Пояснительная записка.
Программа
внеурочной
деятельности
«Практическая
биология»
ориентирована на обучающихся пятого класса МОУ «Вербенская СШ»,
изучающих биологию в рамках ФГОС впервые. Программа внеурочной
деятельности по биологии «По страницам биологии» соответствует целям
ФГОС по биологии. В школьной программе 5 класса на изучение курса
биологии отводиться лишь 1 час учебной нагрузки, что не позволяет
учащимся полностью освоить материал учебного курса Биология 5 класс.
Введение в биологию. Данная программа рассчитана на более подробное
изучение курса биологии во внеурочное время, кроме того во время
внеурочной деятельности учащиеся научатся применять свои знания на
практике, использовать лабораторное оборудование, получать биологические
знания, что расширит их кругозор. На реализацию программы отводится 34
часа (1 час в неделю).
Ожидаемые результаты.
Личностные
сформированность экологически грамотного отношения к живой
природе;
развитие интеллектуальных способностей (умения
анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)
сравнивать,
Метапредметные
овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы,
проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;
умение работать с различными источниками информации;
Предметные
выделение отличительных признаков живых организмов;
определение роли биологии в практической деятельности человека;
умение сравнивать биологические объекты и процессы
овладение методами изучения
измерения, эксперимента;
живой
природы:
наблюдения,
Цель программы: формирование и развитие познавательного интереса к
биологии как к науке о живой природе.
Задачи :
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Создать условия для знакомства учащихся с многообразием окружающего растительного мира. Отметить значимость растений для всего
живого и для жизни человека.
Помочь учащимся осознать практическую и личностную
значимость разнообразия животных и его значения для всего окружающего
мира и человека.
Содействовать развитию у школьников умения работать на практике с
наглядным материалом (гербарии, рисунки, иллюстрации, таблицы, муляжи,
живые объекты растений, грибов и животных).
Создать условия для знакомства учащихся с основными методиками
изучения объектов живой природы. Закрепить правила поведения на
экскурсии, познакомить с выполнением лабораторных и практических работ,
самостоятельных исследований.
Обеспечить условия для воспитания и развития чувства
личной ответственности за природу родного края и бережного отношения к
ней. Содействовать знакомству с краснокнижными объектами Волгоградской
области среди представителей растений и животных.
Помочь развитию у школьников культуры обращения и ухода за
комнатными растениями и домашними животными.
Способствовать развитию необходимых практических навыков грамотного обращения с живой природой: принципы сбора грибов, луговых
цветов, первоцветов, правила поведения в лесу, на водоеме.
Создать условия для развития творческих способностей учащихся.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по
окончанию реализации программы:
✓ иметь представление об исследовании, проекте,
сборе и обработке информации, составлении
доклада, публичном выступлении;
✓ знать, как выбрать тему исследования, структуру
исследования;
✓ уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы,
планировать ход исследования, давать определения
понятиям, работать с текстом, делать выводы;
✓ уметь работать в группе, прислушиваться к
мнению членов группы, отстаивать собственную
точку зрения;
владеть планированием и постановкой биологического эксперимента
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
✓ знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
✓ развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой
природы;
✓ Развитие интеллектуальных умений (доказывать,
строить рассуждения, анализировать, сравнивать,
делать выводы и другое);
✓ Эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
✓ овладение составляющими исследовательской и
проектной деятельности: умение видеть проблему,
ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения
понятиям,классифицировать,наблюдать,проводитьэкс
перименты,делатьвыводыи
заключения,структурироватьматериал,объяснять,дока
зывать,защищатьсвоиидеи;
✓ умение работать с разными источниками
биологической информации анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
✓ умение адекватно использовать речевые средства для
дискуссии и аргументации
своейпозиции,сравниватьразныеточкизрения,аргумент
ироватьсвоюточкузрения,
отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной)сфере:
Выделение существенных признаков биологических объектов и
процессов;
✓ классификация—определение
принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
✓ объяснение роли биологии в практической деятельности
людей;
✓ сравнение биологических объектов и
процессов,умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
✓ умение работать с определителями, лабораторным
оборудованием;
✓ овладение методами биологической
науки:наблюдениеиописание
биологических объектов и процессов;
постановка биологических
экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
✓ Знание основных правил поведения в природе;
✓ Анализ и оценка последствий деятельности человека в
природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
✓ Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
✓ Соблюдение правил работы с биологическими приборами и
инструментами.
