Рабочая программа по истории 7 класс

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа курса «История» для 7 класса разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №
1015;
3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897;
4. Уставом МОУ "Вербенская СШ";
5. Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МОУ
"Вербенская СШ";
6. Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в и поощрений обучающихся в
МОУ "Вербенская СШ";
7. Положением о внутренней системе оценки качества образования;
8. Положением о формах обучения.

9. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.: «Просвещение», 2015. Программа «История
Россия XVII – XVIII вв , 7 класс (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина)

10. Программы общеобразовательных учреждений. Всеобщая история 7-8, Курс «Всеобщая история 1500-1800 гг.»А. Я. Юдовская, Л. М.
Ванюшкина,М. «Просвещение», 2015.

11. Примерной программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2016. (Стандарты второго поколения).
12. Сборник нормативных документов. История / Составители: Э.Д.Днепров. А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2017
13. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ "Вербенская СШ"
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории,
учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского
государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе: - формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной,
культурной
самоидентификации
в
окружающем
мире;
2

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической,
политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с
идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и
настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с
другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Предмет «История» в 7 – ом классе включает два курса: Всеобщая история – 23 часа и истории России – 45 часов, в общем объеме 68 часов,
по 2 часа в неделю, что является оптимальным для изучения дисциплины.
Реализация рабочей программы осуществляется на основе учебно-методического комплекса:
 Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1500 – 1800. 7 класс: учебник общеобразовательных организаций/
А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение», 2018.
 Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.
 П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 7 класс. 2016.
 А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, Т. В. Коваль. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные разработки. 7 класс. 2016.
 Атлас. История Нового времени 7 класс. – М.: «Дрофа. ДиК», 2016
 Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 7 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М.,
«Просвещение», 2019.
 Данилов А.А., Лукунин А.В. , Артасов И.А. Рабочая тетрадь. 7 класс. М.: «Просвещение», 2016.
 Журавлева О.Н. Поурочные рекомендации. История России. 7 класс. М.:. «Просвещение», 2016.
 Атлас. История России. XVI – XVII вв. 7 класс. 2016.
 Региональный компонент вводится через изучение истории Волгоградской области на основе учебного пособия «История Волгоградской
земли от древнейших времен до современности» авторов А.С. Скрипкин, А.В. Луночкин, И.И. Курилла, М.Просвещение, 2016 г.
(Региональный компонент входит в тему урока и отмечен Р/К)
Планируемые результаты учебного курса «История» 7 класс:
Изучение истории в 7 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО
(2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
3

России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные
ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и
нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и
сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения
ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе
примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире,
эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и
общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности
человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в
истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и
социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные
признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно4

популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и
личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного
взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства
достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе – на
региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные
результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана
действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить
коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их хронологические рамки;
 локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.; определять их принадлежность к части века
(половина, треть, четверть);
 устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.;
 группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка событий по их принадлежности к историческим процессам,
составление таблиц, схем).
3. Работа с исторической картой:
 использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств, важнейших исторических событиях и
процессах отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.;
 устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и особенностями ее экономического, социального и
политического развития.
4. Работа с историческими источниками:
5

 различать виды письменных исторических источников (официальные, личные, литературные и др.);
 характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его информационную ценность;
 проводить поиск информации в тексте письменного источника, визуальных и вещественных памятниках эпохи;
 сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных источников.
5. Историческое описание (реконструкция):
 рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв., их участниках;
 составлять краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв. (ключевые факты биографии,
личные качества, деятельность);
 рассказывать об образе жизни различных групп населения в России и других странах в раннее Новое время;
 представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
 раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XVI–XVII вв.; б)
европейской реформации; в) новых веяний в духовной жизни общества, культуре; г) революций XVI–XVII вв. в европейских странах;
 объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах
исторических событий, ситуаций;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.: а) выявлять в историческом тексте и
излагать суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в
нескольких текстах;
 проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории: а) раскрывать повторяющиеся черты
исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия.
 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
 излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв., представленные в учебной литературе;
объяснять, на чем основываются отдельные мнения;
 выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI–XVII вв. с учетом обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале
ценностей.
8. Применение исторических знаний:
 раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу Нового времени, как меняются со сменой исторических эпох
представления людей о мире, системы общественных ценностей;
 объяснять значение памятников истории и культуры России и других стран XVI–XVII вв. для времени, когда они появились, и для современного
общества;
 выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв. (в том числе на региональном материале).
Содержание учебного материала курса «История».
7КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. КОНЕЦ XV – XVII в.
Введение
Понятие «Новое время». Хронологические рамки и периодизация истории Нового времени.
Великие географические открытия
6

