Рабочая программа дополнительного образования“Физика вокруг нас” 7-8 кл.

Планируемые результаты освоения курса
«Физика вокруг нас»
С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования
со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится
сизучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее
«общеучебныхумений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом
содержанияобразования,стоящимводномрядуссистематическимизнаниямипо
предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и
стоящиезанимикомпетенции).Посколькуконцентрическийпринципобученияо
стаетсяактуальнымвосновнойшколе,торазвитиеличностныхиметапредметных
результатов
идет
непрерывно
на
всем
содержательном
идеятельностномматериале.
Личностнымирезультатамиосвоениякурса«Физикавокругнас»являются:
• Сформированность
познавательных
интересов
на
основе
развитияинтеллектуальныхитворческих способностейобучающихся;
• Убежденность
в
возможности
познания
природы,
в
необходимостиразумногоиспользованиядостиженийнаукиитехнолог
ийдлядальнейшего развития человеческого общества, уважение к
творцамнаукиитехники,отношениекфизикекакэлементуобщечелове
ческойкультуры;
• Самостоятельность
в
приобретении
новых
знаний
и
практическихумений;
• Готовностьквыборужизненногопутивсоответствииссобственнымиин
тересами и возможностями;
• Мотивацияобразовательнойдеятельностишкольниковнаосновелично
стноориентированногоподхода;
• Формированиеценностныхотношенийдругкдругу,учителю,авторамо
ткрытий иизобретений,результатамобучения.
Метапредметнымирезультатамиявляются:
• Овладениенавыкамисамостоятельногоприобретенияновыхзнаний,ор
ганизацииучебнойдеятельности,постановкицелей,планирования,сам
оконтроляиоценкирезультатовсвоейдеятельности,
умениями
предвидеть возможные результаты своихдействий;
• Понимание различий между исходными фактами и гипотезами
дляих объяснения, теоретическими моделями и реальными
объектами,овладениеуниверсальнымиучебнымидействияминаприме
рахгипотездляобъясненияизвестныхфактовиэкспериментальной

проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических
моделейпроцессовилиявлений;
• Формированиеуменийвоспринимать,перерабатыватьипредъявлятьин
формациювсловесной,образной,символическойформах,анализирова
тьиперерабатыватьполученнуюинформациювсоответствииспоставл
еннымизадачами,выделятьосновноесодержаниепрочитанноготекста,
находитьв
немответынапоставленныевопросыиизлагатьего;
• Приобретениеопытасамостоятельногопоиска,анализаиотбораинфор
мациисиспользованиемразличныхисточниковиновыхинформационн
ых
технологийдлярешенияпознавательныхзадач;
• Развитие монологической и диалогической речи, умения
выражатьсвои мысли и способности выслушивать собеседника,
понимать
еготочкузрения,признаватьправо
другогочеловеканаиноемнение;
• Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях,
овладениеэвристическимиметодамирешения проблем;
• Формирование умений работать в группе с выполнением
различныхсоциальныхролей,представлятьиотстаиватьсвоивзглядыи
убеждения,вести дискуссию.
Предметнымирезультатамиявляются:
• пониманиефизическихтерминов:тело,вещество,материя.
• умениепроводитьнаблюденияфизическихявлений;измерятьфизическ
иевеличины:расстояние,промежутоквремени,температуру;
• владениеэкспериментальнымиметодамиисследованияприопределен
ииценыделенияприбораипогрешностиизмерения;
• пониманиеролиученыхнашейстранывразвитиесовременнойфизикии
влияниена техническийисоциальный прогресс.
• пониманиеиспособностьобъяснятьфизическиеявления:диффузия,бо
льшаясжимаемостьгазов,малаясжимаемостьжидкостейитвердыхтел.
• владениеэкспериментальнымиметодамиисследованияприопределен
ииразмеровмалыхтел;
• пониманиепричинброуновскогодвижения,смачиванияинесмачивани
я тел; различия в молекулярном строении твердых тел,жидкостейи
газов;

