1. Пояснительнаязаписка
РабочаяпрограммаразработанавсоответствиисЗакономРоссийскойФедерации
«Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и
науки.
Рабочая
программа
составлена
на
основе
программы«Технология.
Сельскохозяйственный труд». Автора Е.А.Ковалевой (Программы для 5-9 классов
специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2. – М.: Гуманит.
Изд.Центр ВЛАДОС. 2000 г.240 с.)
Основныецелиобучениясельскохозяйственномутрудусостоятв следующем:
·
Овладение учащимися сельскохозяйственными знаниями, трудовыми умениями и
навыками, достаточными для работы на производстве.
·
Коррекциянедостатковтрудовойдеятельности.
·
Воспитаниеположительногоотношенияктруду.
·
Содействиефизическомуразвитию, укреплениюихздоровья.
.Психологическая подготовка учащихся к труду, воспитание нравственных качеств
личности, трудолюбия, бережного отношения к природе.
Даннаяпрограммасоставленасучетомпсихофизическихвозможностей учащихся.
2. Общаяхарактеристикаучебногопредмета
Для успешного обучения детей сельскохозяйственномутруду используются
учебники автора Е.А.Ковалевой, рабочие тетради на печатной основе и пособие для
учителя «Методика обучения сельскохозяйственному труду» Е.А.Ковалевой.
Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и
навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских
подсобных хозяйствах. Ее цель – допрофессиональная подготовка учащихся
коррекционных школ.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены
такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа,практическая
работанашкольномучастке,используетсянаглядныйматериал.Длязакрепления
знаний к каждому разделу прилагается упражнение. Для проверки умений и навыков в
конце каждой четверти производится самостоятельная работа или контрольная работа.
При составлении программы были учтены принципы последовательности и
преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Преподавание
базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения,
естествознания и математики.
3. Описаниеместаучебногопредметавучебномплане.
На реализацию программыпо сельскохозяйственному труду в федеральном
базисном учебном плане предусмотрено:
9класс– 7часоввнеделю,вгод238 часов.
4. Личностные,метапредметныеипредметныерезультатыосвоенияучебного
предмета.
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два
компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является
необходимым для ребёнка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт,
представленный в двух взаимодействующих и взаимодополняющих компонентах,
задаёт структуруданной программы, которая поддерживает сбалансированноеразвитие
жизненного опыта ребёнка с ОВЗ,учитывая его настоящие и будущие потребности.
Ребёнок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями, и навыками,
достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает
необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в
условиях семьи и гражданского общества.
Для успешного обучения детей сельскохозяйственному труду используются
следующие межпредметные связи:
Природоведение и биология (знание основных признаков, особенностей растений
и животных, особенности разных почв, сезонные изменения и т. д.)
Математика(поискнужнойстраницыв учебнике,взвешиваниеиучётурожая)
Чтение и развитие речи ( чтение заданий, текстов, формулировка правильных
ответов.)
Обязательноиспользуетсяличныйопытучащихся.
5. Критерииинормыоценки,достиженияпланируемыхрезультатовосвоения
учебного предмета.
Сельскохозяйственныезнания, которыми необходимо овладеть учащимся, можно
разделить на 2 группы:
1) Знания, которые используются непосредственно при выполнении трудовых
заданий (практическиезнания).
2) Знания, которые непосредственно не используются при выполнении трудовых
заданий, но имеют большое значение в понимании трудовых процессов
(теоретические знания).
Задача заключается в том, чтобы прежде всего вооружить учащихся практическими
знаниями, которые они смогут использовать в работе по выращиванию растений и
уходу за животными. Существуют разнообразнее приёмы посева, посадки и уборки
урожая, уборки помещений и содержания животных. Необходимо, чтобы учащиеся
овладели наибольшим числом профессиональных приёмов сельскохозяйственного
труда.
Учащиесядолжныуметь:
Соблюдать правила техники безопасности, обрабатывать почву весной и осенью, уметь
посеять или посадить элементарные сельскохозяйственные культуры, ухаживать за
ними летом и правильно произвести их уборку. Ухаживать за комнатнымии
декоративными цветочными культурами. Производить переработкукапусты и моркови.