Предпосылки Великих географических открытий. Поиски европейцами морских путей в страны Востока. Экспедиции Колумба. Тордесильясский
договор 1494 г. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию. Кругосветное плавание Магеллана. Плавания Тасмана и открытие Австралии.
Завоевания конкистадоров в Центральной и Южной Америке (Ф. Кортес, Ф. Писарро). Европейцы в Северной Америке. Поиски северо-восточного
морского пути в Китай и Индию. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий конца XV – XVI в.
Изменения в европейском обществе в XVI–XVII вв.
Развитие техники, горного дела, производства металлов. Появление мануфактур. Возникновение капиталистических отношений. Распространение
наемного труда в деревне. Расширение внутреннего и мирового рынков. Изменения в сословной структуре общества, появление новых социальных групп.
Повседневная жизнь обитателей городов и деревень.
Реформация и контрреформация в Европе
Причины Реформации. Начало Реформации в Германии; М. Лютер. Развертывание Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение
протестантизма в Европе. Кальвинизм. Религиозные войны. Борьба католической церкви против реформационного движения. Контрреформация.
Инквизиция.
Государства Европы в XVI–XVII вв.
Абсолютизм и сословное представительство. Преодоление раздробленности. Борьба за колониальные владения. Начало формирования
колониальных империй.
Испания под властью потомков католических королей. Внутренняя и внешняя политика испанских Габсбургов. Нацио- нально-освободительное
движение в Нидерландах: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение Нидерландской революции.
Франция: путь к абсолютизму. Королевская власть и централизация управления страной. Католики и гугеноты. Религиозные войны. Генрих IV.
Нантский эдикт 1598 г. Людовик XIII и кардинал Ришелье. Фронда. Французский абсолютизм при Людовике XIV.
Англия. Развитие капиталистического предпринимательства в городах и деревнях. Огораживания. Укрепление королевской власти при Тюдорах.
Генрих VIII и королевская реформация. «Золотой век» Елизаветы I.
Английская революция середины XVII в. Причины, участники, этапы революции. Размежевание в революционном лагере. О. Кромвель. Итоги и
значение революции. Реставрация Стюартов. Славная революция. Становление английской парламентской монархии.
Страны Центральной, Южной и Юго-Восточной Европы. В мире империй и вне его. Германские государства. Итальянские земли. Положение
славянских народов. Образование Речи Посполитой.
Международные отношения в XVI–XVII вв.
Борьба за первенство, военные конфликты между европейскими державами. Столкновение интересов в приобретении колониальных владений и
господстве на торговых путях. Противостояние османской экспансии в Европе. Образование державы австрийских Габсбургов. Тридцатилетняя война.
Вестфальский мир.
Европейская культура в раннее Новое время
Высокое Возрождение в Италии: художники и их произведения. Северное Возрождение. Мир человека в литературе раннего Нового времени. М.
Сервантес. У. Шекспир. Стили художественной культуры (барокко, классицизм). Французский театр эпохи классицизма. Развитие науки: переворот в
естествознании, возникновение новой картины мира. Выдающиеся ученые и их открытия (Н. Коперник, И. Ньютон). Утверждение рационализма.
Страны Востока в XVI–XVII вв.
Османская империя: на вершине могущества. Сулейман I Великолепный: завоеватель, законодатель. Управление многонациональной империей.
Османская армия. Индия при Великих Моголах. Начало проникновения европейцев. Ост-Индские компании. Китай в эпоху Мин. Экономическая и
социальная политика государства. Утверждение маньчжурской династии Цин. Япония: борьба знатных кланов за власть, установление сегуната Токугава,
укрепление централизованного государства. «Закрытие» страны для иноземцев. Культура и искусство стран Востока в XVI–XVII вв.
Обобщение
Историческое и культурное наследие Раннего Нового времени.
7

ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЯ В XVI–XVII вв.: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
Россия в XVI в.
Завершение объединения русских земель. Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение
Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского
княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские
государства.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении
государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.
Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о
характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа –
формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств.
Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Битва при Молодях. Укрепление
южных границ. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне.
Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торговоремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: Указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые
татары. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.
Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и
последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного. Результаты и цена преобразований.
Россия в конце XVI в. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества.
Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Строительство
российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: Указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Смута в России
Накануне Смуты. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении
боярства. Голод 1601–1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в. Дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г.
и убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на
территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор
между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление Речи Посполитой
в войну против России. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление
польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и
сожжение города оккупантами. Первое и второе земские ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всея земли». Освобождение Москвы в
1612 г.
8

Окончание Смуты. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба
с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью
Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Россия в XVII в.
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение
закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя.
Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов.
*Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон, его конфликт с царской властью. Раскол в Церкви.
Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная)
реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной
специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами и Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы,
служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. ПсковскоНовгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Завершение оформления крепостного права и территория его распространения. Денежная реформа
1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война.
Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с
Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Пере- яславская рада. Вхождение земель Войска Запорожского в состав России. Война между
Россией и Речью Посполитой 1654–1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656–1658 гг. и ее результаты. Укрепление южных рубежей.
Белгородская засечная черта. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор.
Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин (Китаем).
Освоение новых территорий. Народы России в XVII в. Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание
Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Освоение Поволжья и
Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические
отношения. Формирование многонациональной элиты.
Культурное пространство XVI–XVII вв.
Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и
суеверия. Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок
Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Ново-Иерусалимский). Крепости (Китай-город, Смоленский,
Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская
школа иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного
времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния.
Посадская сатира XVII в.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля – первое учебное
пособие по истории.
Наш край в XVI–XVII вв.
9

Обобщение
Календарно – тематическое планирование по курсу «Всеобщая история» 7 класс (23 часа).

