Рабочая программа по обществознанию 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА








Рабочая программа 7 класса по обществознанию составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон "Об образовании"
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования
Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого образования) в современной школе (2008)
Обязательный минимум содержания образования по обществознанию
Программы курса «Обществоведение» 7 класс Л.Н.Боголюбов. Издательство «Просвещение»,2016
Устав МОУ "Вербенская СШ"
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ "Вербенская СШ"
Программа по обществознанию адресована учащимся 7 класса, ориентирована для работы по учебникам - Обществознание: учеб. для 7 кл.
общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе/ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. Образования, изд-во
«Просвещение». - М.: Просвещение, 2019) и рассчитана на 1 ч. в неделю (34 ч. в год).
Цель данного курса – сформировать представления о сферах общества: экономической, правовой, социальной.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности
подростка, развитию познавательных способностей учащихся. Курс ориентирован на более сложный круг вопросов, сопровождает
социализацию обучающихся, а так же способствует их предпрофильной подготовке.
Литература для учащихся:
1. Обществознание: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе/ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.
Ивановой; Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2021
2. Электронное приложение на CD «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова
3. Барщевский М.Ю. Большая юридическая энциклопедия для дома и семьи. М.:АСТ Москва, 2010
4. Кравченко А.И. Хрестоматия по обществознанию. – М.: Русское слово 2018.
Литература для учителя:
1. Обществознание: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе/ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Ивановой;

Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2019
2. Электронное приложение на CD «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова

3. Настольная книга учителя обществознания / сост. Т.И. Тюляева. М., 2017.
4. Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.:

Просвещение, 2020;
5. Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». - М.: Русское слово, 2019;
6. Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2009/10 учебный год / Под ред. СИ. Козленко. М., 2018.
7. Справочник преподавателя общественных дисциплин/ авт.-сост. Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева. М., 2015

Медиаресурсы:
1. Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой
2. Компьютерные презентации по темам курса обществознание.
3. Электронное приложение на CD «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова
Ресурсы Интернета:
1. http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов
2. http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы
3. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
4. http://danur-w.narod.ru/ - Методический материал для педагогов и информация для учеников по обществознанию.
Формы проведения уроков, сочетание элементов: лекция, игра, презентация, уроки – практикумы, беседы, встречи и др.
Контрольные работы: Входной контроль – 1 ч.

Контрольные работы – 3 ч.

Требования к уровню подготовки по обществознанию
7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы
4. осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные
отношения;
5. характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод
человека, гуманизм, милосердие); моральные нормы и их роль в жизни общества;
6. приводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций морального выбора; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм;
7. классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и элементы;
8. сравнивать отдельные виды социальных норм;
9. устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и человека;
10. использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности социальных норм;
11. определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к явлениям социальной действительности с точки зрения социальных ценностей; к социальным нормам как регуляторам
общественной жизни и поведения человека в обществе;

12. решать познавательные и практические задачи, отражающие действие социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
13. овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся гуманизма, гражданственности, патриотизма;
14. извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали, проблеме морального выбора;
15. анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций в СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека;
16. оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их соответствия нормам морали;
17. использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной жизни;
18. самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ (заявление);
19. осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек как участник правовых отношений
5. осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как социальном и юридическом явлении; правовых нормах,
регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения; правовом статусе гражданина Российской
Федерации (в том числе несовершеннолетнего); правонарушениях и их опасности для личности и общества;
6. характеризовать право как регулятор общественных отношений, конституционные права и обязанности гражданина Российской
Федерации, права ребёнка в Российской Федерации;
7. приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями и
наступлением юридической ответственности; способы защиты прав ребёнка в Российской Федерации; примеры, поясняющие опасность
правонарушений для личности и общества;
8. классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) нормы права, выделяя
существенные признаки;
9. сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) проступок и преступление, дееспособность малолетних в возрасте от 6 до
14 лет и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
10. устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействия гражданина и государства, между правовым поведением и культурой
личности; между особенностями дееспособности несовершеннолетнего и его юридической ответственностью;
11. использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе, необходимости правомерного поведения,
включая налоговое поведение и противодействие коррупции, различий между правомерным и противоправным поведением, проступком и
преступлением; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена
семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
12. определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к роли правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
13. решать познавательные и практические задачи, отражающие действие правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека, анализировать жизненные ситуации и принимать решения, связанные с исполнением типичных для несовершеннолетнего
социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
14. овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов Конституции Российской
Федерации и других нормативных правовых актов, из предложенных учителем источников о правах и обязанностях граждан, гарантиях и
защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, о правах ребёнка и способах их защиты и составлять на их основе
план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
15. искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых норм, о правовой культуре, о гарантиях и защите прав и свобод
человека и гражданина в Российской Федерации, выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе

учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
16. анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о правовом регулировании поведения человека, личным
социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
17. оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия правовым нормам: выражать свою точку
зрения, участвовать в дискуссии;
18. использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности (выполнять проблемные задания,
индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей (для реализации и
защиты прав человека и гражданина, прав потребителя, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере с
учётом приобретённых представлений о профессиях в сфере права, включая деятельность правоохранительных органов); публично
представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
19. самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при получении паспорта гражданина
Российской Федерации;
20. осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей,
идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Основы российского права
 осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актах, содержании и значении правовых
норм, об отраслях права, о правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения
(в гражданском, трудовом и семейном, административном, уголовном праве); о защите прав несовершеннолетних; о юридической
ответственности (гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной); о правоохранительных органах; об обеспечении
безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
 характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе российского права; правоохранительных органов в защите правопорядка,
обеспечении социальной стабильности и справедливости; гражданско-правовые отношения, сущность семейных правоотношений; способы
защиты интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей; содержание трудового договора, виды правонарушений и виды
наказаний;
 приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать ситуации, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права, в том числе связанные с применением санкций за совершённые правонарушения;
 классифицировать по разным признакам виды нормативных правовых актов, виды правонарушений и юридической ответственности по
отраслям права (в том числе устанавливать существенный признак классификации);
 сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы регулирования различных отраслей права (гражданского, трудового,
семейного, административного и уголовного), права и обязанности работника и работодателя, имущественные и личные неимущественные
отношения;
 устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника и работодателя, прав и обязанностей членов семьи; традиционных
российских ценностей и личных неимущественных отношений в семье;
 использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных задач: для объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и
дееспособности; значения семьи в жизни человека, общества и государства; социальной опасности и неприемлемости уголовных и
административных правонарушений, экстремизма, терроризма, коррупции и необходимости противостоять им;
 определять и аргументировать своё отношение к защите прав участников трудовых отношений с опорой на знания в области трудового права,
к правонарушениям, формулировать аргументированные выводы о недопустимости нарушения правовых норм;













решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового,
семейного, административного и уголовного права;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов нормативных правовых актов
(Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации), из предложенных учителем
источников о правовых нормах, правоотношениях и специфике их регулирования, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права:
выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением
правил информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников(в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями об отраслях права (гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного) и личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами, о применении санкций за совершённые правонарушения, о юридической ответственности несовершеннолетних;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия нормам гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права;
использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права в практической
деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения
обязанностей, правомерного поведения, реализации и защиты своих прав; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках
изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ (заявление о приёме на работу);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности,
на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Тема 1

Компетенции

Право.
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Понятие
прав, свобод и обязанностей. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Признаки и виды правонарушений. Права и
обязанности родителей и детей. Правоохранительные органы.

знать/понимать:



- важнейшие права ребенка;
- права граждан;

уметь:






- приводить примеры уголовной ответственности несовершеннолетних
- оценивать собственные действия и действия других людей с точки зрения права;
- называть правоохранительные органы;
- знать конституционные обязанности граждан
- извлекать социальную информацию из разнообразных правовых источников, осмысливать представленные в них различные подходы
и точки зрения

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:






- работы с разнообразными правовыми источниками,
-участия в ролевых, обучающих играх;
-решения познавательных задач;
-работы по поиску информации по заданной теме в адаптированных источниках;
-составления простейших видов правовых документов.

Тема 2
Компетенции

Экономика.
Экономика и ее роль в жизни общества. Обмен, торговля. Деньги.
Производство, производительность труда. Заработная плата и
стимулирование труда. Малое предпринимательство

знать/понимать:






- содержание и значение экономики в жизни общества.
- знать термин «экономика»;
- роль экономики в жизни общества;
- функции денег;
- понимать причины различий в оплате труда;

уметь:







- использовать различные источники информации для характеристики общественных явлений
- оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности
- приводить примеры предпринимательской деятельности;
- объяснять взаимовыгодность добровольного обмена;
- использовать знания в повседневной жизни для составления семейного бюджета;
- оценивать собственные действия и действия других людей с точки зрения экономической рациональности

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:




- получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в
качестве потребителя, члена семьи и гражданина
- оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности
-составления простейшего семейного бюджета

Содержание программы

7 КЛАСС

Социальные ценности и нормы.
Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи.
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд.
Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека.
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
Человек как участник правовых отношений.
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков
и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества.
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты.
Основы российского права.
Конституция Российской Федерации – основной закон. Законы и подзаконные акты. Отрасли права.
Основы гражданского права. Физические и юридические лица в гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние
как участники гражданско-правовых отношений.
Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и
обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового
договора. Рабочее время и время отдыха. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности.
Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность. Административные проступки и
административная ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная ответственность.
Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции
правоохранительных органов.

№
п.п.
1

Раздел, тема
Введение

Основные понятия

Календарно-тематическое планирование
Самостоятельная
Учебные
Контроль и
работа
пособия
проверка
Знаний,
Зн-во с учебником

Домашнее
задание
Составить
таблицу « Я
знаю», «Я
могу», «Мне
интересно»

Колво
часов
1.

Дата
план факт

I
Социальные нормы,
привычка, ритуалы,
обряды, обычаи,
церемонии, этикет,
манеры

Регулирование поведения людей в обществе 13 ч.