Ухаживать за домашними животными. Во время работы правильно держатьинструмент,
орудие труда, правильно выполнять рабочие движения в определённой рабочей позе,
работать быстро и высококачественно.
Учащиесядолжнызнать:
Названияинструментовиорудийтруда,некоторыеособенностивыращиванияовощных
культур, основные правила работы на земле, на ферме. Правильно называть названия
овощей, фруктов, цветов.
Оценка по предмету сельскохозяйственный труд должна учитывать индивидуальный
уровень интеллектуального, психического и физического развития школьника,
интенсивность его представлений о производстве, практических умений и навыков.
Поводом для отрицательной оценки действий учащихся не могут служить отсутствие
ярко – выраженного интереса к сельскохозяйственному труду. Оценивание учащихся
строго индивидуальное, исходя из ихвозможностей здоровья, но приоритет в
оценивании практической работе.
Оценка «5»- учащийсяполностьювыполняет заданную учителемработу, соблюдаяпри
этом технику безопасности, правила и технологию операции. Называет правильно все
инструменты, орудия труда, овощи и фрукты , изучаемые в данном классе. Может
самостоятельно работать под контролем учителя.
Оценка «4»-учащийся работу выполняет с помощью учителя, делая незначительные
ошибки, как в практической работе, так и на занятиях в классе.
Оценка «3» - учащийся работу выполняет с помощью учителя, при выполнении
наблюдаются ошибки, при изучении теоретической части допускает значительные
ошибки при назывании овощей, фруктов, плодовых деревьев, с/х животных и растений.
6. Содержаниеучебногопредмета.
Обучение сельскохозяйственному трудурассчитано наобщую подготовку
учащихся сельских коррекционных школ по специальности «сельскохозяйственный
рабочий». Поэтому в программы каждого года обучения включаются темы по
растениеводству и животноводству. Такая подготовка позволит выпускникамвыполнять
в сельскохозяйственном производстве самые разнообразные виды работ.При подборе и
разработке тем учитывалась возможность их изучения в условиях коррекционной
школы.
Программа9классавключает:
1. Уборкаурожая.Уборкатомата. Получениесемянтоматаиогурца.
2. Выращивание огурца в защищённом грунте. Ознакомление и применение на практике
правил выращивания огурцов.
3. Уход за молодым садом. Проверка состояния молодых посадок плодовых деревьев.
Уходза молодым неплодоносящим садом. Подготовка молодого сада к зиме. Обрезка
плодовых деревьев. Формирование кроны молодого плодового дерева.
4. Животноводство. Производственная санитария доярки. Раздой новотельной коровы.
Выращивание телят и молодняка крупного рогатого скота. Механизация доения коров.
Пастбищное содержание крупного рогатого скота. Лошади.
Вовсехклассахсребятамипроводитсяинструктажпотехникебезопасности
7. Тематическоепланированиепосельскохозяйственномутруду 9
класс
№
Тема урока
Основныепонятия
Основныевиды
деятельности
1
Техникабезопасности
травма
2
Уборкатоматов
молочная,бурая,
розовая,красная
спелость
дозаривание
Инструктаж по
технике
безопасностина
уроках
уборкатоматовв
теплице
3
Уборкатоматовиучет
урожая
уборка томатов,
укладканедозрелых
томатовна
хранение
Познакомить с
правилами
получениясемян,
выделениесемяниз
спелых томатов.
