Программа внеурочной деятельности Разговор о важном 1-4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее –
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего общего образования, ориентирована на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на
достижение
планируемых
результатов
федеральных
основных
образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это
позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём
пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во
внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку,
культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
 в формировании его российской идентичности;
 в формировании интереса к познанию;
 в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам
и уважительного отношения к правам и свободам других;
 в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных
правовых норм;
 в создании мотивации для участия в социально значимой
деятельности;
 в развитии у школьников общекультурной компетентности;
 в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 в осознании своего места в обществе;
 в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 в формировании готовности к личностному самоопределению.
Цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном" является частью
содержания внеурочной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Занятия по программе проводятся

в формах, соответствующих

возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать
собственную

мировоззренческую

позицию

по

обсуждаемым

темам

(например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в
общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и
на нравственное, социальное развитие ребёнка. Многие темы внеурочных
занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не
означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового
знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или
понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут
возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит
постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в
сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности территории, где функционирует данная образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и
творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.

Личностных

результатов

можно

достичь,

увлекая

школьников

совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей
раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая
во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая
занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать
возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением) гимна Российской Федерации.
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем
обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть
занятия.

При

подготовке

к

занятию

учитель

должен

внимательно

ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему.
Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария: первая
часть – мотивационная, вторая часть – основная, третья часть –
заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра

видеоматериала,

оценка

которого

является

введением

в

дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной

(беседы,

обсуждение

видеоролика),

практической

(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).

В заключительной части подводятся итоги занятия.
Содержания занятий внеурочного курса.
Зачем человеку учиться? Обучение человека происходит на
протяжении

всей

жизни.

Влияние

цифровых

технологий

на

приобретение знаний. Почему знания влияют на всю жизнь человека?
Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений,
разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык —
государственный

язык,

объединяющий

многонациональную

семью

народов Российской Федерации. Современный языковой ландшафт
характеризуется изменениями в устной и письменной речи под влиянием
цифровой среды. Понимание уместности употребления тех или иных слов
и форм. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного
человека и залог успеха в будущем.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет?
Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого
человека? Возможности цифрового мира: как современные технологии
помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир
цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила
безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный
атом — это использование атомной энергии в мирных целях на благо
человечества.

Уникальные

атомные

технологии

и

достижения

отечественной научной школы. Контроль распространения атомной
энергии. Влияние экологически чистых и эффективных источников
энергии на будущее человечества.

О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть
жизни каждого человека. Возможности реализации творческого
потенциала взрослых и детей. Русская культура — признанное
мировое

достояние

человечества.

Музыка

как

вид

искусства.

Состояние современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание
достоинств личности. Уважение к окружающим и чужому труду как
основа гармоничного развития общества. Правила общения внутри
семьи, школы и коллектива. Подготовка

ко

формирование

педагога

ответственности.

О

роли

взрослой
в

жизни

и

воспитании

личности. Традиции празднования Дня учителя.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в
жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих
семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Обмен опытом
между поколениями и бережное отношение друг к другу как путь к
позитивным изменениям и взрослению.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России:
разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города
России как хранители информации о наших предках и культурного кода
страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности
граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность
разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности
в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых
технологий в расширении возможностей участия в общественных
процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека —

основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние
науки в современной России. Роль генетики и селекции в сельском
хозяйстве, медицине, промышленности и т. д. Мировое признание
достижений отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина
и их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего
поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню
психолога. Конфликты и трудности — естественный элемент развития
общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как
ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как
залог

преодоления

трудностей.

Правила

разрешения

конфликтных

ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые
помогают людям в опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с
повышенным

риском.

Профессиональные

качества

и

навыки

спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное
отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних
питомцев в жизни человека. Ответственность, забота и бережное
отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей
планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как
соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои
России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма,
мужества и решительности — неотъемлемая часть российской
идентичности и культурного кода. День Героев Отечества —

выражение

благодарности,

признательности

и

уважения

за

самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция
Российской

Федерации

закрепляет

права

Справедливость

и

—

—

основной

свободы
одна

из

закон

человека
важнейших

как

страны.

Конституция

высшую

духов-

ценность.

