Рабочая программа по курсу Логопедическкие занятия 3Б кл. ОВЗ

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Индивидуальные логопедические занятия» разработана на основе Адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на 2022-2023 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации ведущих специалистов в области
коррекционной педагогики И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Л.Г. Парамоновой, Е.В. Мазановой, Р.И. Лалаевой и
других авторов.
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при
достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка
(произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими
средствами в целях общения.
Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне недоразвития познавательной
деятельности, нарушенного психического развития в целом.
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в
учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Задачи:
-коррекция и развитие психологической базы речи;
-постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;
-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков
анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;
-формирование грамматической стороны речи;
-предупреждение и коррекция дисграфии;

Рабочая программа по коррекционному курсу «Индивидуальные логопедические занятия» имеет под собой методологические
и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований выступают принципы, определяющие построение,
реализацию программы и организацию работы по ней:
-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта;
рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей
работы;
- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей
работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы,
лексику и грамматический строй речи.
Речевые нарушения у детей в школе носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система,
нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.
Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях
звукобуквенного анализа.
Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также характеризуется качественными особенностями.
Дети с интеллектуальными нарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи.
Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В
процессе усвоения связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в
систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало
развёрнуты, фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями.
Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило,
маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.
Наиболее распространённые речевые расстройства у обучающихся младших классов и среднего звена – дефекты
звукопроизношения и нарушения устной и письменной речи.
Для которых характерно:
- нарушения звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;

- несформированность связной речи;
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими
на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и
программ гуманитарных предметов.
Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей с интеллектуальной недостаточностью способствует
развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся.
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционная работа проводится в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием
технологии личностно ориентированного развивающего обучения. Организационный период, предшествующий началу
систематических логопедических занятий рассчитан на две недели сентября в начале учебного года. На основании чего
комплектуются группы с учётом вида речевой патологии из учеников одного класса. В первых классах группы комплектуются
только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.
Наполняемость групп для логопедических занятий 4 – 6 обучающихся, подгруппы из 2-3 человек. Подгрупповые занятия
проводятся в тех случаях, когда у детей имеются тяжёлые нарушения речи.
На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой
индивидуальные занятия, в частности по постановке звуков. Продолжительность индивидуальных занятий- 20 минут. Занятия
проводятся с обучающимися с 15 сентября по 15 мая.
Количество часов на каждую тему не указанно, так как зависит от степени выраженности речевого недоразвития,
компенсаторных возможностей каждого обучающегося, его психофизиологических особенностей, состояния интеллекта,
регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала ребёнком.
Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:
1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа,
интонационной выразительность речи)
2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)
3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, работа с мозаикой, лепка, вырезывание,
штриховка…)
4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

5.Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики
для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
6. Работа над слоговой структурой слова.
7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)
8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)
9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)
10. Развитие грамматического строя речи
11. Задания и упражнения, направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.
12.С обучающимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.
В одно занятие включается не более пяти видов работы в начальных классах.
Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности
(зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным
является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся коррекционной школы трудно, долго, тяжело
формируются новые умения и навыки.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе на
более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития
познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях проводится
смена видов деятельности.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые;
личностно-ориентированные; технологии разноуровнего дифференцированного обучения, ИКТ.
Основными задачами коррекционно-логопедической работы в 3 классе являются:
1. Исправление недостатков письма и чтения, оставшиеся недостатки звукопроизношения;
2. Обучение осмысленному восприятию текста и пересказу с постепенным усложнением;
3. Вырабатывание осмысленного отношение к основным элементам языка,
4.Формирование элементарных знаний по грамматике, основных орфографических и пунктуационных навыков.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) содержание программы коррекционного курса «Индивидуальные логопедические занятия» реализуется в
рамках коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей
процесс освоения содержания АООП. В соответствии с Учебным планом МОУ «Вербенская СШ» на его изучение отводится
68 часов (2 часа в неделю).

