1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 9 класса
(8 вид) создана на основе следующих нормативных документов:
• Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. В.В. Воронковой;
• примерных программ по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII, автор А.К.
Аксёнова - М.: «Просвещение», 2016 г.;
• «Положения о рабочей программе …».
Цели программы:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение обучающимися произведений отечественной и мировой литературы,
их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова,
опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи
искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), представление своих
оценок и суждений по поводу прочитанного.
2. Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на изучение учебного предмета «Чтение»
в 9 классе отводится 4 часа в неделю, всего – 136 часов. В соответствии с календарным учебным графиком на 2025-2026 год количество часов в неделю –
4, количество часов за год – 136.
3. Содержание учебного предмета «Чтение» для обучающихся 9 класса (8
вид)
Разделы
Содержание
Общее
кол-во
часов
Введение
1
Устное народное творЖанры устного народного творчества (сказка, пословица, пого14
чество
ворка, баллада, былина). Отличие литературной сказки от
народной. Основные герои русских былин, распространенные
пословицы и поговорки. Главная мысль произведения. Русские
Р
Русская литература
XIX века
Из литературы XX века
Из зарубежной литературы
народные песни «Колыбельная», «За морем синичка не пышно
жила…».
Былина «На заставе богатырской» (в сокращении).
«Сказка про Василису Премудрую», сказка «Лиса и тетерев».
В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса» (в сокращении). И.А.
Крылов. Басня «Кот и Повар» (в сокращении). А.С. Пушкин.
Поэма «Руслан и Людмила» (в сокращении), повесть «Барышня
– крестьянка» (в сокращении). М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Морская царевна» (в сокращении); «Баллада».
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении). Н.А. Некрасов. Отрывок из стихотворения «Рыцарь
на час», отрывок из поэмы «Саша». А.А. Фет. Стихотворения
«На заре ты её не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это
утро, радость эта…». А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник»
(в сокращении), «Пересолил».
М. Горький «Песня о Соколе». В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в сокращении). М.И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…».
К. Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер». С.А. Есенин.
Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова». М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в сокращении).
Е. И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». Н.М. Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня».
Ю.И. Коваль. Отрывок из повести «Приключения Васи Куролесова».
Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мёд», Эрнест СетонТомпсон «Снап», Джеральд Даррелл «Живописный жираф».
Итого:
56
45
17
133
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение».
Формируемые универсальные учебные действия:
В структуре планируемых результатов при изучении учебного предмета «Чтение» для обучающихся 9 класса (8 вид) ведущее место принадлежит личностным результатам.
Личностные результаты:
• у обучающихся будут сформированы умения:
• осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
• гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
• адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;
• уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
• активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
• осознанно относиться к выбору профессии;
• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Обучающиеся научатся:
• -читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
• -читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания;
• -участвовать в обсуждении темы и текста;
• -оценивать поступки героев с помощью учителя;
• -отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.
• - читать вслух правильно, выразительно, осознанно, бегло в соответствии с нормами литературного произношения;
• - читать «про себя»;
• - выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
• - формулировать вопросы к тексту;
• - делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;
• - составлять простой план под руководством учителя;
• - характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;
• - выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);
• - производить пересказ прочитанного по составленному плану; полный и выборочный пересказ;
• - учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
• - участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному
тексту;
• -выучить наизусть 8-10 стихотворений.
Метапредметные результаты по учебному предмету.
Регулятивные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
• осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
• дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
• использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию,
установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
• применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы,
повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый);
• использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
• использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
•
Содержательные
Планируемые результаты. Требования ФГОС
линии програм- Базовый уровень
Повышенный уровень
мы
Устное народное • осознанно воспринимать и по- • видеть в былинах воплощение
нимать фольклорный текст; раз- нравственного идеала конкретного
творчество
Русская
тура
XX вв.
личать фольклорные и литературные произведения, фольклорным образам, традиционным
фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;
• учитывая
жанрово-родовые
признаки произведений устного
народного творчества, выбирать
фольклорные произведения для
самостоятельного чтения;
• выразительно читать былины,
соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного
рассказывания;
• пересказывать былины, чётко
выделяя сюжетные линии, не
пропуская значимых композиционных элементов, используя в
своей речи характерные для
народных былин художественные приёмы.
литера- • осознанно воспринимать худоXIX— жественное произведение в
единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его
смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для
народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего
народов);
• рассказывать о самостоятельно
прочитанной былине, обосновывая
свой выбор;
• сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
• выбирать произведения устного
народного
творчества
разных
народов для самостоятельного
чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками.