выделениесемян
огурцов
Уборкаморковии
укладка её на
хранение
Сортировка
собранныховощей
4,5
Получениесемянтоматов
выделитель семян,
отмывочнаямашина,
центрифуга, пульпа
6,7
Получениесемяногурцов
8,9
Уборкаовощей
Переопыление,
сортовыепрочистки
Ботва, плети
10
Сортировкаовощей
кондиционныеовощи
Осенняяобработка почвы
зяблеваявспашка
Перекопкапочвы
11,12
Проверкасостояния
молодых посадок
деревьев
штамб,саженец
13,14
Практическаяработав
саду
приствольныйкруг,
корневая шейка
познакомить с
правилами
проверкимолодого
сада, замена(если
нужно)новыми
саженцами
вырезкасухих
веток,уборкаяблок
Дата
15,16
17
Уход за молодым
плодоносящимсадом
18,19
Обработка почвы в
приствольномкруге
плодового дерева
20,21
Обвязка штамбов
плодовыхдеревьев
укрывнымматериалом
Обрезкаплодовых
деревьев
22,23,
24
кольцевыеборозды,
минеральные
удобрения,
органические
удобрения
кольцевыеборозды,
минеральные
удобрения,
органические
удобрения
рубероид,лапник
обрезканакольцо,
ножовка
25,26,
Формированиекроны
молодых плодовых
деревьев
центральный
проводник,
обрастающиеветки
27,28
Грызуны–вредители
молодого сада
29,30
Обобщающийурокпо
теме:«Плодовыйсад»
полевка
обыкновенная,
домоваямышь,
полевка водяная
секатор,ножовка
31,32
33,34
35
Осенняяобработка почвы
Зяблеваявспашка
36,37
Заготовка семян
цветочныхрастений
бархатцы,настурция,
георгины
38
Заготовкавениковдля
уборки
поросль
39,40
Обмолотирасфасовка
семян овощных и
цветочныхкультур
фасовка ,щуплые
семена,сортировка
уборкаяблок,сбор
опавших яблок
вскапываниепочвы
в приствольном
круге плодового
дерева
обвязатьмолодые
плодовыедеревья
лапником
вырезка сухих и
сломанныхветок
познакомитьс
правилами
формирования
плодовыхдеревьев
познакомить с
правиламизащиты
садаотвредителей
повторение
изученного,
выполнение
самостоятельной
работы в саду
перекопкапочвы
сбор семян и
укладкаихна
просушку
срезка ненужной
поросливогородеи
изготовлениеизнеё
веников
отобрать
пригодные для
посадкисеменаи
41,42
Ремонт инвентаря
штыковаялопата,
совковая лопата
43,44
Работанашкольном
участке
Переработкаморкови
послеурожайные
остатки
овощечистка,терка,
электрошинковка
50,51
Квашениекапусты
Шинковка, сечка
52,53
54
Уборка теплицы
Дезинфекция,
мыльныйраствор
55,56
Проверочнаяработа:
«Хранениеипереработка
овощей»
45,46
47,48
49
57,58
59
Работанапришкольном
участке.
60,61 Зоогигиенические
требованиякусловиям
содержания коров
Зоогигиена,
зоогигиенические
требования,вытяжные
расфасоватьдля
хранения
убрать из
использования
непригодный
инвентарь и
подготовить
исправный для
зимнегохранения
уборкав огороде
измельчаеммелкую
и среднюю
морковь,
подготавливаемеё
длязаморозки
Шинкуемкапусту,
подготавливаемеё
дляквашения
Познакомить с
правиламиуборкив
теплице, уборка
послеурожайных
остатков,перекопка
теплицы,
дезинфекция
Повторение
пройденныхтем,
выполнение
проверочной
работы.
Уборкацветников,
подготовка
цветущих
многолетников к
зимовке, уборка
опавшей листвы,
закладкаеёна
компост
Познакомитьсяс
основными
требованиямик
62,63 Зоогигиенические
требованиякводеи
корму для коров
шахты,приточные
каналы
Зоогигиенические
условия,
недоброкачественный
корм
64,65
Правила
производственной
санитарии
Гигрометры,
незаразныеизаразные
болезни
66,67
68
Личнаягигиена
работниковмолочной
фермы
Спецодеждадоярки
Растворхлорамина
69,70
71,72
Содержаниеикормление
коров перед отелом
73,74
75
Содержаниеикормление
короввпервыеднипосле
отела
Содержаниекоров при
раздое
Содержаниеикормление
новотельных коров.
