Рабочая программа ВД Народы России 1класс

Пояснительная записка
Программа «Народы России: дорога дружбы» составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МОУ
«Вербенская СШ концепции нравственного воспитания российских школьников с учетом требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования, установленных ФГОС НОО. Программа «Народы
России:
дорога
дружбы»
входит
в
программу
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся
на
ступени
начального
общего
образования
с
учетом
воспитательной,
учебной,
внеурочной,
социально
значимой
деятельности
обучающихся,
основанной
на
системе
духовных
идеалов,
моральных
приоритетов,
реализуемых
в
совместной
деятельности
школы,
семьи и других объектов общественной жизни. Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного
направления «Народы России: дорога дружбы» составлена на основе учебного пособия для общеобразовательных организаций
«Народы России: дорога дружбы» из серии «Цивилизационное наследие России» под редакцией академика РАН В.А. Тишкова
и предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы.
Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей
регионов России, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, с учётом возрастных особенностей
школьников, их интересов и способностей.
В ФГОС НОО сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции,
социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала
образовательных учреждений.
Важным аспектом воспитания современного школьника является нравственного воспитания, социальная активность в
присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний,
тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир».
Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления
о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.

В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей
страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому
восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников
начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к
нашей истории и сегодняшнему дню России.
Актуальность программы:
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в
новом Федеральном государственном образовательном стандарте.
Программа «Народы России: дорога дружбы» призвана решать задачи духовно-нравственного становления личности
школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей, школы и общества в области дополнительного
образования и воспитания школьников.
Новизна программы заключается в том, что она основана на интеграции различных образовательных областей (история и
обществознание, окружающий мир,литература, изобразительное искусство, краеведение) и существенно дополняет школьное
базовое образование, представляя собой органическое единство воспитания и образования, единство методов обучения и
творческой активности детей.
Цель программы: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и
самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и
недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в
курсе «Народы России: дорога дружбы» конкретизируют постановка и решение следующих задач:
•
содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне,
селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
•
оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину
определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
•
обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об
общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
•
создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во
времени.
Из целей и задач вытекают принципы организации процесса формирования и развития у детей национального самосознания
и этнической толерантности:
•
Природосообразность

•
Культуросообразность
•
Гуманизм
•
Коллективизм
•
Патриотизм
Программа направлена на формирование следующих ценностей:
•
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
•
служение и долг перед Отечеством;
•
правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и ответственность;
•
долг перед старшими поколениями и семьёй;
•
межэтнический мир; доверие к людям.
Содержание заданий при реализации программы построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены
идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех
людях, живших и живущих на территории Российской Федерации, помогают осознать значимость ключевых событий и
явлений отечественной и всемирной истории.
Программа «Народы России: дорога дружбы» углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории,
природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций,
обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее
настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.
В данной программе определена система содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

1. Общая характеристика курса
Воспитание гражданина страны – одно из условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие
«гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому,
своей семье, коллективу, к родному краю. Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные,
экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения
- это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для
его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения,
помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой
индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Курс «Народы России: дорога дружбы» предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе
исторических ценностей и роли России в судьбах мира, комплекса нормативного, правового и организационно-методического
обеспечения функционирования системы патриотического воспитания, развитие чувства гордости за свою страну, воспитание
личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические
чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, истории и
традициях русского народа, о жизни страны, труде людей и родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажению истории Отечества, рекомендует привлекать
ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-афганцев в целях сохранения преемственности «славных боевых и
трудовых традиций», проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами, экскурсии в
краеведческие музеи, дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины, этические беседы, дебаты,
тематические диспуты, концерты, инсценировки, воссоздание исторических событий, проектную деятельность, былинный пир,
творческие мастерские, участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия), сбор и систематизацию
материалов для школьного музея, участие в городских мероприятиях, направленных на развитие патриотизма и любви к
Родине.