• умениепользоватьсяСИипереводитьединицыизмеренияфизических
величин вкратныеидольные единицы
• умениеиспользоватьполученныезнания,уменияинавыкивповседневн
ойжизни(быт,экология,охранаокружающейсреды).
• пониманиеиспособностьобъяснятьфизическиеявления:механическое
движение,
равномерное
и
неравномерное
движение,инерция,всемирноетяготение
• умениеизмерятьскорость,массу,силу,вес,силутренияскольжения,сил
у
трениякачения,объем,плотность,теларавнодействующуюдвухсил,де
йствующихнателоводнуивпротивоположныестороны
• владениеэкспериментальнымиметодамиисследованиявзависимости
пройденного пути от времени, удлинения пружины отприложенной
силы, силы тяжести тела от массы тела, силы тренияскольжения от
площади соприкосновения тел и силы нормальногодавления
• пониманиесмыслаосновныхфизическихзаконов:законвсемирноготяг
отения,законГука
• владениеспособамивыполнениярасчетовпринахождении:скорости(с
реднейскорости),пути,времени,силытяжести,весатела,плотности
тела,
объема,
массы,
силы
упругости,
равнодействующейдвухсил,направленныхпооднойпрямойвсоответст
виесусловиямипоставленнойзадачинаоснованиииспользованиязакон
овфизики
• умениенаходитьсвязьмеждуфизическимивеличинами:силойтяжести
и
массой
тела,
скорости
со
временем
и
путем,
плотностителасегомассойиобъемом,силойтяжести и весомтела
• умение переводить физические величины из несистемных в СИ
инаоборот
• пониманиепринциповдействиядинамометра,весов,встречающихсявп
овседневнойжизни,испособовобеспечениябезопасностиприихисполь
зовании
• умениеиспользоватьполученныезнания,уменияинавыкивповседневн
ойжизни,быту,охранеокружающей среды.
• пониманиеиспособностьобъяснитьфизическиеявления:атмосферное
давление, давление жидкостей, газов и твердых тел,плавание тел,
воздухоплавание,
расположение
уровня
жидкости
всообщающихсясосудах,существованиевоздушнойоболочкиЗемлю,с
пособы уменьшенияи увеличениядавления
• умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на
дноистенкисосуда,силуАрхимеда

• владениеэкспериментальнымиметодамиисследованиязависимости:
силы
Архимеда
от
объема
вытесненной
воды,
условийплаваниятелавжидкостиотдействиясилытяжестиисилыАрхи
меда
• пониманиесмыслаосновныхфизическихзаконовиумениеприменятьи
х напрактике:законПаскаля,закон Архимеда
• пониманиепринциповдействиябарометраанероида,манометра,насоса, гидравлического пресса, с которыми
человек встречается вповседневной жизни и способов обеспечения
безопасности при ихиспользовании
• владениеспособамивыполнениярасчетовдлянахождениядавления,да
влениежидкостинадноистенкисосуда,силыАрхимедавсоответствие с
поставленной задачи на основании использованиязаконовфизики
• умениеиспользоватьполученныезнания,уменияинавыкивповседневн
ой
жизни,
экологии,
быту,
охране
окружающей
среды,техникебезопасности.
• пониманиеиспособностьобъяснятьфизическиеявления:равновесиете
лпревращениеодноговидамеханическойэнергиидругой
• умениеизмерять:механическуюработу,мощностьтела,плечосилы,мо
ментсилы.КПД,потенциальнуюикинетическуюэнергию
• владениеэкспериментальнымиметодамиисследованияприопределен
иисоотношениясилиплеч,дляравновесиярычага
• пониманиесмыслаосновногофизическогозакона:законсохраненияэне
ргии
• пониманиепринциповдействиярычага,блока,наклоннойплоскости, с
которыми
человек
встречается
в
повседневной
жизни
испособовобеспечениябезопасностиприих использовании.
• владениеспособамивыполнениярасчетовдлянахождения:механическ
ойработы,мощности,условияравновесиясилнарычаге,моментасилы,
КПД,кинетическойипотенциальной энергии
• умениеиспользоватьполученныезнания,уменияинавыкивповседневн
ой
жизни,
экологии,
быту,
охране
окружающей
среды,техникебезопасности.
Содержаниеучебногопредмета
Курс«Физикавокругнас»—системообразующийдляестественнонаучныхпредметов,посколькуфизическиезаконы,лежащиевосновемироздани
я,являютсяосновой

содержаниякурсовхимии,биологии,географиииастрономии.Физикавооружает
школьников
научным
методом
познания,
позволяющим
получатьобъективныезнанияобокружающеммире.В7и8классахпроисходитзн
акомствосфизическимиявлениями,методомнаучногопознания,формирование
основныхфизическихпонятий,приобретениеуменийизмерять
физические
величины, проводить лабораторный эксперимент позаданнойсхеме.
Физикакакнаукаонаиболееобщихзаконахприроды,выступаявкачествеучеб
ногопредметавшколе,вноситсущественныйвкладвсистемузнанийобокружаю
щеммире.Онараскрываетрольнаукивэкономическомикультурном
развитии
общества,
способствует
формированию
современногонаучного
мировоззрения.
Для
решения
задач
формирования
основ
научногомировоззрения, развития интеллектуальных способностей и
познавательныхинтересовшкольниковвпроцессеизученияфизикиосновноевн
иманиеуделяется знакомству с методами научного познания окружающего
мира,постановкепроблем,требующихотобучающихсясамостоятельнойдеятел
ьностипоихразрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего
образованиясостоит в том, что она вооружает школьника научным методом
познания,позволяющимполучатьобъективныезнанияобокружающеммиреспо
следующимприменениемфизическихзаконовдляизученияхимии,биологии,фи
зическойгеографии,технологии,ОБЖ,втехникеиповседневнойжизни.Курсфиз
икивпрограммеосновногообщегообразованияструктурируетсянаосноверассм
отренияразличныхформдвиженияматерии впорядкеихусложнения.
Всоответствиисцелямиизучениякурса«Физикавокругнас»курсначинаетсяс
введения,имеющегометодологическийхарактер.Затемизучаются
явления
макромира,
объяснение
которых
не
требует
привлечениязнанийостроениивещества(темы«Механическиеявления»,«Звуко
выеявления», «Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о
строениивещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются
на основезнаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные
положениямолекулярнокинетическойтеории,которыезатемиспользуютсяприобъяснениитепловыхявл
ений,механическихитепловыхсвойствгазов,жидкостейи твердыхтел.
Учетособенностейподростковоговозраста,успешностьисвоевременностьф
ормированияновообразованийпознавательнойсферы,качествисвойствличност
исвязываютсясактивнойпозициейучителя,а

