Адаптированная рабочая программа по географии 9 Б класс

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной)
образовательной школы, для учащихся с умственной отсталостью: 5-9 кл./ Под редакцией
В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013 г. – Сб. 1;
Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с
интеллектуальной недостаточностью.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения курса :
Учащиеся должны знать:
Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств
Евразии;
Границы, государственный строй и символику России;
Особенности географического положения своей местности, типичных представителей
растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей
области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;
Учащиеся должны уметь:
Находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города
Евразии;
Показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
Находить свою местность на карте России;
Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей
местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические
памятники своей области;
Правильно вести себя в природе;
Выполнять задания в «Рабочей тетради по географии» для 9 класса
На изучение стран Евразии выделено три четверти. Изучаемые страны сгруппированы не
по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической
смежности. Бывшие союзные республики изучаются во второй четверти в разделах
«Восточная Европа», «Центральная и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран
дает возможность рассказать о распаде монополизированного государства, на данном
материале проанализировать последствия, повлиявшие на углубление экономического
кризиса и на усугубление национальных проблем. Следует обратить внимание на
налаживающие экономические и культурные контакты с этими государствами.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о
природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.
Изучение стран Евразии строится по плану:
1.Географическое положение.
2. Государственный строй, символика.

3.Климат, рельеф, флора и фауна.
4.Хозяйство, население.
5.Столица, крупные города.
6.Достопримечательности.
Интеграционные вопросы, происходящие в Европе, приблизили Россию к мировому
сообществу, поэтому делается акцент на России как крупнейшем государстве Евразии.
Обобщаются знания о своей стране, и идёт подготовка к изучению своего края.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения Самарской
области учащиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными
экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в нашей
области. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов.
Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных
традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств.
Содержание курса «Государства Евразии»
Государства Евразии
Политическая карта Евразии. Государства Евразии (обзор). Западная Европа.
Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).
Франция (Французская Республика). Германия (Федеративная Республика Германия).
Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация). Южная
Европа. Испания. Португалия (Португальская Республика). Италия (Итальянская
Республика). Греция (Греческая Республика). Северная Европа Норвегия (Королевство
Норвегия). Швеция (Королевство Швеция). Финляндия (Финляндская
Республика). Восточная Европа. . Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская
Республика). Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния
(Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). Эстония (Эстонская Республика).
Латвия(Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). Белоруссия (Республика
Беларусь). Украина. Молдавия (Республика Молдова).
Центральная Азия
Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркмения
(Туркменистан).Киргизия (Кыргызстан).Таджикистан (Республика Таджикистан). ЮгоЗападная Азия. Грузия (Республика Грузия). Азербайджан (Азербайджанская Республика).
Армения (Республика Армения). Турция (Республика Турция). Ирак (Республика Ирак).
Иран (Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламское Государство Афганистан).
Южная Азия
Индия (Республика Индия).
Восточная Азия
Китай (Китайская Народная Республика). Монголия (Монгольская Народная Республика).
Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).Япония.
Юго-Восточная Азия
Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Лаос (Лаосская НародноДемократическая Республика). Таиланд (Королевство Таиланд) или другие страны по
выбору учителя.
Россия
Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии. Сухопутные и морские
границы России (повторение). Административное деление России (повторение). Столица,
крупные города России. Обобщающий урок. Контрольная работа.
Межпредметные связи
Образование Российской империи. Образование и распад СССР. Суверенная Россия
(история).
Практические работы

Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных
городов.Нанесение границы Европы и Азии.Составление альбома «По странам и
континентам».
Свой край
1. История возникновения нашего края.2. Положение на карте области, края. Границы.
Поверхность.3. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.4.
Полезные ископаемые и почвы нашей местности.5. Реки, пруды, озера, каналы нашей
местности. Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.
6. Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные
растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана
растительного мира.7. Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и
сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе,
наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам.
Заповедники, заказники.8_Население нашего края (области). Его состав. Национальные
обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.9.
Промышленность нашей местности. Ближайшее промышленное предприятие, где могут
работать выпускники школы.10. Специализация сельского хозяйства (растениеводство,
животноводство, бахчеводство и т.п.).11. Транспорт нашего края (наземный,
железнодорожный, авиационный, речной).12. Архитектурно-исторические и культурные
памятники нашего края.13. Наш город (поселок, деревня). 14. Обобщающий урок «Моя
малая Родина».
Практические работы
На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона,
месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные
центры.Обозначить на контурной карте России свою область.Зарисовать и подписать
растения и животных, занесенных в Красную книгу области. Записать в тетрадь названия
местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей
края. Межпредметные связи
Сезонные изменения в природе (природоведение). История нашего края (история).Почвы,
полезные ископаемые, водные ресурсы, растительный и животный мир, экологические
проблемы (естествознание). Фольклор (музыка).Сфера быта, национальные блюда (СБО).
Архитектурные памятники (изобразительная деятельность).
Образовательные и воспитательные цели и задачи:
Западная Европа (6ч)
1.Дать представление о Евразии как самом крупном материке Земного шара.
2.Повторить деление материка на части света – Европу и Азию.
3.Дать представление о делении частей света на регионы..
4.Познакомить со странами Западной Европы.
5.Познакомить с географическим положением, государственным строем, растительным и
животным миром, населением этих стран.
Южная Европа(4ч)
1.Познакомить с географическим положением, климатом, рельефом, водными ресурсами
стран .
2.Формировать умение характеризовать страну по плану.
3.Познакомить с типичными представителями флоры и фауны.
4.Дать представление о населении, жизни и быте народов.
5.Продолжить развитие умений работы с картой.
Северная Европа (3ч)
1.Сформировать представление о ФГП стран, традициями и обычаями,
достопримечательностями .