2. Описание места курса в структуре ООП
В соответствии с Учебным планом, планом внеурочной деятельности МОУ «Вербенская СШ» на изучение курса «Народы
России: дорога дружбы» в начальной школе (1-4 класс) выделяется 135 ч. В 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели);
во 2—4 классах на курс отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

3. Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры: любовь к России, своему народу, своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и
ответственность, доверие к людям; долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и
младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность; родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
В программу включены как теоретическая, так и практическая части. Теоретическая — это объяснение нового материала,
информация познавательного характера. Практические работы включают участие в творческих конкурсах, праздниках,
концертах, фестивалях, изготовление открыток, выполнение рисунков, создание фотоальбома, разучивание народных игр,
песен, обрядов, экскурсии, участие в акциях.

Программа обеспечена учебно-методическим комплексом «Народы России: дорога дружбы» для 1-4 классов, который
входит в серию "Цивилизационное наследие народов России", призванную пробудить в сердцах юных граждан гордость за
свою страну, ее историю, культуру, литературу, уникальные памятники природы, приобщить школьников к культурному
наследию России, духовно-нравственным ценностям российского народа.
Учебные пособия "Народы России: дорога дружбы" откроют младшим школьникам увлекательный мир этнографии.
Книги расскажут о многообразии этнического состава российского народа, познакомят ребят с особенностями
национального быта и промыслов народов, проживающих на территории России.
Дети станут участниками народных праздников. Они зайдут в каждый дом - избу и курень, чум и юрту, саклю и ярангу,
узнают, чем эти жилища отличаются друг от друга. Щедрые хозяева в национальных костюмах угостят их традиционными
блюдами, расскажут народные сказки, легенды, притчи, покажут им игрушки, в которые играли дети в древние времена.
Наконец, ребята побывают в сокровищнице, где хранится "Золотая книга российского народа". В ней наша общая история,
наши трудовые и ратные подвиги, в ней наши мечты и надежды.
Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность,
познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение),
художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), туристскокраеведческая деятельность.
Формы и методы работы:
- индивидуальные;
- групповые (экскурсии, викторины, беседы, обсуждение)
- индивидуально-групповые;
- работа в парах, в тройках, в четвёрках;
- обсуждение результатов;
- подведение итогов.
- беседа;
- рассказ;
- путешествие; игра-путешествие;
- игра; познавательная игра; развивающая игра:
- викторина;
- экскурсия;

- конкурс;
- сказка.

4.

Требованию к уровню подготовки обучающихся
(Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения курса)

1 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения курса
У первоклассника будут сформированы:
• первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания
«Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою
принадлежность к определённому этносу через знакомство с основными регионами России;
• чувство гордости за красоту родной природы, свою семью и
малую Родину, страну;
• самые простые правила поведения в обществе, природе;
• ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
• представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни
• положительное отношение к школе и учебной деятельности;
• первичное представление о личной ответственности за свои поступки через
бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
• эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений
окружающего мира;
• этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе
взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное
отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
• первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Первоклассник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения,
выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний;

• в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
• умения использовать позитивную лексику, передающую положительные
чувства в отношении своей Родины.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса
Регулятивные УУД
Первоклассник научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её по просьбе учителя);
• выделять из темы занятия известные знания и умения;
• планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что —
потом);
• планировать свои действия на отдельных этапах занятия;
• фиксировать в конце занятия удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой, позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Первоклассник получит возможность научиться:
• оценивать собственные успехи при овладении знаниями по истории своей
страны, о своей семье, о природе;
• планировать шаги по устранению пробелов в полученных уже знаниях;
•учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
Первоклассник научится:
• находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию
из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять
полученную информацию при выполнении заданий;
• анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных
признаков;
• устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме
занятия в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
рисунков, схем, подготовке сообщений;
• располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале
относительного времени «раньше — теперь».
Первоклассник получит возможность научиться:
• делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Первоклассник научится:
• включаться в диалог с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать
на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с
собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо
общаться;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки
указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно
учту»;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
(с учётом возрастных особенностей, норм).
Первоклассник получит возможность научиться:
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им;