такжесадекватностьюпостроенияобразовательногопроцессаивыбораусловий
и методикобучения.
Цельпрограммыкурса:
 Формироватьпредставленияометодахфизическогоэкспериментального
исследования как важнейшей методологии физикиирядадругихнаук;
 предоставить
учащимся
возможность
удовлетворить
индивидуальныйинтерескизучениюпрактическихприложенийфизикивп
роцессепознавательнойитворческойдеятельностиприпроведениисамост
оятельных экспериментовиисследований;
 расширитьобластьсвязитеорииспрактикой;
 развитькоммуникативныенавыки,которыеспособствуютразвитиюумени
й работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точкузрения;
 критическоемышление;
 научноемировоззрение;
 способностикизобретательству,познавательныеспособностишкольнико
в;
 углубить знания учащихся по физике и технике, повысить интерес к
еёизучению.
Срокреализациипрограммы:1год.
Формы

организации
Реализацияпрограммывнеурочнойдеятел
ьности
«Физикавокругнас»
предполагаетиндивидуальнуюигрупповуюработуобучающихся,планирование
ипроведениеисследовательскогоэксперимента,самостоятельныйсборданныхд
лярешенияпрактическихзадач,анализиоценкуполученныхрезультатов.Програ
мма предусматривает не только обучающие и развивающие цели,
еёреализацияспособствуетвоспитаниютворческойличностисактивнойжизненн
ойпозицией.
Технологии:
практическиеработы,тесты,проекты,различныесообщенияирефераты,игры,ол
импиады.Качествоподготовленностиучащихсяопределяетсякачествомвыполн
енныхими работ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕКУРСА
«ФИЗИКАВОКРУГНАС»
№
занятия

Темазанятия

1.

Строениевещества.Взаимодействиечастицвещества.

2.

Обсуждениеразличныхгипотезостроенииразличныхвеще
стви доказательств, ихподтверждающих

3.

Измерениеразмеровмолекулспомощьюпалетки.

4.

Измерениеразмеровмалых телметодомрядов

5.

Вглубьвеществабезмикроскопа

6.

Какдостичьтепловогоравновесия? Необратимость
процессов

7.

Когдаикакизобрелитермометр?

8.

Сутьпервогоначалатермодинамики

9.

Использование физических знаний о теплообмене
пристроительстве
жилья,
подборе
одежды,
в
хозяйственнойдеятельности человека

10.

Сколькокалорийнужнодля?..

11.

«Если энергиягде-тоотнимется,то …»

12.

Измеряемиисследуем!

13.

Когда,почему,чтои каккипитииспаряется

14.

Какаявлажностьсамаяполезная

15.

Есликристаллырастут,то ониживые?

16.

Расчетливаябережливость

17.

Янтарныеявления,открытыеФалесомизМилета

18.

Какимибываютносителизаряда?

19.

Чтотакоеполупроводник

20.

Альтернативныеисточникитока

Дата по
плану

Дата
Факт.

21.
22.

23.

24.

25.
26.

Тепловаяотдачанагревател
Работа и мощность электрического тока,
законДжоуля
Ленца.Расчётэлектроэнергии,потребляемой
бытовымиэлектроприборами.
«Исследованиеииспользованиесвойствэлектрических
конденсаторов.
«Изучение последовательного, параллельного и
смешанногосоединенияпроводников.Решениезадачпоза
бавнымрисункамиз резисторов»
Магнитноеполе.Электромагнитыэлектромагнитныер
елеиихприменение.Постоянныемагнитыиих
применение
«Получениеификсированиеизображениямагнитных
полей»

27.

МагнитноеполеЗемли.Еговлияниенарадиосвязь

28.

«Изучениесвойствэлектромагнита»

29.

Действиемагнитногополянапроводникстоком.
Электродвигатель
Созданиетворческихработ «МагнитноеполеЗемли»,
«Применениеэлектромагнитов»

30.
31.

Законыотраженияипреломления.Полноеотражение

32

Зеркалаплоскиеисферические.Линзы.Оптическаясила
линзы.Очки,лупа,микроскоп,телескоп,фотоаппарат
Дисперсиясвета.Интерференциясвета.Дифракция
света
Искажениеизображений,получаемыхспомощью
оптическихприборов.Спектрыиспектральныйанализ

33
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».