76,77
78,79
Спецодежда,
дезинфекция
Родильноеотделение,
сокращение кормов
Молозиво,мастит
Молокогонныекорма,
раздой
Новотельныекоровы,
отрубная болтушка
80,81 Повторениепройденных
тем
82
83,84 Проверочнаяработа:
«Раздойновотельной
коровы»
85,86
Выращивание телят в
профилакторныйпериод
87,88
89
Кормлениетелят.Уход
за телятами
условиям
содержаниякоров
Познакомитьсяс
основными
требованиямик
кормамиводедля
содержаниякоров
Познакомитьсяс
основными
требованиями
производственной
санитарии.Работас
учебником,
видеофрагментами
Просмотр
видеофрагмента,
работас учебником
Работа сучебником
итаблицами
Просмотр
видеофрагмента,
работас учебником
Работасучебником
и таблицами
Работа с учебником
итаблицами
Познакомитьс
правилами
содержания
новотельныхкоров
Повторение
пройденнойтемы,
выполнение
тестовогозадания
Профилакторный
период,молозиво,
сенной настой
Сосковаяпоилка,
индивидуальная
клетка
Работа с
учебником,
самостоятельный
поискинформации
Работа с
учебником,
самостоятельный
поискинформации
90,91
Выращиваниетелятв
молочный период
92,93
94
Желудочно-кишечные
заболевания у телят
95,96
Выращивание
откормочногомолодняка
КРС
Обобщающийурок
«Выращиваниетеляти
молодняка КРС»
Ремонт стада,
ремонтныетелки,
каротин
Окончаниеоткорма
Кормовая единица
Бычкиителочки.Возраст
разделения молодняка.
Нормыирацион
кормлениятелят
Устройствоипринцип
действия доильного
аппарата
откорм
97,98
99,
100
101
102
103
Разовая дача кормов,
суточнаядачакормов,
подсосный метод
кормления
Овсяныйкисель,
сенной настой
Работа с
учебником, опора
наопытучащихся
Познакомить с
правилами
предупреждения
желудочнокишечных
заболеваний утелят
Работас
учебниками,
наглядностью
Повторение
пройденныхтем,
выполнение
самостоятельной
работы
Просмотручебного
фильма,
закрепление
пройденного
Работа с
учебниками,
наглядностью
Оператор машинного
доения, вакуум-насос,
трубопровод,
магистральныйшланг,
молокопровод
Просмотручебного
фильма,
закрепление
пройденного
104
105
Разборка и сборка
доильногоаппарата
Пульсатор,коллектор
Разборка и сборка
доильногоаппарата
106
107
Машинноедоениекоров
со сбором молока в
доильное ведро
Доильное ведро,
доильныестаканы
108
Доильныеаппаратыс
автоматическим
управлением
Блокуправления,
приемник,
электронное
оборудование
Практическое
занятие по
изучению
доильногоаппарата
Просмотручебного
фильма,
закрепление
пройденного
111
112
Кормовыетравы
пастбищ.
113
114
Ядовитыетравы
пастбищ
115
116,
117
118,
119
Пастьбакоров
Суходольные,
низинные,пойменные,
болотистые, степные,
травостой.
Кормовыетравы,
злаковые травы,
дерновина,
травосмеси,
сенокосныетравы
Лютик едкий,
болиголовпятнистый,
чемерица
Отава,пастьба, тырло
Пастьбателят
Сухоепастбище
120,
121
Способыпастьбы
пастьбавольная,
загонная
109
110
Сведенияопастбищах.
Природные пастбища,
культурные пастбища
122,
123
Срокипастьбынаразных
пастбищах.
124,
125,
126
Повторениепройденного
материала.
127,1
28
Обобщающийурок
«Пастбищноесодержание
КРС»
Значениеиособенности
лошадей Породы
лошадей.Упряжные,
верховыепороды.
131, Породы лошадей.
132, Тяжелоупряжные,
133 легкоупряжныепороды.
Декоративные породы.
