Рабочая программа Математика 3Б кл. ОВЗ

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе
требований следующих нормативных документов:
 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
 Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобреннойрешением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2011 г.N 1015 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26«Об
утверждении САНПИН 2.4.2.3286 - 15"Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (М.: Просвещение, 2011г).
учебник «Математики» Алышева Т.В., для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
(М., «Просвещение», 2016 г.)
Настоящая программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и
является программой базового уровня обучения.
Цель предмета: социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном
обществе.
Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, математика решает
следующие задачи:
2

• формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни,
при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
• максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития
познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на
различных этапах обучения;
• воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и
самоконтроля, аккуратности.
Математика, являясь одним из основных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в
интеллектуальном развитии к жизни в социуме и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена на основании: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой (-М : Просвещение, 2011г). В соответствии Федерального
государственного образовательного стандарта, адаптированной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант.
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе VIII вида.
В основу программы по предмету «Математика» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(легкая степень умственной отсталости 3 класса положены следующие принципы.
Общедидактические принципы:
· сознательности и активности;
· наглядности;
· систематичности и последовательности;
· прочности;
· научности;
· доступности;
· связи теории с практикой.
Принципы коррекционно-развивающего обучения:
- динамичность восприятия;
- продуктивной обработки информации;
- развития и коррекции высших психических функций;
3

- мотивации к учению – создание мотивационной обстановки на уроке, обеспечивающей эффективность работы класса,
ученика.
Основные направления коррекционной работы:
1.
развитие зрительного восприятия и узнавания;
2.
развитие пространственных представлений и ориентации;
3.
развитие основных мыслительных операций;
4.
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
5.
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
6.
обогащение словаря;
7.
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление
пройденного материала.
Специальная задача коррекции речи, мышления и правописания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания
личности.
Основной формой организации образовательного процесса является урок, который
строится на принципах
коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: урок-игра, урок
- виртуальная экскурсия, урок-диалог.
Межпредметные связи:
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами:
1. Чтение – самостоятельное чтение задания, краткий пересказ задачи.
2. Русский язык – запись задач в тетрадь, списывание с печатного текста.
3. Труд - умение пользоваться линейкой, шаблонами.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные; проблемно-поисковые;
личностно-ориентированные.
Место предмета в учебном плане
4

Данная рабочая программа на 2022-2023 учебный год, предусматривает изучение предмета математики в количестве
68 часов в год (34 учебных недель). Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного
стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: выполнение
упражнений на уроке, самостоятельных работ, контрольного списывания, проверочной работы за год.
I. Планируемые результаты








Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно
они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной
цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за результатами собственной работы;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный
уровень освоения
предметных результатов не
является
обязательным
для
всех
обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Достаточный уровень освоения предметных результатов:
знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке; понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части). знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; знать
таблицу умножения однозначных чисел до 5; понимать связь таблиц умножения и деления; знать переместительное
свойство сложения и умножения; 23 знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; знать единицы
(меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения; называть порядок месяцев в году,
номера месяцев от начала года; знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур; знать названия
элементов четырехугольников. откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; выполнять устные
и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; решать составные арифметические задачи в два
5




действия (с помощью учителя); различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину лома- ной;
узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение фигур без вычерчивания.
Минимальный уровень: знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке; понимать смысл арифметических действий
сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части), знать единицы (меры) измерения стоимости, длины,
массы, времени, стоимости и их соотношения; называть порядок месяцев в году, знать названия элементов
четырехугольников. откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; выполнять устные и
письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; решать составные арифметические задачи в два
действия (с помощью учителя); различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии.
Примечание для минимального уровня освоения предметных результатов.
1. Решаются только простые арифметические задачи.
2. Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.
3. Знание состава однозначных чисел обязательно.
4. Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток.
Метапредметные:
а) регулятивные универсальные учебные действия:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию)
на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану; оформлять свои мысли в устной и
письменной форме; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты); участвовать в деятельности. Контролировать и оценивать свои действия одноклассников самостоятельно и под
руководством учителя.
б)познавательные универсальные учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо - родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
выполнять арифметические действия самостоятельно и с помощью учителя;
наблюдать;
ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
в) коммуникативные универсальные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
6




обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
В 3 классе учащиеся должны знать:
- числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;
- смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления
на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
- таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и
деления;
- порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
- единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
- порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Учащиеся должны уметь:
- считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
- откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
- складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
- использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
- различать числа, полученные при счете и измерении;
- записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03
см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
- определять время по часам (время прошедшее, будущее); находить точку пересечения линий; чертить окружности разных
радиусов, различать окружность и круг.
II. Cодержание рабочей программы
Нумерация
Отрезок числового ряда 11-20.
Образование, чтение, запись чисел в пределах 20. Цифры, их количество. Числа первого и второго десятков.
Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое число в пределах 20 на счётах.
Сравнение чисел. Знаки >, <, =.
7

Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15 = 10 + 5). Счёт по единице, по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 20 в
прямом и обратном порядке.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр.
Обозначения: 1 см, 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1 ч, 1 мес.
Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа.
Запись чисел, выраженных одной единицей измерения – стоимости, длины, времени.
Арифметические действия
Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя).
Сложение десятка и однозначного числа и соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20 однозначных и двузначных чисел.
Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени).
Понятия больше на ... , меньше на .... Решение примеров на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Арифметические задачи
Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Задачи в два действия, составленные из
ранее изученных простых задач. Запись ответа.
Геометрический материал
Овал. Луч. Построение луча.
Угол. Угол прямой, тупой, острый. Вершины, стороны углов.
Чертёжный угольник, его использование при различении видов углов.
Вершины, стороны, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике.
Измерение и построение отрезков заданной длины (одной единицей измерения).
Построение произвольных углов разных видов. Построение прямого угла с помощью чертёжного угольника.
Построение геометрических фигур по их вершинам.
Рекомендуемые практические упражнения
Получение любого числа в пределах 20. Сложение чисел в пределах 20 с помощью раздаточного материала «бусы»,
«кораблики», «кубики», «бруски» и др.).
Тематические экскурсии в магазин, отделы: хлебный, бакалейный, кондитерский, молочный, канцтовары. Ценники.
Определение и сравнение цен молочных, хлебобулочных и кондитерских изделий, канцелярских товаров.
Определение массы бакалейных товаров (упаковки по 1 кг, 3 кг, 5 кг, 10 кг).
8

Экскурсия на рынок. Упаковка овощей (картофель, лук, сладкий перец, баклажаны и др.) – сетки по 5 кг, 10 кг.
Устройство часов. Циферблат, стрелки. Движение стрелок. Определение времени с точностью до 1 часа, получаса.
Режимные моменты в школе: определение по часам начала завтрака, обеда, прогулки.
Нахождение прямых углов в окружающих предметах.
III.
№

Календарно – тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

Дата
план
факт

Повторение
1
2
3

Второй десяток. Нумерация.
Предыдущее и последующее число.
Десятки, единицы.

1
1
1

Числа, полученные при измерении величин

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Мера стоимости
Мера длины
Мера массы
Мера времени
Пересечение линий
Сложение и вычитание без перехода через десяток
Решение примеров и задач по теме «Сложение без перехода через десяток»
Составление и решение примеров на сложение, и вычитание с переходом через десяток.
Таблица сложения
Сложение и вычитание в пределах 20
Углы
Вычитание с переходом через десяток.
Четырехугольники
Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи).
Скобки. Порядок действий в примерах со скобками.
Порядок действий в примерах со скобками.
Меры времени – год, месяц.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

21

Треугольники

1
Умножение и деление чисел второго десятка

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Умножение чисел.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых.
Замена сложения умножением
Умножение числа 2
Решение примеров и задач с использованием рисунков
Деление на 2
Замена сложения, умножением
Решение примеров и задач с использованием таблицы умножения числа 2
Многоугольники
Умножение числа 3
Деление на 3
Умножение чисел 5 и 6
Деление на 5 и на 6
Последовательность месяцев в году
Умножение и деление чисел (все случаи)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

Шар, круг, окружность
Сотня. Круглые десятки
Меры стоимости
Числа 21-100
Сложение и вычитание круглых десятков
Мера длины –метр
Меры времени. Календарь
Составление таблицы «Год»
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел
Решение примеров и задач на умножение и деление.
Центр, радиус окружности и круга
Сложение и вычитание двузначных чисел

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

49

Числа, полученные при измерении двумя мерами

1

50
51

Получение в сумме круглых десятков и 100
Решение примеров и задач

1
1

52

Вычитание чисел из круглых десятков и 100

1

5354

Решение примеров и задач

5556
5759
6062
6364
65
66
6768

2

Меры времени -сутка, минута

2

Умножение и деление чисел

3

Решение примеров и задач

3

Деление по содержанию. Деление на две разные части
Деление на 3 равные части
Деление на 4 равные части
Повторение пройденного

2
1
1
2

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».