№

Тема урока, раздела

Кол-во
часов

Дата
план

Дата
факт

Примечания

От абсолютной монархии к парламентской монархии. (8 часов)
1

Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.

1

2

Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе. (п.3)

1

3

Дух предпринимательства преобразует экономику. (п. 4)

1

4

Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. (п. 5-6)

1

5

Великие гуманисты Европы. Рождение новой европейской науки. (п. 7,10)

1

6

Мир художественной культуры Возрождения. (п. 8-9)

1

7

Практикум по теме «Мир в начале Нового времени».

1

8

Обобщающий урок по теме «Мир в начале Нового времени».

1

Реформация. Утверждение абсолютизма. (6 часов)
9

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. (п. 11)

1

10

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. (п. 12)

1

11

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.
(п. 13)

1

10

12

Религиозные войны и укрепление абсолютистской монархии во Франции. (п.
14)

1

13

Практикум по теме «Реформация в Европе».

1

14

Обобщающий урок по теме «Реформация в Европе».

1

Первые революции нового времени. Международные отношения. (9 часов)
15

1617

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных
провинций. (п. 15)
Парламент против короля.
монархии. (п. 16-17)

1

Революция в Англии. Путь к парламентской
2

1819

Международные отношения в XVI – XVIII вв. (п. 18-19)

2

20

Практикум по теме «Первые революции нового времени. Международные
отношения».

1

21

Обобщающий урок по
теме
Международные отношения».

«Первые

революции

нового времени.

22

Итоговая контрольная работа «Мир в эпоху раннего Нового времени».

1

23

Итоговое повторение : «Мир в Новое время»

1

1

Календарно-тематическое планирование ИСТОРИЯ РОССИИ конец XVI - XVIII век (45 часов)

№

Тема урока, раздела

Кол-во
час.

Дата
план

Дата
факт

Примечания
11

Россия на рубеже XVI в. (22 часа)
1

Введение. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий
(стр. 4-7 п. 1)

1

2

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. (п. 2.)

1

3

Формирование единых государств в Европе и России (п. 3.)

1

4

Российское государство в первой трети XVI в. (п. 4)

1

5

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. (п. 5)

1

6

Урок-практикум «Начало правления Ивана IV» (п. 6)

1

7

Урок-практикум «Реформы Избранной Рады». (п. 6)

1

8

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.
(стр. 50 -58, подготовка проектов)

1

9

Защищаем проекты по теме «Государства Поволжья, Северного
Причерноморья, Сибири в середине XVI в.»

1

10

Лабораторная работа по теме «Внешняя политика России во второй половине
XVI в.: восточное и южное направления». (п. 7-8)

1

Урок-практикум «Внешняя политика России во второй половине XVI в.:
отношения с Западной Европой, Ливонская война» (п. 7- 8)

2

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» (п. 9)

1

Народы России во второй половине XVI в. (стр. 76-81, подготовка рефератов)

2

Урок-практикум «Опричнина» (п. 10)

1

1112
13
1415
16

12

17

Россия в конце XVI в. (п. 11)

1

18

Церковь и государство в XVI в. (п. 12)

1

19

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. (стр. 100-110,
рефераты)

1

20

Р/К Обычаи и быт Волгоградской области (Николаевского р-на) в XVI в.

1

21

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»

1

22

Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI в.»

1

Смутное время. Россия при первых Романовых. (23 часа)
23

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале
XVII в. (п. 13)

1

24

Смута в Российском государстве: причин, начало. ( п. 14-15)

1

Смута в Российском государстве: борьба с интервентами. (п. 14 - 15)

2

27

Окончание Смутного времени. (п. 16)

1

28

Экономическое развитие России в XVII в. (п. 17)

1

29

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве (п. 18)

1

30

Изменения в социальной структуре российского общества. (п. 19)

1

31

Народные движения в XVII в. (п. 20)

1

Россия в системе международных отношений: отношения со странами Европы
(п. 21-22)

2

Россия в системе международных отношений: отношения со странами
исламского мира и с Китаем (п. 21 – 22)

2

2526

3233
3435

13

36

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России (п. 23)

1

37

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол (п.
24)

1

14

Русские путешественники и первопроходцы XVII в. (п. 25, рефераты)

1

39

Культура народов России в XVII в. (п. 26, рефераты)

1

40

Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. (стр. 103 – 113, рефераты)

1

4142

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII
в. (стр. 113-122, рефераты)

2

43

Р/К Наш край в XVII в.

1

44

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.»

1

45

Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVII в.»

1

38

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».