• учиться работать в паре, группе;
• выполнять различные роли (лидера исполнителя).
• высказывать свое мнение при обсуждении задания;
• готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта.
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса:
Первоклассник научится:
• правильно называть родную страну, родной город (малую родину);
• различать флаг и герб России;
• узнавать некоторые достопримечательности столицы;
• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
• различать прошлое, настоящее и будущее;
• находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
• соблюдать правила поведения в природе.
Первоклассник получит возможность научиться:
 строить вопросительные предложения об окружающем мире.

5. Основное содержание курса
Организация работы по программе внеурочной деятельности «Народы России: дорога дружбы» предполагает 4 ступени в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся:
1- я ступень - 1-й класс «Праздник дружбы» - 33 часа;
2- я ступень - 2-й класс «Друзья приглашают в гости» - 34 часа;
3- я ступень - 3-й класс «Ярмарка мастеров России» - 34 часа;
4- я ступень - 4-й класс «Золотая книга российского народа» - 34 часа.
1 класс
Раздел «Наша Родина- Россия» (5 ч)
Введение. Наша Родина –Россия. (1ч)
Карта России. (2 ч)
Давайте дружить- народы России. (1ч)
Как тебя зовут? (1 час)
Раздел «Встречаем гостей с Дальнего Востока» (4ч)
Встреча первая. Путешествие на Чукотку. (2 ч).

Встреча вторая. Путешествие на Камчатку. (1ч)
Встреча третья. Путешествие на остров Сахалин. (1ч)
Раздел «Встречаем гостей из Сибири» (4ч)
Встреча первая. Путешествие в центр Сибири. (2ч)
Встреча вторая. Путешествие в Южную Сибирь. (2ч)

Раздел «Встречаем гостей из Поволжья и с Урала» (5ч)
Встреча первая. Путешествие в Татарстан. (2ч)
Встреча вторая. Путешествие в Башкортостан. (1ч)
Встреча третья. Путешествие в Пермский край. (1 ч)
Встреча четвертая. Путешествие в Калмыкию (1ч).
Раздел «Встречаем гостей из Северного Кавказа и из Крыма (6ч)
Встреча первая. Путешествие в Дагестан. (1ч)
Встреча вторая. Путешествие в Чечню. (1ч)
Встреча третья. Путешествие в Северную Осетию (1ч)
Встреча четвёртая. Путешествие в Кабардино-Балкарскую Республику. (1ч)
Встреча пятая. Путешествие в Крым. (2ч)
Раздел «Встречаем гостей из Центральной России» (4ч)
Славный город Муром. (1ч)
Былинные герои. (1ч)
Города Золотого кольца России. (2 ч)
Раздел «Встречаем гостей с Европейского Севера» (3ч)
Путешествие в Карелию. (1ч)
Путешествие в Санкт-Петербург. (1ч)
Путешествие в Калининград. (1ч)
Раздел «Праздник кончается- дружба продолжается» (2ч)
Что такое дружба? (1ч)
Праздник дружбы. Фестиваль народов России. (1ч)

Тематическое планирование
1
№

1
2
3
4
5
6

1 класс-33 часа
Наименование разделов и тем
Количество
часов
Раздел «Наша Родина- Россия» 5 часов
Введение. Наша Родина –Россия.
1
Карта России.
1
Карта России.
1
Давайте дружить- народы России.
1
Как тебя зовут?
1
Раздел «Встречаем гостей с Дальнего Востока» 4 часа
Встреча первая. Путешествие на Чукотку.
1

