям
фашистов, а также
оценивать героев –
защитников Отечества
Уметь давать оценку
преступлениям
фашистов, а также
оценивать героев –
Описание исторического
события по различным
источникам
(видеофильм,
презентация). Работа с
таблицей
«Главные
битвы войны»
Описание битвы с
опорой на план, по
различным источникам
(видеофильм, презентация).
Работа с таблицей
«Главные битвы войны»
Уметь давать оценку
преступлениям фашистов, а
также оценивать героев –
защитников Отечества
Использование
карты,
мультимедиа ресурсов,
для
формирования
устойчивых
защитников Отечества
36
Битва на Курской дуге.
Мужество и героизм советских
1
37
Наука и культура в годы
войны.
1
38
39
40
Открытие второго фронта.
Битва за Берлин. День
Победы -9 Мая 1945 года.
Война с Японией.
Дать общее представление о
ходе
Курской
битвы.
Отступление немецких войск по
всем
фронтам.
1
Создание
антигитлеровской
коалиции.
Изгнание
захватчиков с советской земли,
освобождение народов Европы.
1
Дать общее представление о
завершившихся
сражениях
Красной армии в Европе.
Решающий вклад СССР в
разгром
гитлеровской
Германии. Завершение Великой
Отечественной войны.
1
Дать общее представление о
войне СССР с Японией.
представлений о борьбе
советских
людей
на
оккупированной
территории.
Описание исторического
события по различным
источникам
(видеофильм,
презентация). Работа с
таблицей
«Главные
битвы войны»
Уметь объяснить значение
открытия второго фронта в
Европе и решений
Ялтинской конференции в
реализации интересов
СССР, Англии, США по
итогам войны.
Знать дату взятия
Берлина, имена и
фамилии советских
бойцов, водрузивших
флаг Победы над
Рейхстагом.
Знать итоги войны и
значение Нюрнбергского
процесса.
Знать дату взятия Берлина,
имена и фамилии советских
бойцов, водрузивших флаг
Победы над Рейхстагом.
Составление развернутых
ответов с опорой на текст
учебника.
41
Героические и трагические
уроки войны.
1
42
Повторительно
обобщающий
Контрольная работа.
1
–
урок.
Причины победы советского
народа. Советские полководцы
(Г.К.Жуков, К.К. Рокоссовский,
А.М. Василевский, И.С. Конев и
др.) герои войны. Великая
Отечественная война 1941 1945гг. в памяти народа,
произведениях искусства.
Раздел 4. Советский Союз в 1945 – 1991годах. (15 ч.)
43
Возрождение
страны
после
Советской
войны.
44
Жизнь и быт людей
послевоенное время.
в
1
Дать представление о трудности
послевоенной
жизни.
Восстановление разрушенных
городов.
Возрождение
и
развитие
промышленности.
Положение
в
сельском
хозяйстве.
1
судьбы солдат, вернувшихся с
фронта. Новая волна репрессий.
Голод 1946 – 1947 годов.
Уметь описывать
трудности и проблемы
жизни советских людей
в послевоенный период
и задачи руководства
СССР по
восстановлению
экономики,
промышленности,
сельского хозяйства.
Уметь объяснять и
приводить примеры
усиления авторитета СССР
в мире после окончания
войны.
Пересказ
содержания
изучаемого
материала
близко к тексту.
Уметь описывать
трудности и проблемы
жизни советских людей в
послевоенный период и
задачи руководства СССР
по восстановлению
экономики,
промышленности,
сельского хозяйства.
45
Внешняя политика СССР в
послевоенные годы.
1
Дать общее представление о
развернувшейся
борьбе
за
власть.
46
Смерть И.В. Сталина. Борьба
за власть. Приход к власти Н.С.
Хрущева.
1
Осуждение культа личности,
начало
реабилитации
репрессированных,
начало
реабилитации
репрессированных.
Дать
представление
об
экономической
политике
Хрущева..
Самостоятельная работа
с текстом учебника по
готовому плану.
Дать конкретные сведения о
больших
успехах
в
отечественной науке и технике.
Исследование атомной энергии.
Выдающиеся
ученые
И.В.
Курчатов, М.В. Келдыш, А.Д.
Сахаров и др.
Дать сведения об освоении
космоса советскими учеными.
полет первого человека Ю.А.
Гагарина.
Дать представление о духовной
жизни
страны
в
период
правления
ХрущеваПротиворечия
внутриполитического
курса
Н.С. Хрущева, его отставка.
