Рабочая программа Литературное чтение 3Б кл. ОВЗ

1

I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта
начального
общего
образования,
примерной
Программы
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И.М.Бгажноковой.
Адаптированная рабочая программа по чтению для 3 класса разработана для детей с легкой умственной
отсталостью на основе требований следующих нормативных документов:
 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
 Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобреннойрешением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2011 г.N 1015 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26«Об
утверждении САНПИН 2.4.2.3286 - 15"Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (М.: Просвещение, 2011г).
 Учебника С. Ю. Ильина, А. К. Аксенова «Чтение» для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида (М., «Просвещение», 2019 г).

2








Цель программы обучения:
социализация личности умственно отсталого ребенка, коррекция и развитие речемыслительных способностей детей,
формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.
Задачи программы обучения:
воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и
выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от чтения по слогам к чтению целым словом;
формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про
себя. Осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их
поступкам во время коллективного анализа;
развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о
непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные
картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
Специальная задача коррекции речи, мышления и правописания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков,
воспитания личности.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов,
индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в
содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения,
направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Настоящая адаптированная рабочая программа составлена в количестве 140 часов, рассчитана на 1 год обучения.
Данный предмет предусматривает привлечение знаний полученных учащимися на других уроках. Совершенствование
техники чтения осуществляется последовательно. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального
развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Постоянное
внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта в силу
особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи, чтение вслух формируется постепенно.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система
работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное
коррекционное значение.
3












Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным,
полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания
произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе
упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы,
готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся, развития
у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы,
формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать
книгу по интересу.
Планируемые результаты на конец учебного года:
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по
слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного
разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта, адаптированной
общеобразовательной программы для начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью
4















(интеллектуальными нарушениями) I вариант. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений для 1-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (-М.: Просвещение, 2011 г).
Чтение является важным учебным предметом русского языка в программе специальной школы. Его направленность
на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей
детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – всё это ещё
раз подчёркивает значимость обучения чтению учащихся с нарушениями интеллекта.
Цель:
научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь
поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в
устной форме;
формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников
целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Основные технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно- коммуникационные;
личностно-ориентированные.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Межпредметные связи:
математика - название чисел в пределах 100, поиск нужной страницы в учебнике.
письмо и развитие речи - ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
ознакомление с окружающим миром - самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
изобразительное искусство - зарисовки сюжетов природы, животных.
5

Формы контроля уровня достижений обучающихся
Виды контроля
Содержание
Методы
Вводный
Уровень
знаний Беседа, наблюдение
школьников,
общая
эрудиция
Текущий
Освоение
учебного Диагностические
задания:
материала
по
теме, опросы,
карточки,
разделу программы
прослушивание
сказок
и
рассказов
Коррекция
Ликвидация пробелов
Наблюдение, консультация
Промежуточный Контроль выполнения Составление
устных
поставленных задач
предложений,
рассказов.
Техника чтения.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа на 2022/2023 учебный год, предусматривает изучение предмета чтение в количестве
102 часов в год (35 учебных недель).
II.
Планируемые результаты
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Развитие ценностно–
смысловой ориентации обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные результаты:
- принимать образ «хорошего ученика»;
уметь самостоятельно отвечать за свои поступки;
правила личной гигиены;
- уметь самостоятельно адаптироваться в окружающем мире.

выполнять

6

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и
характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
Предметные результаты:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного;
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.








Базовые учебные действия







2



1 Личностные:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах
поведения в обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс).
Обращаться за помощью и принимать помощь;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
3 Регулятивные:
7


















входить и выходить из учебного помещения со звонком
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
4 Познавательные:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видородовые отношения предметов;
называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и
различие с помощью учителя;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
читать;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях.
Особенностью организации учебного процесса по данному предмету является: непрерывная повторяемость
полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и
отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование.
Успех в обучении чтению обучающихся класса зависит, с одной стороны от учета трудностей и особенностей
овладения ими знаний, а с другой – от учета их потенциальных возможностей. Состав класса разнороден, поэтому
трудности и потенциальные возможности каждого обучающегося
своеобразны. В данном курсе имеет место
дифференциация учебных требований к разным категориям обучающихся по их обучаемости.

8

Критерии оценивания достижений обучающихся
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу
становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся,
формируемых на уроках чтения. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно
отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.
В начале и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего
объема (на конец года):
III класс – 25 – 30 слов;
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и
выразительность) и содержанием читаемого: выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ в соответствии с
главными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему
текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает полными словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными
ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;
пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть стихотворение и читает его
выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает
1-2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе
содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении
стихотворения наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам трудных слов; допускает 3-4 ошибки при
чтении и соблюдении синтаксических пауз; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью
учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
III.