но-нравственных

ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая
обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть
у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении
личного выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и
исторического

опыта

страны

на

формирование

нравственных

ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы —
это время не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем
заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление
календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание
атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как

создают

мультфильмы?

Мультипликация,

анимация.

Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое
признание советских и российских мультипликационных фильмов.
Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. От идеи —
до экрана: как появляются современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи —
хранители богатейшего материального и нематериального наследия
страны.

Сохранение

направление

исторического

государственной

и

политики.

культурного

наследия

Изучение,

реставрация

как
и

интерпретация

памятников

искусства.

Третьяковская

галерея

—

крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния.
Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как
создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу.
Современные

предприниматели

и

их

возможности

в

развитии

отечественной экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не
только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать
свое дело? О мерах поддержки молодых предпринимателей в нашей
стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие
российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы
с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и
молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать
ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая
защиту интересов государства и российских граждан. Специфика
дипломатической работы. Диалог между государствами как основа
международной стабильности. Навыки

для жизни: как научиться

договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника
Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья
жизнь является примером для окружающих. В каждом регионе России
живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые.
Что такое героизм? Какие качества отличают героя?

День наставника. День наставника — важный государственный
праздник,

который

позволяет

закрепить

статус

наставников,

подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж.
Роль наставника в формировании и профессиональном развитии
личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как
основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?
Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия
страны. Русская литература — настоящий культурный феномен.
Русских классиков любят и читают не только на родине, но и за
рубежом. Почему иностранцы любят и читают русских писателей? Роль
поэзии в личном развитии человека, интеллекта и душевных качеств. О
современных поэтах России. Почему люди пишут стихотворения,
можно ли этому научиться?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет —
часть мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий:
декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и
многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как стать актером и что для
этого нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное
состояние человека перед важным событием в жизни. Контроль
эмоционального

состояния,

забота

о

своем

физическом

и

психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно
влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и
придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное

направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет
национальной

гордости

и

мотивация

для

будущих

свершений

отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд
конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает
для страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему
об экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное
потребление как причина роста количества мусора. Климатические
изменения,

загрязнение

окружающей

среды.

Развитие

системы

переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие
полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда.
Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой
значимый вклад в общее дело и помогает добиться общего успеха. Как
стать частью команды? Умение слышать и трудиться сообща, разделять
успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в
истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих
великих событий. В них отразилась история нашей великой страны.
Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение
памяти о Великой Отечественной войне последующими поколениями.
Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам
всех занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает
поступать

правильно

и

ответственно.

Традиционные

ценности

помогают чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению
общества и развитию страны. Следование ценностям помогает

человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого
человека и опыт разных поколений обогащают общество, но только в
сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг к другу
существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление
ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к
своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как
члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
В
сфере
духовно-нравственного
воспитания:
признание
индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения
и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес
к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного
(для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной); бережное отношение к физическому и психическому
здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни
человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные
представления о научной картине мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии; определять существенный признак для
классификации, классифицировать предложенные объекты; находить
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях,
поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать
источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить
в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного педагогическим работником способа её
проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек
зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить
речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный
материал к тексту выступления; принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат. В сфере овладения регулятивными универсальными учебными

действиями: планировать действия по решению учебной задачи для
получения результата; выстраивать последовательность выбранных
действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на
основе первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и
произведений устного народного творчества для всестороннего развития
личности человека; формирование первоначального представления о
многообразии жанров художественных произведений и произведений
устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа
и интерпретации текста. Иностранный язык: знакомство представителей
других стран с культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления;
приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической
и текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать,
использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье
и семейным традициям, родному краю, России, её истории и культуре,
природе; формирование чувства гордости за национальные свершения,
открытия, победы; формирование первоначальных представлений о
природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о
многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы; формирование основ рационального поведения и обоснованного
принятия решений; формирование первоначальных представлений о
традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых

профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и
родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и
природного наследия в России, важнейших для страны и личности событиях
и фактах прошлого и настоящего России, основных правах и обязанностях
гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать
и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире
(в том числе на материале о природе и культуре родного края);
приобретение базовых умений работы с доступной информацией
(текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе,
безопасного использования электронных ресурсов образовательной
организации и сети Интернет, получения информации из источников в
современной информационной среде; формирование навыков здорового и
безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного
поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности
разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне
семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного поведения
при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного
эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в
окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости
нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных
усилий человека; развитие умений анализировать и давать нравственную
оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному
самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера,
раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения
человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;
понимание ценности семьи; овладение навыками общения с людьми разного
вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей другой веры
есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание
ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда
людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять
значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»,
находить образы, приводить примеры проявления любви к ближнему,
милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России,
современной жизни, открытость к сотрудничеству, готовность оказывать
помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства,
знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и

поведения людей, основанных на российских традиционных духовных
ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное
искусство:
выполнение
творческих
работ
с
использованием различных материалов и средств художественной
выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды
и жанры
изобразительного искусства;
умение
характеризовать
отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий,
значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов
материальной культуры. Физическая культура: формирование общих
представлений о физической культуре и спорте, физической активности
человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и
навыках, основных физических упражнениях; развитие умения
взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой
деятельности, соблюдая правила честной игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№

Темы занятий

п/п

Количество Основное содержание

Виды деятельности

часов

обучающихся

Электронные
ресурсы

Приобретение знаний на протяжении

1 Зачем человеку
учиться?

1

всей жизни. Роль знаний в развитии

Познавательная

личности и общества. Влияние

беседа, просмотр

цифровых технологий на

видеофрагментов,

приобретение знаний.

выполнение

Необходимость управления

интерактивных

человеком цифровыми

заданий, работа

технологиями. Развитие навыков

с иллюстративным

работы

материалом

в команде, уважения разных мнений,
разрешения конфликтов и эмпатии в
ходе школьного образования.
Формирующиеся ценности: жизнь,
созидательный труд, патриотизм

разговорыоважном.р
ф

Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную
семью народов Российской Федерации.
Современное разнообразие русского
2 Русский язык в эпоху
цифровых технологий

1

языка, изменения
в устной и письменной речи под
влиянием цифровой среды. Правила
использования стилей речи в
современной коммуникации.
Грамотная, логичная и понятная речь

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым
и иллюстративным
материалом

— признак образованного человека и
залог успеха в будущем.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, патриотизм
Что такое цифровой суверенитет?

3

Цифровой
суверенитет страны

1

Как обеспечивается цифровая

Познавательная

безопасность государства и каждого

беседа, просмотр

человека? Возможности цифрового

видеофрагментов,

мира: как современные технологии

выполнение

помогают учиться, работать и

интерактивных

осваивать новые горизонты. Мир

заданий, работа с

цифровых профессий: как создаются

текстовым

разговорыоважном.р
ф

новые технологии? Правила

и иллюстративным

безопасного поведения в сети и

материалом

угрозы цифрового мира.
Формирующиеся ценности:
патриотизм,
права и свободы человека
Мирный атом — это использование

Мирный атом.
4 День работника
атомной
промышленности

1

атомной энергии в мирных целях на

Познавательная

благо человечества. Уникальные

беседа, просмотр

атомные технологии и достижения

видеофрагментов,

отечественной научной школы.

выполнение

Контроль распространения атомной

интерактивных

энергии. Влияние экологически

заданий, работа с

чистых и эффективных источников

текстовым

энергии на будущее человечества.

и иллюстративным

Формирующиеся ценности:

материалом

патриотизм, созидательный труд

разговорыоважном.р
ф

Творчество — неотъемлемая часть

5

О
творчестве.

1

Ко Дню
музыки

жизни каждого человека.

Познавательная

Возможности реализации

беседа, просмотр

творческого потенциала взрослых и

видеофрагментов,

детей. Русская культура —

выполнение

признанное мировое достояние

интерактивных

человечества. Музыка как вид

заданий, работа с

искусства. Состояние развития

текстовым

современной отечественной музыки:

и иллюстративным

жанры и направления.

материалом

разговорыоважном.р
ф

Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, служение Отечеству
Уважение — признание достоинств
личности. Уважение к окружающим и Познавательная

6

Что такое
уважение? Ко
Дню учителя

1

чужому труду как основа

беседа, просмотр

гармоничного развития общества.