2.Познакомить с особенностями природы , основными представителями органического мира,
природоохранительными мероприятиями.
3.Развивать умение находить сходство и различия этих стран .
4.Воспитывать любознательность; расширять кругозор учащихся.
Восточная Европа (11 ч)
1.Познакомить учащихся с геополитическими изменениями, произошедшими в странах
Восточной Европы.
2.Дать представление о национальных проблемах, обратить внимание на налаживающие
экономические и культурные контакты России с этими государствами.
3.Продолжать развитие умения характеризовать государства по плану, работать с картой.
4.Воспитывать интерес к предмету.
Центральная Азия (6 ч)
1. Познакомить с геополитическими изменениями, национальными и экологическими
проблемами.
2. Учить находить на карте Евразии изучаемые государства.
3.Воспитывать самостоятельность при работе с дополнительной литературой.
Юго-Западная Азия (7ч)
1. Формировать представление о ФГП, климате, рельефе, полезных ископаемых стран и
влиянии этих факторов на жизнь и хозяйственную деятельность населения
2. По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города .
3.Развивать навыки творческого применения знаний, учить пользоваться дополнительными
источниками информации.
Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия (11ч)
1.Познакомить с географическим положением, климатом, водными ресурсами, полезными
ископаемыми стран.
2.Уточнить сходство и отличия растительного и животного мира.
3. Познакомить с заповедниками, природоохранительными мероприятиям.
4.Продолжить работу по умению формулировать вопросы, искать дополнительную
информацию, обобщать и делать выводы.
Россия(5 ч.)
Наш край – Волгоградская область (14 ч)
1.Систематизировать сведения учащихся о нашей области.
2.Расширить знания о промышленных и с/хозяйственных предприятиях, транспорте, водных
ресурсах, истории и этнографии.
3.Познакомить с особенностями географического положения, типичных представителях
растительного и животного мира, основными мероприятиями по охране природы.
4. Учить давать характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов нашего края.
5. Формировать умение находить свою местность на карте России; называть исторические и
культурные памятники.
6. Развивать познавательный интерес к происходящим явлениям и процессам в нашей
области.
7. Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с профессиями,
распространёнными в нашем регионе. Познакомить с рынком труда..
8. Способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств
Евразии;
Границы, государственный строй и символику России;

Особенности географического положения своей местности, типичных представителей
№

Раздел программы.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Политическая карта Евразии. Государства Евразии (обзор)
Западная Европа
Южная Европа
Северная Европа
Восточная Европа
Центральная Азия
Юго-Западная Азия
Южная Азия
Восточная Азия
Юго-Восточная Азия
Россия
Свой край

Колво
часов
1
6
4
3
11
6
7
2
6
3
5
14

растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей
области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;
Учащиеся должны уметь:
Находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города
Евразии;
Показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
Находить свою местность на карте России;
Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей
местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические
памятники своей области;
Правильно вести себя в
Тематическое планирование.

Итого

68

Календарно-тематическое планирование.
№ Тема урока

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Ко
лво

Дата

1.Политическая
карта
Евразии.
1 Государства Евразии (обзор).
2 Великобритания
(Соединённое
Королевство
Великобритании
и
Северной Ирландии): географическое
положение, природа, экономика.
3 Великобритания: население, культура,
обычаи и традиции.
4 Франция (Французская Республика):
географическое положение, природа,
экономика.

1

1

1

1

1

2

1

2

5 Франция: население, культура, обычаи и
традиции.

1

3

6 Германия (Федеративная
Германия).

Республика

1

3

7 Австрия (Австрийская Республика).
Швейцария
(Швейцарская
Конфедерация).

1

4

1

4

9 Италия
(Итальянская
Республика):
географическое положение, природа,
экономика.

1

5

1 Италия: население, культура, обычаи и
0 традиции.

1

5

1 Греция (Греческая Республика).
1

1

6

I
I
8 Испания
(Королевство
Испания).
Португалия (Португальская Республика)

1 Норвегия (Королевство Норвегия).
2

1

6

1 Швеция (Королевство Швеция).
3

1

7

1 Финляндия (Финляндская Республика).
4

1

7

1 Польша (Республика Польша). Чехия
5 (Чешская
Республика).
Словакия
(Словацкая Республика).

1

8

1 Венгрия (Венгерская Республика).
6

1

8

1 Румыния (Республика Румыния) Болгария (Республика
7 Болгария).

