Пояснительная записка.
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
Основной образовательной программы начального общего образования МОУ
Софьинская СОШ.
Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность»
составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4
классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа
разбита на четыре блока:
«Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное
понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в
области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование
у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
2
Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые
вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4
года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической
финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность
проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ
начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной
направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые
изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
3
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Етественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
4
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.
5
Содержание программы 4 класс (34 ч)
№
п/п
1
Раздел
Кол-во
часов
Читательская
грамотность
1
1
1
1
2
1
1
2.
Итого
Естественно-научная
грамотность
8
1
1
1
1
1
1
1
1
3.
Итого
Финансовая грамотность
8
2
1
1
2
1
1
Итого
4.
Математическая
грамотность
8
1
2
1
1
2
1
Содержание
Старинная женская одежда.
Старинные женские
головные уборы.
Старинная мужская одежда
и головные уборы.
Жилище крестьянской
семьи на Руси.
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше
в России
Формы
внеурочной
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство
Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки,
бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся в
путешествие.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
6
Практические
упражнения
Итого
Творческие работы
8
1
1
Итого
2
Итого
По выбору.
Составляем словарик по
финансовой грамотности.
34
Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№ Тема занятия
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Старинная женская
одежда.
Старинные женские
головные уборы.
Старинная мужская
одежда и головные
уборы.
Жилище
крестьянской семьи
на Руси.
Внутреннее
убранство и
предметы обихода
русской избы.
История посуды на
Руси.
Какие деньги были
раньше в России
Форма проведения
Библиотечные
уроки
Библиотечные
уроки
Библиотечные
уроки
ЦОР/ЭОР
Плановые
сроки
прохождения
темы
https://myschool.edu.ru/ 02.09.202406.09.2024
https://myschool.edu.ru/ 09.09.202413.09.2024
https://myschool.edu.ru/ 16.09.202420.09.2024
Библиотечные
уроки
https://myschool.edu.ru/
23.09.202427.09.2024
Практические
упражнения
https://myschool.edu.ru/
30.09.202404.10.2024
Деловые беседы
https://myschool.edu.ru/
14.10.202418.10.2024
21.10.202425.10.2024
Участие в научно- https://myschool.edu.ru/
исследовательских
дискуссиях;
Деловые беседы https://myschool.edu.ru/
8.
Томат.
9.
Болгарский перец.
Деловые беседы
https://myschool.edu.ru/
10.
Картофель.
Деловые беседы
https://myschool.edu.ru/
11.
Деловые беседы
https://myschool.edu.ru/
12.
Баклажан. Семейство
Паслёновые.
Лук.
Деловые беседы
https://myschool.edu.ru/
13.
Капуста.
Деловые беседы
https://myschool.edu.ru/
14.
Горох.
Деловые беседы
https://myschool.edu.ru/
15.
Грибы.
Деловые беседы
https://myschool.edu.ru/
16.
Творческая работа.
Практические
https://myschool.edu.ru/
7
28.10.202402.11.2024
05.11.202408.11.2024
11.11.202415.11.2024
25.11.202429.11.2024
02.12.202406.12.2024
09.12.202413.12.202416.12.202420.12.2024
23.12.202429.12.2024
09.01.2025-
Фактическ
сроки (и/и
коррекция
21.
упражнения
Потребительская
Практические
корзина.
упражнения
Прожиточный
Практические
минимум.
упражнения
Инфляция.
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Распродажи, скидки,
Практические
бонусы.
упражнения
Благотворительность. Деловые беседы
22.
Страхование.
23.
В бассейне.
24.
Делаем ремонт.
25.
Праздничный торт.
17.
18.
19.
20.
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
Деловые беседы
https://myschool.edu.ru/
Участие в научно- https://myschool.edu.ru/
исследовательских
дискуссиях;
Деловые беседы https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
33
Практические
упражнения
Обустраиваем
Практические
участок.
упражнения
Поход в кино.
Практические
упражнения
Отправляемся в
Практические
путешествие.
упражнения
Составляем словарик Участие в научнопо
финансовой исследовательских
грамотности.
дискуссиях;
Составляем словарик Практические
по финансовой
упражнения
грамотности
Составляем словарик Практические
по финансовой
упражнения
грамотности
Подводим итоги
Практические
упражнения
Резерв
34
Резерв
https://myschool.edu.ru/
26.
27.
28.
29.
30
31
32
8
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
10.01.2025
13.01.202517.01.2025
20.01.202524.01.2025
27.01.202531.01.2025
03.02.202507.02.2025
10.02.202514.02.2025
25.02.202528.02.2025
03.03.202507.03.2025
10.03.202514.03.2025
17.03.202521.03.2025
24.03.202528.03.2025
31.03.202504.04.2025
14.04.202518.04.2025
21.04.202525.04.2025
https://myschool.edu.ru/
28.04.202530.04.2025
https://myschool.edu.ru/
05.05.202507.05.2025
https://myschool.edu.ru/
12.05.202516.05.2025
19.05.202523.05.2025
36.05.202530.05.2025
https://myschool.edu.ru/