видеофрагментов,

Правила общения внутри семьи,

выполнение

школы и коллектива. Подготовка к

интерактивных

взрослой жизни и формирование

заданий, работа с

ответственности. О роли педагога в

текстовым

воспитании личности. Традиции

и иллюстративным

разговорыоважном.р
ф

празднования Дня учителя.

материалом

Формирующиеся ценности:
взаимоуважение,
служение Отечеству и
ответственность за его судьбу

7 Как понять друг друга
разным поколениям?

1

Семья как ценность в жизни каждого

Познавательная

человека, основа любого общества.

беседа, просмотр

Формирование общих семейных

видеофрагментов,

ценностей — залог взаимопонимания в выполнение
семье. Обмен опытом между

интерактивных

поколениями и бережное отношение

заданий, работа с

друг к другу как путь к позитивным

текстовым

изменениям и взрослению.

и иллюстративным

Формирующиеся ценности: крепкая

материалом

семья

разговорыоважном.р
ф

Города России: разнообразие культур,
языков и вековых традиций. Единство
народов, проживающих на территории Познавательная
О

Российской Федерации. Древнейшие беседа, просмотр

городах

8 России. Ко Дню

1

народного
единства

города России как хранители

видеофраг- ментов,

информации о наших предках и

выполнение

культурного кода страны. Изучение

интерактивных

российских городов — изучение

заданий, работа с

страниц истории Отечества. Роль

текстовым и

разговорыоважном.р
ф

государства в развитии малых городов. иллюстративным
Возможности граждан в развитии своей мате- риалом
малой родины.
Формирующиеся ценности: единство
народов России, гражданственность
Общество — совокупность разных
людей, отличных друг от друга, но
имеющих единые потребности в
9

Общество
безграничных
возможностей

любви, уважении, дружбе, принятии и
1

самореализации. Роль цифровых
технологий в расширении
возможностей участия в общественных
процессах. Готовность уважительно

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с

разговорыоважном.р
ф

воспринимать другого человека —

текстовым и

основа гармоничных отношений в

иллюстративным

обществе.

материалом

Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимоуважение
Состояние науки в современной

10

России. Роль генетики и селекции в

Познавательная

сельском хозяйстве, медицине,

беседа, просмотр

промышленности и т. д. Мировое

видеофрагментов,

признание достижений

выполнение

летию

отечественной научной школы.

интерактивных

И. В. Мичурина

Открытия И. В.

заданий, работа с

Мичурина и их влияние на развитие

текстовым и

страны. Возможности для

иллюстративным

подрастающего поколения в познании

материалом

Селекция и
генетика. К 170-

1

мира и личном развитии.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, высокие нравственные
идеалы

разговорыоважном.р
ф

Конфликты и трудности —

Познавательная

естественный элемент развития

беседа, просмотр

общества и каждого отдельного

видеофрагментов,

человека. Поиск причины конфликтов

выполнение

справляться

как ключ к их разрешению.

интерактивных

с трудностями.

Совместные усилия и внимание друг к

заданий, работа с

Ко Дню психолога

другу как залог преодоления

текстовым

трудностей. Правила разрешения

и иллюстративным

конфликтных ситуаций.

материалом

Как решать
11 конфликты и

1

разговорыоважном.р
ф

Формирующиеся ценности:
взаимопомощь,
взаимоуважение, коллективизм
Спасатели — специалисты, которые

12 Профессия — жизнь
спасать

1

помогают

людям

в

ситуациях.

Профессия

опасных Познавательная
спасателя беседа, просмотр

связана с повышенным риском.

видеофрагментов,

и выполнение
навыки спасателей. Поведение в интерактивных
экстремальных
ситуациях. заданий, работа с
Профессиональные

качества

Ответственное отношение к своей и текстовым
чужой
жизни,
правила и иллюстративным
безопасности.

материалом

разговорыоважном.р
ф

Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу

13 Домашние питомцы.
Всемирный день

1

питомца

Роль домашних питомцев в жизни

Познавательная

человека. Ответственность, забота и

беседа, просмотр

бережное отношение к питомцам.

видеофрагментов,

Всемирный день питомца

выполнение

объединяет людей всей планеты для

интерактивных

укрепления ценностей дружбы и

заданий, работа с

заботы о животных. Как соблюдать

текстовым

безопасность при общении с

и иллюстративным

животными?

