Рабочая программа по обществознанию 9 класс

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа 9 класса по обществознанию разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15);
- Примерной образовательной программы основного общего образования по обществознанию, рекомендованной к использованию
Министерством образования и науки РФ, с учетом авторской программы основного общего образования по обществознанию под редакцией
академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидата
педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидата педагогических наук, помещенной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений»,
Москва «Просвещение», 2011;
- Приказа Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред.приказов Минобрнауки России от 03.06.2008
№164, от 31.08.2008№164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39), от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015
№609);
- Приказа Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных
планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки
России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 №74);
- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - Образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. От 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
- Устав МОУ "Вербенская СШ";
- Основной общеобразовательной программы основного общего образования МОУ "Вербенская СШ".
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, А.И. Матвеева и др.: под
редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2020.
2. Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 кл. / П.А. Баранов. М.: Изд-во АСТ, 2019
Учебный предмет представлен в учебном плане школы в образовательной области «Обществознание». Этот курс явля ется составной частью
системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что обучающиеся, освоившие определенную сумму
исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию ре1

альной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в
целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на обучающихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками
учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в
окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение обществознания в основной школе направлено на формирование у учащихся следующего опыта познавательной и практической
деятельности:
 получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в
них различных подходов и точек зрения;
 решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
 формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
 наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социальнополитические, культурологические знания;
 оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
 участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение
творческих работ по обществоведческой тематике;
 конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
 совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Цель программы: дать целостное представление об обществе, в котором живем, основных сфер общественной жизни, о процессе
восприятия социальной (в том числе правовой) информации и определения собственной позиции; правовой культуры, основы политических
знаний, способности к самоопределению и самореализации.
Задачи программы:
- создание условий для социализации личности;
- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
- развитие личности в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры,
экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных
ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой
деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для
2

подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в
межличностных отношениях.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе, фундаментом которого являются научные знания об обществе и
человеке, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для
этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и
культурологию. Специфичность учебного предмета в его интерактивности и комплексном изучении современных социальных явлений и факторов и
их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения,
совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным
элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными
источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную
коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими
свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы,
информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые
требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом.
Знания по курсу должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной
жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность обучающимся идентифицировать себя как
личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также
приобрести опыт социального и культурного взаимодействия.
Курсы обществознания в 6,7 классах являются началом системного изучения учащимися обществоведческих дисциплин. Данные курсы
представляют единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Они дают учащимся необходимые знания по всему
кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включают методический аппарат, призванный с
помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях.
Преподавание обществознания в 6-7 классах ориентировано на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в
повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.
В 6–7 классах используются доступные для учащихся формы и приемы работы:
- обучение учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
- формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
- обучение давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:
- литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы);
3

- художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);
- публицистические (соответствующие тексты интернет-,печатных, телевизионных СМИ) и новостные;
- научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);
- опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.
В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно ориентированные педагогические технологии. Учащиеся
вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей
социальной информации, подготовку докладов, сообщений.
Курсы 8-9 классов представляют собой относительно завершенную систему знаний. Дают наиболее общие представления о человеке и
обществе, характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера,
необходимые для выполнения основных социальных ролей.
Содержание курса 8-9 класса обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд теоретических положений изучается в
нём на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков
рассматриваемых явлений и процессов.

III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с базисным учебным планом предмет «Обществознание» относится к учебным предметам, обяза тельным для изучения на
ступени основного общего образования.
Реализация рабочей программы рассчитана на 34 часа (из расчета один учебный час в неделю).
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули
(разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права.
Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы
российского права» замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы
4

поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений.
Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач
социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в
части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие
в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам;
историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асо циальных поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе о смысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
5

экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение
основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности,
а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы
об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими
свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а
также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
6

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
7

Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
8

принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении
1.
осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и демократических
ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме,
о политических партиях;
2.
характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии, демократические ценности; роль государства
в обществе на основе его функций; правовое государство;
3.
приводить примеры государств с различными формами правления, государственно-территориального устройства и политическим
режимом; реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных
общественных объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и социально-экономического
кризиса в государстве;
4.
классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства; типы политических партий; типы
общественно-политических организаций;
5.
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими видами власти в обществе;
демократические и недемократические политические режимы, унитарное и федеративное территориально-государственное устройство,
монархию и республику, политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и референдум;
6.
устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и государством; между правами человека и
гражданина и обязанностями граждан, связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
7.
использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической власти, значения политической деятельности в
обществе; для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при
исполнении социальной роли гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном мире для
аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и государстве;
8.
определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных
ценностей и правовых норм;
9.
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами
политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического движения;
10.
овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных
текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики, преобразовывать текстовую информацию в
таблицу или схему о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в политике;
11.
искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по заданию учителя выявлять
соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением
правил информационной безопасности при работе в Интернете;
9

анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о
выборах и референдуме;
13.
оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её
соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в
дискуссии;
14.
использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в
повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном представлении результатов своей
деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
15.
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах,
исследовательские проекты.
Гражданин и государство
1.
осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации,
государственно-территориальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской
Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации;
2.
характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как социальное
государство, как светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции
Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации;
3.
приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших
органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере
культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения
безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
4.
классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) полномочия высших
органов государственной власти Российской Федерации;
5.
сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных органов государственной власти и субъектов
Российской Федерации;
6.
устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов
Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан;
7.
использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире; для объяснения сущности
проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия
коррупции;
8.
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки
зрения ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к
проводимой по отношению к нашей стране политике «сдерживания»;
9.
решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в политической жизни Российской Федерации,
в международных отношениях;
10.
систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о
12.