2-3

« Что значит жить
по правилам»

Работа с таблицей,
терминологией,
текстом, участие в
проблемных
ситуациях

Прочит. § 1
знать слов.
выполн. зад 25 стр. 14-15

4

Входной контроль

5

Права и
обязанности
граждан.

Декларация, пакт,
группы прав

Составление
схемы

Конституция
РФ, Конвенция
о правах
ребенка

6

Почему важно
соблюдать законы

Законы, кодекс

Работа с текстом
уч-ка

ПК,
Конституция
РФ

7

Защита Отечества.
Долг и
обязанность.

Виды угроз,
патриотизм,
гражданственность,
гос-во, Отечество

Составление
схемы. Работа с
текстом

ПК

8

Военная служба.

Военкомат,
повестка. присяга

Работа с текстом

Наглядные
пособия

9

Что такое
дисциплина

Дисциплина,
мораль, санкции,
нормы

Работа с текстом,
ситуативными
задачами

10 11

Виновен - отвечай.

Табу преступление,
грабеж, кража,
ущерб, проступок

Работа с текстом
Работа с
ситуативными
задачами

Правила
поведения
учащихся в
школе
Уголовный
кодекс

Контрольная
работа за курс 5
класса
Понятийный
диктант

2

1

Прочит. § 2,
выполн. зад.
стр.
21-22, примеры
из СМИ
Прочит. § 3,
выполн. зад.
стр. 29-30

1

Прочит. § 4, с.
41-47
подготов.
сообщение о
родных
военнослужащ
их.
Прочит. § 4,
выполн. Зад. 35 стр. 38

1

Понятийный
диктант,

Прочит. § 5
зад. 1-6 стр.
47

1

тест

Прочит. § 6,
Зад. 3-5 стр.
54-55, примеры
из СМИ

2

Понятийный
диктант, тест

1

1

12 13

Кто стоит на
страже закона. Суд.

14

Контрольная
работа №1 Тема «
Человек и закон»

Прокуратура.
Таможня.
Правопорядок,
нотариат, адвокаты.
Завещание,
лицензия
Уголовный розыск.
протокол

Работа со схемой
Решение
ситуативных задач

ПК

Понятийный
диктант

Прочит. § 7,
зад.4-6 стр. 63 64
Примеры из
СМИ,
составить
кроссворд по
теме
Готовиться к
контрольной
работе

Контрольная
работа

2

1

II Человек в экономических отношениях 12 ч.
15 16

Экономика и её
основные
участники

Экономика,
технология,
экономический
продукт,
натуральное

Заполнение
таблицы. Работа с
понятиями

Прочит. § 8
зад. 5-8 стр. 7172, таблица
стр. 71 зад. 4

2

17

Мастерство
работника

18

Производство:
затраты, выручка,
прибыль

19

Виды бизнеса

20 21

Обмен. Торговля.
Реклама

22 23

Деньги, их
функции

24 25

Экономика семьи

хозяйство,
производительность
труда, прибыль
Квалификация.
Зарплата,
производительность
труда
Издержки, выручка,
прибыль

ПК

Понятийный
диктант
тест

Бизнес,
предпринимательст
во Кредит.
Собственность,
акционерное
общество, акции
Рынок. Стоимость,
цена, бартер
торговля

Работа с текстом
ПК
Работа по
карточкам
Составление схем,
таблиц, работа с
текстом
Составление
кроссворда по теме

Эквивалент,
монеты, банкноты,
кредитная карта
Ассигнации
Рантье, ссуда,
собственность,
проценты,
семейный бюджет,
оптимизация

Составление
схемы,
Посещение
школьного музея

Монеты и ден.
Банкноты.
Материалы шк.
Музея, ПК

Понятийный
диктант

тест

Понятийный
диктант

Прочит. § 9
выполн. зад.
стр.
105-106
Прочит. §10
зад. 4-7 стр. 8182, пословицы
о труде
Прочит. § 11
зад. 2-5 стр. 90
материалы
СМИ о
предпринимате
льской д-ти
Прочит. § 12
зад. 2,4,5,7 стр.
104 примеры
рекламы,
создать свою
рекламу товару
XXI в.
Прочит. §13.
Зад. 1—5 стр.
111-112

1

Прочит. §14
зад. 1-8 стр.
117-118
готовиться к
контрольной

2

1

1

2

2

работе
26

Контрольная
работа №2 Тема «
Человек и
экономика»

Контрольная
работа

1

III Человек и природа 8 ч.
27 28

Воздействие
человека на
природу

29

Охранять природу
– значит охранять
жизнь

3031

Закон на страже
природы

32

Контрольная
работа №3
( Итоговая)
17.05
Резервное время

3334

Природа,
экологическое
правило

Исчерпаемые,
неисчерпаемые
ресурсы

Работа с
ситуативными
задачами

ПК

Защита проекта,
работа с
документами

Конституция
РФ

Прочит. §15
зад. 1-5 стр.
131-132 Работа
над
экологическим
проектом
Прочит. §16
зад3-6 стр. 140
Работа над
экологическим
проектом
Прочит. §17
зад. 1-5 стр.
149 Готовиться
к контрольной
работе
Контрольная
работа

2

1

2

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».