материалом

разговорыоважном.р
ф

Формирующиеся ценности:
милосердие
Герои России с древнейших времен и
до современности. Традиции

Познавательная

героизма, мужества и решительности беседа, просмотр
14

Россия — страна
победителей.
Ко Дню Героев

1

— неотъемлемая часть российской

видеофрагментов,

идентичности и культурного кода.

выполнение
интерактивных

разговорыоважном.р
ф

Отечества

День Героев Отечества — выражение заданий, работа с
благодарности, признательности и

текстовым

уважения за самоотверженность и

и иллюстративным

мужество.

материалом

Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
Конституция Российской Федерации
— основной закон страны.
Конституция закрепляет права и
свободы человека как высшую
15 Закон и
справедливость. Ко
Дню Конституции

1

ценность. Справедливость — одна из
важнейших духовно-нравственных
ценностей российского общества.
Знание законов страны как прямая
обязанность каждого гражданина
России. Какие права и обязанности
есть у детей?
Формирующиеся ценности:
справедливость, жизнь, достоинство,
права и свободы человека

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.р
ф

16 Совесть внутри нас

1

Совесть — внутренний ориентир,

Познавательная

помогающий отличить добро от зла.

беседа, просмотр

Ключевая роль совести в

видеофрагментов,

осуществлении личного выбора.

выполнение

Влияние традиционных ценностей,

интерактивных

культуры и исторического опыта

заданий, работа с

страны на формирование

текстовым

нравственных ориентиров личности.

и иллюстративным

Формирующиеся ценности:

материалом

разговорыоважном.р
ф

патриотизм, созидательный труд
Зимние каникулы — это время не

17 Календарь полезных
дел. Новогоднее занятие

Познавательная

только для семейного доcуга и отдыха, беседа, просмотр
но и добрых дел. Чем заняться на
видеофрагментов,
1

каникулах, чтобы провести время с

выполнение

пользой: составление календаря.

интерактивных

Новогодние традиции народов

заданий, работа с

России.

текстовым

Подарки, создание атмосферы

и иллюстративным

новогодней сказки для своих родных и материалом
близких.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья,

разговорыоважном.р
ф

единство народов России,
взаимопомощь

Отечественная школа

Познавательная

мультипликации и ее достижения.

беседа, просмотр

Мировое признание советских и

видеофрагментов,

российских мультипликационных

выполнение

Мультипликация,

фильмов. Каждый фильм — это труд

интерактивных

анимация

большой команды профессионалов.

заданий, работа с

От идеи — до экрана: как появляются

текстовым

современные мультипликационные

и иллюстративным

фильмы?

материалом

Как создают
18 мультфильмы?

1

Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, гуманизм

разговорыоважном.р
ф

Российские музеи — хранители
богатейшего материального и

19

Музейное дело. 170 лет
Третьяковской галерее

1

нематериального наследия страны.

Познавательная

Сохранение исторического и

беседа, просмотр

культурного наследия как

видеофрагментов,

направление государственной

выполнение

политики. Изучение, реставрация и

интерактивных

интерпретация памятников искусства.

заданий, работа с

Третьяковская галерея — крупнейший текстовым
музей русского искусства и объект
и иллюстративным
всемирного достояния. Почему важно материалом
посещать музеи? Профессии в сфере
музейного дела. Как создавать и
развивать школьный музей?
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, служение Отечеству

разговорыоважном.р
ф

Бизнес — ответственный выбор
человека, возможность
реализовать свою мечту и
принести пользу обществу.
20 Как создавать свой
бизнес?

1

Современные
предприниматели и их
возможности в развитии
отечественной экономики и
улучшении жизни людей.
Бизнес — это не только личный
успех, но и ответственная
командная работа. С чего
начать свое дело? О мерах
поддержки для молодых
предпринимателей в нашей
стране.
Формирующиеся ценности:
коллективизм,
созидательный труд

Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагменто
в, выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым
и
иллюстративны
м материалом

разговорыоважном.рф

Богатейшее наследие

21 Есть ли у знания
границы? Ко Дню
науки

1

российской науки и ее

Познавательная

выдающихся представителей.

беседа,

Технологическое лидерство

просмотр

государства и развитие науки.

видеофрагменто

Как меняются научные

в, выполнение

подходы с развитием

интерактивных

цифровых технологий?

заданий, работа с

Государственная поддержка

текстовым

науки и молодых ученых. Как

и

происходят современные

иллюстративны

открытия? Как стать ученым?

