Планируемые результаты освоения курса «Физика вокруг нас» С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится сизучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебныхумений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержанияобразования,стоящимводномрядуссистематическимизнаниямипо предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящиезанимикомпетенции).Посколькуконцентрическийпринципобученияо стаетсяактуальнымвосновнойшколе,торазвитиеличностныхиметапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном идеятельностномматериале. Личностнымирезультатамиосвоениякурса«Физикавокругнас»являются: • Сформированность познавательных интересов на основе развитияинтеллектуальныхитворческих способностейобучающихся; • Убежденность в возможности познания природы, в необходимостиразумногоиспользованиядостиженийнаукиитехнолог ийдлядальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцамнаукиитехники,отношениекфизикекакэлементуобщечелове ческойкультуры; • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практическихумений; • Готовностьквыборужизненногопутивсоответствииссобственнымиин тересами и возможностями; • Мотивацияобразовательнойдеятельностишкольниковнаосновелично стноориентированногоподхода; • Формированиеценностныхотношенийдругкдругу,учителю,авторамо ткрытий иизобретений,результатамобучения. Метапредметнымирезультатамиявляются: • Овладениенавыкамисамостоятельногоприобретенияновыхзнаний,ор ганизацииучебнойдеятельности,постановкицелей,планирования,сам оконтроляиоценкирезультатовсвоейдеятельности, умениями предвидеть возможные результаты своихдействий; • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами дляих объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,овладениеуниверсальнымиучебнымидействияминаприме рахгипотездляобъясненияизвестныхфактовиэкспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделейпроцессовилиявлений; • Формированиеуменийвоспринимать,перерабатыватьипредъявлятьин формациювсловесной,образной,символическойформах,анализирова тьиперерабатыватьполученнуюинформациювсоответствииспоставл еннымизадачами,выделятьосновноесодержаниепрочитанноготекста, находитьв немответынапоставленныевопросыиизлагатьего; • Приобретениеопытасамостоятельногопоиска,анализаиотбораинфор мациисиспользованиемразличныхисточниковиновыхинформационн ых технологийдлярешенияпознавательныхзадач; • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражатьсвои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать еготочкузрения,признаватьправо другогочеловеканаиноемнение; • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладениеэвристическимиметодамирешения проблем; • Формирование умений работать в группе с выполнением различныхсоциальныхролей,представлятьиотстаиватьсвоивзглядыи убеждения,вести дискуссию. Предметнымирезультатамиявляются: • пониманиефизическихтерминов:тело,вещество,материя. • умениепроводитьнаблюденияфизическихявлений;измерятьфизическ иевеличины:расстояние,промежутоквремени,температуру; • владениеэкспериментальнымиметодамиисследованияприопределен ииценыделенияприбораипогрешностиизмерения; • пониманиеролиученыхнашейстранывразвитиесовременнойфизикии влияниена техническийисоциальный прогресс. • пониманиеиспособностьобъяснятьфизическиеявления:диффузия,бо льшаясжимаемостьгазов,малаясжимаемостьжидкостейитвердыхтел. • владениеэкспериментальнымиметодамиисследованияприопределен ииразмеровмалыхтел; • пониманиепричинброуновскогодвижения,смачиванияинесмачивани я тел; различия в молекулярном строении твердых тел,жидкостейи газов; • умениепользоватьсяСИипереводитьединицыизмеренияфизических величин вкратныеидольные единицы • умениеиспользоватьполученныезнания,уменияинавыкивповседневн ойжизни(быт,экология,охранаокружающейсреды). • пониманиеиспособностьобъяснятьфизическиеявления:механическое движение, равномерное и неравномерное движение,инерция,всемирноетяготение • умениеизмерятьскорость,массу,силу,вес,силутренияскольжения,сил у трениякачения,объем,плотность,теларавнодействующуюдвухсил,де йствующихнателоводнуивпротивоположныестороны • владениеэкспериментальнымиметодамиисследованиявзависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины отприложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы тренияскольжения от площади соприкосновения тел и силы нормальногодавления • пониманиесмыслаосновныхфизическихзаконов:законвсемирноготяг отения,законГука • владениеспособамивыполнениярасчетовпринахождении:скорости(с реднейскорости),пути,времени,силытяжести,весатела,плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующейдвухсил,направленныхпооднойпрямойвсоответст виесусловиямипоставленнойзадачинаоснованиииспользованиязакон овфизики • умениенаходитьсвязьмеждуфизическимивеличинами:силойтяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотностителасегомассойиобъемом,силойтяжести и весомтела • умение переводить физические величины из несистемных в СИ инаоборот • пониманиепринциповдействиядинамометра,весов,встречающихсявп овседневнойжизни,испособовобеспечениябезопасностиприихисполь зовании • умениеиспользоватьполученныезнания,уменияинавыкивповседневн ойжизни,быту,охранеокружающей среды. • пониманиеиспособностьобъяснитьфизическиеявления:атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел,плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости всообщающихсясосудах,существованиевоздушнойоболочкиЗемлю,с пособы уменьшенияи увеличениядавления • умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дноистенкисосуда,силуАрхимеда • владениеэкспериментальнымиметодамиисследованиязависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условийплаваниятелавжидкостиотдействиясилытяжестиисилыАрхи меда • пониманиесмыслаосновныхфизическихзаконовиумениеприменятьи х напрактике:законПаскаля,закон Архимеда • пониманиепринциповдействиябарометраанероида,манометра,насоса, гидравлического пресса, с которыми человек встречается вповседневной жизни и способов обеспечения безопасности при ихиспользовании • владениеспособамивыполнениярасчетовдлянахождениядавления,да влениежидкостинадноистенкисосуда,силыАрхимедавсоответствие с поставленной задачи на основании использованиязаконовфизики • умениеиспользоватьполученныезнания,уменияинавыкивповседневн ой жизни, экологии, быту, охране окружающей среды,техникебезопасности. • пониманиеиспособностьобъяснятьфизическиеявления:равновесиете лпревращениеодноговидамеханическойэнергиидругой • умениеизмерять:механическуюработу,мощностьтела,плечосилы,мо ментсилы.КПД,потенциальнуюикинетическуюэнергию • владениеэкспериментальнымиметодамиисследованияприопределен иисоотношениясилиплеч,дляравновесиярычага • пониманиесмыслаосновногофизическогозакона:законсохраненияэне ргии • пониманиепринциповдействиярычага,блока,наклоннойплоскости, с которыми человек встречается в повседневной жизни испособовобеспечениябезопасностиприих использовании. • владениеспособамивыполнениярасчетовдлянахождения:механическ ойработы,мощности,условияравновесиясилнарычаге,моментасилы, КПД,кинетическойипотенциальной энергии • умениеиспользоватьполученныезнания,уменияинавыкивповседневн ой жизни, экологии, быту, охране окружающей среды,техникебезопасности. Содержаниеучебногопредмета Курс«Физикавокругнас»—системообразующийдляестественнонаучныхпредметов,посколькуфизическиезаконы,лежащиевосновемироздани я,являютсяосновой содержаниякурсовхимии,биологии,географиииастрономии.Физикавооружает школьников научным методом познания, позволяющим получатьобъективныезнанияобокружающеммире.В7и8классахпроисходитзн акомствосфизическимиявлениями,методомнаучногопознания,формирование основныхфизическихпонятий,приобретениеуменийизмерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент позаданнойсхеме. Физикакакнаукаонаиболееобщихзаконахприроды,выступаявкачествеучеб ногопредметавшколе,вноситсущественныйвкладвсистемузнанийобокружаю щеммире.Онараскрываетрольнаукивэкономическомикультурном развитии общества, способствует формированию современногонаучного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научногомировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательныхинтересовшкольниковвпроцессеизученияфизикиосновноевн иманиеуделяется знакомству с методами научного познания окружающего мира,постановкепроблем,требующихотобучающихсясамостоятельнойдеятел ьностипоихразрешению. Гуманитарное значение физики как составной части общего образованиясостоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания,позволяющимполучатьобъективныезнанияобокружающеммиреспо следующимприменениемфизическихзаконовдляизученияхимии,биологии,фи зическойгеографии,технологии,ОБЖ,втехникеиповседневнойжизни.