Пояснительная записка
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение
результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост
ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает
организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию
внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его
таланта. Одним из ключевых требований к биологическому образованию в
современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС
является овладение учащимися практическими умениями и навыками,
проектно – исследовательской деятельностью. Оснащение
общеобразовательных школ современным аналоговым и цифровым оборудованием является материальной базой реализации Федерального
государственного образовательного стандарта. Это открывает новые
возможности в урочной и внеурочной, внеклассной деятельности и является
неотъемлемым условием формирования высокотехнологичной среды школы,
без которой сложно представить не только профильное обучение, но и
современный образовательный процесс в целом. Разрастается поле взаимодействия ученика и учителя, которое распространяется за стены школы в
реальный и виртуальный социум. Использование учебного оборудования
становится средством обеспечения этого взаимодействия, тем более в
условиях обучения предмету на углублённом уровне, предполагаемом
профилизацией обучения
Программа «Мир биологии» направлена на формирование у учащихся 5,6
классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений,
применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к
участию в олимпиадах.
На дополнительных занятиях по биологии в 5,6 классах закладываются
основы многих практических умений школьников, которыми они будут
пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество
практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на
уроках «Биологии» в 5,6 классах достаточно велико, поэтому внеурочная
деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и
отработки практических умений учащихся.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать
коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал
включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской
деятельности, знакомства со структурой работы.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической
составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Формирование системы научных знаний о системе живой природы и
2. начальных представлений о биологических объектах, процессах,
явлениях, закономерностях;
3. приобретение опыта использования методов биологической науки для
проведения несложных биологических экспериментов;
4. развитие умений и навыков проектно – исследовательской
деятельности;
5. подготовка учащихся к участию в олимпиадах;
6. формирование основ экологической грамотности.
При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание
на следующие аспекты:
1. использование личностно-ориентированных технологий (технология
развития критического мышления, технология проблемного обучения,
технология обучения в сотрудничестве, метод проектов);
2. организация проектной деятельности школьников и проведение миниконференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные
(или групповые) проекты по выбранной теме.
Формы проведения занятий:
практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения,
коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа,
консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с
использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с
презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах
исследовательских работ, олимпиадах.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию
реализации программы:
1. иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке
информации, составлении доклада, публичном выступлении;
2. знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
3. уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход
исследования, давать определения понятиям, работать с текстом,
делать выводы;
4. уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы,
отстаивать собственную точку зрения;
5. владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
1. знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
2. развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой
природы;
3. Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
4. эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
1. овладение составляющими исследовательской и проектной
деятельности;
2. умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
3. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов и
процессов;
классификация — определение принадлежности биологических
объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и
инструментами.
4. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты
живой природы.
Содержание программы
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении
лабораторных работ.
Раздел 1. Лаборатория (5 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для
научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и
правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата.
Практические и лабораторные работы:
Устройство микроскопа
Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка
биологических объектов
Проектно-исследовательская деятельность:
Исследование «Микромир» (работа в группах с последующей
презентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника (8 часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий:
оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с
определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по
плану. Редкие и исчезающие растения Карелии.
Практические и лабораторные работы:
Морфологическое описание растений
Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном
состоянии
Монтировка гербария
Проектно-исследовательская деятельность:
Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной
территории»
Проект «Редкие растения Волгоградской области»
Раздел 3. Практическая зоология (8 часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов.
Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп.
Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам
жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем
рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь
животных зимой. Подкормка птиц.
Практические и лабораторные работы:
Работа по определению животных
Составление пищевых цепочек
Определение экологической группы животных по внешнему виду
Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини - исследование «Птицы на кормушке»
Проект «Красная книга животных Волгоградской области»
Раздел 4. Биопрактикум (12 часов)
Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему,
определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы
исследований. Правила оформления результатов. Источники информации
(библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и
презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур.
Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю.
Представление результатов на конференции. Отработка практической части
олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.
Практические и лабораторные работы:
Работа с информацией (посещение библиотеки)
Оформление доклада и презентации по определенной теме
Проектно-исследовательская деятельность:
Модуль «Физиология растений»
Движение растений
Влияние стимуляторов роста на рост и развитие
растений Прорастание семян
Влияние прищипки на рост корня
Модуль «Микробиология»
Выращивание культуры бактерий и простейших
Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий
Модуль «Микология»
Влияние дрожжей на укоренение черенков
Модуль «Экологический практикум»
Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации
Определение запыленности воздуха в помещениях
Тематический план
Название раздела
Количество
часов
Введение
1
Лаборатория
5
Практическая ботаника
8
Практическая зоология
8
Биопрактикум
12
Итого 34
Календарно-тематическое планирование
№ п/ Тема занятий
Форма проведения
п
1
Вводный инструктаж по ТБ при
проведении Лабораторных работ.
