Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И.М.Бгажноковой. Адаптированная рабочая программа предмету «Речевая практика» для 3 класса разработана для детей с легкой умственной отсталостью на основе требований следующих нормативных документов: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобреннойрешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2011 г.N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26«Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286 - 15"Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностейобучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта через выработку уменийправильно выражать смысловую речь. Коррекционно-развивающие задачи: ― уточнять и обогащать представления об окружающей действительности и способствовать овладению на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); ― формировать первоначальные «дограмматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки; ― способствовать овладению различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач; ― осуществлять коррекцию недостатков речевой и мыслительной деятельности; ― формировать основы навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; ― развивать навыки устной коммуникации; ― формировать положительные нравственные качества и свойства личности. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети, испытывающие трудности в обучении. Проблемы обучающихся могут быть связаны с педагогической и социальной запущенностью, несформированностью предпосылок к школьному обучению, учебноймотивации. Также у детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдаются поражения центральной нервной системы, особенно перинатального характера. Самыми характерными признаками детей с подобными нарушениями являются такие изменения в поведении ребёнка, кактрудности обучения в школе, речевые нарушения, недостаточность мелкой икрупной моторики, различные виды невротических реакций, эмоциональнаянеустойчивость, трудности в общении со взрослыми и сверстниками.Категорию детей с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) характеризует недостаточность или низкий уровень всехпознавательных процессов.Обучение ребенка с ОВЗ проходит с учетом ЗБР. При определенииуровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных емудействий. Оценивается реально присутствующий опыт деятельности. I. Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика». Предметные результаты. Минимальный уровень: -выполнять задания по словесной инструкции; -выражать свои просьбы, используя «вежливые слова»; -адекватно пользоваться правилами этикета привстречи и расставании; -сообщать о себе краткие сведения; -выразительно произносить чистоговорки, стихотворения после их анализа; -участвовать в беседе. Достаточный уровень: -передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или прослушанных в записи; -выполнять инструкцию предложенную в письменной форме; -выразительно произносить чистоговорки,стихотворения после их анализа; -участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; - правильно выражать просьбы, употребляя «вежливые слова»; -сообщать о себе полные сведения сведенья; - принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций. Личностные результаты: – осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; – способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; – положительное отношение к окружающей действительности,готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; – целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единствеего природной и социальной частей; – самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; – понимание личной ответственности за свои поступки на основепредставлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; – готовность к безопасному и бережному поведению в природе иобществе. Метапредметные результаты. Формирование следующих универсальных действий: Регулятивные БУД: – адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); – принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; – активно участвовать в деятельности, контролировать и оцениватьсвои действия и действия одноклассников; – соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные БУД: – выделять некоторые существенные, общие и отличительныесвойства хорошо знакомых предметов; – устанавливать видо-родовые отношения предметов; – делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; – пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; – читать и выражать свои мысли вслух; – наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; – работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Коммуникативные БУД: – вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); –использовать принятые ритуалы социального взаимодействия содноклассниками и учителем; – обращаться за помощью и принимать помощь; – слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разныхвидах деятельности и быту; – сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; – договариваться и изменять свое поведение в соответствии собъективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуацияхвзаимодействия с окружающими. II. Содержание учебного предмета Общение и его значение в жизни Речевое общение. Подведение учащихся к выводу о необходимости общения, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д.Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения.Письменное общение. Использование письменного общения в жизни. Аудирование Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.Повторение оппозиционных слоговых структур, предложений, различных по количеству слов.Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Дикция и выразительность речи Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию.Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы». Речевые ситуации: «Это моя школа», «Вместе после уроков», «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения», «Я пешеход», «Я зритель», «Мой дом и моя семья», «На приеме у врача», «Привычки хорошие и не очень», «Вместе нам не скучно», «В зоопарке у зверей», «Погода и мы». Культура общения Выражение просьбы.Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми. Система оценивания Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Результаты овладения рабочей программой выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать ихкак «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий. «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. При оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценоквыбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций. Календарно - тематическое планирование № п/п Наименования разделов и тем Кол-во часов Снова в школу! (4 ч.) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вот и лето пролетело! Расскажи об осени. Правила хорошего тона. Я - ученик. Правила поведения в школе. Мы собрались поиграть… (3 ч.) Я за порогом дома. Правила общения во время игр. Считалочки. Игры с правилами. В библиотеке (3 ч.) Знакомство с библиотекой. Игра «Прятки со сказкой». Правила поведения в библиотеке. Сказки в картинках. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Сказки про Машу (2ч.) 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Отгадай сказку. Рассказывание сказки «Маша и медведь» Рассказывание сказки «Три медведя». Отправляюсь в магазин(2ч.) Отделы магазина. Правила хорошего тона. Телефонный разговор (3 ч.) Телефон в нашей жизни. Правила общения по телефону. Чтение стихотворения «У меня зазвонил телефон…» Я –зритель (3 ч.) Знакомство с театром. Правила вежливого зрителя. Составление памятки «В кино». Какая сегодня погода? (4 ч.) Стихи и загадки об осени. Стихи и загадки о зиме. Зимние приметы. Расскажи мне о зиме. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Весёлый праздник (4 ч.) Праздники в нашей жизни. Что тебе подарить? Не подарок дорог, а внимание. Я иду на день рожденья. Правила хорошего тона. У меня день рождения. Будьте вежливы! Впереди лето! (7ч.) Правила на каждый день. В транспорте. Я иду в гости. Я иду в театр(кино) Будем взаимно вежливы. Играем дружно. Чему я научился? (сжатие тем) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1