1
Раздел I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.
Планируемые образовательные результаты
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение
результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост
ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает
организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию
внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его
таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в
современных условиях и важнейшим компонентов реализации
ФГОС
является овладение учащимися практическими умениями и навыками,
проектно–исследовательской деятельностью. Программа «Занимательная
биология» направлена на формирование у учащихся 6класса интереса к
изучению биологии, развитие практических умений,применение полученных
знаний на практике,подготовкаучащихся кучастию волимпиадномдвижении.
На дополнительных занятиях по биологии в 6 классе закладываются
основы многих практических умений школьников, которыми они будут
пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество
практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках
«Биологии» в 6 классе достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность
будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки
практических умений учащихся.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного
индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать
коллективную
и
индивидуальную
деятельность.
Теоретический
материалвключаетвсебявопросы,касающиесяосновпроектноисследовательскойдеятельности,знакомства соструктуройработы.
Цель:созданиеусловийдляуспешногоосвоенияучащимисяпрактическойсо
ставляющей школьной биологии,основисследовательскойдеятельности.
Задачи:
Формированиесистемынаучных
знанийосистемеживой
природыиначальныхпредставленийобиологических
объектах,процессах,явлениях,закономерностях;
Приобретениеопытаиспользованияметодовбиологическойнаукидляпровед
ениянесложныхбиологическихэкспериментов;
Содействие развитию умения работать на практике с оборудованием
цифровой лаборатории;
Развитиеуменийинавыковпроектно–исследовательскойдеятельности;
Подготовкаучащихсяк участиюволимпиадномдвижении;
2
Формирование основ экологической грамотности.
Требованиякуровнюзнаний,уменийинавыковпоокончаниюреализации
программы:
иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке
информации, составлении доклада, публичномвыступлении;
знать, каквыбратьтемуисследования, структуруисследования;
уметьвидетьпроблему,выдвигатьгипотезы,планироватьходисследования,да
ватьопределенияпонятиям,работать стекстом,делатьвыводы;
уметьработатьвгруппе,прислушиватьсякмнениючленовгруппы,отстаиватьс
обственнуюточкузрения;
владетьпланированиемипостановкойбиологическогоэксперимента.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностныерезультаты:
знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой
природы;
развитиеинтеллектуальныхумений(доказывать,строитьрассуждения,анал
изировать,сравнивать,делатьвыводыидругое);
эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметныерезультаты:
овладение
составляющими
исследовательской
и
проектной
деятельности: умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить
эксперименты,делатьвыводы
изаключения,структурировать
материал,объяснять,доказывать,защищатьсвоиидеи;
умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию,преобразовывать информацию
изоднойформывдругую;
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
Выделение существенных признаков биологических объектов и
процессов;
классификация—определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
сравнение биологических объектов и процессов ,умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
3
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических
объектов
и
процессов;
постановка
биологических
экспериментов и объяснение их результатов;
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими
приборами и
инструментами;
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты
живой природы.
1.2. Планируемые воспитательные результаты
Планируемые результаты воспитания нацелены на перспективу развития
и становления личности обучающегося. Результаты достижения цели, решения
задач воспитания даны в форме целевых ориентиров.
Целевые ориентиры результатов воспитания
на уровне основного общего образования
Направления
Характеристики (показатели)
Гражданское
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую
идентичность в поликультурном и многоконфессиональном
российском обществе, в современном мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным
символам России, праздникам, традициям народа России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод.
Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и
взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в
том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь
нуждающимся и т.п.).
Принимающий участие в жизни школы (в том числе самоуправление),
местного сообщества, родного края.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой
народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной
стране.
Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом,
свою общероссийскую культурную идентичность.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры
своего народа, своего края, других народов России, Российской
Федерации.
Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих
земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников
Патриотическое
4
Духовнонравственное
Эстетическое
Физическое
Отечества в прошлом и современности.
Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в
науке, искусстве, спорте, технологиях.
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные
нормы народов России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Понимающий
ценность
межрелигиозного,
межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и
ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества; испытывающий
чувство уважения к русскому и родному языку, литературе,
культурному наследию многонационального народа России
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства,
понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное
состояние и поведение людей.
Знающий и уважающий художественное творчество своего и других
народов, понимающий его значение в культуре.
Сознающий значение художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового
художественного наследия, роли народных традиций и народного
творчества в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства,
художественном творчестве.
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в
обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья
своего и других людей, близких.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
5
Трудовое
Экологическое
Познавательное
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического
состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь
себе и другим людям.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других
людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических
трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в обществе.
Понимающий
необходимость
человека
адаптироваться
в
профессиональной среде в условиях современного технологического
развития, выражающий готовность к такой адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов
получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных
наук для решения задач в области охраны окружающей среды,
планирования своих поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды.
Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры в современном мире.
Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе,
окружающей среде.
Сознающий свою роль и ответственность как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред.
Выражающий готовность к участию в практической деятельности
экологической, природоохранной направленностей.
Выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учетом индивидуальных способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений
о закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий личные навыки использования различных средств
познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская
культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
познания, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы,
6
экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные
исследования,
самостоятельная
работа,
консультации,
проектная
исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
При изучении разделов курса «Занимательная биология» учащиеся
смогут почувствовать себя в роли ученых из разных областей биологии.