Содержание учебного предмета.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
9

1.



2.

3.


4.



Рабочая программа по предмету «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области
«Язык и речевая практика» 4 часа в неделю, 140 часов в год.
Чтение в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.
Чтение является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении, чтения во многом определяют результаты обучения по
другим предметам.
Техника чтения.
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое
чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в
тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
Развитие устной речи.
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу,
близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение.
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой
книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
5 Примерная тематика.
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах
школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых;
об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и
растений в разное время года.

10

Таблица тематического распределения количества часов
Тема раздела

Кол-во
часов

№
п
п/п
1

Здравствуй, школа!

5ч

2

Осень наступила…

8ч

3

Учимся трудиться

10 ч

4

Ребятам о зверятах.

10 ч

5

Чудесный мир сказок

6

Зимушка - зима

20 ч

7

9ч
15 ч

9

Так нельзя, а так
можно
Весна в окно
стучится
Веселые истории

10

Родина любимая

7ч

11

Здравствуй, лето!

6ч

8

Итого

5ч

5ч

Содержание тем учебного предмета.

«Сентябрь», «Весёлая улица», «Первое сентября», «Завтра в школу», «Пятерки», «Котенок
хочет в школу», «Кто лучшим будет», «Обида», «Наша учительница», школьные загадки.
«Осень», «Последний лист», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», «Сентябрь на
дворе», «Воробей», «Лето на веревочке», «Улетают, улетели…», «Ворона и синица», «За
кормом для птиц», «В октябре», «Страшный невидимка», «Осень наступила», «Сказка об
осеннем ветре», «Доскажи словечко» (Осенние загадки), Проверь себя.
«Все для всех», «Работа», «Мои помощники», «Бабушка и внучка», «Повара», «Сюрприз»,
«Маргаритка», «Пуговица», «Портниха», «Как я помогал маме мыть пол», «Как Алешке
учиться надоело», «Чем пахнут ремесла», Проверь себя!
«Лисята», «Лисица и ёж», «Ёж», «Заяц», «Материнская забота», «Белек», «Пин и Гвин»,
«Галка», «Куринный воспитанник», «Добрый волк», «Живая шляпа», «Котята», «Кошкин
щенок», «Сердитый дог Буль»,
«Лиса и журавль», «Тигр и лиса», «Лиса и куропатка», «Куцый хвост», «Глупый котенок»,
Проверь себя!
«Ой ты, зимушка-зима!», «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз», «Декабрь», «Как ёлку
наряжали», «В новогоднюю ночь», «Как Дед Мороз сделал себе помощников», «Такой вот
герой».
«Снегирь и синичка», «Дельный совет», «Косточка», «Праздничный стол», «За игрой»,
«Бревно», Лесные доктора».
«Зима недаром злится», «Весенняя песня», «Сосулька», «Тихо-тихо», «Лицом к весне»,
«Ледоход», «Сон медвежонка».
«Перепутаница», «»Эхо», «Волшебный барабан», «Шишки», «Портрет», «»Булочная
песенка».
«Скворец на чужбине», «Наше Отечество», «Флаг России», «Песня», «День Победы»,
«Страшный клад», «Тульские пряники».
«Что такое лето?», «Что сказала бы мама?», «Земляника», «Куда исчез гриб?», «Ёж
спаситель», «Жарко», «Верное время», Доскажи словечко (летние загадки) Проверь себя!

102 ч

11

IV.
№
п/п
1
2
3
4
5

Календарно - тематическое планирование

Тема урока
Здравствуй, школа!
Сентябрь. М. Садовский. По В. Воскобойникову «Веселая улица»
В. Берестов «Первое сентября», (По В. Драгунскому «Завтра в школу».
Пятерки. По Э. Шиму
Смешинка. Котенок хочет в школу. В. Берестов, «Кто лучшим будет». В. Бирюков
По В. Хомченко «Обида».

Кол-во
часов

план

Дата
факт

1
1
1
1
1

Осень наступила…

6
7
8
9
10
11
12
13

О. Высотская «Осень». По Ю. Ковалю «Последний лист».
А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»
По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе». В. Степанов «Воробей».
По А. Баркову «Лето на веревочке»
Е. Благинина «Улетают, улетели…». По Э. Шиму «Ворона и лисица».
По Л. Воронковой «За кормом для птиц». Г. Ладонщиков «В октябре».
По Н. Сладкову «Страшный невидимка»
А. Плещеев «Осень наступила». По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре».

