Рабочая программа Речевая практика 3Б кл. ОВЗ ...

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, примерной Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И.М.Бгажноковой.
Адаптированная рабочая программа предмету «Речевая практика» для 3 класса разработана для детей с легкой
умственной отсталостью на основе требований следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе
ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобреннойрешением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2011 г.N 1015 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26«Об
утверждении САНПИН 2.4.2.3286 - 15"Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
—
создание
условий
для
максимального
удовлетворения
особых
образовательных
потребностейобучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта через выработку
уменийправильно выражать смысловую речь.
Коррекционно-развивающие задачи: ― уточнять и обогащать представления об окружающей действительности
и способствовать овладению на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― формировать первоначальные «дограмматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки;
― способствовать овладению различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач;



― осуществлять коррекцию недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― формировать основы навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и
содержанию;
― развивать навыки устной коммуникации;
― формировать положительные нравственные качества и свойства личности.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети, испытывающие трудности в обучении.
Проблемы обучающихся могут быть связаны с педагогической и социальной запущенностью,
несформированностью предпосылок к школьному обучению, учебноймотивации. Также у детей с ограниченными
возможностями здоровья часто наблюдаются поражения центральной нервной системы, особенно перинатального
характера. Самыми характерными признаками детей с подобными нарушениями являются такие изменения в поведении
ребёнка, кактрудности обучения в школе, речевые нарушения, недостаточность мелкой икрупной моторики, различные
виды невротических реакций, эмоциональнаянеустойчивость, трудности в общении со взрослыми и
сверстниками.Категорию детей с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) характеризует
недостаточность или низкий уровень всехпознавательных процессов.Обучение ребенка с ОВЗ проходит с учетом ЗБР.
При определенииуровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных емудействий. Оценивается
реально присутствующий опыт деятельности.
I.
Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика».
Предметные результаты.
Минимальный уровень:
-выполнять задания по словесной инструкции;
-выражать свои просьбы, используя «вежливые слова»;
-адекватно пользоваться правилами этикета привстречи и расставании;
-сообщать о себе краткие сведения;
-выразительно произносить чистоговорки, стихотворения после их анализа;
-участвовать в беседе.
Достаточный уровень:
-передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или прослушанных в записи;
-выполнять инструкцию предложенную в письменной форме;
-выразительно произносить чистоговорки,стихотворения после их анализа;

-участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать просьбы, употребляя «вежливые слова»;
-сообщать о себе полные сведения сведенья;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций.
Личностные результаты:
– осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
– способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
– положительное отношение к окружающей действительности,готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее
восприятию;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единствеего природной и социальной частей;
– самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
– понимание личной ответственности за свои поступки на основепредставлений об этических нормах и правилах
поведения в современном
обществе;
– готовность к безопасному и бережному поведению в природе иобществе.
Метапредметные результаты.
Формирование следующих универсальных действий:
Регулятивные БУД:
– адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
– принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
– активно участвовать в деятельности, контролировать и оцениватьсвои действия и действия одноклассников;
– соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
– выделять некоторые существенные, общие и отличительныесвойства хорошо знакомых предметов;

– устанавливать видо-родовые отношения предметов;
– делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
– пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
– читать и выражать свои мысли вслух;
– наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
– работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные БУД:
– вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
–использовать принятые ритуалы социального взаимодействия содноклассниками и учителем;
– обращаться за помощью и принимать помощь;
– слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разныхвидах деятельности и быту;
– сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях; доброжелательно относиться,
сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
– договариваться и изменять свое поведение в соответствии собъективным мнением большинства в конфликтных или
иных ситуацияхвзаимодействия с окружающими.
II.
Содержание учебного предмета
Общение и его значение в жизни
Речевое общение.
Подведение учащихся к выводу о необходимости общения, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением,
попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д.Правила речевого общения. Освоение правил речевого
общения.Письменное общение. Использование письменного общения в жизни.
Аудирование
Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи, просмотр видеофильмов. Ответы
на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.Повторение оппозиционных слоговых структур,
предложений, различных по количеству слов.Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде.
Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по
подражанию.Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых

ситуациях.Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально
подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.
Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья»,
«Мир природы».
Речевые ситуации: «Это моя школа», «Вместе после уроков», «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами»,
«В гости на день рождения», «Я пешеход», «Я зритель», «Мой дом и моя семья», «На приеме у врача», «Привычки
хорошие и не очень», «Вместе нам не скучно», «В зоопарке у зверей», «Погода и мы».
Культура общения
Выражение просьбы.Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в
соответствии с ситуацией.
Речевое общение с малознакомыми людьми.
Система оценивания
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных
результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Результаты овладения рабочей программой выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий,
требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). Чем больше верно выполненных заданий к
общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать ихкак
«удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).В текущей оценочной деятельности целесообразно
соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачёт), если
обучающиеся верно выполняют от 35% до50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий. «очень хорошо» (отлично)
свыше 65%. При оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценоквыбирать такие, которые
стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на
формирование жизненных компетенций.

Календарно - тематическое планирование
№
п/п

Наименования разделов и тем

Кол-во
часов

Снова в школу! (4 ч.)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Вот и лето пролетело!
Расскажи об осени.
Правила хорошего тона.
Я - ученик. Правила поведения в школе.
Мы собрались поиграть… (3 ч.)
Я за порогом дома.
Правила общения во время игр. Считалочки.
Игры с правилами.
В библиотеке (3 ч.)
Знакомство с библиотекой.
Игра «Прятки со сказкой».
Правила поведения в библиотеке.
Сказки в картинках.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Сказки про Машу (2ч.)
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Отгадай сказку. Рассказывание сказки «Маша и медведь»
Рассказывание сказки «Три медведя».
Отправляюсь в магазин(2ч.)
Отделы магазина.
Правила хорошего тона.
Телефонный разговор (3 ч.)
Телефон в нашей жизни.
Правила общения по телефону.
Чтение стихотворения «У меня зазвонил телефон…»
Я –зритель (3 ч.)
Знакомство с театром.
Правила вежливого зрителя.
Составление памятки «В кино».
Какая сегодня погода? (4 ч.)
Стихи и загадки об осени.
Стихи и загадки о зиме.
Зимние приметы.
Расскажи мне о зиме.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Весёлый праздник (4 ч.)
Праздники в нашей жизни.
Что тебе подарить? Не подарок дорог, а внимание.
Я иду на день рожденья. Правила хорошего тона.
У меня день рождения. Будьте вежливы!
Впереди лето! (7ч.)
Правила на каждый день.
В транспорте.
Я иду в гости.
Я иду в театр(кино)
Будем взаимно вежливы.
Играем дружно. Чему я научился? (сжатие тем)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».