• выбирать путь анализа произведения,
адекватный
жанровородовой природе художественного
текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста,
видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты
чтения;
• воспринимать художественный
текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику и потомку;
• выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать
авторскую позицию, определяя
своё к ней отношение, и на этой
основе формировать собственные
ценностные ориентации;
• анализировать и истолковывать
произведения разной жанровой
природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному.
интерпретирующего
характера,
аргументировано оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную
средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством
учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа.
5. Календарно- тематическое планирование по учебному предмету «Чтение. 9 класс (8 вид)»
№
Дата
План Факт
Тема урока
1.
Введение. Роль книги в жизни
человека.
2.
Устное народное творчество.
Жанры.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Русские народные песни. «Колыбельная», «За морем синичка
жила».
Былины как жанр устного народного творчества.
Художественная идея былины
«На заставе богатырской».
Жанровые особенности былины
«Вольга и Микула Селенинович».
Р/Р Подготовка к сочинению.
Р/Р Сочинение по картине В.М.
Васнецова «Богатыри».
Сказка как жанр устного народного творчества.
«Сказка про Василису Премудрую» как выражение народной
мудрости и нравственных представлений народа.
14.
Сказочные образы в сказке.
Нравственная основа сказок о
животных. Сказка «Лиса и Тетерев».
Сюжет и главные герои в сказке
«Лиса и Тетерев».
Р/Р Сочинение- сказка.
15.
Р/Р Анализ работ.
16.
В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе.
Особенности замысла сказки
«Три пояса».
11.
12.
13.
17.
18.
19,
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Нравственная основа сказки «Три
пояса».
Р/Р Подготовка к написанию
отзыва о прочитанной сказке.
Р/Р Отзыв о сказке «Три пояса».
И.А. Крылов. Знакомство с жизнью и творчеством.
И.А. Крылов. Басня «Кот и повар».
А.С. Пушкин. Знакомство с
жизнью и творчеством.
Художественная идея поэмы
«Руслан и Людмила».
Композиционные
особенности
поэмы «Руслан и Людмила».
26.
27.
Сюжет и главные герои поэмы
«Руслан и Людмила»
Добро и зло в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
28.
Р/Р Анализ эпизода из поэмы
«Руслан и Людмила».
29.
История создания повести А.С.
Пушкина «Барышня-крестьянка»
30.
Любовь и обман в повести «Барышня-крестьянка».
31.
Основная мысль повести «Барышня –крестьянка».
Смысл названия повести «Барышня –крестьянка».
32.
33.
Художественная идея повести
«Барышня – крестьянка».
34.
Внеклассное чтение по произведениям А.С. Пушкина.
35.
Р/Р Анализ эпизода в повести
А.С.
Пушкина
«Барышнякрестьянка».
М.Ю. Лермонтов. Знакомство с
жизнью и творчеством поэта.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Вольнолюбивые мотивы в лирике
Лермонтова.
Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи»
Стихотворение М.Ю. Лермонтова
«Баллада».
Значение авторской позиции в
«Баллада».
Художественная идея стихотворения «Морская царевна» М.Ю.
Лермонтова.
Изобразительно-выразительные
средства в стихотворении «Морская царевна».
43.
Тема одиночества в стихотворении «Выхожу один я на дорогу».
44.
Композиция стихотворения «Листок» М.Ю. Лермонтова.
45.
Н.В. Гоголь. Знакомство с жизнью и творчеством.
Повесть «Майская ночь, или
Утопленница», глава «Ганна».
Зло и добро в повести.
Повесть «Майская ночь, или
Утопленница», глава «Утопленница». Своеобразие сюжета.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
Повесть «Майская ночь, или
Утопленница», глава «Пробуждение». Художественная идея.
Р/Р Устное рисование портретов героев повести, особенности
языка.
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Реалистичные традиции и
мистические элементы в произведении.
Сюжет и главные герои «Ночи
перед Рождеством».
Толкование непонятных слов в
«Ночи перед Рождеством».
Н.А. Некрасов. Краткие сведения
о поэте.
Доля народная – основная тема
произведений Н.А. Некрасова.
55.
Тема, основная мысль поэмы
«Саша» (отрывок).
56.
Особенности композиции поэмы
«Саша» Н.А. Некрасова.
Герои и образы поэмы «Саша».
57.
58.
59.
А.А. Фет. Основные этапы жизни
и творчества.
Основные темы и мотивы лирики
Фета.
60.
