Рабочая программа по предпрофильной подготовке 10 класс

Раздел 1.
Пояснительная записка
Актуальность программы:
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс,
охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью
согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями
профессиональной деятельности, сформированностью у личности способности
адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с
профессиональным самоопределением.
Период окончания школы характеризуется для школьника активизацией процессов
личностного, жизненного и профессионального самоопределения, становлением его
внутренней позиции как устойчивого отношения к себе, отношения к людям, отношения к
миру и к различным видам деятельности.
Кроме того, подрастающее поколение несет в себе потенциальную энергию дальнейшего
развития. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, зависит путь и
перспективы развития нашего общества.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, на старшей ступени
общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Задача которого –
создание в старших классах системы специализированной подготовки, ориентированной на
индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учѐтом реальных потребностей
рынка труда и организационной поддержки учащихся основной школы. Включающая
мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся,
их анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» и т.д. Профильная ориентация
призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления
дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к
социально-профессиональному самоопределению.
Программа разработана с учѐтом целей и задач, поставленных в Концепции профильного
обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных
образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему
выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профориентационные
материалы, которые должны помочь учащимся в выборе профессии.
Концепция курса подразумевает определение личностных индивидуальных особенностей
обучающихся, затем выявление интересов и склонностей обучающихся, соотнесение их с
конкретными профессиями и, наконец, сопоставление своих возможностей с выбором
профильного направления в 11 классе.
Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий, помогает соотнести
полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной
деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы.
Молодые люди, покидающие стены школы, должны быть готовы к встрече с новым
информационным обществом, стремиться к тому, чтобы стать действительно
высококвалифицированными специалистами, конкурентоспособными и востребованными на
рынке труда.
Цель программы: актуализировать процесс профильного и профессионального
самоопределения учащихся за счѐт специальной организации их деятельности, включающей
получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе
профессиональных проб.

Задачи программы:
Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счѐт вооружения их
соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения
потребности в самосовершенствовании;
Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей
индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей
профессии;
Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами
организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями
профессиональной деятельности с помощью их включения в систему специально
организованных профессиональных проб.

Раздел 2. Планируемые результаты освоения предмета.
предметные:
Регулятивные УУД
высказывать своѐ предположение (версию), работать по плану. Средством формирования
этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования
этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).

Познавательные УУД
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

метапредметные:
Регулятивные УУД
логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как
целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с
людьми;
умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на
здоровье;

Познавательные УУД
способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность ;

Коммуникативные УУД
умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.

личностные:
овладение навыками адаптации в различных жизненных ситуациях,
отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;

развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего
или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и
психическому здоровью;
формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания
ценности человеческой жизни.

Раздел 3. Содержание учебного предмета
Тема 1. Внутренний мир человека и система представлений о себе - 7 ч.
1.1 Внутренний мир человека и возможности его познания
Основные теоретические сведения
Сходства и различия между людьми. Биологические характеристики человека (возраст, пол,
облик, состояние здоровья, особенности нервной системы, органические потребности);
социально-типические качества личности (чувства, воля, интеллект); индивидуальнопсихологические качества личности (черты характера, социальные особенности,
эмоциональные проявления, убеждения, индивидуальный познавательный стиль).
Личность, направленность, структура, потребности личности. Уникальность и
неповторимость личности каждого человека: многообразие личностных особенностей,
профессиональная деятельность как способ реализации личности. Способы описания
структуры личности, приемы анализа индивидуальных особенностей личности.
Практическая работа
Составление «дерева» психологических качеств личности.
Диагностические процедуры
Методика «Ценностные ориентиры».

1.2 Представление о себе и проблема выбора профессии
Основные теоретические сведения.
Представление человека о самом себе, о роли самооценки в решении проблемы
профессионального выбора. Самооценка (адекватная, завышенная, заниженная), ее
проявления в учебной деятельности и межличностных отношениях. Роль адекватной
самооценки при выборе профессии и в последующей профессиональной деятельности.
Диагностические и развивающие процедуры в самопознании, самоописании, самооценке
личности.
Диагностические процедуры
Методики «Кто «Я?», «Самооценка личности»
Практическая работа
Сочинение «Произвольное самоописание».

Тема 2. Профессиональные интересы и склонности. Способности,
условия их проявления и развития - 7 ч.
Основные теоретические сведения
Задатки и способности человека: сущность понятий и характеристика их развития. Интересы
и склонности, связь с задатками и способностями, отличия от них. Характеристика
содержания и основных этапов развития способностей, их значимость в профессиональной
деятельности. Общие и специальные способности. Самооценка индивидуальных
способностей.
Диагностические процедуры
Тест на определение способностей и склонностей.

Тема 3. Природные свойства нервной системы. Эмоциональные
состояния личности – 4 ч.
3.1 Свойства нервной системы в профессиональной деятельности
Основные теоретические сведения
Свойства нервной системы и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения
личности. Темперамент: понятие, его типы и свойства, психологическая характеристика
основных типов темперамента, особенности проявления темперамента в различных видах
профессиональной деятельности.

Строение и функции нервной системы, способы реагирования человека на сигналы внешней
среды (процессы возбуждения и торможения); основные свойства нервной системы (сила,
подвижность, уравновешенность).
Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы.
Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального
стиля деятельности.
Диагностические процедуры
Тест «Каков Ваш характер».
Развивающие процедуры
Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».
Практическая работа
«Я и мой характер» (эссе, рисунок, рассказ и т.д.)