Состав базовых учебных действий, обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало
школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах
более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной
учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные:
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на
доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Обучающиеся должны:
-овладеть первоначальными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-владеть этическими чувствами, быть доброжелательным и эмоционально отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам
других людей;
Коммуникативные:
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в
процессе обучения.
Обучающиеся должны:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - группа, учитель-группа);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом занятии и любом этапе обучения. Благодаря им
создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Обучающиеся должны:
-уметь управлять собой;
-адекватно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов;
-соблюдать ритуалы школьного поведения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
Познавательные:

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для
усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования
логического мышления школьников.
Обучающиеся должны (самостоятельно или с помощью учителя):
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать;
-наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях), уметь применять усвоенные навыки в учебной и
внеурочной деятельности.
Содержание коррекционного курса 3 класс
Обследование
I. Речь. Предложение. Слово
Органы речи. Речь. Речевые и неречевые звуки. Пространственные представления. Временные представления. Понятие о
предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. Членение речи на
предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Понятие о слове. Различение
понятий слово - предложение.
II. Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез
Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Образование гласных звуков. Образование согласных
звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Выделение первого звука в слове. Определение количества и
места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Различение звуков и букв.
III. Ударение
Понятие ударения. Соотношения слова с его ритмическим рисунком. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль
ударения. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного
IV. Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ и синтез слов
Слогообразующая роль гласного. Слог. Деление слов на слоги. Слоговой анализ и синтез слов. Выделение первого слога в
слове. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двух- и трёх-сложных слов на слоги.
Перенос части слова при письме
V. Гласные 2-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные

Образование гласных: я, ю, е, ё, и. Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё , и, я, ю) и ь.
Дифференциация гласных звуков первого и второго ряда (а-я, у-ю, э-е, о-ё, ы-и) Твёрдые и мягкие согласные. Выделение на
слух твёрдого и мягкого звучания согласных. Обозначение мягкости согласных на письме ь (в конце слова и в середине слова)
VI. Парные звонкие и глухие согласные
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных на слух и в
произношении на материале слогов, слов. Дифференциация парных согласных звуков [б]- [п], [в]- [ф], [д] -[т], [г] -[к], [ж]- [ш],
[з]- [с]
VII. Свистящие и шипящие согласные, аффрикаты
Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков [с]- [ш], [з]- [ж], [ч] -[т’], [щ] [ч], [щ]- [с’], [ц]- [с], [ц] -[т’], [ц] -[ч]
VIII. Сонорные согласные
Уточнение и сравнение артикуляции соноров. Звуки [л]-[л’]. Буква Л. Звуки [р]-[р’]. Буква Р. Дифференциация звуков[р-л] в
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
IX. Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам
Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на
письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация, букв сходных по оптическим и
кинетическим признакам (и-у, п-т, и-ш)
Материально-техническое обеспечение
Методические пособия для учителя-логопеда:
1.Дорофеева С.Е, Семенюта Л.В., Маленьких Л.А. Коррекция нарушений речи у младших школьников. М., 2017.
2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе, О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, М., 2015.
3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2021.
План занятий с использованием тренажёра.
Сначала при знакомстве с новым материалом тренажёр может выступать как элемент первичного закрепления языкового
материала на специально отобранном материале и способ поощрения за хорошую работу. Постепенно упражнения с
компьютером отводится всё больше времени, вплоть до полномасштабного занятия. В последующем при отработке
коммуникативных навыков компьютерный тренажёр может быть использован как элемент разминки, способ включения
ребёнка в задание или для активизации и повторения изученного материала.
Варианты простых упражнений для глаз (после занятий на компьютере):
1. «Бабочка».
Часто-часто похлопайте ресничками, то есть поморгайте. Оказывается, перед монитором глаза ленятся и перестают моргать, а
это вредит нашему зрению.
2. «Вверх-вниз».

Голову держите прямо, не запрокидывайте. Смотрите прямо перед собой. Медленно поднимите взгляд на потолок, задержите
на пару секунд, затем также медленно опустите его на пол и тоже задержите. Голова во время выполнения упражнения
остается неподвижной.
3. «Маятник».
Голову держите прямо, смотрите перед собой. Посмотрите влево, затем медленно переведите взгляд вправо. Голова
неподвижна, работайте только глазами.
4. «Восьмерка».
Голову держите прямо, смотрите перед собой. Мысленно представьте себе горизонтальную восьмерку (или знак
бесконечности) максимального размера в пределах вашего лица и плавно опишите ее глазами. Повторите упражнение
несколько раз в одну сторону, затем в другую. После этого часто-часто поморгайте.
5. «Циферблат».
Представьте перед собой большой циферблат золотого цвета (ученые считают, что именно этот цвет способствует
восстановлению зрения). Выполняйте круговые движения глазными яблоками, оставляя при этом голову неподвижной.
6. «Карандаш».
Возьмите карандаш в правую руку и вытяните ее, подняв карандаш на уровне глаз. Смотрите на кончик карандаша и медленно
отводите руку вправо, затем влево, провожая пишущий предмет глазами, но не двигая головой.
7. «Прекрасное далеко».
Подойдите к окну и посмотрите вдаль, затем на кончик носа – это тренирует глазную мышцу. Повторите упражнение
несколько раз.
8. «С широко закрытыми глазами».
Закройте глаза и попробуйте описать ими воображаемый круг, затем горизонтальную восьмерку, потом крестик.
9. «Жмурки». Несколько раз сильно зажмурьтесь, потом просто закройте глаза и посидите 20-30 секунд.