Художественная идея стихотворения «На заре ты ее не буди».
61.
Единство человека и природы в
стихотворении А.А. Фета «Это
утро».
Внутренний мир лирического героя в стихотворении А.А. Фета
«Помню я, старушка няня…».
Р/Р Урок выразительного чтения по стихотворениям А.А.
Фета.
А.П. Чехов. Биография. Детские
и юношеские годы.
Семья А. П. Чехова. Книга в жизни А. П. Чехова.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
А. П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник».
Приёмы создания характеров и
ситуаций, жанровое своеобразие
А.П. Чехов. Жанровое своеобразие рассказа «Пересолил».
Особенности юмора писателя в
рассказе «Пересолил».
Внеклассное чтение по рассказам
А.П. Чехова.
Р/Р Анализ эпизода в рассказе
А.П. Чехова «Пересолил».
Художественное
своеобразие
ранней прозы М. Горького.
М. Горький «Песня о Соколе».
Проблема цели и смысла жизни.
Истинные и ложные ценности в
«Песне о Соколе».
Р/Р Подготовка к написанию
отзыва по прочитанному произведению.
Р/Р Отзыв о «Песне о Соколе».
Краткие сведения о В.В. Маяковском.
В.В. Маяковский «Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Образы и символы в стихотворении.
80.
М. Цветаева. Поэзия и жизнь
поэтессы.
81.
Художественная идея стихотворения М. Цветаевой «Красною
кистью».
Художественная идея стихотворения М. Цветаевой «Вчера еще
в глаза глядел».
Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой в стихотворениях.
К.Г. Паустовский. Краткие сведения о К. Г. Паустовском.
Художественная идея рассказа
К.Г. Паустовского «Стекольный
мастер».
Детская мечта и восхищение красотой природы в рассказе.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
Любовь к родине в рассказе
«Стекольный мастер».
В мире рассказов К.Г. Паустовского.
Краткие сведения о С. А. Есенине.
Поэтические особенности стихотворения С. А. Есенина «Нивы
сжаты, рощи голы».
Художественная идея стихотворения С.А. Есенин «Собаке Качалова».
Р/Р Урок выразительного чтения по стихотворениям С.А.
Есенина.
М.А. Шолохов.
Биографические факты жизни писателя.
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба
человека».
Жанровая особенность рассказа
«Судьба человека».
Шолоховская концепция человека в рассказе «Судьба человека».
97.
Андрей Соколов и Ванюша.
98.
Смысл названия рассказа «Судьба человека».
Р/Р Подготовка к сочинению.
Р/Р Сочинение по рассказу М.
Шолохова «Судьба человека».
99.
100.
101.
Внеклассное чтение. М.А. Шолохов «Донские рассказы».
102.
103.
Краткие сведения о Е.И. Носове.
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный
хлеб».
Духовные ценности в рассказе
«Трудный хлеб».
104.
105.
106.
107.
108.
109.
Краткие сведения о Н.М. Рубцове.
Деревенская тема поэзии.
Красота природы в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя
родина».
Изобразительно – выразительные средства в стихотворении
«Русский огонек».
Художественное
своеобразие
стихотворения «Зимняя ночь».
110.
Ю.И. Коваль. Слово о писателе.
111.
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Сюжетная линия
повести.
Главные герои повести и их характеристика.
Основная мысль повести «Приключения Васи Куролесова».
Как добро побеждает зло в повести.
Р/р Подготовка к написанию
отзыва по прочитанному произведению.
Р/Р Написание отзыва о книге
Ю. Коваля.
Р. Стивенсон. Краткие сведения о
писателе
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
Баллада Р. Стивенсона «Вересковый мёд» (отрывок).
Основная мысль баллады «Вересковый мёд»
Характеристика героев баллады.
Э. Сетон-Томпсон. Краткие сведения о писателе.
Художественное
своеобразие
рассказа «Снап».
Цена дружбы в рассказе «Снап».
124.
Дж. Даррелл. Слово о писателе.
125.
Тема и идея в рассказе Дж. Даррелл. «Живописный жираф.
Проявление милосердия и сострадания в рассказе «Живописный жираф».
Характеристика героев рассказа
«Живописный жираф».
Смысл названия рассказа «Живописный жираф».
Мой любимый отрывок в рассказе «Живописный жираф».
Р/Р Подготовка к написанию
отзыва по прочитанному произведению.
Р/Р Написание отзыва о рассказе «Живописный жираф».
Внеклассное чтение. Моё любимое произведение Д.Дарелла.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
Итоговый урок. Рекомендации
для чтения на лето.