3.2 Эмоциональные состояния личности
Основные теоретические сведения.
Эмоции, чувства, настроения. Основные виды эмоций (радость, злость, испуг, страх,
удивление, печаль). Различные виды классификации эмоций (по качеству, интенсивности,
глубине, осознанности, воздействиям на организм, по психическим процессам, с которыми
они связаны; по предметному содержанию и направленности на себя, других, настоящее,
прошлое, будущее). Многообразие чувств человека (любовь, ненависть, зависть, дружба и
т.д.). Средства выражения эмоций (речь, мимика, пантомимика). Способы распознавания,
контролирования и соотнесения эмоциональных состояний человека с требованиями
профессии. Что такое характер? Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции.
Необходимость самоконтроля эмоциональных состояний человека в профессиях, связанных с
повышенной моральной и материальной ответственностью. Роль эмоций в профессиональной
творческой деятельности человека.
Диагностические процедуры
Методика Басса-Дарки «Тест эмоций»

Тема 4. Психические процессы и их роль в профессиональной
деятельности - 4 ч.
Основные теоретические сведения
Сущность понятий «восприятие», «внимание», «память», «мышление». Характеристика
этапов развития восприятия, внимания, памяти, мышления человека. Роль восприятия,
внимания, памяти, мышления в профессиональной деятельности человека. Профессионально
важные качества. Методики, используемые для определения показателей интеллектуальной
деятельности человека. Диагностика интеллектуальных способностей как важнейшая
составляющая в системе психических качеств, определяющих готовность человека к
обоснованному и осознанному выбору профессии. Аспекты оценки индивидуального
интеллекта: показатели интеллектуальной продуктивности, своеобразие интеллектуальной
деятельности.

Тема 5. Рынок труда и профессий – 4 ч.
Основные теоретические сведения
Рынок труда. Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура труда и профессий.
Спрос работодателей на различные виды профессионального труда на рынке труда. Структура
рынка труда. Состояние занятости населения на рынке труда, общие статистические сведения.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Конкуренция на рынке труда.
Высвобождение рабочей силы, причины безработицы. Вакансии на рынке труда по данным
статистики. Профессионально важные качества востребованных профессий.

Тема 6. Рынок образовательных услуг - 4 ч.
Основные теоретические сведения.
Пути получения профессионального образования. Средства получения информации о рынке
труда и путях профессионального образования. Виды и формы получения профессионального
образования. Виды учреждений профессионального образования.
Развивающие процедуры
Деловая игра-дискуссия «Личный профессиональный план».
Практическая работа
1. Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
Варианты дальнейшего образования (работа со справочником «Абитуриент»).
2. Обоснование выбора учебного заведения.

Тема 7. Самоконтроль готовности к выбору профиля обучения - 5 ч.
Основные теоретические сведения.
Методы, приемы, способы решения жизненных проблем. Самообразование и его значение в
профессиональном самоопределении.
Практическая работа.
Определение оценки способности школьников к выбору профессии.

Виды деятельности
I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
1. Слушание объяснений учителя.
2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
3. Самостоятельная работа с тестом.
4. Работа с научно-популярной литературой.
5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
6. Написание рефератов и эссе.
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
1. Наблюдение за демонстрациями учителя.
2. Просмотр учебных фильмов.
3. Анализ таблиц, схем.
4. Анализ проблемных ситуаций.
III – виды деятельности с практической (опытной) основой:
1. Работа со схемами.
2. Выполнение практических работ.
3. Сборка информации.
4. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
5. Проведение исследовательского эксперимента.

Формы организации занятий
фронтальная,
индивидуальная и групповая:
парная форма учебной работы,
кооперативно-групповая учебная деятельность,
дифференцированно - групповая,
индивидуально-групповая форма

№
Тема
1
Введение. Сходства и различия между людьми
2
Как выбрать профессию? Что влияет на выбор
профессии? Анкета «Мой профессиональный выбор»
3
Самооценка и уровень притязаний. Определение
самооценки
4
Темперамент и профессия. Определение типа
темперамента.
5
Стресс и тревожность
6
Определение типа мышления
7
«Я – концепция или «теория самого себя»
8
Классификация профессий. Многообразие мира
профессий
9
Определение типа будущей профессии
10 Определение профессиональных предпочтений
11 Профессия, специальность, должность
12 Интересы и склонности в выборе профессии
13 Игровые упражнения «Многообразие мира профессий»
14 Определение организаторских и коммуникативных
способностей
15 Профессия и здоровье
16 Мотивы и потребности
17 Ошибки в выборе профессии
18 Современный рынок труда
19 Пути получения профессии
20 Как подготовиться к собеседованию с потенциальным
работодателем?
21 Самообразование и его значение в профессиональном
самоопределении
22 Навыки самопрезентации
23 Практическая работа по написанию резюме
24 Встреча с успешными людьми
25 Рынок образовательных услуг
26 Виды и формы получения профессионального
образования
27 Выбор места учѐбы. Подготовка к экзаменам
28 Куда пойти учиться?
29 Изучение рынка труда и профессий .
30 Знакомство с предприятиями и учебными заведениями
города (заочные экскурсии)
31 Знакомство с предприятиями и учебными заведениями
города (заочные экскурсии)
32 Знакомство с предприятиями и учебными заведениями
города (экскурсии)
33 Защита проекта «Моя будущая профессия»
34 Защита проекта «Моя будущая профессия»

План

Факт

Примечания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».