Лаборатория
Беседа
2
Приборы для научных
исследований.
Практическая работа
Лабораторное оборудование
«Изучение приборов для научных
исследований лабораторного
оборудования»
3
Знакомство с устройством
микроскопа.
Практическая работа «Изучение
устройства увеличительных приборов»
4-5
Техника биологического рисунка
Лабораторный практикум
««Приготовление и рассматривание
микропрепаратов. Зарисовка
биологических объектов».
Приготовления микропрепаратов
6
Мини-исследование «Микромир»
Рассматривание клеток организмов на
готовых микропрепаратах с
использованием цифрового
микроскопа»
Практическая ботаника
7
Фенологические наблюдения
«Осень в жизни растений»
Экскурсия
8
Техника сбора, высушивания и
монтировки гербария
Практическая работа «Техника сбора,
высушивания и монтировки гербария»
9
Определяем и классифицируем
Практическая работа «Определение
растений по гербарным образцам».
10
Морфологическое описание
растений
Практическая работа
«Морфологическое описание растений
(работа с информационными
карточками).
11
Определение растений в
безлиственном состоянии
Практическая работа «Определение
растений в безлиственном состоянии».
1213
Создание каталога «Видовое
разнообразие растений
пришкольной территории»
Проектная деятельность
14
Редкие растения Волгоградской
области
Проектная деятельность
Практическая зоология
15
Система животного мира
Творческая мастерская
16
Определяем и классифицируем
Практическая работа по определению
животных
17
Определяем животных по следам и
контуру
Практическая работа «Определение
животных по следам и контуру»
18
Определение экологической группы Лабораторный практикум
животных по внешнему виду
«Определение экологической группы
животных по внешнему виду».
19
Практическая орнитология. Миниисследование «Птицы на
кормушке»
Работа в группах: исследование
2021
Проект «Красная книга
Волгоградской области»
Проектная деятельность
22
Фенологические наблюдения «Зима Экскурсия «Фенологические
в жизни растений и животных»
наблюдения «Зима в жизни растений и
животных».
«Птицы на кормушке». Составление
пищевых цепочек
Биопрактикум
23
Как выбрать тему для исследования. Теоретическое занятие
Постановка целей и задач.
24
Источники информации
Практическая работа
25
Как оформить результаты
исследования
Теоретическое занятие
26
Физиология растений
Исследовательская деятельность:
Движение растений. Влияние
стимуляторов роста на рост и развитие
растений.
27
Физиология растений
Исследовательская деятельность:
Прорастание семян. Влияние
прищипки на рост корня.
28
Микробиология
Исследовательская деятельность:
Выращивание культуры бактерий и
простейших. Влияние фитонцидов
растений на жизнедеятельность
бактерий.
29
Микология
Исследовательская деятельность:
Влияние дрожжей на укоренение
черенков.
30
Экологический практикум.
Исследовательская деятельность:
Определение степени загрязнения
воздуха методом биоиндикации.
31
Экологический практикум.
Исследовательская деятельность:
Определение запыленности воздуха в
помещениях.
3233
Подготовка к отчетной
конференции
Создание презентаций, докладов
34
Отчетная конференция
Презентация работ
Итого: 34 часов
Учебно-методическое обеспечение программы
Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного
изложения теоретического материала с наглядным показом
иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач.
Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного
выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и
навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по
презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы,
интеллектуальные игры.
Материально-техническое обеспечение программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание
дополнительной образовательной программы «Мир биологии»
предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:
- цифровая лаборатория по биологии;
- помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и
мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с
холодной водопроводной водой);
- микроскоп цифровой;
- комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
- комплект гербариев демонстрационный;
- комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);
- мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, экран,
Литература
1. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.:
Агропромиздат, 1988.
2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд.,
доп.
— М.: Просвещение, 1991.
3. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение,
1986.
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные
ресурсы образования»
4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение
природы России.
Методическое обеспечение:
Информационно-коммуникативные средства обучения
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
Техническое оснащение (оборудование):
1. Микроскопы;
2. Цифровая лаборатория «Releon»;
3. Оборудование для опытов и экспериментов.