1
1
1
1
1
1
1
1

Учимся трудиться

14
15
16
17
18
19
20
21
22

Ю. Тувим «Все для всех».
По Д. Габе «Работа»
В. Орлов «Мои помощники».
По А. Потаповой «Бабушка и внучка».
Б. Заходер «Повара».
По М. Дружининой «Сюрприз». О. Высотская «Маргаритка».
По В. Голявкину «Как я помогал маме мыть пол».
По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело».
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

23

Проверь себя!

1
Ребятам о зверятах

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49

По Е. Чарушину «Лисята».
По Н. Сладкову «Лисица и еж», Е. Тараховская «Заяц».
По М. Пришвину «Еж».
По А. Баркову «Материнская забота». По Г. Снегиреву «Белек».
В. Приходько «Пин и Гвин», По Б. Житкову «Галка».
По В. Гаранжину «Куринный воспитанник».
По М. Тарловскому «Добрый волк».
По Н. Носову «Живая шляпа».
В. Берестов «Кошкин щенок» (в сокращении).
По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль».
Чудесный мир сказок
Лиса и журавль. (Русская народная сказка)
Храбрый баран. (Русская народная сказка)
Лиса и тетерев. (Русская народная сказка)
Лиса и куропатка. (Французская народная сказка).
Куцый Хвост. (Абхазская народная сказка).
Зимушка – зима
Ой ты, зимушка-зима! (Русская народная песня)
Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз. По В. Бианки
Декабрь. М. Садовский
Как елку наряжали. По Л. Воронковой
В новогоднюю ночь. С. Попов
Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А. Усачеву
Такой вот герой. По А. Потаповой
Подарок. С. Суворова
У Ники новые лыжи. По В. Голявкину
С прогулки. В. Шевчук
Неудачная находка. По М. Быковой

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13

50
51
52
53
54
55
56
57
58

Детство (в сокращении). И. Суриков
Что за зверь? По Е. Чарушину

1
1
2

Не стучать - все спят. По Э. Шиму
Зайка. В Степанов
Еловая каша. По Н. Сладкову
Снежок (в сокращении). З. Александрова
Коллективная печка. По Е. Баруздину
Доскажи словечко. (Зимние сказки). В. Аникин. Н. Майданик

1
1
1
1
1

Так нельзя, а так можно

59
60

Снегирь и Синичка. По А. Ягафаровой
Снегирь и Синичка. По А. Ягафаровой

1
1

61
62
63
64
65
66
67

Птица-синица. По В. Хомченко
Дельный совет. Г. Ладонщиков

1
1
1
1
1
1
1

Косточка. По Л. Толстому
Праздничный стол. По С. Георгиеву
За игрой. В. Берестов
Бревно. С. Баруздин
Как Артемка котенка спас. А. Седугин
Весна в окно стучится.

68
69
70
71
72
73
74
75
76
77

«Зима недаром злится». Ф. Тютчев
Весенняя песня. По В. Бирюкову
Веснянка (Украинская народная песня)
Сосулька. По Э. Шиму
Выгляни, солнышко... Русская народная песня).
Мамин портрет. С. Вербова
Разноцветный подарок. . Синявский
Тихо-тихо. А. Седугин Лицом к весне. Р. Сеф
Ледоход. С. Вербова
Сон медвежонка. По Р. Фархади

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14

78
79
80
81
82

Медведь проснулся. Г. Ладонщиков
Скворушка. По Г. Скребицкому, Весенняя гостья. И. Белоусов.
Пчелки на разведках. По К. Ушинскому
Тюльпаны. По А. Баркову
Доскажи словечко. (Весенние загадки). Е. Савельева.

1
1
1
1
1

Веселые истории.

83
84
85
86
87

Перепутаница. Р. Фархади
Эхо. По Г. Остеру
Кто кем становится. В. Шибаев (в сокращении). Волшебный барабан. А. Усачев
Шишки. М. Пляцковский
Портрет. По Ю. Степанову

1
1
1
1
1

Родина любимая.

88
89
90
91
92
93
94

Скворец на чужбине. Г. Ладонщиков

1
1
1
1
1
1
1

Наше Отечество. По К. Ушинскому
Флаг России. По Т. Кудрявцевой
Главный город страны. М. Ильин
Песня. В. Степанов
День Победы. А. Усачев
Страшный клад. По С. Баруздину
Здравствуй, лето!

9596
97
98
99
100
101
102

Что такое лето? А. Усачев
Что сказала бы мама? По Л. Воронковой

1

Земляника. М. Дружинина

1
1
1
2

Куда исчез гриб? По В. Хомченко
Еж-спаситель. По В. Бианки
Верное время. По Э. Шиму

Повторение

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».