м материалом

Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный
труд

разговорыоважном.рф

Дипломатия — важная сфера
деятельности государства,
обеспечивающая защиту
интересов государства и

Слушать,
22 слышать и
договариваться.
Кто такие дипломаты?

1

российских граждан.
Специфика дипломатической
работы. Диалог между
государствами как основа
международной стабильности.
Навыки для жизни: как
научиться договариваться с
окружающими людьми и вести
конструктивный диалог.
Формирующиеся ценности:
историческая
память и преемственность
поколений,
многонациональное единство

Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагменто
в, выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым
и
иллюстративны
м материалом

разговорыоважном.рф

Герой с соседнего
23 двора. Региональный

1

урок ко Дню
защитника Отечества

Герой — реальный человек,

Познавательная

живущий рядом с нами, чья

беседа,

жизнь является примером для

просмотр

окружающих. В каждом

видеофрагменто

регионе России живут

в, выполнение

разговорыоважном.рф

выдающиеся герои, отважные, интерактивных
мужественные и

заданий, работа с

трудолюбивые. Что такое

текстовым

героизм? Какие качества

и

отличают героя?

иллюстративны

Формирующиеся ценности:

м материалом

патриотизм,
единство народов России
День наставника — важный

24 День наставника

1

государственный праздник,

Познавательная

который позволяет закрепить

беседа,

статус наставников,

просмотр

подчеркнуть значимость этой

видеофрагменто

деятельности и повысить ее

в, выполнение

разговорыоважном.рф

престиж.

интерактивных

Роль наставника в

заданий, работа с

формировании и

текстовым

профессиональном развитии

и

личности. Знаменитые россияне иллюстративны
и их наставники. К. Д.

м материалом

Ушинский как
основоположник научной
педагогики в России. Как
найти наставника?
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству,
созидательный труд
Поэзия как часть
литературного наследия
страны. Русская литература — Познавательная

25 Всемирный день поэзии

1

настоящий культурный

беседа,

феномен. Русских классиков

просмотр

любят и читают не только на

видеофрагменто

разговорыоважном.рф

родине, но и за рубежом.

в, выполнение

Почему иностранцы любят и

интерактивных

читают русских писателей?

заданий, работа с

Роль поэзии в личном

текстовым

развитии человека, интеллекта и
и душевных качеств. О

иллюстративны

современных поэтах России.

м материалом

Почему люди пишут
стихотворения, можно ли
этому научиться?
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, созидательный
труд

Российская драматургия, опера
и балет
— часть мирового наследия.
Большой. За
26 кулисами. 250 лет
Большому театру и

Театр — целая семья разных
1

профессий: декораторы,
костюмеры, режиссеры,

150 лет Союзу

музыканты, дирижеры, гримеры

театральных

и многие другие. Почему дости-

деятелей России

жения русской театральной
школы широко используются
во многих странах мира? Как
стать актером и что для этого
нужно? Развитие школьных
театров в России.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, созидательный
труд

Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагменто
в, выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым
и
иллюстративны
м материалом

разговорыоважном.рф

27 Как
справляться с
волнением?

1

Волнение как естественное

Познавательная

состояние человека перед

беседа,

важным событием в жизни.

просмотр

Контроль эмоционального

видеофрагменто

состояния, забота о своем

в, выполнение

физическом и психологиче-

интерактивных

ском здоровье. Какие полезные

заданий, работа с

привычки положительно

текстовым

влияют на эмоциональное

и

состояние? Как их

иллюстративны

сформировать и

м материалом

придерживаться?
Формирующиеся ценности:
жизнь

разговорыоважном.рф

Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие
космической отрасли — приоритетное направление
28 65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики

1

национальных проектов.
Достижения прошлого как
предмет национальной гордости
и мотивация для будущих
свершений отечественной
космонавтики. Как устроен
современный космодром?
Труд конструкторов,
инженеров, летчиков и других
специалистов открывает для
страны и всего человечества
новые горизонты.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству,
историческая память

Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагменто
в, выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым
и
иллюстративны
м материалом

разговорыоважном.рф

Состояние планеты — личная
ответственность каждого
человека. Почему об экологии
должен заботиться каждый

Как мусор получает
29 «вторую жизнь»?

1

человек?