Встреча первая. Путешествие на Чукотку.
1
Встреча вторая. Путешествие на Камчатку.
1
Встреча третья. Путешествие на остров Сахалин.
1
Раздел «Встречаем гостей из Сибири» 4 часа
10 Встреча первая. Путешествие в центр Сибири.
1
11 Встреча первая. Путешествие в центр Сибири.
1
12 Встреча вторая. Путешествие в Южную Сибирь.
1
13 Встреча вторая. Путешествие в Южную Сибирь.
1
Раздел «Встречаем гостей из Поволжья и с Урала» 5 часов
14 Встреча первая. Путешествие в Татарстан.
1
15 Встреча первая. Путешествие в Татарстан.
1
16 Встреча вторая. Путешествие в Башкортостан.
1
17 Встреча третья. Путешествие в Пермский край.
1
18 Встреча четвертая. Путешествие в Калмыкию
1
Раздел «Встречаем гостей из Северного Кавказа и из Крыма» 6 часов
19 Встреча первая. Путешествие в Дагестан.
1
20 Встреча вторая. Путешествие в Чечню.
1
21 Встреча третья. Путешествие в Северную Осетию
1
22 Встреча четвёртая. Путешествие в Кабардино1
Балкарскую Республику.
23 Встреча пятая. Путешествие в Крым.
1
24 Встреча пятая. Путешествие в Крым.
1
Раздел «Встречаем гостей из Центральной России» 4 часа
25 Славный город Муром.
1
26 Былинные герои.
1
27 Города Золотого кольца России.
1
28 Города Золотого кольца России.
1
Раздел «Встречаем гостей с Европейского Севера» 3 часа
29 Путешествие в Карелию.
1
30 Путешествие в Санкт-Петербург.
1
7
8
9

Путешествие в Калининград.
1
Раздел «Праздник кончается- дружба продолжается» 2 часа
32 Что такое дружба?
1
33 Праздник дружбы. Фестиваль народов России.
1
Итого:
33 часа
31

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечение курса
1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций под редакцией академика РАН В.А. Тишкова «Народы России:
Дорога дружбы» 1 класс «Праздник дружбы» Е.А. Найденова, О.Н. Журавлева. Издательство Москва «Просвещение» 2020 г.
2. Учебное пособие для общеобразовательных организаций под редакцией академика РАН В.А. Тишкова «Народы России:
Дорога дружбы» 1 класс «Праздник дружбы» Е.А. Найденова, О.Н. Журавлева. Издательство Москва «Просвещение» 2020 г.

3. Учебное пособие для общеобразовательных организаций под редакцией академика РАН В.А. Тишкова «Народы России:
Дорога дружбы» 1 класс «Праздник дружбы» Е.А. Найденова, О.Н. Журавлева. Издательство Москва «Просвещение» 2020 г.
4. Дробницкий О. Г Проблемы нравственности./О. Г.Дробницкий - М.: Просвещение,197с. 2011 г.
5. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М. Г. Яновская - М.: Просвещение,
198с.2012 г.
6. Голубева Т. С. О днях воинской славы и памятных датах России/ Т. С. Голубева // Начальная школа. – 2006. - №4.
7. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М.: Ипекса,
2000. – 286с.
8. Концепция патриотического воспитания граждан РФ //Воспитание школьников. – 2009. - №1. – 147с.
9. О воспитательном компоненте федерального государственного образовательного стандарта второго поколения //
Воспитание школьников. – 2009. - №8 -10.
Перечень наглядных средств обучения:
1. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
2. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн области, города».
3. Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
4. Буклеты «Региональные символы».
5. Портрет президента В. В. Путина.
6. «Государственная символика РФ» - компакт-диск.
7. «История России ХХ век» - компакт-диск.
8. Географические карты РФ, области, города.
Интернет-ресурсы
1.
Единая Коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://school-collction.edu.ru
2.
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: https://nsc.1sept.ru
3.
База материалов в МЭШ: https://www.mos.ru/city/projects/mesh/
4.
База уроков в РЭШ: https://resh.edu.ru/
Технические средства обучения
1.
Экспозиционный экран.
2.
Персональный компьютер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».