Рассказ о достижениях
советской
науки
и
техникив 1950-х – 1960-е
47
48
Реформы Н.С. Хрущева.
Достижения в науке и технике
50 – 60-е годы
1
1
49
Освоение космоса.
1
50
Хрущевская «оттепель».
1
Уметь анализировать и
делать выводы о
хозяйственноэкологической
деятельности
правительства Н. С.
Хрущева (успехи и
ошибки).
Установление
последовательности
событий подготовки и
полета в космос.
Приведение примеров из
текста учебника по каким
направлениям
шел
процесс
«хрущевской
оттепели»
51
Экономическая и социальная
политика Л.И. Брежнева.
1
52
Внешняя политика Советского
Союза в 70-е годы. Война в
Афганистане.
1
53
Советская культура, жизнь и
быт советских людей в 70-е начале 80-х годов XX века
1
54
Смерть Л.И. Брежнева. Приход
к власти М.С. Горбачева.
1
55
Нарастание
экономического
кризиса
и
обострение
межнациональных отношений в
стране.
1
Дать
представление
об
экономическом и политическом
развитии страны в период
правления
Брежнева.
Экономический спад.
Сформировать
общее
представление об основных
направлениях
советской
–
внешней
политики,
дать
сведения об участии СССР в
Афганской войне.
. Проследить динамику развития
духовной
сферы
жизни
советского общества в годы
«застоя». Олимпийские игры в
Москве.
Ухудшение
материального
положения
населения
и
морального
климата в стране.
Реформы
Горбачева
в
политической,
социальной,
экономической сферах. Вывод
войск
из
Афганистана.
Избрание первого президента
СССР ― М.С. Горбачева.
Образование
новых
политических
партий
и
движений.
Августовские
события 1991 года. Распад
СССР. Принятие Декларации о
государственном суверенитете
РСФСР.
Описание
экономического
и
политического развития
страны в «эпоху застоя».
Составление полных и
развернутых ответов о
внешней
политики
СССР.
Описание
советской
культурыиспользуя,
мультимедиа
ресурсы,
другие источники.
Составление
«Реформы
Горбачева»
схемы
М.С.
56
Распад
СССР.
Первый
президент России Б.Н. Ельцин.
Образование СНГ.
1
57
Повторительно-обобщающий
урок. Контрольная работа.
1
Дать общее представление о
политическом развитии страны
в 1991 году. Причины и
последствия кризиса советской
системы и распада СССР.
Охарактеризовать
основные
причины
распада
СССР.
Разъяснение
понятий
«ГКЧП», «СНГ».
Раздел 5. Россия (Российская Федерация) в 1991 – 2015годах. (11 ч.)
58
Формирование
суверенной
российской государственности.
1
59
Экономические реформы 1990
годов, их результаты.
1
60
Жизнь и быт людей в новых
экономических и политических
условиях.
1
61
Нарастание
противоречий
между центром и регионами.
Военно-политический кризис в
Чеченской Республике.
Внешняя политика России в
1990-е годы..
1
62
1
Основные
направления
национальной политики: успехи
и просчеты.
Отношения со странами СНГ и
Балтии. Восточное направление
внешней политики. Русское
зарубежье
Знать и уметь объяснять
причины ухудшения жизни
людей в условиях
рыночных реформ,
нестабильности в
управлении государством,
потери авторитета лидеров.
63
Второй президент России –
В.В. Путин.
1
64
Развитие
экономики
социальной сферы..
и
1
65
Культура и духовная жизнь
общества в начале XXI века..
1
Русская православная церковь в
новой России
66
Президент
Медведев.
Д.А.
1
67
Президентские выборы 2012
года. Президент России – В.В.
Путин.
1
Президентские выборы 2008
года.
Общественнополитическое и экономическое
развитие страны, культурная
жизнь на современном этапе.
Разработка
внешнеполитической стратегии
в начале XXI века. Укрепление
международного
престижа
России.
Сегодняшний день России.
Проведение
зимних
Олимпийских игр в Сочи в 2014
году. Воссоединение Крыма с
Россией. Празднование 70-летия
Победы
в
Великой
Отечественной войне.
России
–
Отставка
Б.Н.
Ельцина;
президентские выборы в 2000
году. Путин, его деятельность:
сохранение целостности России,
укрепление государственности,
обеспечение
согласия
и
единства
общества.
Новые
государственные символы.
Политические
лидеры
и
общественные
деятели
современной России
68
Повторительно
–
обобщающий урок. Контрольная
работа.
1