134,1
Содержание рабочих
35
лошадейиуходзаними
129,
130
отава
повозки,круп
ипподром,
иппотерапия,
поводыри
конюшни,конская
упряжь, попона,
кузнецы
премикс,концентраты
Работа с
учебниками,
наглядностью
Работа с
учебниками,
наглядностью
Запоминание
ядовитыхтравдля
животных
Запомнить
основныеправила
пастьбыкоров
Запомнить
основныеправила
пастьбы телят
Работа с
учебниками,
наглядностью
Запомнить
основныеправила
пастьбыкоров
Работасучебником
и наглядным
материалом
Работа с
учебником,
просмотр
видеофрагмента
Работа с
учебником,
просмотр
видеофрагмента
Познакомитьс
правилами
содержания
рабочихлошадей
Познакомитьс
правилами
кормлениярабочих
136,1 Кормлениерабочих
лошадей
37
138,
139,
140
141,
142
143,
144
145,
146,
147
148,
149
150,
151
152,
153,
154
155,
156
157,
158,
159
Одноконнаяупряжьи
запряжка рабочих
лошадей
уздечка, хомут,
седелка,подпруга,
шлея,чересседельник,
подбрюшник, дуга,
вожжи
сбруя,деготь
лошадей
просмотр
видеофрагментапо
теме урока, работа
сучебником
Повторение
изученнойтемы,
выполнение
самостоятельной
работы
Обобщающийурокпо
теме: «Лошади»
Обработкасемянперцаи
посев на рассаду
Овощи.Баклажаны.
Особенности
выращивания
обеззараживание,
всхожесть семян
рассадныегоршочки
Обработка семян
баклажановипосевна
рассаду
Овощи.Томаты.
Особенности
выращивания
Сортаигибриды
томатов.
рассада,петелька,
настоящий лист
Подготовказемляной
смеси для рассады
томатов.
обеззараживание
почвогрунт
Предпосевнаяобработка
и посев семян томатов
высокорослые,
низкорослые
полив, контроль
знакомствос
правилами
обработкисемяни
посевсемян перца
нарассаду
Познакомитьс
основными
правилами
выращивания
баклажанов
знакомствос
правилами
обработкисемяни
посев семян
баклажановна
рассаду
просмотр
видеофильмапо
темеурока
работас
презентациейпо
теме урока
подготовкагрунта,
засыпание
рассадных ящиков
грунтомипосев
семян томатов
знакомствос
правиламиуходаза
рассадой, полив
160,
161,
162
163,
164
Уходза рассадой
пикировка
Пикировка рассады
томатовбаклажанови
перца
165,
166
Сортаигибридыогурца
длязащищенногогрунта
партенокарпические
гибриды
167,
168,
169
Выращиваниеогурцав
зимних теплицах
170,
171
Малообъемная
технология выращивания
огурцавзимних теплицах
172,
173,
174
Срокипосевасемян
огурцов
термостат,рассадные
теплицы, почвенная
фреза,грядоделатель,
капельное орошение,
капельницы,шпалера
технология,субстрат,
пористость,
дренажныеканавки,
растворный узел
пчелоопыляемые,
закрытый грунт,
открытый грунт
175,
176
Гибриды для
выращиваниявтеплице.
психрометр,
почвенныйтермометр
177,
178,
179
180,
181
Условия, необходимые
дляполученияздоровой
рассады
Обобщениепо теме:
«Выращиваниеогурцов»
Ультрафиолетовая
лампа
182,
183
Повторениепройденных
тем
184,
185
Видывесеннейтеплицы,
оборудованиетеплицы.
рассады
рассаживание
рассады
повторение
пройденныхтем,
выполнение
самостоятельной
работы
просмотрфильма
по теме урока,
работас учебником
работа с
учебником,
презентацией
работа с
учебником,
презентацией
работа с
учебником,
составление
таблицы сроков
посадкиогурцов
работа с
учебником,
просмотрфильма
потемеурока
повторение
повторение
пройденного,
выполнение
самостоятельной
работы
психрометр,
почвенныйтермометр
работас
учебником,
наглядным
материалом
работа с
учебником,
наглядным
материалом
практическая
работа по
подготовке
теплицы к
весеннимпосадкам
практическая
работа по
Способы
обеззараживанияисмены
грунта в теплице.