10

деятельности высших органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего
государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом;
11.
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об основах конституционного строя
Российской Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях высших
органов государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других
нормативных правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их основе план,
преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
12.
искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших органов
государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
13.
анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о важнейших изменениях в российском
законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
14.
оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего
общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
15.
использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической учебной деятельности (выполнять проблемные
задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично
представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
16.
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при использовании портала
государственных услуг;
17.
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей,
идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений
 осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации
личности; важности семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества,
диалоге культур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;
 характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского государства;
 приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики Российского государства;
 классифицировать социальные общности и группы;
 сравнивать виды социальной мобильности;
 устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных различий и конфликтов;
 использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных
ролей; аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для
человека и общества;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение
к разным этносам;
11



решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия; направленные на распознавание
отклоняющегося поведения и его видов;
 осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в том числе отражающий изученный материал о
социализации личности);
 извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом
единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст;
 анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную информацию из адаптированных источников, учебных
материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих
социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию;
 оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость
антиобщественного поведения;
 использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни;
 осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире
 осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных проблемах;
 характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный
процесс;
 приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на
возможности профессионального выбора и карьерного роста;
 сравнивать требования к современным профессиям;
 устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
 использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение
(устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к
современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни;
 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности
коммуникации в виртуальном пространстве;
 осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации;
непрерывного образования; выбора профессии;
 осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации
и её последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе.
Установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного
стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Программа
предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
12

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как
высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в
контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения
диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии,
правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в
пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие
термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых
13

современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами
и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность
гуманистическим
и
демократическим
ценностям,
патриотизму
и
гражданственности;трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для
поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку
зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
п/п

Наименование разделов

Количество
Часов
14

в том числе
Контрольные
проектные
работы
работы

1

Политика

11

1

2

Гражданин и государство

10

1

3

Основы российского
законодательства

12

1

4

Обобщение и контроль

1

1

34

4

Всего

1

1

VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления. Россия – социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия – светское
государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская
Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город
федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных
прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.
15

Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения.
Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и
возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы
развития
общества.

16

Учебно-методический комплекс:
1.
Учебник Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2020.
2.
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М.:
Дрофа, 2008.
3.
Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – Изд. 4-е / В. А. Вакуленко, Е. С.
Королькова, И. Е. Уколова. – М.: Новый учебник, 2014.
4.
Гордеева, В. В. Правовое воспитание: 9–11 классы: разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. – Волгоград:
Учитель, 2007.
5.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание: метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. –
М.: Школа-Пресс, 2000.
6.
Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8–11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. – Волгоград:
Учитель, 2019.
7.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент
государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.

16.
17.
18.
19.
20.

Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.

18.
19.
20.
21.
22.
23.

Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ро-стов н/Д.: Феникс, 2010.
Дыдко, С. Н. Обществознание. 8–11 классы: справ. материалы / С. Н. Дыдко. – М.: АСТ: Астрель: ПолиграфИздат, 2010.
Иоффе, А. Н. Обществознание. 9 класс: справ. материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. – М.: АСТ: Хорвест: Астрель, 2016.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М.: Виктория Плюс, 2017.
Обществознание. 9 класс: тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. – Волгоград: Учитель, 2019.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. – М.: Айрис-Пресс, 2020.

17






СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2».






Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;






Критерии оценки тестового задания:
86-100% - отлично «5»;
61-85% - хорошо «4»
36-60% - удовлетворительно «3»;
менее 36% - неудовлетворительно «2»;

VII.

Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается
пятью баллами;
 привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
 выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
 полное отсутствие работы - отметка «2»;


18

VIII.
Тема урока

№

1

Политика и власть

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество
Примечание
часов
Глава I. Политика. (11 ч)
1

2

Государство

1

3

Государство

1

Политические режимы

1

Правовое государство

1

Гражданское общество и государство

1

Участие граждан в политической жизни

1

Политические партии и движения

1

Межгосударственные отношения

1

Практикум

1

Готовимся к экзамену

1

4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15

Основы конституционного строя РФ

Глава II. Гражданин и государство. (10 ч)
1

Права и свободы человека и гражданина

1

Права и свободы человека и гражданина
Высшие органы государственной власти в РФ

1
1
19

Дата проведения
План
факт

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Высшие органы государственной власти в РФ

1

Россия – федеративное государство

1

Судебная система РФ

1

Правоохранительные органы РФ

1

Практикум

1

Готовимся к экзамену

1

Глава III. Основы российского законодательства.(12 ч)
1
Роль права в жизни человека, общества и государства
1
Правоотношения и субъекты права
1
Правонарушения и юридическая ответственность
1
Гражданские правоотношения
1
Право на труд. Трудовые отношения
1
Семья под защитой закона
1
Административные правоотношения
1
Уголовно-правовые отношения
1
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Международно-правовая защита жертв вооруженных
1
конфликтов
1
Практикум
1
Готовимся к экзамену
Обобщение и контроль (1 ч)
1
Итоговая контрольная работа

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».