Рабочая программа Ручной труд 3Б кл. ОВЗ

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, примерной Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений для 0-4 классов под редакцией И.М.Бгажноковой.
Адаптированная рабочая программа по ручному труду для 3 класса разработана для детей с легкой умственной
отсталостью на основе требований следующих нормативных документов:
 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
 Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобреннойрешением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2011 г.N 1015 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26«Об
утверждении САНПИН 2.4.2.3286 - 15"Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Цели образовательно-коррекционной работы
Цель программы обучения: развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий.
Задачи 1. Формировать и закреплять знания, умения и навыки, необходимые для деятельности любого вида.
2. Прививать интерес к обучению и уверенность в успешном выполнении учебных заданий.
3. Уточнять и расширять круг представлений обучающихся о предметах и явлениях окружающей действительности.
4. Развивать и координировать слуховое и зрительное восприятие, а также мелкие движения кисти и пальцев рук.
5. Повышать уровень общего развития школьников и корригировать индивидуальные отклонения (нарушения) в
развитии учащихся.
Общая характеристика учебного процесса
I.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии.
Обучение занимательному труду в 3 - 4 классе направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда,
развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — во время приходить на занятия, работать только на своем рабочем
месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять
правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно - гигиенические требования.
Место учебного предмета в учебном плане
Тематическое планирование рассчитано на
1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Для
реализации данного планирования был выбран учебник для 3 класса общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы, автор Л.А.Кузнецова "Технология. Ручной труд" 3 класс
Москва "Просвещение", 2018 г.
II.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно организовать в зависимости от характера
выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и
соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной
работы с колющими и режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей,
отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов
соединения деталей;
- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
- составление стандартного плана работы по пунктам;

- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и
картоном; нитками и тканью;
-выполнение несложного ремонта одежды)
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарногигиенических требований при выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и
поставленных целей; экономное расходование материалов;
- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и
выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической
работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Личностные результаты
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей
и социальных ролей.
Принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.
Сформировать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Проявление готовности к самостоятельной жизни.
III. Основное содержание учебного предмета
Работа с природными материалами.
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу птички из желудей, перьев и палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня, палочек.
Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки, бумажных, поролоновых или
кожаных изделий.
Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки, еловой шишки, палочек и бумажных
изделий.
Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха.
Перьев, меха, ракушек, зёрен опилок на плотной подложке (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным
сказкам и рассказам фигуры животных)
. Работа с бумагой и картоном.
Изготовление из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией. Изготовление счетного материала в форме
полосок, квадратов, треугольников, кругов: разметка бумаги и тонкого картона по шаблону; резание ножницами по
прямым и кривым линиям, оклеивание картона с одной стороны.
Изготовление закладки из тонкого картона: разметка бумаги и картона по линейке; резание бумаги и картона по
линиям разметки ножницами; оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Изготовление из бумаги и картона с
использованием материалов отходов поздравительных открыток, сувениров.
Изготовление о образцу мебели из коробочек, картона и бархатной бумаги (стол, кресло).
Работа с текстильными материалами.
Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косичек.
Изготовление стилизованных фигур из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы. Пришивание пуговиц с двумя
отверстиями – повторение приёмов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка.
Ознакомление с ручными стежками (смёточный стежок) Упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки
из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельной выкройке, смёточным стежком.

Оформление концов закладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки. Изготовление игольницы по
самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани. Выполнение
стежка «шнурок» на полосе бумаги в клетку. Вышивание на салфетке.

Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Количество
часов
2
4
10
8
4
4
3
35

Тема
Повторение
Работа с природным материалом
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами
Работа с проволокой
Работа с древесиной
Работа с металлоконструктором
Всего:

Календарно – тематическое планирование

IV.
№ п/п

Тема урока

Кол-во
уроков
Работа с природными материалами (2 ч)

3
4

Экскурсия в природу. Сбор природного материала.
Изготовление паука из природного материала.
Работа с бумагой и картоном (2 ч)
Изготовление подложек квадратной формы.
Окантовка картона полосками бумаги.

5

Работа с проволокой (1 ч)
Изготовление фигурок рыб из проволоки.

1
2

1
1
1
1
1

Работа с древесиной (4 ч)

6
7
8

Экскурсия в столярную мастерскую
Изготовление подставок прямоугольной формы из фанеры.
Изготовление флажков из бумаги и палочек.

1
1
1

Дата

9
10
11
12
13
14
15-16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34

Изготовление колышков для комнатных цветов из палочек.
Работа с металлоконструктором (2 ч)
Знакомство с металлоконструктором. Сборка по образцу треугольника из трёх плоских планок
Сборка по образцу квадрата
Работа с картоном и бумагой (5 ч)
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
Изготовление ёлочных игрушек.

1

Изготовление карнавальных масок.
Изготовление карнавальных головных уборов.
Отделка изделий аппликативными украшениями
Работа с бумагой и картоном (2 ч)
Изготовление доски для игры в шашки.
Изготовление папки для тетрадей.
Работа с текстильными материалами (4 ч)
Ознакомление с косым обмёточным стежком.
Упражнения на полосе картона по готовым проколам.
Изготовление закладки из фотоплёнки.
Оформление концов закладки кисточками.
Работа с древесиной (4 ч)
Вбивание гвоздя в древесину.
Извлечение гвоздя из древесины. (сжатие тем)
Ввёртывание шурупа в древесину.
Знакомство с полуфабрикатами кукольной мебели.
Работа с бумагой и картоном. Знакомство с объёмными изделиями
из картона и бумаги (2 ч)

1
2

Разметка развёртки коробки по шаблону.
Склеивание коробки по стыкам. (сжатие тем)
Знакомство с текстильными материалами (3 ч)
Составление рисунка по образцу на бумаге в клетку.
Вышивание рисунка на льняном полотне.
Оформление вышивкой салфетки. (сжатие тем)
Работа с металлоконструктором (4 ч)
Сборка тележки из металлоконструктора.
Изготовление по представлению вагончика.
Изготовление по представлению машины. (сжатие тем)

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».