Ботаника—наука о растениях. Зоология—наука, предметом изучения которой
являются представители царства животных. Микология—наука о грибах.
Физиология—наука о жизненных процессах. Экология—наука
о
взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология—наука о
бактериях. Орнитология—раздел зоологии, посвященный изучению птиц.
Биогеография—наука, которая изучает закономерности географического
распространения и распределения организмов.
Введение.
Знакомство с планом работы и техникой безопасности при выполнении
лабораторных работ.
Раздел1. «Лаборатория Левенгука»(5часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы
для научных исследований. Историяизобретения микроскопа, его устройство и
правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата.Рисуем
поправилам:правилабиологическогорисунка.
Практическиеи лабораторныеработы:
- Устройствомикроскопа;
- Приготовлениеирассматриваниемикропрепаратов;
- Зарисовкабиологическихобъектов.
Проектно-исследовательскаядеятельность:
- Мини–исследование
«Микромир»(работавгруппахспоследующейпрезентацией).
Раздел2. Практическаяботаника(16часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий:
оборудование, техника сбора, высушивания имонтировки. Правила работа с
определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по
плану. Редкие иисчезающиерастенияБурятии.
Практическиеилабораторныеработы:
- Морфологическоеописаниерастений;
- Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном
состоянии;
- Монтировка гербария.
Проектно-исследовательскаядеятельность:
Созданиекаталога«Видовоеразнообразиерастенийпришкольнойтерритории»;
- Проект«Редкие растения Волгоградской области».
7
Раздел3. Практическая зоология(7часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов.
Отличительные признаки животных разныхцарств исистематическихгрупп.
Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам
жизнедеятельности.
Описание
внешнего
вида
животныхпоплану.Очемрассказываютскелетыживотных(палеонтология).Пище
выецепочки.Жизньживотныхзимой.Подкормка птиц.
Практическиеилабораторныеработы:
- Работапоопределениюживотных;
- Составлениепищевыхцепочек;
- Определениеэкологическойгруппыживотныхповнешнемувиду;
- Фенологическиенаблюдения«Зимавжизнирастенийиживотных».
Проектно-исследовательскаядеятельность:
- Мини–исследование«Птицынакормушке»;
- Проект«Красная книга животных Волгоградской области».
Раздел4.Биопрактикум(6 часов)
Учебно - исследовательская деятельность.Как правильно выбрать тему,
определить цель и задачи исследования. Какиесуществуют методы
исследований. Правила оформления результатов. Источники информации
(библиотека,
интернетресурсы).Какоформитьписьменноесообщениеипрезентацию.Освоениеиотработ
каметодиквыращиваниябиокультур.Выполнениесамостоятельногоисследовани
яповыбранномумодулю.Представлениерезультатовнаконференции.Отработкап
рактическойчастиолимпиадныхзаданийсцельюдиагностикиполученныхумений
инавыков.
Практические и лабораторные работы:
- Работа с информацией( посещениебиблиотеки);
- Оформлениедокладаипрезентациипоопределеннойтеме.
Проектно-исследовательскаядеятельность:
Модуль«Физиология растений»:
Движениерастений.
Влияние стимуляторов роста нарост и развитие растений.
Прорастание семян.
Влияние прищипкина рост корня.
Модуль«Экологическийпрактикум»
Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.
Определение запыленности воздуха в помещениях.
Раздел III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Темы уроков
Кол-во
Дата проведения
8
часов
п/п
план
факт
Введение (1 час)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Вводный инструктаж по ТБ.
Раздел 1. ЛабораторияЛевенгука(5часов)
Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование.
Знакомство с устройством микроскопа.
Техника биологического рисунка и приготовление микропрепаратов.
Мини-исследование«Микромир».
Раздел 2. Практическая ботаника(16часов)
Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений».
Техника сбора,высушивания и монтировки гербария.
Техника сбора, высушивания и монтировки гербария.
Виртуальная экскурсия «Изучение растений леса».
Виртуальная экскурсия «Изучение растений луга».
Виртуальная экскурсия «Изучение растений водоема».
Виртуальная экскурсия «Изучение растений степи».
Определяем и классифицируем.
Морфологическое описание растений.
Морфологическое описание растений.
Определение растенийв безлиственном состоянии.
Создание каталога«Видовое разнообразие растений пришкольной
территории».
Создание каталога«Видовое разнообразие растений пришкольной
территории».
Редкие растения Волгоградской области.
Редкие растения Волгоградской области.
Раздел 3. Практическая зоология(7часов)
Система животного мира.
Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных».
Виртуальная экскурсия «Животные на земле и в воздухе»
Определяем и классифицируем.
Определяем животных по следам и контуру.
Определение экологической группы животныхповнешнемувиду.
Практическая орнитология.
Мини-исследование «Птицы на кормушке».
Проект«Красная книга Волгоградской области».
Проект«Красная книга Волгоградской области».
Раздел 4. Биопрактикум(6часов)
Как выбрать тему для исследования.
Постановка целей и задач. Источникиинформации
Как оформить результаты исследования.
Физиология растений.
Экологический практикум.
Оформление доклада и презентации по определенной теме.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9