Курсфиз икивпрограммеосновногообщегообразованияструктурируетсянаосноверассм отренияразличныхформдвиженияматерии впорядкеихусложнения. Всоответствиисцелямиизучениякурса«Физикавокругнас»курсначинаетсяс введения,имеющегометодологическийхарактер.Затемизучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечениязнанийостроениивещества(темы«Механическиеявления»,«Звуко выеявления», «Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о строениивещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются на основезнаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положениямолекулярнокинетическойтеории,которыезатемиспользуютсяприобъяснениитепловыхявл ений,механическихитепловыхсвойствгазов,жидкостейи твердыхтел. Учетособенностейподростковоговозраста,успешностьисвоевременностьф ормированияновообразованийпознавательнойсферы,качествисвойствличност исвязываютсясактивнойпозициейучителя,а такжесадекватностьюпостроенияобразовательногопроцессаивыбораусловий и методикобучения. Цельпрограммыкурса: Формироватьпредставленияометодахфизическогоэкспериментального исследования как важнейшей методологии физикиирядадругихнаук; предоставить учащимся возможность удовлетворить индивидуальныйинтерескизучениюпрактическихприложенийфизикивп роцессепознавательнойитворческойдеятельностиприпроведениисамост оятельных экспериментовиисследований; расширитьобластьсвязитеорииспрактикой; развитькоммуникативныенавыки,которыеспособствуютразвитиюумени й работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точкузрения; критическоемышление; научноемировоззрение; способностикизобретательству,познавательныеспособностишкольнико в; углубить знания учащихся по физике и технике, повысить интерес к еёизучению. Срокреализациипрограммы:1год. Формы организации Реализацияпрограммывнеурочнойдеятел ьности «Физикавокругнас» предполагаетиндивидуальнуюигрупповуюработуобучающихся,планирование ипроведениеисследовательскогоэксперимента,самостоятельныйсборданныхд лярешенияпрактическихзадач,анализиоценкуполученныхрезультатов.Програ мма предусматривает не только обучающие и развивающие цели, еёреализацияспособствуетвоспитаниютворческойличностисактивнойжизненн ойпозицией. Технологии: практическиеработы,тесты,проекты,различныесообщенияирефераты,игры,ол импиады.Качествоподготовленностиучащихсяопределяетсякачествомвыполн енныхими работ. ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕКУРСА «ФИЗИКАВОКРУГНАС» № занятия Темазанятия 1. Строениевещества.Взаимодействиечастицвещества. 2. Обсуждениеразличныхгипотезостроенииразличныхвеще стви доказательств, ихподтверждающих 3. Измерениеразмеровмолекулспомощьюпалетки. 4. Измерениеразмеровмалых телметодомрядов 5. Вглубьвеществабезмикроскопа 6. Какдостичьтепловогоравновесия? Необратимость процессов 7. Когдаикакизобрелитермометр? 8. Сутьпервогоначалатермодинамики 9. Использование физических знаний о теплообмене пристроительстве жилья, подборе одежды, в хозяйственнойдеятельности человека 10. Сколькокалорийнужнодля?.. 11. «Если энергиягде-тоотнимется,то …» 12. Измеряемиисследуем! 13. Когда,почему,чтои каккипитииспаряется 14. Какаявлажностьсамаяполезная 15. Есликристаллырастут,то ониживые? 16. Расчетливаябережливость 17. Янтарныеявления,открытыеФалесомизМилета 18. Какимибываютносителизаряда? 19. Чтотакоеполупроводник 20. Альтернативныеисточникитока Дата по плану Дата Факт. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Тепловаяотдачанагревател Работа и мощность электрического тока, законДжоуля Ленца.Расчётэлектроэнергии,потребляемой бытовымиэлектроприборами. «Исследованиеииспользованиесвойствэлектрических конденсаторов. «Изучение последовательного, параллельного и смешанногосоединенияпроводников.Решениезадачпоза бавнымрисункамиз резисторов» Магнитноеполе.Электромагнитыэлектромагнитныер елеиихприменение.Постоянныемагнитыиих применение «Получениеификсированиеизображениямагнитных полей» 27. МагнитноеполеЗемли.Еговлияниенарадиосвязь 28. «Изучениесвойствэлектромагнита» 29. Действиемагнитногополянапроводникстоком. Электродвигатель Созданиетворческихработ «МагнитноеполеЗемли», «Применениеэлектромагнитов» 30. 31. Законыотраженияипреломления.Полноеотражение 32 Зеркалаплоскиеисферические.Линзы.Оптическаясила линзы.Очки,лупа,микроскоп,телескоп,фотоаппарат Дисперсиясвета.Интерференциясвета.Дифракция света Искажениеизображений,получаемыхспомощью оптическихприборов.Спектрыиспектральныйанализ 33 34