Тематическое планирование
№

Кол-во
часов

Наименование разделов и тем

Дата
план

1

Обследование. 6 часов

1

Речь. Предложение. Слово

2

Органы артикуляции. Строение, основные функции и
движения

1

3

Речь. Речевые и неречевые звуки

1

4

Пространственные представления

1

5

Временные представления

1

6

Предложение. Предложение как единица речи.

1

7

Выделение предложения из текста.

1

8

Деление текста на предложения

1

9

Предложение и его схема

1

Дифференциация понятий «предложение» - «слово»

1

10

факт

11

Различение набора слов и предложений

1

12

Порядок слов в предложении

1

13

Составление предложений из слов

1
Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез

14

Звуки речи. Способы их образования

1

15

Дифференциация понятий «звук» - «буква»

1

16

Порядок букв в русской азбуке. Алфавит

1

17

Гласные и согласные звуки и буквы, их различия

1

18

Упражнение в звукобуквенном анализе и синтезе слов

1

Ударение

19

Ударение. Роль ударения в различении смысла слова

1

20

Гласные ударные и безударные

1

21

Характеристика звучания гласных в ударном и безударном
положении

1

22

Выделение ударной гласной в слове

1

23

Упражнение в постановке знака ударения в словах

1

Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ и синтез слов.

24

Слог – как часть слова

1

25

Слогообразующая роль гласных

1

26

Деление слов на слоги

1

27

Перенос части слова при письме

1

28

Практические упражнения в переносе слов при письме

1

Гласные 2-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные.

29

Буква Я

1

30

Дифференциация гласных А-Я

1

31

Буква Ю

1

32

Дифференциация гласных У-Ю

1

33

Буква Е

1

34

Дифференциация гласных Э-Е

1

35

Буква Ё

1

36

Дифференциация гласных О-Ё

1

37

Буква И

1

38

Дифференциация гласных Ы-И

1

39

Обозначение мягкости согласных буквой ь на конце слова

1

40

Обозначение мягкости согласных буквой ь в середине слова

1

1
41

Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце и
в середине слова

42

Различение твердых и мягких согласных

1

VI. Парные звонкие и глухие согласные

43

Дифференциация [б]-[п]

1

44

Дифференциация [в]-[ф]

1

45

Дифференциация [д]-[т]

1

46

Дифференциация [г]-[к]

1

47

Звук [ж]. Буква Ж

1

48

Звук [ш]. Буква Ш

1

49

Дифференциация [ж]-[ш]

1

50

Анализ гласных после шипящих жи-ши

51

Дифференциация [з]-[с]

1

Свистящие и шипящие согласные, аффрикаты

52

Дифференциация [с]-[ш]

1

53

Дифференциация [з]-[ж]

1

54

Звук [ч] и буква Ч Анализ и правописание гласных после ч

1

55

Дифференциация [ч]-[т’]

1

56

Звук [щ] и буква Щ. Анализ и правописание гласных после
щ

1

57

Дифференциация [щ]-[ч]

1

58

Дифференциация [щ]-[с’]

1

59

Звук [ц] и буква Ц

1

60

Дифференциация [ц]-[с]

1

61

Дифференциация [ц]-[т’]

1

62

Дифференциация [ц]-[ч]

1

Сонорные согласные

63

Звуки [л]-[л’] Буква Л

1

64

Звуки [р]-[р’] Буква Р

1

65

Дифференциация [л]-[р]

1
Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам

66

Дифференциация букв и-у

1

67

Дифференциация букв п-т

1

68

Дифференциация букв и-ш

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».