Технологии

Неосознанное потребление

переработки

как причина роста количества
мусора. Климатические
изменения, загрязнение
окружающей среды. Развитие
системы переработки отходов
и роль государства в этом
процессе. Какие полезные
привычки необходимо
сформировать у себя?
Формирующиеся ценности:
созидательный труд

Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагменто
в, выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым
и
иллюстративны
м материалом

разговорыоважном.рф

Команда — это друзья и

Познавательная

единомышленники, где каждый беседа,
вносит свой значимый вклад в
просмотр

Что значит работать
команды. Ко Дню

общее дело и помогает добиться видеофрагменто
успеха.
в, выполнение

труда

Умение слышать и трудиться

интерактивных

сообща, разделять успех и

заданий, работа с

вместе переживать неудачу.

текстовым

30 в команде? Сила

1

разговорыоважном.рф

Примеры коллективной работы и
в истории страны.
иллюстративны
Формирующиеся ценности:

м материалом

коллективизм,
созидательный труд
Песни были свидетелями
многих великих событий. В них Познавательная
отразилась история нашей
31

Песни о войне. Ко
Дню Победы

беседа,

великой страны. Влияние песни просмотр
1

на чувство сопричастности

видеофрагменто

истории народа, сохранение

в, выполнение

разговорыоважном.рф

памяти о Великой

интерактивных

Отечественной войне

заданий, работа с

последующими поколениями.

текстовым

Как песни передают чувства,

и

эмоции и переживания

иллюстративны

создателей?

м материалом

Формирующиеся ценности:
единство народов России,
историческая память и преемственность поколений
Занятие проходит по итогам
всех занятий года. Ценности —
это ориентир, который помогает

32 Ценности, которые
нас объединяют

1

нам поступать правильно и

Познавательная

ответственно. Традиционные

беседа,

ценности помогают чувствовать просмотр
себя частью единого народа,

видеофрагменто

способствуют укреплению

в, выполнение

общества и развитию страны.

интерактивных

разговорыоважном.рф

Следование ценностям

заданий, работа с

помогает человеку

текстовым

развиваться и достигать

и

успеха. Уникальность

иллюстративны

каждого человека и опыт

м материалом

разных поколений обогащают
общество, но только в
сочетании с единством,
взаимопомощью и уважением
друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
Формирующиеся ценности:
традиционные
российские духовнонравственные ценности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

32

№ Тема урока
п/п

Дата
Дополнительная
проведения информация

1
2

Зачем человеку учиться?
Русский язык в эпоху цифровых
технологий

01.09.
08.09.

3
4

Цифровой суверенитет страны
Мирный атом.
День работника атомной
промышленности
О творчестве. Ко Дню музыки
Что такое уважение? Ко Дню учителя
Как понять друг друга разным
поколениям?
О городах России. Ко Дню
народного единства
Общество безграничных
возможностей
Селекция и генетика. К 170летию
И. В. Мичурина
Как решать конфликты и
справляться
с трудностями.
Ко Дню психолога
Профессия — жизнь спасать
Домашние питомцы. Всемирный
день питомца
Россия — страна победителей.
Ко Дню Героев Отечества
Закон и справедливость. Ко Дню
Конституции
Совесть внутри нас
Календарь полезных дел. Новогоднее
занятие
Как создают мультфильмы?
Мультипликация, анимация
Музейное дело.
170 лет Третьяковской галерее
Как создавать свой бизнес?

15.09
22.09.

Есть ли у знания границы?
Ко Дню науки

16.02

5
6
7
8
9
10

11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

29.09.
06.10.
13.10.
20.10.
10.11.
17.11.

24.11.

01.12.
08.12.
15.12.
22.12.
12.01
19.01
26.01
02.02
09.02

Слушать, слышать и
договариваться.
Кто такие дипломаты?
Герой с соседнего двора.
Региональный урок ко Дню
защитника Отечества
День наставника
Всемирный день поэзии
Большой. За кулисами. 250 лет
Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России
Как справляться с волнением?

02.03

28

65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики

27.04.

29

Как мусор получает
«вторую жизнь»? Технологии
переработки
Что значит работать
в команде? Сила команды. Ко Дню
труда
Песни о войне. Ко Дню Победы
Ценности, которые нас объединяют
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

04.05.

22

23

24
25
26

27

30

31
32

16.03

23.03
06.04.
13.04.

20.04.

11.05

18.05
25.05.
32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».