1

9

1 Сербия и Черногория.
8

1

9

1 Эстония (Эстонская Республика).
9
(комбинированный)

1

10

2 Латвия (Латвийская Республика).
0

1

10

2 Литва (Литовская Республика).
1

1

11

2 Белоруссия (Республика Беларусь).
2

1

11

2 Украина. Геополитические изменения
3

1

12

2 Молдавия (Республика Молдова).
4

1

12

1

13

1

13

I
V

2 Обобщающий урок
5 ТЕСТЫ

по теме «Страны

Европы».

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ (6 часов)
2 Казахстан (Республика Казахстан).

6
2 Узбекистан (Республика Узбекистан).
7

1

14

2 Туркмения (Туркменистан).
8

1

14

3 Киргизия (Кыргызская Республика).
9

1

15

3 Таджикистан (Республика Таджикистан).
0

1

15

3 Экологические проблемы Центральной Азии.
1

1

16

3 Грузия (Республика Грузия).
2

1

16

3 Азербайджан (Азербайджанская Республика)
3

1

17

3 Армения (Республика Армения).
4

1

17

3 Турция (Республика Турция).
5

1

18

3 Ирак (Республика Ирак).
6

1

18

3 Иран (Исламская Республика Иран).
7

1

19

3 Афганистан (Исламское Государство Афганистан).
8
ТЕСТЫ «Страны Азии»

1

19

1

20

V
I

V
I
I
3 Индия
(Республика
Индия):
9 положение, природа, экономика.

географическое

4 Индия: население, культура, обычаи и традиции.
0

1

20

1

21

4 Китай: население, культура, обычаи и традиции.
2

1

21

4 Монголия (Монгольская Народная Республика).
3

1

22

4 Корея
(Корейская
Народно-Демократическая
4 Республика и Республика Корея).

1

22

4 Япония:
географическое
5 экономика.

1

23

1

23

1

24

4 Индонезия (Республика Индонезия)
8

1

24

4 Обобщающий урок по теме «Государства Азии»
9 (Брейн-ринг)

1

25

5 Россия (Российская Федерация) – крупнейшее
0 государство Евразии. Геополитические изменения
(изучения нового).

1

25

5 Сухопутные и морские границы России. Изменение (повторение).
1 границ.

1

26

5 Административное деление России.
2 республики Крым в состав России.

1

26

V
I
I
I
4 Китай
(Китайская
Народная
Республика):
1 географическое положение, природа, экономика.

положение,

природа,

4 Япония: население, культура, обычаи и традиции.
6
I
X
4 Вьетнам
(Социалистическая
Республика
7 Вьетнам).Таиланд (Королевство Таиланд).

X

Вхождение

5 Столица, крупные города России.
3
Обобщающий урок. (обобщения и систематизации)
5 ТЕСТЫ по теме «Россия»
4

2

27

1

28

Границы.

1

28

местным

1

29

5 Полезные ископаемые и почвы нашей местности.
8

1

29

5 Реки, пруды, озёра, каналы нашей местности.
9 Водоснабжение нашего края питьевой водой.
Охрана водоёмов.

1

30

6 Растительный мир нашего края.
0

1

30

6 Животный мир нашей местности.
1

1

31

6 Население
нашей
области.
Его
состав.
2 Национальные обычаи, традиции, костюмы,
фольклорные песни и танцы, национальная кухня.

1

31

6 Промышленность нашей местности. Ближайшее
3 промышленное предприятие, где могут работать
выпускники школы.

1

32

6 Специализация сельского хозяйства. ТЕСТЫ по
4 теме «Свой край»

1

32

6 Транспорт нашего края. (комбинированный)
5

1

33

X
I
5 История возникновения нашего края.
5
5 Положение
на
6 Поверхность.

карте

области.

5 Климат. Предсказания погоды
7 признакам. Народные приметы.

по

6 Архитектурно-исторические
и
культурные
6 памятники
нашего
края.
Экскурсия
в
краеведческий музей.

1

33

6 Обобщающий
урок
«Моя
7 Родина».(обобщения и систематизации

1

34

1

34

малая

6 Контрольная работа за год.
8
.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс: мультимедийное учебное
пособие для школьников. - М. I NMG, 2009. - 1 электрон, опт.диск (CD-ROM). (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). (КиМ-9)
2.
География России. Хозяйство и регионы. 9 класс / под ред. В. П. Дронова. М. : 1C Мультимедиа, 2005. - 1 электрон, опт.диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная
коллекция).
3.
География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. - М.:
1C Мультимедиа, 2005.
4.
Большая Энциклопедия России. География России. - ЗАО «Новый диск»,
2006- 1 электрон, опт.диск (CD-ROM)
1.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
www.pogoda.ru
www.nationalgeographic.ru
www.geography.about.com
www.nature.com
www.krugosvet.ru
www.ocean.ru
www.google.com
www.geo.ru
http://www.ndce.ru/
http://www.ufomistery.com
http://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm
http://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm
http://nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm
http://egornature.by.ru/
http://www.abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html
http://www.vitiaz.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».