медныйкупорос,
дегтярное мыло
188,
189
Подготовка весенней
теплицыкновомусезону
мыльныйраствор
190,
191
Подготовказемляной
смеси для рассады
цветов.
Проверочнаяработа:
«Уходзаовощными
культурами»
Правилаухода за
рассадой.Сортировка
лука-севка.
дерноваяземля,зола,
дренаж
195,
196
Подготовкасеменного
картофелядля посадки
сортовойкартофель,
семеннойкартофель
197,
198,
199
Повторение.Правила
посадки овощных
культур.
маркеры, рядок,
ленточныйпосев,
борозда
повторениеправил
посадки овощных
культур
200,
201
Повторение.Правила
ухода за овощными
культурами
прополка,рыхление,
полив, обработка от
вредителей,
прореживание
лук- маточник
повторение правил
уходазаовощными
культурами
186,
187
192
193,
194
202,
203
204
Посадкалука-репкина
семена
Уходза садовыми
кустарниками.
высадка,
рассаживание,
сортировка
приствольныйкруг,
живаяветка,сухая
составлению
землянойсмесидля
рассады
повторениеправил
ухода за рассадой,
практическая
работа по
сортировкелукасевка
практическая
работа по
сортировке
картофеля
практическая
работа, посадка
луковицнасемена
повторениеправил
уходаза садовыми
205,
206
207,
208
209,
210
Уходзасадом.Побелка
стволов,вырезкасухих
ветвей.
Подготовкапочвыи
внесениеудобрений
Посевсемянкапустына
рассадувтеплицу
ветка,штамб
обрезкана кольцо,
обрезкана почку,
кербовка, пинцировка
мульча,валикиз
почвы
раннеспелыесорта,
позднеспелыесорта
практическая
работав саду
практическая
работав теплице
211,
212,
213
214,
215
216,
217,
218
219,
220
Весенняяобработка
почвы
221,
222
223,
224,
225
226,
227
228,
229
Подготовкагряддля
посадки лука
230,
231,
232
233,
234
Посеввоткрытыйгрунт
семяновощныхкультур
севооборот,
практическая
работав огороде
Итоговаяпроверочная
работапопройденным
темам.
Посадка картофеля
глубинапосадки,
подвязка
высадкатоматов,
подвязкатоматов
борозда,глубина
посадки
посадкакартофеля
вогороде
235,
236
237
компост
кустарниками
практическая
работав саду
Уходзарассадой
Весенняяобработка
почвы
перекопка
Весенняяобработка
почвы.
полив,рыхлениеи
прополкарассады
практическая
работав огороде
практическая
работав огороде
перекопка,рыхление
Посадкалука-севка
Весенняяобработка
почвы.
Весенняяобработка
почвы.
практическая
работав огороде
перекопка,рыхление
перекопка,рыхление
практическая
работав огороде
посадкалукав
огороде
практическая
работав огороде
практическая
работав огороде
Подготовкакэкзаменам
8. Материально-техническоеобеспечениеобразовательнойдеятельности.
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.:
сборник 2./ Под ред. В.В. Воронковой- М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-240 с.
2. Методика обучения сельскохозяйственному
труду во вспомогательной школе:
Е.А.Ковалёва – М: «Просвещение», 1985.-182 с.
3. Сельскохозяйственныйтруд.5,6,7,8,9кл:учебникдляспец.(коррекц.)образоват.
Учреждений VIII вида/ Е.А. Ковалёва. – М. : Просвещение, 2007.
4. Рабочиететрадипосельскохозяйственномутруду.
5. Компьютер,телевизор,видеомагнитофон,DVDпроигрыватель,учебныефильмы.
6. Набор муляжей овощей и фруктов, гербарий сельскохозяйственных растений, набор
образцов семян, и кормов.
7. Лопаты,грабли,вилы,носилки,садоваятачка,вёдра,ножи,терки,теплица,ящики для
рассады, распылители, рабочие халаты, фартуки, перчатки