4. В эстетической сфере:
✓ Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения
объекты живой природы.
Содержание.
Программа «Практическая биология» способствует более успешному
усвоению знаний по биологии.
Формы работы: внеурочные занятия, экскурсии, творческие проекты,
викторины и конкурсы, экскурсии, групповая и индивидуальная работа.
Биология как наука.(5)
Живая и неживая природа. Свойства живых организмов. Методы познания
живой природы. Великие естествоиспытатели.
Увеличительные приборы. Строение клетки.(8)
Строение микроскопа. Строение клетки растительной, животной, грибной,
бактериальной.
Царства живой природы (10)
Царство Растения. Царство Животные. Значение растений и животных в
природе и жизни человека. Флора и фауна Волгоградской области . Красная
книга Волгоградской области.
Среда обитания. Факторы среды обитания.(6)
Среда обитания живых организмов. Факторы среды обитания. Пищевые
цепи.
Экологические проблемы (5)
Загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы РБ, пути их
решения. Вирусы. Итоговое занятие.
Тематическое планирование курса
№
занятия
Тема
Кол-во часов
1
Биология как наука. Живая и неживая 1
природа
2
Основные свойства живых организмов
1
3
Основные свойства живых организмов
1
4
Методы познания живой природы
1
5
Великие естествоиспытатели
1
6
Увеличительные приборы.
1
7
Микроскоп.
Строение
микроскопа. 1
Правила работы с микроскопом.
8
Клетка. Основные органоиды клетки
1
9
Основные органоиды клетки, их функции.
1
10
Строение растительной клетки
1
11
Строение животной клетки
1
12
Строение грибной и бактериальной клеток.
1
13
Лабораторная работа по теме « Строение 1
клеток»
14
Основные царства живой природы, их 1
характеристика.
15
Царство Растения. Наука систематика.
16
Основные отделы царства растения, их 1
характеристика.
17
Значение растений в природе и жизни 1
человека.
18
Царство Животные.
животных.
Основные
классы 1
19
Царство Животные.
животных.
Основные
классы 1
20
Значение животных в природе и жизни 1
человека.
21
Флора и фауна Волгоградской области.
1
1
22
Флора и фауна Волгоградской области.
1
23
Растения и животные, занесенные
Красную книгу Волгоградской области.
в 1
24
Среда обитания живых организмов.
1
25
Факторы среды обитания.
1
26
Факторы среды обитания.
1
27
Антропогенные факторы.
1
28
Взаимоотношения живых организмов в 1
природе.
29
Пищевые цепи, их характеристика.
1
30
Загрязнение окружающей среды..
1
31
Экологические проблемы, пути решения.
1
32
Экологические проблемы Волгоградской 1
области, пути решения.
33
Вирусы.
1
34
Итоговое занятие.
1
Литература
1.Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о
поведении человека вкомпании птиц, зверей и детей. — М.:
БШКАРКЕ88,1996.
3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана:
справочник.
М.:
Агропромиздат,1988.
4. ПетровВ.В.РастительныймирнашейРодины:кн.дляучителя.-2еизд.,доп.
—М.:Просвещение,1991.
5. СамковаВ.А.Мыизучаемлес.Заданиядля
учащихся3—5классов//Биологияв школе.- 2003.№7;2004.- №1,3,5,7.
6. ЧерноваН.М.Лабораторныйпрактикумпоэкологии.—
М.:Просвещение,1986.
Интернет-ресурсы
1.
2.
3.
4.
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm—
биологическоеразнообразиеРоссии.
http://www.wwf.ru—
Всемирныйфонддикойприроды(WWF).
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm—
интернет-сайт«Общественные ресурсы
образования»
http://www.ecosystema.ru—
экологическоеобразованиедетейиизучение
природы России.